(кикбоксинг, тхэквондо)»; соответствие действующего формата вступительных испытаний и уровня общей физической подготовленности студентов для эффективного освоения указанных выше учебных дисциплин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венгерова Н.Н. Коррекция психологических состояний студенток 1-2 курсов высшей школы средствами физкультурно-оздоровительных технологий / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Возовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 23-27.
2. Веретенников В.Л. Организация и проведения мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / В.Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 35-40.
3. Методические рекомендации по тестированию физической подготовленности высококвалифицированных боксёров в годичном тренировочном цикле (методические рекомендации) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, С.М. Ашкинази, А.В. Павленко [и др.] / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2018. - 16 с.
4. Методические рекомендации по тестированию физической подготовленности высококвалифицированных тхэквондистов в годичном тренировочном цикле (методические рекомендации) / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, С.М. Ашкинази, А.В. Павленко [и др.], / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург, 2018. - 20 с.
5. Анализ психологической адаптированности студентов первого курса на начальном этапе обучения в вузе / О.Е. Пискун, А.А. Паульс, В.А. Чистяков, Н.А. Багин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 198-203.
REFERENCES
1. Vengerova, N.N., Piskun, O.E. and Vozovikov, S.A. (2009), "Correction of psychological states of 1-2 year students of higher education by means of physical culture and health-improving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (52), pp. 23-27.
2. Veretennikov, V.L. and Piskun, O.E. (2011), "Organization and monitoring of the psychophys-icalstate of students by means of Internet technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (75), pp. 35-40.
3. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Ashkinazi ,S.M., Pavlenko, A.V. et al. (2018), Methodical recommendations for testing the physical readiness of highly qualified boxers in a one-year training cycle (methodical recommendations), St. Petersburg
4. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Ashkinazi ,S.M., Pavlenko, A.V. et al. (2018), Methodical recommendations for testing the physical readiness of highly qualified taekwondo athletes in a one-year training cycle (methodical recommendations), St. Petersburg.
5. Piskun, O.E., Pauls A.A., Chistyakov, V.A. and Bagin N.A. (2014), "Analysis of the psychological adaptation of first-year students at the initial stage of training at a university", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (115), pp. 198-203.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2021
УДК 355.23
ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР И ВЕДОМСТВ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Ольга Сергеевна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград; Людмила Михайловна Демьянова, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону; Сергей Викторович Никифоров, старший преподаватель, Юрий Владимирович Иващенко, преподаватель, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел
Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону
Аннотация
В работе раскрыты особенности организации физической подготовки женщин-сотрудников силовых структур и ведомств, в вооруженных силах России и зарубежных государств. Цель работы: изучение и анализ зарубежного опыта организации физической подготовки в силовых структурах и ведомствах для поиска новых и эффективных форм и способов совершенствования физической подготовки женщин-сотрудников органов внутренних дел России. Авторами выявлено, что проблемам физической подготовки, женщин-сотрудников силовых структур России и зарубежных стран уделяется недостаточно внимания, отсутствует системная их подготовка, отсутствуют психолого-педагогические, методологические, индивидуальные, научно-разработанные гендерные подходы. Вместе с тем достижение гендерного равновесия требует создания новых педагогических технологий в процессе физической подготовке женщин, учитывающих физиологические, психологические, личностные особенности. Критерии определения уровня физической подготовленности лиц женского пола разработаны не во всех зарубежных странах, при контроле физической подготовленности тестируются ее разнообразные стороны: выносливость, ловкость, координационные, скоростно-силовые способности.
