Научная статья на тему 'Исследование опыта самореализации подростков в творческой деятельности'

Исследование опыта самореализации подростков в творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишина А. Н.

В статье представлены направления и некоторые результаты исследования опыта самореализации подростков в творческой деятельности. Изучается и анализируется опыт самореализации подростков в основных видах музыкальной деятельности: восприятие и исполнительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEACH OF SELF-ACTUALIZATION EXPERIENCE OF TEENAGERS IN MUSICAL ACTIVITIES

This article deals with research of self-actualization of teenagers in musical activities. The experience of self-actualization of teenagers in the basic forms of musical activities, perception and performance, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Исследование опыта самореализации подростков в творческой деятельности»

УДК 372.878

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2008 А.Н.Мишина

Самарский государственный педагогический университет

В статье представлены направления и некоторые результаты исследования опыта самореализации подростков в творческой деятельности. Изучается и анализируется опыт самореализации подростков в основных видах музыкальной деятельности: восприятие и исполнительство.

В условиях модернизации системы современного образования проблема самореализации личности в творческой деятельности остается открытой для научного поиска (В.И.Андреев). Самореализация подростков в творческой деятельности является условием и средством их позитивного личностного развития, что позволяет обеспечить подросткам достойное место в современном социуме1.

Теоретическую базу исследования опыта самореализации подростков в творческой деятельности составили работы Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева , а также труды А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Т.С.Шацкого. Использованы фундаментальные работы по психологии творчества (Д.Б.Богоявленская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др.)3.

1 Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

2 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - 3-е изд. -СПб.: Питер: Питер бук, 2001; Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997; Зимняя И.А. Педагогическая психология Учебн. для вузов по пед. и психолог. направлениям. - 2-е изд., доп. испр. и перераб. - М.: Логос. 2005; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - С. 94 - 231; Матюшкин А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. - М.: Школа-пресс, 1993; Пономарев ЯА. Психология творения: Избр. психолог. труды. - М.: МПСИ; Воронеж: Мо-дэк, 1999.

3 Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981; Брушлинский А.В. Психология субъект / Отв. редак-

тор профессор В.В. Знаков. - М.: Институт психологии

РАН; - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2003; Рубинштейн С.Л.

Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998.

В ходе исследования изучался один из видов творческой деятельности подростков -музыкальная деятельность (восприятие и исполнительство), осваивая которую подростки учатся слушать, понимать музыку, исполнять музыкальные произведения с помощью голоса (петь), приобретают опыт самореализации в музыкальной деятельности. Музыка как основа музыкальной деятельности - это вид искусства, отражающий действительность и воздействующий на человека посредством звуковых последований4. Исследования показывают, что занятия музыкой способствуют развитию воображения, интуиции, потребности в самовыражении, обогащают идейный, нравственный и эстетический потенциал человека, создают важнейшие предпосылки для становления и развития творческого потенциала подростка в целом5. Значение музыки в приобретении опыта самореализации подростков обусловлено тем, что постижение музыки основано на творческом восприятии действительности, учит подростков образно мыслить, активно действовать, слушать, слышать, исполнять музыкальные произведения.

Исследование опыта самореализации подростков в музыкальной деятельности основывалось на изучении сущности музыки, как способа постижения окружающей действительности, личностной самореализации. Результаты изучения работ О.А.Апраксиной,

Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю.В.Келдыш. В 6 т. - Т. 2, 5. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.730.

5 Кочетов В.В. Музыкальное воспитание в России XVIII -XIX вв: опыт исторического анализа // Молодежь и искусство: Статьи и материалы всероссийской научно-практической конференции 24 октября 2006 года / Отв. ред. Г.А.Резниченко. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. -С.173.

Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, В.В.Меду-шевского, Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой6 позволяют обнаружить понимание сущности музыки как:

о сферы проявления уникальных творческих возможностей человека (Д.Б.Кабалевский, В.В.Медушевский, Б.М.Теплов);

о способа выражения человеческих стремлений, идеалов, передачи их другим поколениям людей (О.А.Апраксина, Л.А.Барен-бойм, В.В.Медушевский);

о способа и средства самосовершенствования (Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая).

