Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТОСЭР НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТОСЭР НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Свердловская область / территория опережающего социально-экономического развития / государственная поддержка / рейтинг инвестиционной привлекательности / моногорода / инвестиции. / Sverdlovsk region / territory of leading socio-economic development / state support / rating of investment attractiveness / monocity / investments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкова Альбина Шамильевна

В статье затрагивается тема развития на территории Свердловской области проекта «Территория опережающего социально-экономического развития. Основные документы в сфере поддержки инвестиционной деятельности и проблемы региона в роли участника инвестиционных процессов. Кроме того, эффективность областной политики по поддержке предпринимательских проектов в рамках ТОСЭР, инвестиционная привлекательность региона, в целом, актуальность процесса дальнейшего создания ТОСЭР. Приведены примеры уже организованных и успешной действующих ТОСЭР на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ORGANIZATIONAL AND INVESTMENT-FINANCIAL FACTORS OF TOSER DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION

The article touches on the development of the Sverdlovsk region project "Territory of Advanced Social and Economic Development. The main documents in the field of support for investment activities and the problems of the region as a participant in investment processes. In addition, the effectiveness of the regional policy to support business projects within TOSER, the investment attractiveness of the region, in general, the relevance of the process of further creation of TOSER. Examples of the already organized and successful TOSER in the region are given.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТОСЭР НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №1/2021

ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ТОСЭР НА ПРИМЕРЕ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

STUDY OF ORGANIZATIONAL AND INVESTMENT-FINANCIAL FACTORS OF TOSER DEVELOPMENT ON THE EXAMPLE OF

SVERDLOVSK REGION

Бабкова Альбина Шамильевна, магистрант, Уральского Государственного экономического Университета, Направление подготовки: Государственное и муниципальное управление, кафедра региональной экономики, Россия, Екатеринбург, e-mail: albina4ural@mail.ru

Babkova Albina Shamilievna, Master's student, Ural State Economic University, Direction of training: State and Municipal Administration, Department of Regional Economics, Russia, Yekaterinburg, e-mail: albina4ural@mail.ru

Аннотация: В статье затрагивается тема развития на территории Свердловской области проекта «Территория опережающего социально-экономического развития. Основные документы в сфере поддержки инвестиционной деятельности и проблемы региона в роли участника инвестиционных процессов. Кроме того, эффективность областной политики по поддержке предпринимательских проектов в рамках ТОСЭР, инвестиционная привлекательность региона, в целом, актуальность процесса дальнейшего создания ТОСЭР. Приведены примеры уже организованных и успешной действующих ТОСЭР на территории региона. Abstract: The article touches on the development of the Sverdlovsk region project "Territory of Advanced Social and Economic Development. The main documents in

the field of support for investment activities and the problems of the region as a participant in investment processes. In addition, the effectiveness of the regional policy to support business projects within TOSER, the investment attractiveness of the region, in general, the relevance of the process of further creation of TOSER. Examples of the already organized and successful TOSER in the region are given. Ключевые слова: Свердловская область, территория опережающего социально-экономического развития, государственная поддержка, рейтинг инвестиционной привлекательности, моногорода, инвестиции. Keywords: Sverdlovsk region, territory of leading socio-economic development, state support, rating of investment attractiveness, monocity, investments.

В 2019 году рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Свердловской области на уровне «ВВ+», прогноз по рейтингам области изменился со «Стабильного» на «Позитивный» (кредитный рейтинг России — «ВВВ», ближайших соседей ХМАО, ЯНАО, а также Москвы — «ВВВ», причем прогноз стабильный, что означает, что в ближайшее время нет предпосылок для его изменения). Положительное влияние на кредитоспособность области оказывают низкая долговая нагрузка и высокие показатели ликвидности, а также наличие значительных промышленных фондов в контексте российской экономики. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2019 году подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне АА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Так же агентством в 2019 году присвоило Свердловской области инвестиционный рейтинг регионов — 1B, высокий потенциал — умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 21 место, по инвестиционному потенциалу — 5 место после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Краснодарского края. Наименьший инвестиционный риск — финансовый, наибольший — экологический. Наибольший потенциал — производственный.