Ключевые слова: сотрудники-женщины ОВД России, физическая подготовка, профессиональная подготовка, гендерный подход.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p334-339
RESEARCH ON THE ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING OF FEMALE EMPLOYEES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES AND DEPARTMENTS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
Olga Sergeevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Volgograd; Lyudmila Mikhailovna De-
myanova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Department chair, Don State Technical University, Rostov-on-Don; Sergey Viktorovich Nikiforov, the senior teacher, Yury Vladimirovich Ivashchenko, the teacher, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Rostov-on-Don
Abstract
The article reveals the peculiarities of the organization of physical training of female employees of the Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Emergency Situations, the Federal Penitentiary Service of Russia, in the armed forces of Russia and foreign countries. The purpose of the research: to study and analyze foreign experience in organizing physical training in law enforcement agencies and departments to find new and effective forms and ways to improve the physical training of female employees of the Internal Affairs of Russia. The authors have revealed that insufficient attention is paid to the problems of physical fitness, female employees of law enforcement agencies of Russia and foreign countries, there is no systematic training, there are no psychological, pedagogical, methodological, individual, scientifically developed gender approaches. At the same time, achieving gender balance requires the creation of new pedagogical technologies in the process of physical training of women, taking into account physiological, psychological, and personal characteristics. Criteria for determining the level of physical fitness of women are not developed in all foreign countries, when monitoring physical fitness, its various sides are tested: endurance, dexterity, coordination, speed and strength abilities.
Keywords: female employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, professional training, gender approach.
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные интеграционные процессы во всех сферах российского и зарубежного общества влекут за собой серьезные изменения в сферах образования, в том числе и полицейских. Ведомственная система подготовки сотрудников реформируется и совершенствуется, что является приоритетной задачей в работе с кадрами МВД России. Одной из
составляющих профессиональной подготовки сотрудников полиции в России и зарубежных странах является их физическая подготовка. Физическая подготовленность выступает важнейшим компонентом готовности сотрудника эффективно выполнять задачи оперативно-служебной деятельности.
К анализу вопросов организации профессиональной, физической, профессионально-прикладной физической подготовки полицейских, в т.ч. стран ближнего и дальнего зарубежья, обращались исследователи зарубежных стран, России.
Цель работы: изучение и анализ зарубежного опыта организации физической подготовки в силовых структурах и ведомствах для поиска новых и эффективных форм и способов совершенствования физической подготовки женщин-сотрудников ОВД России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Профессиональное полицейское образование исследовали Л. Браун (Великобритания), Ф. Дениз (Бельгия), Д. Киркпатрик, М. Пагон, Д. Свон, Т. Фельтес, Р. Шульте (Германия), Т.П. Филдинг (США), М.Т. Чарльз, Л. Шерман, П. Эглич и М. Митар (Словения) и другие.
Теоретические и организационно-правовые проблемы деятельности полиции разных стран исследовали М. Бентон, Р. Бойд, П. Викстрем, А. Воллмер, Ф. Гортези, Д. Грин, А. Даттон, Д. Доллинг, А. В. Келли, В Леонард, Д. Мориссон, С. Ойгард, М. Пагон, Р. Перкинс, Дж. В. Поттер, А. Рис, Р. Таннехилл, О. В. Уилсон, Р. Уолмсли, П. Фармер, С. Филипс, 3 Франке, Р. Н. Харрис, Г. Й. Шнайдер и другие.
Российские исследователи и практики также изучали различные стороны подготовки полицейских зарубежных стран.
Зарубежный опыт организации и деятельности полицейских структур изучали Бельсон Я.М., Богатырев К.В., Быков А.В., Ванюшин Я.Л., Гравина А.А., Губанов А.В., Густова Л.В., Ежевский Д.О., Занина Т.М., Киселев А.К., Кислухин В.А., Колодкин Л.М., Колонтаевская И.Ф., Колчеманов Д.Н., Костенников М.В., Крылов Б.С., Кузнецов А.П., Куракин А.В., Мирнова Л.И., Морозова И.С., Невский С.А., Овчинников В.А., Танаева З.Р., Чупров В.М., Шалягин Д. Д., Шевченко А.Р., Якимович В.С. и др.