Ряд исследователей (Т.А.Копцева, Н.Л.Кульинская, Л.П.Маслова, А.А.Мелик-Пашаев, Г.В.Ожиганова, Т.ИСухова, Б.ПЮсов и др.) считают, что музыка своей стратегической устремленностью имеет, прежде всего, цель -приобщение подростков к творческой деятельности. Творческая деятельность как уникальное явление способствует максимально полной самореализации, создает пространство перспективного развития. В исследовании опыта самореализации подростков в музыкальной деятельности решались следующие задачи:

1. формирование положительной мотивации, потребности в музыкальной деятельности;

2. овладение знаниями, представлениями в области музыкальной деятельности;

3. приобретение основных умений музыкальной деятельности.

Решение поставленных задач осуществлялось в ходе целенаправленной, системной, интегрированной экспериментальной работы. В частности, формирование положительной мотивации, потребности подростков в музыкальной деятельности обеспечивалось позитивной практикой освоения музыкальной деятельности. Позитивная практика включала в себя:

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. Пособие. - М.: 1983; Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. -М.: Педагогика, 1989 Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Статьи и очерки. - Л.: Музыка, Ленингр. отделение, 1974; Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: (Статьи и выступления разных лет) / Послесл. В.Викторова. - М.: Знание, 1984; Меду-шевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976; Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред.-сост., автор вступ. ст. и коммент. Н.С.Лейтес И.В.Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1985; Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - М.: Педагогика, 1975.

участие подростков в концертах, конкурсах, фестивалях, публичных индивидуальных выступлениях перед учителями, родителями, ветеранами, сверстниками, младшими и старшими учащимися школ. Кроме того, подростки приобретали знания о сущности и назначении музыки, учились способам ее слушанья и исполнения голосом - пения. Решение задачи овладения подростками знаниями в области музыкальной деятельности было организовано как системные занятия по истории музыки, видам музыкальных произведений и т.д. Подростки участвовали в мастер-классах, на которых самостоятельно организовывали серию бесед, устные журналы, викторины на тему: «О, музыка, ты вдохновенный мир мелодий, звуков, трепета и чувств, тебя люблю я, без сомненья, тобою мир наполнен мой, несу я людям образ твой!»

Проведенное исследование опыта самореализации подростков позволило обнаружить способы самореализации подростков в музыкальной деятельности. В исследовательской практике такими способами явились: восприятие музыки (слушание, понимание) и ее исполнение (пение). Музыкальное исполнение -это творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнитель-

7

ского мастерства .

Главной идеей исследования выступает классификация основных способов приобретения подростками опыта самореализации в процессе освоения музыкальной деятельности. Изучив технологии личностной самореализации (Е.И.Тихомирова)8, мы выделили основные способы приобретения подростками опыта самореализации в процессе освоения музыкальной деятельности:

о индивидуальное, групповое, хоровое исполнение подростками музыкальных произведений. (Самореализация «Я» совместно с другими - «Мы» - индивидуально-групповой, презентационный способ);

о исполнительская деятельность при наличии зрителя. (Самореализация «Я» совместно с другими - «Мы», на основе оценки «Они» -

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981; Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю.В.Келдыш. В 6 т. - Т. 2, 5. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С.583.

8 Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллек-

тиве. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

индивидуально-групповой, оцениваемый зрителями способ);

о индивидуальная исполнительская деятельность на конкурсной основе, имеющая публичную оценку. (Самореализация «Я» на основе оценки «Они» - индивидуальная, оцениваемая профессиональным жюри - индивидуальный, профессионально оцениваемый способ).

о В ходе исследования опыта самореализации подростков в музыкальной деятельности на основе изучения современных исследований выделены следующие структурные компоненты творческой самореализации:

о мотивационно-целевой компонент, выраженный в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у подростков интереса к деятельности; потребности в создании творческого произведения; стремление к приобретению умений и навыков;

о деятельностный компонент, основанный на комплексе имеющихся умений и навыков. Данный компонент отражает возможности подростков в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение;

о рефлексивно-оценочный компонент, включающий внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности, ее результатов .

