Научная статья на тему 'Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала'

Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
508
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИ / СЕМЬЯ / МАТЬ / ОБРАЗ / ПОДРОСТКИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / REPRESENTATION OF FAMILY / REPRESENTATION OF THE MOTHER / FAMILY / MOTHER / CONFIGURATION / ADOLESCENT / SEMANTIC DIFFERENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курбонова Нушофарин Махмудовна, Золотова Ольга Олеговна, Сапожникова Елена Евгеньевна

В статье опираясь на теоретические и эмпирические данные, авторы доказывают, что изучение образа матери является дополнительной возможностью для коррекционной работы психолога с подростком и мамой в семейном консультировании. Представлены результаты пилотажного исследования содержательных особенностей репрезентации образа матери в когнитивном пространстве подростков с помощью 64-факторного униполярного семантического дифференциала. Целью данного исследования стало выявление и сравнение особенностей образа родителя (матери) у современных подростков, обращающихся за психологической помощью в рамках семейного консультирования. Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в дополнении и обобщении существующей теоретической базы об образе матери у подростков в узком аспекте межличностного оценивания. Практическая значимость заключается в возможности использования новых научных данных, в работе психолога с родителями и подростками, для входа в проблемное поле семьи, для обнаружения скрытых аспектов взаимоотношений, которые могут мешать решению основного запроса. В практической работе психолога это может способствовать налаживанию диалога между матерью и подростком, при коррекции их взаимоотношений. Новизна данной работы состоит в том, что ранее в научных работах не изучалось взаимное влияние образа матери и подростка. Пилотажное исследование, приведенное в данной статье, является частью основного исследования магистерской ВКР, посвященного изучению взаимного влияния образа матери на подростка и образа подростка на мать у клиентов психологического консультирования. На первом этапе пилотажного исследования с помощью униполярного личностного дифференциала под авторством Шмелева А.Г. были выявлены качественные характеристики, которыми современные подростки наделяют образ матери. На втором этапе полученные данные были занесены в групповую матрицу и подвергнуты обработке по методу семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой. Универсалия групповой оценки подростками своих матерей по 90%-му критерию частоты выбора состоит из дескрипторов: «общительная», «умная», «открытая», «организованная», «трудолюбивая», «опытная», «красивая». Проведенное исследование позволило установить, что данная методика, может использоваться для определения содержательных характеристик образа, она понятна для подростка. Подростки видят образ матери в положительных и отрицательных чертах, выделяют такие качества как: общительность, опытность, открытость, доброжелательность, что отражает ведущую потребность подростка в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курбонова Нушофарин Махмудовна, Золотова Ольга Олеговна, Сапожникова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigating the adolescents’ image of mother using the semantic differential

The article based on theoretical and empirical data, the authors prove that studying the image of the mother is an additional opportunity for the psychologist to perform a corrective work with teenagers and mothers in family counseling. The article presents the results of pilot study in the field of mother’s image representation in cognitive space of teenagers using the 64-factor unipolar semantic differential. The purpose of this study was to identify and compare the features of the image of the parent (mother) in modern adolescents who were seeking psychological help as part of family counseling. The theoretical significance of this research work is to supplement and generalize the existing theoretical base on the image of mothers in adolescents in the narrow aspect of interpersonal assessment. The practical significance lies in the possibility of using new scientific data in the psychological work with parents and adolescents to enter the family’s problem field and to discover hidden aspects of relationships that may interfere with the solution of the main request. In practical psychological work this can contribute to establishing a dialogue between mother and adolescent, and a joint discussion of mother’s personality characteristics. The novelty of this work lies in the fact that the mutual influence of the image of mother and adolescent has not been studied in scientific papers earlier. The pilot study presented in this article is part of the main research of the master’s graduate qualification work devoted to studying the mutual influence of the image of the mother on the teenager and the image of the teenager on the mother among clients of psychological counseling. At the first stage of a pilot study the qualitative characteristics that modern teenagers associate with the image of mother were identified using a unipolar personality differential by Shmelev A.G. while the form of the method was tested. At the second stage the obtained data were entered into a group matrix and processed by the method of semantic universals by E.Yu. Artemyeva. The universal group of adolescents' assessments of their mothers consists of descriptors: “sociable”, “smart”, “open”, “organized”, “hardworking”, “experienced”, “beautiful” by the 90 % criterion of the frequency of choice. The study made it possible to establish that this technique can be used to determine the content characteristics of the image, it is understandable for a teenager. Adolescents see the image of the mother in positive and negative ways, highlight such qualities as: sociability, experience, openness, goodwill, which reflects the teenager's leading need for communication.

