Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДОСТУПА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДОСТУПА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕТРОПОЛИТЕН / ИНВАЛИД

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пахомова Г.Ф., Пахомова Е.Д.

Обслуживание, безопасность, комфортность, стоимость - те показатели по которым складывается качество обслуживания пассажиров метрополитена. Все большее значение в последнее время придается доступности общественного транспорта для инвалидов и маломобильных групп населения. Статья посвящена исследованию обеспечения доступности Новосибирского метрополитена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF ORGANIZATIONAL MECHANISMS ACCESSING SMALL GROUP OF POPULATION TO NOVOSIBIRSK METROPOLITAN

Service, safety, comfort, cost - those indicators for which the quality of services for passengers of the subway develops. Increasing importance has recently been attached to the availability of public transport for the disabled and the less mobile groups. The article is devoted to the investigation of the accessibility of the Novosibirsk metro.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДОСТУПА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН»

УДК 001.201

Пахомова Г. Ф., к.техн.н.

доцент

кафедра «Системный анализ» Сибирский государственный университет путей сообщения

Пахомова Е.Д. студент 2 курса факультет «Бизнес-информатика» научный руководитель: Пахомова Г.Ф., к.техн.н.

доцент

Россия, г. Новосибирск ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ДОСТУПА МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В НОВОСИБИРСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

UDC 001.201

Pakhomova GF, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Associate Professor of the Department of System Analysis

Siberian State Transport University Russia, Novosibirsk Pakhomova E.D.

student

2 year, Faculty of Business Informatics

Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Pakhomova G.F. Candidate of Technical Sciences, Associate Professor INVESTIGATION OF ORGANIZATIONAL MECHANISMS ACCESSING SMALL GROUP OF POPULATION TO NOVOSIBIRSK

METROPOLITAN Аннотация. Обслуживание, безопасность, комфортность, стоимость - те показатели по которым складывается качество обслуживания пассажиров метрополитена. Все большее значение в последнее время придается доступности общественного транспорта для инвалидов и маломобильных групп населения. Статья посвящена исследованию обеспечения доступности Новосибирского метрополитена.

Ключевые слова: доступность, общественный транспорт, метрополитен, инвалид, маломобильные группы населения.

Annotation. Service, safety, comfort, cost - those indicators for which the quality of services for passengers of the subway develops. Increasing importance has recently been attached to the availability of public transport for the disabled and the less mobile groups. The article is devoted to the investigation of the accessibility of the Novosibirsk metro.

Keywords: accessibility, public transport, underground, invalid, low mobile groups of the population.

Введение

В исследовательской работе рассматривается доступная среда метрополитена и ее обеспечение для маломобильных групп населения города Новосибирска, к которым на сегодняшний день относятся люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.

Анализ направлений исследования, проводимых в рамках исследовательской работы, свидетельствует о том, что в отечественной практике недостаточно проработана методика совершенствования транспортного обслуживания различных потребителей транспортных услуг, которое бы соответствовало современным требованиям достижения необходимого уровня доступности.

Актуальность темы исследования:

Актуальной проблемой в городе Новосибирске в настоящее время является обеспечение доступной среды метрополитена маломобильным группам населения, заключающейся в свободном передвижении и доступе к объектам инфраструктуры населенного пункта не только здорового населения, но и людям с ограниченными возможностями, временными или постоянным ухудшением состояния здоровья.

Цель исследовательской работы:

Анализ доступа в метро для МГН

Объект:

Система обеспечения оборудования

Область применения - общественным транспортом, конкретно метрополитен, на примере Новосибирска.

Практическая значимость - анализ управленческого решения по реконструкции метрополитена в Новосибирске для нужд МГН.

Научная новизна - обоснован новый механизм организации доступа, отражающего приспособление общественных сооружений для нужд МГН.

Назначение исследования: в перспективе использование государственными органами предложенного организационного механизма повышения уровня доступности МГН по перемещении в пространстве.

Раздел I. Постановка исследования

С проблемами временного или постоянного нарушения здоровья на протяжении жизни встречается каждый.

В Новосибирской области проживает 198,5 тысячи инвалидов, что составляет 7,1 % от общей численности населения региона.

Количество:

• инвалидов-колясочников составляет 2801 человек,

• инвалидов по зрению - 2350 человек,

• инвалидов по слуху - 1936 человек.

