Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ'

АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ПАССАЖИРЫ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ / ФРОНТЛАЙН-ПЕРСОНАЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фадейкина В.С., Пехова М.М.

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение доступности железнодорожных вокзальных комплексов города Новосибирска для маломобильных пассажиров. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что организация доступной, комфортной, безопасной среды для всех пассажиров на всех видах транспорта является одной из важнейших задач Российской Федерации. Руководство ОАО «Российские железные дороги» ответственно подошло к реализации государственной программы «Доступная среда». Оказание транспортных услуг маломобильным пассажирам во многом осуществляется при помощи сотрудников вокзалов и поездных бригад. Чем лучше технически оснащены вокзалы, перроны, переходы, вагоны, тем комфортнее, легче персоналу ОАО «РЖД» обеспечивать качественное и безопасное обслуживание пассажиров с нарушением здоровья. Организация доступной среды создает не только комфорт и безопасность для пассажиров, но и комфортные условия труда для фронтлайн-персонала и для сотрудников, обеспечивающих безопасность пассажирских перевозок. Метод исследования: наблюдение и анализ документов. Объектом исследования стали железнодорожные вокзалы города Новосибирска: Новосибирск-Главный, Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный, Новосибирск-Юж-ный. При проведении исследования учитывались требования, указанные в СП 59.13330.2016. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что за последние годы железнодорожные вокзалы города Новосибирска претерпели серьезные изменения, все их функциональные объекты в той или иной степени доступны для маломобильных пассажиров. Но многие из них (входные группы, лестничные проемы, низкие перроны) пассажиры данной категории могут преодолевать только в сопровождении сотрудников вокзалов, а в ряде случаев это требует немалых физических усилий со стороны последних. Для создания безбарьерной среды важно оборудовать вокзалы автоматически открывающимися дверьми, индукционными системами, пандусами, соответствующими требованиям; дооборудовать вокзалы и привокзальную территорию напольными тактильными направляющими указателями. При увеличивающемся потоке пассажиров с нарушением здоровья в будущем может сложиться такая ситуация, при которой лично сопровождать всех маломобильных пассажиров по функциональным зонам вокзальных комплексов дежурные сотрудники вокзалов не смогут физически. В связи с этим необходимо прилагать усилия по оборудованию вокзалов, вагонов устройствами, позволяющими маломобильным гражданам самостоятельно получать транспортную услугу и преодолевать имеющиеся барьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фадейкина В.С., Пехова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACCESSIBILITY OF RAILWAY STATION COMPLEXES IN NOVOSIBIRSK FOR PASSENGERS WITH RESTRICTED MOBILITY

The article presents the results of a research aimed at studying the accessibility of railway station complexes in Novosibirsk for passengers with restricted mobility. The study is of high relevance due to the fact that the organization of an accessible, comfortable, safe environment for all passengers on all types of transport is one of the priorities in the Russian Federation. The management of JSC “Russian Railways” has responsibly approached the implementation of the state program “Accessible Environment”. The provision of transport services to passengers with restricted mobility is largely implemented with the help of employees of railway stations and train crews. The better technically equipped the stations, platforms, crossings, and wagons are, the more comfortable and easier it is for the Russian Railways staff to provide high-quality and safe service to passengers with health disorders. The organization of an accessible environment not only creates comfort and safety for passengers, but also provides comfortable working conditions for front-line personnel and psychological comfort for employees who ensure the safety of passenger transportation. The research methods are observation and the analysis of documents. The object of the study were four railway stations in Novosibirsk: Novosibirsk-Main, Novosibirsk-Western, Novosibirsk-Eastern, Novosibirsk-Southern. The conducted research allows us to conclude that in recent years the railway stations of Novosibirsk have undergone serious changes, all the functional objects of the railway stations in Novosibirsk are more or less accessible to passengers with restricted mobility. However, passengers of this category can move through many functional objects of railway station complexes only when accompanied by railway stations employees, and it sometimes requires considerable physical efforts on the part of employees. Such objects include entrance groups, stairways, low platforms. To create a barrier-free environment, it is important to equip the stations with automatically opening doors, induction systems, ramps that meet the requirements, to install floor-mounted tactile guide signs in the stations and station forecourts. As the flow of passengers with restricted mobility will increase in the future, a situation may arise that the station staff on duty will simply not be able to physically accompany all disabled passengers in all functional zones of railway station complexes. In this regard, it is necessary to make efforts to equip railway stations and wagons with devices that allow PRMs to independently receive transport services and seamlessly move through railway stations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ»