Исследование опыта самореализации подростков в творческой деятельности проводилось на базе Муниципальных образовательных учреждений города Самары и направлено на изучение способов его приобретения в музыкальной деятельности. Содержательно исследование включало в себя: изучение отношения подростков к музыкальной деятельности в целом, анализ опыта самореализации в таких видах музыкальной деятельности, как восприятие и исполнительство.

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что самореализация подростков в творческой деятельности происходит успешно, если: содержит ценностное обеспечение творческой самореализации (развитие потребности в познании, деятельности, в общественном признании); технологическое обеспечение (качественные характеристики самопознания, самоутверждения); удовлетворенность самореализацией (на уровне социального, психо-

логического и физического состояния). Самореализация подростков в творческой деятельности - явление многогранное. Оно рассматривается как индивидуальный способ самореализации личности10.

Исследование доказывает, что используемые формы восприятия и исполнения подростками музыкальных произведений оказались эффективны в процессе приобретения опыта самореализации в музыкальной деятельности. Результаты проведенного опроса показали, что наиболее популярным у подростков является хоровое пение (57 % обследованных подростков высказали свое положительное отношение к такой форме исполнения музыкальных произведений). Это следует из того, что у подростков преобладает потребность действовать вместе со сверстниками, взаимодействовать с другими исполнителями, слушать и слышать их. В таком случае опыт самореализации подростков в музыкальной деятельности приобретает коллективный характер.

Менее предпочитаемым видом исполнения для подростков является индивидуальное пение (18,5 % обследованных подростков высказали свое положительное отношение к такой форме исполнения музыкальных произведений). Кроме того, индивидуальная самореализация в музыкальной деятельности (творческие конкурсы) увеличивала потребность подростков в самореализации на 12 %. Подростки стали охотнее выступать, когда получали публичную позитивную оценку жюри и признание зрителей.

Опыт самореализации подростков в музыкальной деятельности происходит в процессе приобретения представлений, знаний, умений. В основе формирования опыта самореализации подростков в процессе музыкальной деятельности лежит накопление комплекса специальных знаний, развитие музыкально-слуховых представлений (Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая)11, формирование специальных музыкальных умений (постановка голова, певческого дыхания, певческой установки).

Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей // Педагогика. Научно-практический журнал. - № 5. - 2006. С. 11 - 17.

Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

11 Кабалевский Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание: (Статьи и выступления разных лет) / Послесл. В.Викторова. - М.: Знание, 1984. - С.24.

Конкретный опыт самореализации подростков в музыкальной деятельности позволял им приобретать:

о знания об элементах музыкальной речи (звуковысотность, метр, ритм, темп, динамика, тембр и др.), необходимых для ориентации в музыкальной деятельности;

о музыкально-слуховую, интонационную практику восприятия музыки;

о умениями внешне выражать свое отношение к музыке, разнообразной по эмоционально-образному строю, передавать свое отношение к ней (интонационно, пластически, лексически);

о представления о музыке как средству самореализации в музыкальной деятельности.

По итогам исследования опыта самореализации подростков в музыкальной деятельности, мы определили ориентацию каждого из них на тот или иной опыт самореализации. Лонгитюдное наблюдение за подростками позволило сделать вывод о том, что приобретение музыкально-слухового, интонационного опыта происходит у 52,8 % обследованных подростков. Овладение знаниями об элементах музыкальной речи наблюдается у 28,7 % подростков. Умение внешне выражать свое отношение к музыке установлено у 34 % обследованных подростков.

Опыт самореализации подростков в музыкальной деятельности наряду с усвоением знаний, развитием представлений обеспечивается в музыкальном исполнении, которое состоит из: исполнительского замысла и его индивидуального воплощения. Первая составляющая опыта самореализации подростков в исполнении - знакомство с музыкальным произведением как проектом исполнения, вторая -музыкальное исполнение, как реализация проекта. В процессе развития исполнительского замысла подростки знакомятся с музыкальным произведением, под руководством педагога анализируют музыкальное сочинение, осваивают способы его исполнения.