Иные маломобильные группы населения - около 360 тысяч человек

[1].

Большие трудности в поиске работы, получении медицинской помощи, образования, проблемы в доступе к объектам социальной защиты населения, культуры и спорта, по сравнению с другими категориями граждан, во многом связаны с трудностями в передвижении и недостаточной доступности транспортной инфраструктуры города для маломобильных групп населения.

Но очевидная необходимость оптимизации пространства в Новосибирской области до настоящего времени не привлекла должного внимания. Можно выделить следующие основные проблемы [1]:

• оборудование тротуаров, пешеходных переходов, пандусов в соответствии с действующими нормативами. В настоящее время даже на вновь сданных объектах не всегда предусмотрена возможность передвижения, например, на инвалидной коляске;

• освоение технологий и создание универсальной среды, которая была бы удобна для маломобильных групп населения;

• повышение доступности объектов социального назначения за счет преодоления формального подхода к их оборудованию;

• проведение практических испытаний специальных устройств для спуска/подъема на транспорте, а также лифтовых устройств, подробно о которых будет рассмотрено во 2 разделе исследовательской работы.

Если бы они были решены, социальное пространство Новосибирска (и области) было бы действительно доступно для всех категорий граждан [2].

Подготовлен краткий обзор особенностей метрополитена Новосибирска, связанных с навигацией и доступностью для маломобильных категорий пассажиров.

1. Внутренняя структура метрополитена

1.1 Доступность

1.1.1 Лифты и подъемники

Ни одна из станций Новосибирского метрополитена не оборудована лифтами. Единственная станция, проект которой предусматривал размещение в одном из вестибюлей лифта для инвалидов — это станция «Золотая Нива». Что касается действующих станций, то внутри них установить лифты невозможно, даже при рассмотрении осуществления реконструкции.

1.1.2 Двери и турникеты

Ширина большинства дверей новосибирского метрополитена не более 75 см, что существенно затрудняет доступ в метро маломобильным категориям пассажиров, в том числе инвалидам-колясочникам. Двери шириной 100 см расположены только в одном месте на станции «Золотая Нива». Проход в них осуществляется минуя стандартные двери шириной 72 см.

Ширина турникета около 60 см, но на каждой станции есть специальные автоматические ворота шириной около 90 см (ворота работают как на вход, так и на выход), расположенный рядом с контролирующим

персоналом.

1.1.3 Лестничные марши

Только 7 из 13 станций новосибирского метро оборудованы эскалаторами.

1.2 Навигация

Для пассажиров со слабым зрением на первые и последние ступени лестничных маршей станций новосибирского метрополитена наносятся ограничительные линии яркого цвета. На пассажирских платформах станций выполнена сигнальная разметка ярко-желтого цвета, обозначающая места открытия дверей вагонов электропоезда.

На станции «Золотая Нива» на стены нанесена тактильная разметка для пассажиров — инвалидов по зрению. Также на каждой станции метрополитена размещена схема расположения выходов в город [1,4].

Раздел II. Описание исследования

Во втором разделе исследования представлены уже готовые к реализации проектные решения, основные объемы оборудования и стоимость работ, а также приложения в виде графических смех и техническая спецификация лифтовой системы.

1. Общие положения

Проектными решениями предусматривается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение удобного доступа маломобильных групп населения и инвалидов на действующие станции Новосибирского метрополитена для пользования его услугами.

2. Основные проектные решения

В соответствии с требованиями ГОСТ, при определении мероприятий по обеспечению беспрепятственного пользования инвалидами действующим Новосибирским метрополитеном предусмотрены следующие мероприятия:

• Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата запроектированы лифты с дневной поверхности в уровень пола подземных пешеходных переходов, а также лестничные подъемные платформы для перемещения из уровня кассового зала уровень платформы и обратно;

Доступ инвалидов на станции осуществляется через кассовые залы вестибюлей, исключение составляют станции «Сибирская» и «Красный проспект».

Проектными решениями обеспечена безопасность МГН в соответствии с требованиями СП 120.13330.2012 с учетом мобильности инвалидов различных категорий.

Ширина в свету участков эвакуационных путей, используемых МГН, не менее:

- дверей 0.9 м;

- коридоров 1.8 м.

В качестве лифтового оборудования заложен лифт «SYNERGY»,

лестничная подъемная платформа - «SUPRA» [3].