DOI 10.52170/2618-7949_2021_11_16 УДК 656.01

В. С. Фадейкина, М. М. Пехова

Анализ доступности железнодорожных вокзальных комплексов города Новосибирска для маломобильных пассажиров

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение доступности железнодорожных вокзальных комплексов города Новосибирска для маломобильных пассажиров. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что организация доступной, комфортной, безопасной среды для всех пассажиров на всех видах транспорта является одной из важнейших задач Российской Федерации. Руководство ОАО «Российские железные дороги» ответственно подошло к реализации государственной программы «Доступная среда». Оказание транспортных услуг маломобильным пассажирам во многом осуществляется при помощи сотрудников вокзалов и поездных бригад. Чем лучше технически оснащены вокзалы, перроны, переходы, вагоны, тем комфортнее, легче персоналу ОАО «РЖД» обеспечивать качественное и безопасное обслуживание пассажиров с нарушением здоровья. Организация доступной среды создает не только комфорт и безопасность для пассажиров, но и комфортные условия труда для фронтлайн-персонала и для сотрудников, обеспечивающих безопасность пассажирских перевозок. Метод исследования: наблюдение и анализ документов. Объектом исследования стали железнодорожные вокзалы города Новосибирска: Новосибирск-Главный, Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный, Новосибирск-Южный. При проведении исследования учитывались требования, указанные в СП 59.13330.2016.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что за последние годы железнодорожные вокзалы города Новосибирска претерпели серьезные изменения, все их функциональные объекты в той или иной степени доступны для маломобильных пассажиров. Но многие из них (входные группы, лестничные проемы, низкие перроны) пассажиры данной категории могут преодолевать только в сопровождении сотрудников вокзалов, а в ряде случаев это требует немалых физических усилий со стороны последних. Для создания безбарьерной среды важно оборудовать вокзалы автоматически открывающимися дверьми, индукционными системами, пандусами, соответствующими требованиям; дооборудовать вокзалы и привокзальную территорию напольными тактильными направляющими указателями.

При увеличивающемся потоке пассажиров с нарушением здоровья в будущем может сложиться такая ситуация, при которой лично сопровождать всех маломобильных пассажиров по функциональным зонам вокзальных комплексов дежурные сотрудники вокзалов не смогут физически. В связи с этим необходимо прилагать усилия по оборудованию вокзалов, вагонов устройствами, позволяющими маломобильным гражданам самостоятельно получать транспортную услугу и преодолевать имеющиеся барьеры.

Ключевые слова: маломобильные группы населения, маломобильные пассажиры, доступная среда, железнодорожный вокзал, фронтлайн-персонал.

Организация доступной, комфортной, безопасной среды для всех пассажиров на всех видах транспорта является одной из важнейших задач Российской Федерации. Реализация государственной программы «Доступная среда» до 2025 года ставит целью увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (МГН) приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры до 61,8 % к 2025 году [1].

При оказании железнодорожных транспортных услуг к маломобильным относятся пассажиры с инвалидностью I и II группы, имеющие стойкие расстройства функций зрения, слуха и самостоятельного передвижения, а также пассажиры, имеющие временные ограничения здоровья с выраженными нарушениями функций зрения, передвигающиеся в креслах-колясках, с использованием костылей, ходунков, других технических средств передвижения [2].