Основываясь на исследовании Р.Н.Гржи-бовской12, мы пришли к выводу о том, что од-

Гржибовская Р.Н. Формирование творческой самостоятельности учащихся - музыкантов как педагогическая проблема // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международной научной конференции: В 2-х т. - Т.2. Педагогика и психология / Отв. ред. Е.Н.Горохова, А.А.Романов. - Ря-

ной из важнейших составляющих самореализации подростков является самостоятельная, не жестко контролируемая взрослыми интерпретация музыкального произведения, когда проявляется индивидуальное восприятие музыки, устанавливаются способы ее исполнения, познаются авторы. В этом процессе подростки способны максимально полно выразить свою индивидуальность. В частности, проявить познавательный интерес (наиболее популярными были вопросы о композиторах, эпохах, в которые они жили, особенностях исполнения их произведений). Осваивая практику исполнения музыкального произведения, подростки учились представлять художественный образ, выраженный в музыке, находить интересные ин-терпретаторские решения исполнения музыкального произведения.

Реализуя одну из поставленных задач исследования опыта самореализации подростков по формированию положительной мотивации, потребности в творческой деятельности, мы пришли к выводу о том, что необходимо:

1. осуществлять подбор репертуара, соответствующего возрасту и потребностям подростков;

2. применять образцы исполнения произведения знаменитыми исполнителями;

3. наличие первичных исполнительских умений;

4. развитие творческих исполнительских умений.

В исследовании опыта самореализации в музыкальной деятельности использованы различные формы общего развития подростков: обогащение музыкальных представлений -встречи (с выдающимися деятелями искусств, композиторами, творческими коллективами), выступления (на конкурсах, фестивалях, вечерах, сборах), презентация книг, альбомов, фильмов (о музыке, жизни композиторов, творческой деятельности).

Проведенное нами исследование показало значимость музыкальной деятельности в формировании опыта самореализации подростков. Самореализация подростков в музыкальной деятельности представляет собой единый процесс, проявляющийся как в восприятии музыкального произведения, так и в собственно

зань: Рязан. гос. ун-т им. С.А.Есенина. 2007. - С. 57 - 60; Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996.

творческом исполнении. Причем, оказалось, что подростки предпочитают исполнение музыкальных произведений (64,7% из числа обследованных подростков). В тоже время разнообразные формы познания, восприятия музыки привлекают подростков в том случае, если включают в себя коллективное взаимодействие, самопрезентацию., коллективную оценку, поощрение, а также элементы самостоятельного творчества. На этот факт указали 76, 2% обследованных подростков.

Практика музыкальной деятельности подростков, организованная в процессе эксперимента, включала в себя: встречи и совместные концерты с хоровым коллективом ветеранов войны и труда, совместное участие в праздниках, посвященных знаменательным датам (День Победы, День России), встречи с известными самарскими композиторами (М.Ле-вянт, В.Шевердин), встречи с Народным артистами России (Е.Крылатов), современными певцами (Витас).

По итогам проведенного опроса оказалось, что наиболее привлекла подростков встреча с известным певцом Витасом (87,8 %), в связи с тем, что он, как отметили подростки, «необычный», «молодой», «удивительно поет». Анализ результатов проведенного опроса позволил оп-

ределить, что встречи с известными композиторами заинтересовали 67,2% обследованных подростков; стали примером для подражания для 41,3% обследованных подростков; побудили к дальнейшему развитию восприятия и исполнения музыкальных произведений (25,7 %). Реальное общение с исполнителями развивает позитивное отношение подростков к своей музыкальной деятельности, повышает мотивацию, стремление к самосовершенствованию как условию самореализации.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что музыкальная деятельность обеспечивает опыт самореализации подростков в том случае, если она:

о способствует накоплению знаний, представлений, умений в процессе ее освоения;

о включает слушание и исполнение как формы самореализации в индивидуальной и групповой деятельности, имеющей оценку («Я» - исполнитель, «Мы» - исполнители, «Они» -зрители);

о имеет различные формы организации, развивающие стремление к самосовершенствованию в процессе самореализации;

о осуществляется разнообразными способами приобретения опыта самореализации.

RESEACH OF SELF-ACTUALIZATION EXPERIENCE OF TEENAGERS

IN MUSICAL ACTIVITIES

© 2008 A.N.Mishina

Samara State Pedagogical University

This article deals with research of self-actualization of teenagers in musical activities. The experience of self-actualization of teenagers in the basic forms of musical activities, perception and performance, is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.