Текст научной работы на тему «Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 15PSMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Курбонова Н.М., Золотова О.О., Сапожникова Е.Е. Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kurbonova N.M., Zolotova O.O., Sapozhnikova E.E. (2019). Investigating the adolescents' image of mother using the semantic differential. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN619.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.41.49

Курбонова Нушофарин Махмудовна

ФГОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Международная Лингвистическая школа Педагог-психолог Магистрант

E-mail: nushofarin. kurbonova. 96@mail. ru

Золотова Ольга Олеговна

ФГОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Центр детской психологии «Крылья» Практикующий психолог Магистрант E-mail: oozolotova@gmail.com

Сапожникова Елена Евгеньевна

ФГОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: bifi@mail.ru

Исследование образа матери у подростков с помощью семантического дифференциала

Аннотация. В статье опираясь на теоретические и эмпирические данные, авторы доказывают, что изучение образа матери является дополнительной возможностью для коррекционной работы психолога с подростком и мамой в семейном консультировании.

Представлены результаты пилотажного исследования содержательных особенностей репрезентации образа матери в когнитивном пространстве подростков с помощью 64-факторного униполярного семантического дифференциала.

Целью данного исследования стало выявление и сравнение особенностей образа родителя (матери) у современных подростков, обращающихся за психологической помощью в рамках семейного консультирования.

Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в дополнении и обобщении существующей теоретической базы об образе матери у подростков в узком аспекте межличностного оценивания.

https:// mir-nauki. com

Практическая значимость заключается в возможности использования новых научных данных, в работе психолога с родителями и подростками, для входа в проблемное поле семьи, для обнаружения скрытых аспектов взаимоотношений, которые могут мешать решению основного запроса. В практической работе психолога это может способствовать налаживанию диалога между матерью и подростком, при коррекции их взаимоотношений.

Новизна данной работы состоит в том, что ранее в научных работах не изучалось взаимное влияние образа матери и подростка. Пилотажное исследование, приведенное в данной статье, является частью основного исследования магистерской ВКР, посвященного изучению взаимного влияния образа матери на подростка и образа подростка на мать у клиентов психологического консультирования.

На первом этапе пилотажного исследования с помощью униполярного личностного дифференциала под авторством Шмелева А.Г. были выявлены качественные характеристики, которыми современные подростки наделяют образ матери. На втором этапе полученные данные были занесены в групповую матрицу и подвергнуты обработке по методу семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой. Универсалия групповой оценки подростками своих матерей по 90%-му критерию частоты выбора состоит из дескрипторов: «общительная», «умная», «открытая», «организованная», «трудолюбивая», «опытная», «красивая».

Проведенное исследование позволило установить, что данная методика, может использоваться для определения содержательных характеристик образа, она понятна для подростка. Подростки видят образ матери в положительных и отрицательных чертах, выделяют такие качества как: общительность, опытность, открытость, доброжелательность, что отражает ведущую потребность подростка в общении.

Ключевые слова: представления о семье; представление о матери; семья; мать; образ; подростки; семантический дифференциал

В семье начинается личностное развитие и становление каждого человека: эмоциональное, социальное, когнитивное, духовное, душевное. Воспитательное воздействие и способы общения с ребенком складываются традиционно, культурно и зависят от многих факторов. Т.А. Куликова в своей работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» пишет, что многие ученые считают, что семья - это самая большая ценность, которую смогло создать человечество [1].

Впервые образ целостной семьи и родителей начинает формироваться в родительской семье, родительская семья является фундаментом для приобретения опыта и знаний у индивида. В дальнейшем он создает свою семью в соответствие представлениям о родительской семье. Образ матери и отца у подростка влияет на особенности его коммуникации, выбор спутника жизни. Значение семьи как образовательного учреждения имеет как положительное, так и отрицательное воздействие. В ряде случаев проблемы, возникающие в семье, решаются с помощью психологов.

При обращении семьи в психологическую консультацию психолог выясняет проблемное поле семьи, проводит коррекционно-развивающую работу с помощью разных методов. Одним из них может быть обсуждение с подростком образа его родителей (матери). Изменение негативного образа матери предполагает пролонгированный курс с использованием техник перепрограммирования сознательных установок, психодрамы, трансакционного анализа.

Введение

Образ включает многое: отражение, эталон, идею, роль, стереотип, установку, ориентир, обобщение, интерпретацию, проекцию. Нами признается огромная информационная емкость психических образов. Стоит заметить, что понятию «образ» близки понятия «восприятие», «представление», «познание», «понимание». Это нетождественные понятия, и относятся они к познавательным процессам, отражая динамику, сам процесс. А «образ» - это сложившийся в сознании человека результат познания, который больше статичен и трудно изменяем [2].

Изучением проблемы взаимоотношений подростков и родителей занимались Г.С. Абрамова, Г.В. Бурменская, Р.В. Овчарова, Ф. Дольто, Р. Байярд и Д. Байярд. О передаче образа родителей по поколениям, построении своей семьи по образу и подобию своих родителей писали З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Берн, Л. Зонди, Н. Пезешкиан. Эти теоретические исследования нашли подтверждение в эмпирических исследованиях С.О. Докучаевой [3], С.А. Терехиной [4], Л.И. Вассермана [5].