Очевидно, что транспортная инфраструктура обеспечивает систему доступности как внутри муниципальных образований, так и в стране в целом. Руководство ОАО «Российские железные дороги» ответственно подошло к реализации государственной программы «Доступная среда», работа ведется по нескольким направлениям:

- разработаны и реализуются локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс формирования доступной среды в организации;

- реализуются программы обучения и инструктажа сотрудников ОАО «РЖД» по организации перевозки маломобильных пассажиров и оказанию им транспортных услуг [3];

- вводятся в эксплуатацию модернизированные вагоны, оборудованные специально под потребности маломобильных пассажиров, использующих при передвижении кресло-коляску;

- создан Центр содействия мобильности ОАО «РЖД», налажена его бесперебойная, эффективная работа, а также утвержден Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте;

- реализуются мероприятия по модернизации железнодорожных вокзальных комплексов с учетом потребностей маломобильных пассажиров.

На Западно-Сибирской железной дороге также реализуются все вышеуказанные направления работы. Важно отметить, что оказание транспортных услуг МГН во многом осуществляется при помощи сотрудников вокзалов и поездных бригад. Чем лучше технически оснащены вокзалы, перроны, переходы, вагоны, тем комфортнее и легче персоналу ОАО «РЖД» обеспечивать качественное и безопасное обслуживание пассажиров с нарушениями здоровья. Отмечено, что недостаток технических средств не позволяет перевозчикам в полном объеме выполнять требования транспортной безопасности пассажиров [4]. Организация доступной среды создает не только комфорт и безопасность для пассажиров, но и комфортные условия труда для фронтлайн-персонала и для сотрудников, обеспечивающих безопасность пассажирских перевозок [5]. Преодоление барьеров для МГН при помощи сотрудников, как правило, требует

от персонала приложения дополнительных физических усилий, эмоционального напряжения и может являться дополнительным источником профессионального стресса [6] из-за ответственности не только за качество предоставляемой услуги, но и за жизнь и здоровье пассажира. Создание доступной среды для пассажиров обеспечивает положительный имидж организации [7], формирует сервисный бренд ОАО «РЖД» [8], является одним из элементов достойного уровня жизни в регионе в целом [9].

Проведенное исследование направлено на изучение доступности железнодорожных вокзалов города Новосибирска для маломобильных пассажиров. Метод исследования: наблюдение и анализ документов. Объектом исследования стали железнодорожные вокзалы города Новосибирска: Новосибирск-Главный, Новосибирск-Западный, Новосибирск-Восточный, Новосибирск-Южный. При проведении исследования учитывались требования, указанные в СП 59.13330.2016.

В ходе исследования проанализирована доступность указанных вокзалов для пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках (К), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (О), слуха (Г) и зрения (С). Анализ выполнен по параметрам, указанным в таблице.

Как видим из таблицы, все функциональные объекты железнодорожных вокзалов города Новосибирска в той или иной степени до-

Результат анализа электронных паспортов доступности железнодорожных вокзалов

города Новосибирска [10]

Функциональная зона Новосибирск-Главный Новосибирск-Западный Новосибирск-Восточный Новосибирск-Южный

К О Г С К О Г С К О Г С К О Г С

Парковки Д Д Д Д Д Д УД УД Д Д УД УД Д Д УД УД

Привокзальная площадь Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д УД УД

Входные группы УД УД Д УД УД УД Д УД УД УД Д УД УД УД Д УД

Пути движения Д Д Д Д Д Д УД УД Д Д Д Д Д Д УД УД

Туалетные комнаты Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д

Залы ожидания Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д

Кассы Д Д УД Д Д Д УД УД Д Д УД УД Д Д УД УД

Камеры хранения Д Д Д Д

Комнаты отдыха Д Д Д Д

Платформы УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД

Коммерческие помещения УД УД УД УД

Вспомогательные технические средства УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД УД

Примечание. «Д» - функциональная зона полностью доступна для данной категории пассажиров при самостоятельном перемещении; «УД» - функциональная зона условно доступна для данной категории пассажиров, пассажир может посещать данную зону в сопровождении или при помощи сотрудника.

ступны для МГН. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Первым объектом исследования стал вокзал Новосибирск-Главный. Парковочные места для МГН обозначены разметкой и дорожным знаком, расположены на расстоянии 30 метров от входа в здание вокзала, что соответствует требованиям СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Привокзальная площадь обеспечена широкими проходами и позволяет свободно пользоваться креслом-коляской. Имеется напольная тактильная плитка, дающая возможность пассажирам с нарушением зрения ориентироваться в направлении движения.