3. Исследования возможностей установки технического оборудования на станции метрополитена.

Для полного и объемного исследования взята станция метро «Заельцовская».

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, функций зрения и слуха к поездам метрополитена на станции предусмотрены следующие мероприятия:

- Входы на 3.4 вестибюля № 2 оборудуются лифтами с поверхности земли на уровень пола пешеходного перехода;

- Для спуска в уровень платформы в вестибюле №2 для маломобильных групп населения предусмотрена лестничная подъемная платформа;

- Спуск с уровня пешеходного перехода в уровень кассового зала вестибюля № 2 оборудуется пандусом;

- Замена дверных блоков (установка дверей, обеспечивающих доступ инвалидам-колясочникам) на путях следования пассажиров. Двери по ширине не менее 0,9 м, распашные с фиксированным открыванием, без порога и выделенные яркой маркировкой. Двери на качающихся петлях и вертушки на пути движения этих групп инвалидов запрещены;

Перила на лестничных сходах имеют стойки на первой и последней ступеньке лестничного марша для фиксации начала и конца спуска (подъема).

На лестнице, соединяющей кассовый зал вестибюля №2 и платформу, первая и последняя ступеньки лестничного марша должны быть выполнены из гранита с шероховатой поверхностью. Для передвижения слабовидящих пассажиров по пешеходным переходам вдоль стен на высоте 1 м от пола выполняется полоса шириной 300 мм с шероховатой поверхностью из того же материала, что и полы. Полосы с шероховатой поверхностью выполняются также перед дверями и турникетами.

Перед дверью шахты лифта выделена поверхность пола площадью 1,5 м х 1,5 м с контрастной отделкой пола в этой зоне.

Лифт в уровне поверхности земли имеет тамбур для защиты оборудования от атмосферных осадков вверху и возможность эксплуатации в температурном режиме, соответствующему определенному типу лифта.

Цвет и поверхность дверей шахты и тамбура лифта контрастируют с цветом и поверхностью стен перехода и вестибюля.

В уровне платформы для пассажиров с нарушением функции зрения предусмотрено следующее:

- На расстоянии 60см от края платформы необходимо предусмотреть светодиодную полосу шириной 10 см. (Прил.1 [3])

Приложение 1- Предварительная смеха станции «Заельцовская» 4. Основные объемы и стоимость работ по обеспечению доступа МГН на станции Новосибирского метрополитена (Табл 1) [3]. Таблица 1 - Объемы и стоимость

Название станции Количество лифтов Количество лестничных подъемных платформ Количество дверных блоков на замену2, шт. Строительный объем, м3

«Заельцовская» 2 1 1 149,4

«Гагаринская» 2 1 3 148,4

«Красный проспект» 1 2 - 400,05

«Площадь Ленина» 2 1 1 748,46

«Октябрьская» 2 1 2 148,4

«Речной вокзал» - 2 2 1,0

«Студенческая» 2 1 3 148.4

«Площадь Маркса» 1 2 6 74.2

«Площадь Гарина-Михайловского» 1 1 2 74,2

«Сибирская» - 2 - 1.0

«Маршала Покрышкина» 2 1 1 148,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Березовая роща» 1 2 5 75,2

Итого по станциям: 16 17 25 2117,0

Стоимость проектирования:

Исходя из таблицы видно, что для 12 станций метрополитена необходимо 16 единиц лифтов общей стоимостью около 34 миллионов рублей.

5. Типовые решения по станциям Новосибирского метрополитена представлено в приложении 2 [3].

Типовые решения по станциям Новосибирского метрополитена

Вход нп станцию, оборудобанныО лифтом

Приложение 2 - Предварительные типовые решения

6. Подробное рассмотрение оборудованных систем.

6.1 Лестничная наклонная платформа с алюминиевой направляющей «Supra»

Supra - платформа, спроектированная для движения по лестнице с различной величиной уклона и несколькими лестничными пролетами. Supra - наклонная платформа, отличающаяся новизной конструкции эргономичностью, создана для удовлетворения самых высоких запросов пользователей в области комфорта и качества.

Благодаря уникальной концепции направляющих, Supra подходит для установки практически на всех типах лестниц, как прямых, так и изогнутых. Двойные направляющие платформы Supra гарантируют надежность конструкции, а их размещение совместно с перилами, обеспечивает оптимальное использование пространства.