Проведенный нами анализ различных источников, раскрывающих содержание профессиональной, в том числе физической, профессионально-прикладной физической подготовки полицейских в зарубежных странах, позволяет отметить, что:
- в современной системе подготовки кадров зарубежных стран нет единых педагогических, психологических, методологических, технологических подходов к её организации;
- серьезное влияние на процесс подготовки зарубежных кадров сотрудников полиции оказывают национальные, религиозные традиции, принципы, ценности, разнообразные идеологические, политические, педагогические идеологии и подходы;
- отсутствует единство к длительности периода профессиональной подготовки;
- присутствуют различные подходы к формированию, развитию практических навыков и освоению теоретических знаний;
- отмечается значительное влияние военной педагогики на педагогические понятия, идеи, походы в зарубежной полицейской педагогике в связи со сложившейся исторической общностью между военными и полицией. Она «проявляется в военизированной милитаристской экипировке полицейских служб в подавляющем большинстве стран мира, в ранжировании званий, строевой, боевой и физической подготовке личного состава, дисциплине и субординации отношений, в названиях отдельных «силовых» служб и подразделений полиции: жандармерия (имеется во Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, Португалии, Китае, Индии, Турции, во всех странах Латинской Америки), карабинеры (Италия и Чили), военизированные отряды специального назначения (повсеместно), конная полиция (Франция, Бельгия, Канада, Германия и др.), полиция готовно -
сти (Германия), Вооруженная народная полиция в Китае, Корпус пехотной гвардии в Аргентине, Вооруженная полиция в Индии и др.
Важнейшим этапом в кадровой политике полицейских департаментов, управлений, министерств, управ любого государства является отбор кандидатов на службу в полицию. От качества отбора зависит эффективность работы правоохранительной системы государства.
В США существует множество стадий осуществления кадрового отбора в кандидатов в полицию, главным из них является определение уровня физической подготовленности кандидатов на службу. Единые подходы к физической подготовке курсантов и соискателей в США отсутствуют. Полицейские департаменты штатов, городов разрабатывают и устанавливают различные требования. Для проверки физической подготовленности курсантов полицейские академии США, опираясь на национальные модели, отраслевые стандарты, разрабатывают и внедряют собственные тесты, которые отражают реальные задачи профессии, а также навыки, знания, способности. Особое значение имеют моторные, координационные навыки, ловкость, выносливость.
Одной из самых эффективных систем подготовки сотрудников полиции в Европе считается германская модель физической подготовки. Она включает в себя трехуровневую подготовку: начальная, подготовка среднего состава, подготовка высшего начальственного состава. На начальном этапе подготовки сотрудников полиции физической подготовке уделяется особое внимание, где формируются, развиваются специальные навыки. Данное качество развивается при помощи игровых и командных видов спорта, участия в разнообразных состязательных, соревновательных занятиях и мероприятиях.
Кандидаты, поступающие на службу в полицию Германии, выполняют тест на спортивную пригодность для проверки выносливости, силы, координации, подвижности и быстроты, включающие следующее: бег 50 м с высокого старта; прыжки в длину с места; броски 3-кг набивного мяча из положения лежа на груди за 30 с; на определение силовых возможностей мышц брюшного пресса, поднимание туловища из положения лежа за 30 с; челночный бег 2*10 м с отягощением; бег 2 км. Силовые качества оцениваются по результатам жима штанги от груди лежа на скамейке, подтягиваний на перекладине, сгибаний и разгибания рук в упоре лежа, подъема туловища из положения лежа на спине. Координационные способности определяют после преодоления различных вариантов полос препятствий, выполнения прыжков в длину с места обычным способом и без помощи рук.
В Испании существует несколько подразделений антитеррора центрального подчинения: в полиции и в жандармерии, лучшими являются два. Первое — это подразделение специального вмешательства испанской жандармерии. Второе носит сокращенное наименование вБО и входит в Национальную полицию. Gruppos Especíale de Operaciones (GEO) — группа специальных операций — один из основных инструментов борьбы испанских властей с терроризмом. После отбора в данное подразделение, кандидаты направляются в учебный центр. Начальный этап обучения включает физическую подготовку, бег, рукопашный бой, плавание, изучение оружия и работу с ним, минно-подрывное дело [3].
К кандидатам, поступающим на службу в ОВД Украины, Грузии, Кыргызстана, Казахстана по уровню физической подготовки предъявляются требования, сходные по выбору тестов, к таковым относятся бег 100 м, 1000 м, сгибание - разгибание рук в упоре лежа или наклоны вперед из положения лежа на спине, челночный бег или бег 60 м. Однако единства в определении критериев указанных тестов, в зависимости от возрастных групп, в упомянутых странах не наблюдается.