Вход в здание вокзала не имеет вертикальных препятствий, оборудован кнопкой вызова персонала, информационными тактильными указателями, пиктограммами со шрифтом Брайля для слабовидящих пассажиров, а также информационной пиктограммой, информирующей о доступности вокзала для всех категорий маломобильных пассажиров. Входные двери оборудованы доводчиками. На вокзале налажено оказание помощи и сопровождение сотрудниками вокзала маломобильных пассажиров.

В здании вокзала имеется напольная тактильная навигационная плитка. Четыре туалетные комнаты оборудованы для маломобильных пассажиров в соответствии со всеми требованиями и оснащены телефоном для вызова персонала. В зале ожидания имеются специально отведенные места для маломобильных пассажиров. Для приобретения билетов оборудована касса с пониженным прилавком и переговорным устройством «пассажир-кассир». На вокзале имеются две комнаты отдыха, оснащенные для маломобильных пассажиров.

Выход на платформу оборудован электрическим подъемным устройством, позволяющим преодолевать лестничные марши пассажирам на колясках без значительных физических усилий сопровождающих лиц и сотрудников вокзала. На перроне имеются предупредительные сигнальные полосы, обозначающие границы опасных зон.

На всей территории вокзала обеспечивается звуковая (громкоговорители, акустиче-

ские системы), визуальная (табло, пиктограммы), световая, тактильная (применяется шрифт Брайля) навигация, позволяющая в комплексе получать информацию и ориентироваться в пространстве всем категориям маломобильных пассажиров. На все пути движения пассажиров нанесены предупредительные сигнальные полосы. На территории вокзала имеется кресло-коляска, которая предоставляется персоналом вокзала. Для посадки и высадки пассажиров в вагоны имеется подъемная платформа.

Для обеспечения подъема маломобильных пассажиров на верхние этажи вокзала имеется лифт, для преодоления лестничных маршей пассажирами в креслах-колясках - пандусы, наклонные и гусеничные подъемники (сту-пенькоход).

Оборудование вокзала позволяет маломобильным пассажирам многое выполнять самостоятельно, но в ряде случаев сопровождение сотрудников вокзала необходимо. При этом на вокзале установлено оборудование, которое позволяет персоналу оказывать помощь в кратчайшие сроки и без особых физических усилий.

На вокзале Новосибирск-Западный парко-вочные места для МГН обозначены дорожным знаком и разметкой и расположены на расстоянии 50 метров от входа в вокзал. Привокзальная площадь просторная, с качественным напольным покрытием. Вход в здание вокзала со стороны города оборудован пандусом, конструкция которого соответствует всем требованиям. Ширина дверных проемов достаточная для пассажиров в креслах-колясках, двери оборудованы доводчиками и сигнальной маркировкой.

В здании вокзала имеется касса с пониженным прилавком, оснащенная переговорным устройством «пассажир-кассир»; специально выделенная зона ожидания для МГН оборудована электронным табло; туалетная комната для маломобильных пассажиров соответствует всем требованиям и оснащена кнопкой вызова персонала. На вокзале предусмотрено дублирование визуальной информации речевой (звуковой), тактильной с использованием шрифта Брайля; имеются мнемосхемы. Для осуществления выхода на платформу оборудован проход, доступ-

ный для пассажиров в креслах-колясках. Границы опасных зон обозначены сигнальными полосами. На вокзале могут возникать трудности для маломобильных пассажиров, но организовано сопровождение дежурными сотрудниками вокзала.

Вокзал Новосибирск-Восточный, так же как и предыдущие объекты исследования, достаточно оснащен для МГН. Парковочные места для маломобильных пассажиров обозначены маркировкой и расположены на расстоянии 30 метров от входа в здание вокзала, что соответствует допустимым требованиям. Пандусы, которыми оборудованы входы в здание вокзала со стороны города и платформ, соответствуют техническим требованиям. Ширина дверных проемов достаточная и не является препятствием для пассажиров в креслах-колясках. Доводчики, установленные на входные группы, обеспечивают их легкое и плавное открытие и закрытие, но пассажирам с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе использующим кресло-коляску, использовать их самостоятельно может быть затруднительно.