Подтверждение кредитных рейтингов повышает инвестиционную привлекательность Свердловской области, также способствует расширению круга потенциальных инвесторов и кредиторов, открывает более широкий доступ к заемным средствам и другим источникам капитала. Это в свою очередь способствует дальнейшему росту экономики Свердловской области. Однако Свердловская область с точки зрения рейтинговых агентств имеет некоторые ограничения роста инвестиционной привлекательности, поскольку финансовые показатели области в значительной степени зависят от мировых цен на сырьевые товары, от спроса на ресурсы.

Основным документом в сфере поддержки инвестиционной деятельности является Инвестиционная стратегия Свердловской области до 2035 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 15.08.2019 года № 535-ПП. В нем определены основные приоритеты инвестиционной политики региона.

Многоуровневая система государственной поддержки инвестиционной деятельности сформирована на основе Закона Свердловской области от 30 июня 2006 года № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области». Кроме этого ряд мер поддержки утверждены различными федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, как, например, программа поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Эффективность областной политики поддержки инвестиционной деятельности можно оценить по показателю «Объёма инвестиций в основной капитал» в Свердловской области, который с 2011 года остаётся в пределах 330-370 млрд рублей в год, несмотря на отрицательные эффекты макроэкономической ситуации.

Одной из важнейших проблем является недостаточная активность Свердловской области в роли участника инвестиционных процессов, что

проявляется в ограниченном «бюджете развития». Так, например, инвестиционные затраты бюджета Свердловской области по итогам 2018 года значительно ниже, чем в российских регионах, лидирующих по этому показателю. Особенно заметна разница с Республикой Татарстан, где доля инвестиционных расходов бюджета субъекта в общем объеме инвестиций в основной капитал оказывается в 1,5 раза больше, а в общем объеме расходной части регионального бюджета - в 2,5 раза больше (в Свердловской области 5,5%, в Татарстане 8,2%) .

Также можно отметить трудности, связанные с риском невозможности улучшения инвестиционного климата данных территорий, отсутствие единой информационной системы поддержки и информирования во всех вопросах, связанных с перспективами и особенностями создания ТОСЭР в отдельных районах, пробелы в законодательстве, допускающие возможность реализации самых разнообразных мошеннических схем, чрезмерная централизация власти в руках управляющих компаний таких объектов и прочее. По аналогии с результатами функционирования особых экономических зон в Свердловской области (в частности, Титановой долины) существует опасность неоднозначно трактуемых результатов работы таких территорий в связи с тем, что до сих пор отсутствует единая методика оценки результатов деятельности как особых экономических зон, так и территорий опережающего развития в России, в то время как затраты бюджетов всех уровней на их создание достаточно велики. Подводя итог, стоит отметить тенденцию обоснованности и высокой актуальности процесса дальнейшего создания ТОСЭР. Так, уже запущен процесс формирования данных объектов инвестиционной инфраструктуры в городах Лесной и Новоуральск, являющихся закрытыми административно-территориальными образованиями. Подобные процедуры инициированы во многих других муниципалитетах Свердловской области, обладающих статусом монопрофильных муниципальных образований, включая Асбест, Качканар, Красноуральск, Нижний Тагил, Первоуральск и Серов.

В Свердловской области 17 моногородов и их экономика находится в очень высокой зависимости от градообразующих предприятий. Именно поэтому создание ТОСЭР является очень актуальным и жизненно необходимым для них.

Можно привести конкретные результаты функционирования ТОСЭР в Свердловской области. Опыт работы первой на Среднем Урале ТОСЭР -Краснотурьинска - показывает, что льготные условия, введенные и применяемые в этой территории действительно способны привлечь инвесторов. Территория получила свой статус в 2016-м и в результате этого открылось 3 новых предприятия, оформлено 5 заявок от потенциальных резидентов. И уже за первый год инвестиции крупных и средних предприятий увеличились почти в два раза и достигли 3,8 миллиардов рублей, на 7% выросла средняя зарплата граждан.

В настоящее время заявки на реализацию трех инвестиционных проектов поступили от двух потенциальных резидентов - «Синергия» и «ТУРА-ЛЕС». Оба резидента планируют воспользоваться льготным займом Фонда развития моногородов - от 5 до 250 миллионов рублей под 0% годовых. Предполагаемые к реализации проекты в рамках ТОРа будут направлены на создание производства по комплексной переработке древесины с собственным циклом лесозаготовки; организацию производства фанеры, создание современного высокотехнологичного экологического комплекса по утилизации и переработке древесных отходов от деревообрабатывающего производства с выработкой тепловой и электрической энергии. Общий объем инвестиций составит 7,2 миллиарда рублей, планируется создание 417 новых рабочих мест.