«Supra» удовлетворяет требованиям соответствующих европейских стандартов. Размеры и образец оборудования представлены в приложении 3 -4. Технические характеристики и опции оборудования представлены в виде таблицы 2 [3].

Таблица 2 - Тех. характеристики и опции оборудования [3,4]

Технические характеристики: Опции:

• Номинальная грузоподъемность: макс. 300 кг; • Скорость: 7-13 см/с; • Потребляемая мощность: 0,35/0,75 кВт; • Электропитание: 230 Вольт, 50 Гц; • Двигатель: 24 Вольт; • Максимальный угол наклона: 00 - 450; • Максимальная высота подъема: 40м; • Соответствие нормам: 2006/42/СЕ, ЕК 81-40 • Стандартный размер платформы: 1250 х 850 • Защитный поручен; • Противоударный и противоаварийный защитные механизмы; • Панель управления платформе; • Грузовзвешивающее устройство; • Конструктивное исполнение для наружной уставки.

Размеры:

---* 1 1 3-----

llaJV*'CI О 'Hi (j— 1 I Г 1 К

Лжнадм «■»• "V \ \ / \ / W J А jf '»nmneiu.a mtm.

Приложение 3 - Графическое представление лестничной наклонной

«Supra»

jj __ tSM* ¡im*

Приложение 4 - Графическое представление лестничной наклонной «Supra»

6.2 Лифтовая система «Synergy»

Лифт «Synergy» - Канатный пассажирский лифт с частотным регулированием, без машинного помещения.

Основные технические характеристики представлены в таблице 3. Размеры и образец оборудования представлены в приложении 5 [3]. Таблица 3 - Технические характеристики

Основные данные: Кабина: Шахта: Двери:

Грузоподъёмность: 630 кг.; Скорость: 1 м/с.; Высота подъема: 5 м.; Остановки: 2; Расположение противовеса: справа Ширина кабины: 1100 мм; Глубина кабины: 1400 мм; Высота кабины: 2300 мм; Высота шахты: 9,7 м; Верхнее пространство шахты: 3600 мм; Ширина шахта: 1600 мм; Глубина шахты: 2020 мм Ширина двери: 900 мм; Высота двери: 2100 мм; Монтаж двери: в шахте

Приложение 5- Предварительные чертеж шахты 6.2.1 Вертикальное сечение шахты В приложении 6 указаны 2 вида модели «Synergy»:

1. «Synergy» - минимальные верхний этаж и приямок шахты для максимального использования пространства.

2. «Synergy» - с традиционным верхним этажом и приямкой шахты.

п

mm

—1

Mi 1

Приложение 6 - Предварительные схемы вертикальных сечений

шахты

Принятые в предпроектных проработках решения соответствуют требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил и норм, действующих на территории Российской Федерации. Раздел III. Оценка эффективности программы

В ходе исследований сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития городской транспортной системы с учетом доступности. Для обеспечения доступности транспортный инфраструктуры и услуг общественного пассажирского транспорта необходимо вести работу в направлении обеспечения доступности подвижного состава общественного транспорта и транспортных сооружений.

Транспортная инфраструктура является связующим звеном в цепочке реализации человеческих потребностей. Ее экономическая эффективность возрастает по мере увеличения доступности всей системы.

Использованные источники:

1. «Большой Новосибирск». URL: http://news.ngs.ru (дата обращения: 05.04.2017)

2. Сафронов, К.Э. Требования к подвижному составу ГПТ для перевозки инвалидов / К.Э. Сафронов // Автомобили, специальные и технологические для Сибири и Крайнего Севера: материалы 59 Международной науч.-техн. конф. - Омск: Си- бАДИ, 2007. - С 251-253.

3. СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения»

4. Шерстникова Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 58-61.

УДК 629.039.58

Положенцева А.В.

бакалавр Положенцев В.Ю.

бакалавр

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ВЕЛИЧИН АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ Аннотация: В статье предложен расширенный перечень контролируемых величин средствами автоматизированной системы контроля радиационной обстановки атомных электростанций. Перечень основан на законах, нормах и правилах действующих в Российской Федерации.

Ключевые слова: автоматизированная система контроля радиационной обстановки, окружающая среда, контролируемая величина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.