Ширина коридоров в здании вокзала достаточная и позволяет осуществлять разворот кресла-коляски. К основным функциональным зонам уложены тактильные напольные указатели, имеется сигнальная предупреждающая маркировка. В здании вокзала имеются: лифт, соответствующий потребностям маломобильных пассажиров; адаптированная туалетная комната с кнопкой вызова персонала; касса с пониженным прилавком, оснащенная переговорным устройством и обозначенная знаком доступности; зал ожидания с выделенными местами для пассажиров с инвалидностью; кресло-коляска, предоставляемая сотрудниками вокзала в случае необходимости. На вокзале предусмотрено дублирование визуальной информации звуковой и тактильной (при помощи пиктограмм с шрифтом Брайля, мнемосхем). Выход на платформу оборудован расширенным проходом, на перроне опасные зоны обозначены предупредительной сигнальной полосой. Переход на платформы осуществляется по пешеходным настилам.

На вокзале Новосибирск-Южный парковка для автотранспорта расположена на территории города, на территории вокзала парковочные ме-

ста для автомобилей не предусмотрены. Привокзальная площадь просторная, с хорошим ровным покрытием, позволяющим свободно передвигаться пассажирам на креслах-колясках, но наличие бордюров требует сопровождения пассажиров данной категории. Лестничные марши оборудованы пандусами, которые не в полной степени соответствует требованиям СП 59.13330.2016, поэтому пассажиры, использующие кресло-коляску, не смогут ими самостоятельно воспользоваться. Отсутствие тактильной навигационной плитки может создавать трудности для пассажиров с нарушением зрения. Переход на платформы оборудован пешеходными настилами, но без сопровождения осуществить переход затруднительно. Входная дверь в здание вокзала оборудована доводчиками, но на ней нет сигнальной маркировки, и пассажирам с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающимся на коляске, самостоятельно открыть ее затруднительно.

В здании вокзала имеются пиктограммы со шрифтом Брайля, информирующие слабовидящих пассажиров о расположении функциональных объектов; туалетная комната адаптирована под потребности маломобильных пассажиров; в зале ожидания имеются выделенные места; касса вокзала оборудована низкорасположенным прилавком и переговорным устройством «пассажир-кассир». Здание вокзала оснащено напольной навигационной маркировкой, имеется кресло-коляска. Выход к платформам оборудован проходом для пассажиров в креслах-колясках, опасные зоны обозначены предупреждающей сигнальной полосой.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что за последние годы вокзалы города Новосибирска претерпели серьезные изменения и в целом соответствуют потребностям МГН. Но многие функциональные объекты вокзальных комплексов пассажиры данной категории могут преодолевать только в сопровождении сотрудников вокзалов, что в ряде случаев требует немалых физических усилий со стороны последних. К данным объектам можно отнести входные группы, лестничные проемы, низкие перроны. Для создания безбарьерной среды важно оборудовать вокзалы автоматически открывающимися

дверьми, индукционными системами, пандусами, соответствующим требованиям, дооборудовать вокзалы и привокзальную территорию напольными тактильными направляющими указателями.

При увеличивающемся потоке пассажиров с нарушением здоровья, повышении активности МГН в целом в будущем может сложиться такая ситуация, при которой лично сопровождать

всех маломобильных пассажиров по функциональным зонам вокзальных комплексов дежурные сотрудники вокзалов не смогут физически. В связи с этим необходимо прилагать усилия по оборудованию вокзалов, вагонов устройствами, позволяющими МГН самостоятельно получать транспортную услугу и преодолевать имеющиеся барьеры.

Библиографический список

1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» : утв. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363. URL: https://docs.cntd.ru/document/554102819?marker=6540IN (дата обращения: 29.09.2021).

2. Регламент взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса при обслуживании маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте : утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 25.06.2018 № 1338.