Уровень физической подготовки женщин-милиционеров в Беларуси определяется по сумме баллов 3-х выбранных упражнений, из следующих: бег 500 м, челночный бег или бег 60 м, подтягивания или отжимания, или наклоны вперед из положения лежа [2].
Украинским полицейским предлагаются 3 теста: бег 1000 м, комплексное силовое упражнение (отжимания на брусьях или от пола), челночный бег или бег 100 м. Украинским сотрудницам полиции необходимо пробежать 1000 м, сразу отжаться, а далее: челночный бег или бег 60 м.
Следует отметить, что при сравнении выполняемых нормативных тестов при возрастной градации, сложнее всего сотрудникам женского пола Беларуси. Согласно нормативам, сотрудницы Беларуси в возрастной категории от 31 до 35 лет должны отжаться 21 раз. Их украинские сотрудницы этой же возрастной категории - 20 раз, а российские -девять. Выполнение челночного бега: 30 сек. (Беларусь), 32 сек. (Украина) и 33,2 сек. (Россия) [1].
Физическая подготовка и физическая подготовленность для сотрудников силовых структур, военных является важнейшим инструментом служебно-боевой деятельности, значимым фактором физического воспитания и повышения боевой готовности личного состава. Физическая подготовка личного состава вооруженных сил и силовых структур имеет современное направление глубокого интегрирования в боевую подготовку разного рода войск и оперативного реагирования на её потребности.
В настоящее время в армии США нет нормативных тестов по физической подготовке для женщин. С октября 2020 года введен 6-ступенчатый тест, который заключается в проверке силы, скорости, выносливости, ловкости, координации и реакции военнослужащего, ограничен временным промежутком - 50 мин., с перерывами 2 мин между ступенью и 5 мин перед бегом 3 км. Норматив: становая тяга со штангой, бросок шара весом 4, 5 кг из-за головы на расстояние, отжимание от пола, 50-метровые забеги - 5 раз с отягощением и без, поднятие коленей к локтям в висе, бег 3 км. Бал за каждое задание от 60 до 100, итоговый - 360 баллов. Данный фитнес-тест не предполагает возрастного или гендерного разделения. Результаты эксперимента показали, что 54% женщин-военнослужащих не выполнили данный норматив [4].
Чтобы стать солдатом в немецкой армии для женщин, вступительные испытания в обязательном порядке включают в себя спортивные испытания. Нормативный тест состоит из: челночного бега 11*10 м, подтягивание, велопробег 3 км за 6 мин. 30 сек.
При поступлении на службу в вооруженные силы России для женщин предусмотрено только шесть возрастных групп: первая до 25 лет, шестая до 45 лет. Проверяются такие физические качества, как сила, быстрота и выносливость. Поступающий на службу имеет право выбрать по 1 тесту на каждое качество. Женщины до 25 лет при проверке силы могут выбрать упражнение из двух: 12 раз отжаться или 25 наклонов туловища вперед. При проверке быстроты: бег 60 м (12,9 сек.) или 100 м (19,5 сек.), или выполнить челночный бег 10*10м (38 сек.). При проверке выносливости необходимо выполнить бег 1 км (5,2 мин). Женщины старше 25 лет: сила: отжимания - 10 раз или пресс (наклоны туловища) - 20 раз; быстрота: бег 60 м (13.9 сек.) или бег 100 м (20.5 сек.), или челночный бег 10* 10м (38 сек.) Проверка выносливости: бег 1 км (5.45 мин.) Оценка идет по бальной шкале: плохо - 0-35 баллов, хорошо - 36-60 баллов, отлично - 61-100 баллов.
Для женщин - кандидатов, поступающих на службу в ФСБ необходимо выполнить следующие нормативы: лыжный кросс - 5 км (25 мин.), кросс 1 км (3,4 мин.), бег 60 м (8,8 сек.), бег 100 м (14,8 сек.), челночный бег (29 сек.), комплексное упражнение - 46 повторов, отжимания от пола - 34 раза, сгибание разгибание туловища - 55 раз.