Создание ТОСЭР необходимо и важно продолжать. В Свердловской области остается множество моногородов со сложным социально-экономическим положением (Волчанск, Североуральск, Карпинск), либо с серьезными рисками его ухудшения (Верхняя Тура, Каменск-Уральский). В целях выхода из кризисной ситуации и обеспечения устойчивого развития монопрофильных

муниципальных образований важно способствовать активизации отдельных мер региональной инвестиционной политики, общему улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов. Территории опережающего социально-экономического развития являются наиболее подходящим и доступным инструментом для достижения данной цели в сложившихся на современном этапе условиях.

Источники:

1. Чуканов В.В. Об инвестиционной политике Свердловской области // В сборнике: Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией П.А. Меркулова. - 2016. - С. 308310.

2. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2017. - 456 с.

3. Силин Я.П., Дворядкина Е.Б., Антипин И.А. Исследование приоритетов стратегического развития нового индустриального города // Управленец. Т. 9. 2018. №6. С. 2-16.

4. Тихомирова, И. Инвестиционный климат в России: региональные риски / И. Тихомирова. - М.: Издатцентр, 2015. - 320 c.

5. Указ Губернатора Свердловской области от 2 июня 2015 года № 252-УГ «Об утверждении основных направлений инвестиционной политики Свердловской области на период до 2030 года».

6. Рыбалко А.В. Оценка инвестиционной привлекательности Свердловской области// Уральский государственный экономический университет. 2016. С. 6-8.

7. Рейтинг ТОСЭР. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://toserrf.ru/

8. Масленникова А.Ю. Самофинансирование и государственное финансирование инновационной деятельности предприятий в России и Свердловской области // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 2. - С. 48-54.

9. Кашина Т.О., Наслунга К.С. Состояние инвестиций в инфраструктуру Свердловской области // В сборнике: Развитие территориальных социально-экономических систем: вопросы теории и практики сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции молодых учёных. - 2016. - С. 138-141.

10. Водопьянов С.А. Комплексные инвестиционные проекты Свердловской области // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 61 (12). - С. 217-220.

11. Дворядкина Е.Б., Сбродова Н.В. Промышленность как системообразующий фактор развития экономики региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2008. №3 (22). С. 8-13.

Sources:

1. Chukanov V.V. On the investment policy of the Sverdlovsk region / In the collection: Public policy: methodology, practice, directions of improvement. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Edited by P.A. Merkulov. - 2016. - S. 308-310.

2. Economic and Social Geography of Russia: textbook / Edited by A.T. Khrushchev. M.: KRON-PRESS, 2017. 456 p.

3. Silin J.P., Dvoryadkina E.B., Antipin I.A. Study of priorities of strategic development of the new industrial city // Manager. T. 9. 2018. №6. S. 2-16.

4. Tikhomirova, I. Investment climate in Russia: regional risks / I. Tikhomirova. - M.: The Publishing Center, 2015. - 320 c.

5. Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region of June 2, 2015 No. 252-UG "On the approval of the main areas of investment policy of the Sverdlovsk region for the period up to 2030."

6. Rybalko A.V. Assessment of the investment attractiveness of the Sverdlovsk region/ Ural State Economic University. 2016. S. 6-8.

7. TOSER rating. "Electronic resource." Access mode: http://toserrf.ru/

8. Maslennikova A.Yu. Self-financing and state financing of innovative enterprises in Russia and Sverdlovsk region - Intelligence. Innovation. Investment. - 2016. - № 2. - S. 48-54.

9. Kashina T.O., Naslung K.S. State of Investment in Infrastructure Of Sverdlovsk Region / In the collection: Development of territorial socioeconomic systems: questions of theory and practice collection of scientific articles of the 14th International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. - 2016. - S. 138-141.

10. Vodopianov S.A. Complex investment projects of Sverdlovsk region / Theory and practice of modern science. - 2016. - № 6-1 (12). - S. 217-220.

11. Dvoryadkina E.B., Sbrodova N.V. Industry as a system-forming factor in the development of the region's economy / Izvestia Ural State Economic University. 2008. №3 (22). S. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.