3. Гилева К. В. Дополнительное профессиональное образование как действующий элемент национальной системы квалификаций // Дополнительное профессиональное образование в условиях реформирования. Новосибирск, 2015. С. 37-43.

4. Бердышева Ю. А. К вопросу о безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (9). С. 34-38.

5. Юсупова Ф. А. Психологические аспекты обеспечения условий достойного труда работников, обеспечивающих безопасность движения поездов, многолетний опыт полигона Западно-Сибирской железной дороги // Системное обеспечение условий достойного труда : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2020. С. 202-207.

6. Ханагян Т. А., Гладкова Е. Б. Управление стрессом в организации // Политранспортные системы : материалы XI Междунар. науч.-техн. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2020. С. 927-932.

7. Пехова М. М., Мордвинова Е. Л. Имидж как фактор развития организации // Политранспортные системы : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2020. С. 932-935.

8. Мубаракшина О. А. Сервисный бренд как нематериальный актив компании // Инновационные тенденции развития управления персоналом: образование и практика : материалы регион. науч.-практ. конф. / Сиб. гос. ун-т путей сообщения. Новосибирск : Изд-во СГУПС, 2015. С. 188-191.

9. Андреева Н. Н., Самохвалова М. Р., Андреева Н. Н. Уровень жизни населения в регионе и факторы его повышения // Наука. Технологии. Инновации : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Гадюкина. Новосибирск : Новосиб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 183-187.

10. Карта доступности вокзалов // ОАО «РЖД» : сайт. URL : https://www.rzd.ru/ru/9523 (дата обращения: 29.09.2021).

V. S. Fadeikina, M. M. Pekhova

Analysis of the Accessibility of Railway Station Complexes in Novosibirsk for Passengers

with Restricted Mobility

Abstract. The article presents the results of a research aimed at studying the accessibility of railway station complexes in Novosibirsk for passengers with restricted mobility. The study is of high relevance due to the fact that the organization of an accessible, comfortable, safe environment for all passengers on all types of transport is one of the priorities in the Russian Federation. The management of JSC "Russian Railways" has responsibly approached the implementation of the state program "Accessible Environment". The provision of transport services to passengers with restricted mobility is largely implemented with the help of employees of railway stations and train crews. The better technically equipped the stations, platforms, crossings, and wagons are, the more comfortable and easier it is for the Russian Railways staff to provide high-quality and safe service to passengers with health disorders. The organization of an accessible environment not only creates comfort and safety for passengers, but also provides comfortable working conditions for front-line personnel and psychological comfort for employees who ensure the safety of passenger transportation. The research methods are observation

and the analysis of documents. The object of the study were four railway stations in Novosibirsk: Novosibirsk-Main, Novosibirsk-Western, Novosibirsk-Eastern, Novosibirsk-Southern.

The conducted research allows us to conclude that in recent years the railway stations of Novosibirsk have undergone serious changes, all the functional objects of the railway stations in Novosibirsk are more or less accessible to passengers with restricted mobility. However, passengers of this category can move through many functional objects of railway station complexes only when accompanied by railway stations employees, and it sometimes requires considerable physical efforts on the part of employees. Such objects include entrance groups, stairways, low platforms. To create a barrier-free environment, it is important to equip the stations with automatically opening doors, induction systems, ramps that meet the requirements, to install floor-mounted tactile guide signs in the stations and station forecourts.

As the flow of passengers with restricted mobility will increase in the future, a situation may arise that the station staff on duty will simply not be able to physically accompany all disabled passengers in all functional zones of railway station complexes. In this regard, it is necessary to make efforts to equip railway stations and wagons with devices that allow PRMs to independently receive transport services and seamlessly move through railway stations.

Key words: people with restricted mobility; passengers with restricted mobility; accessible environment; railway station; front-line service personnel.

Фадейкина Виктория Сергеевна - кандидат социологических наук, заведующая кафедрой «Социальная психология управления» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: vikifad@mail.ru

Пехова Марина Михайловна - старший преподаватель кафедры «Социальная психология управления» Сибирского государственного университета путей сообщения. E-mail: pehovamarina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.