На службе в МЧС России все сотрудники, в т.ч. и женщины, делятся на 7 возрастных групп: 1 группа - от 18 до 24 лет, далее с интервалом в пять лет - 7 группа - от 50 лет и старше. Нормативы следующие: челночный бег 10*10м - 60 сек.; бег 100м - 23 сек.; понимание туловища из положения лежа на спине - 15 повторов; отжимание от пола - 8 раз; бег 1 км - 8 мин.; плавание 100 м - 6 мин. 20 сек.; бег на лыжах 5 км - 53 мин.
При поступлении в образовательные организации ФСИН России абитуриенты -женщины сдают следующие нормативы по физической подготовке: бег 100 м - оценки:
«удовлетворительно» - 18сек., «хорошо» - 17,5 сек., «отлично» - 17 сек.; комплексное силовое упражнение: «удовлетворительно» - 24 раз, «хорошо» - 26 раз, «отлично» - 30 повторов; бег 1000 м: «удовлетворительно» - 5 мин. 15 сек., «хорошо» - 4 мин. 55 сек., «отлично» - 4 мин. 35 сек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, характерной чертой приема кадров на службу в полицию зарубежных стран является конкурсный отбор. В зарубежных странах для организации физической подготовки, определения уровня физической подготовленности сотрудников полиции, кандидатов на службу в полицию, курсантов полицейских академий и школ нет единых критериев не только между странами. Критерии определения уровня физической подготовленности лиц женского пола разработаны не во всех зарубежных странах. При проверке физической подготовленности тестируются ее разнообразные стороны, в частности, выносливость, ловкость, координационные, скоростно-силовые способности.
Следует отметить, что в вооруженных силах и силовых структурах России нормативные тесты по физической подготовке составлены с учетом гендерного и возрастного подходов. Решение гендерных проблем нацеливает на поиск новых научных, методологических подходов для создания эффективной модели физической подготовки сотрудников женского пола. Тем самым для женщин создаются оптимальные условия для полной реализации врожденных, приобретенных задатков и способностей. Достижение тендерного равновесия требует создания и использования новых педагогических технологий в процессе физической подготовке женщин, учитывающих физиологические, психологические, личностные особенности женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананкин Д.А., Анализ тестов и нормативов физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел России / Д.А. Ананкин, В.А. Овчинников, В.С. Якимович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018 - № 1 (155). - С. 14-23.
2. Панова О.С. Сравнительная характеристика требований к физической подготовке сотрудников полиции женского пола России и зарубежных государств / О.С. Панова, С.М. Струганов, Д.А. Гаврилов // KANT. - 2020. - № 2 (35). - С. 293-296.
3. Рыбалкин Д.А., Особенности физической подготовки сотрудников полиции в США, Европе и России / Д.А., Рыбалкин, Ф.Ф. Халилуллин // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Всероссийского круглого стола. - Орел, 2017. - С. 185-190.
4. Якимович В.С. Сравнительный анализ методик физической подготовки претендентов на службу в полиции России и США / В.С. Якимович, В.А. Овчинников // Вестник Военной акде-мии МВД России. - 2017. - №3 - С. 133-136.
REFERENCES
1. Anankin, D.A., Ovchinnikov ,V.A., Yakimovich, V.S. (2018), "Analysis of tests and standards of physical fitness of employees of the internal Affairs of the Russian Federation", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (155), pp. 14-23.
2. Panova, O.S., Struganov, S.M., Gavrilov, D.A. (2020), "Comparative characteristics of the requirements for physical training of female police officers in Russia and foreign countries", KANT, No. 2 (35), pp. 293-296.
3. Rybalkin, D.A. and Khaliullin, F.F. (2017), "Peculiarities of physical training of police officers in the United States, Europe and Russia", Improvement of firepower and tactical and special training of law enforcement officials, the Collection of materials of all-Russian round table, Orel, pp 185-190.
4. Yakimovich, V.S. and Ovchinnikov, V.A. (2017), "Comparative analysis of methods of physical training of candidates for the police service of Russia and the USA", Bulletin of the Military Academia of MIA of Russian Federation, No. 3. pp. 133-136.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2021