Семейное неблагополучие, игнорирование ребенка может иметь негативные последствия, которые в свою очередь, будут формировать искаженный «образ семьи». Наличие позитивного примера семьи помогает подростку приобретать способы поведения, необходимые для создания своей семьи и дальнейшей жизни.

От родительской семьи зависит формирование и понимание представления о семье у ребенка в целом. В первые годы жизни происходит социальное наследование благодаря механизмам подражания и идентификации, и процесс этот, в большей части, бессознательный. Запечатлеваются образы родителей, прародителей, родственников, нормы социального поведения, определяются качества будущего семьянина. Об этом получены исследования П.М. Самсонова [6], Е.В. Туманова и Е.В. Филиппова [7], М.Н. Швецова [8], М.С. Егорова [9].

Мы считаем, что в психологическом консультировании для решения запросов, связанных с взаимодействиями в семье, необходимо создание целой картины образных явлений детей и родителей. Попытка создать такую картину предпринята в эмпирическом исследовании магистерской работы.

Целью пилотажного исследования, приведенного в данной статье, является выявление и сравнение особенностей образа родителя (матери) у современных подростков, обращающихся за психологической помощью в рамках семейного консультирования.

Теоретический объект исследования - образ матери.

Эмпирический объект исследования - подростки от 13-15 лет.

Предмет - содержательные характеристики образа матери у подростков.

Теоретический анализ представления о семье у подростков

Подростковый возраст - уникальное явление. Именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослости [10]. Подросток начинает осознавать себя отдельной личностью с правами и потребностями, он стремится к тому, чтобы окружающий мир заметил его, осознал и принял.

Д.Б. Эльконин писал, что подростковый возраст делится на две стадии [9]:

• Младший подростковый возраст - 12-14 лет.

• Старший подростковый возраст - 15-17 лет.

На современном этапе ученные составляют периодизацию подросткового возраста, учитывая влияние таких факторов, как культурно-национальные особенности, место проживания, пол.

По последним данным ЮНФПА (Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения), подростковый возраст охватывает период от 10 до 19 лет и имеет две стадии, что соответствует периодизации Д.Б. Эльконина:

• Ранний подростковый возраст 10-14 лет.

• Поздний подростковый возраст 15-19 лет.

Ведущая деятельность в этом возрасте - общение со сверстниками. У подростка происходят изменения и уточнения в его самооценке, он сравнивает и отождествляет себя со сверстниками. В своей работе «Детская психология» Д.Б. Эльконин пишет, что в этом возрасте у индивида развивается сильная потребность в коллективе, ему хочется быть частью коллектива, стать с этим коллективом единым целым и получать от него поддержку [10].

Дети подросткового возраста активно стремятся к непосредственному общению со своими сверстниками для решения нескольких задач: им важно и интересно быть в обществе таких же, как они, понять «какой Я как сверстник?»; «какой Я с противоположным полом?»; «какой Я в мире отношений?». В своем автореферате «Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта» Н.В. Недогожина говорит о том, что в этом возрасте начинает формироваться идеальный образ человека противоположного пола благодаря общению со своими сверстниками, чтению художественной литературы и просмотру фильмов романтического жанра [11]. У подростка складывается образ внешних и внутренних качеств, которые являются желательными для человека и притягательными для окружающих.

Сейчас, в современном обществе, все чаще встречается негативное отношение к семье, в средствах массовой информации наблюдаются попытки дискредетировать образ матери. В мире появляется большое количество людей, которые выбирают стиль жизни без детей -«чайлдфри» и жизнь ради себя - «даунтшифтинг». Они считают, что создание семьи - не самая главная цель в жизни человека. Т.В. Андреева отмечает, что семья (брак) теряет ценность у современной молодежи [12]. Ряд ее исследований показал, что подростки разделяют понятие любовь и брак [12]. Наиболее ярко это выражено в возрасте 13-15 лет.

У девушек в подростковом возрасте проявляется повышенное внимание и беспокойство к своему внешнему виду. Они ищут оценивания, сравнивают свой внешний образ с другими девушками, у них появляется потребность привлекать внимание противоположного пола. У мальчиков-подростков в это время формируется эталон мужественности. Они выбирают образец человека, который отождествляется у них с мужественностью и начинают формировать эти качества у себя с помощью физических упражнений и поведения. В этом возрасте у подростков начинает формироваться представление о ролевой позиции мужчин и женщин. Половое самосознание формируется с самого детства, но самый пик приходится на подростковый возраст [13].

В 1980-х годах Т.И. Юферева эмпирически исследовала образ мужчин и женщин в сознании подростков. Проведенное исследование показало, что образ мужественности и женственности формируется у подростков только во время взаимоотношения с противоположным полом. Было выделено, что типы общения различаются в зависимости от возраста. В 12-13 лет общение имеет только семейно-бытовой тип, в 14 лет уже начинается общение эмоционально-личностного типа и к 16 годам этот тип отношения достигает своего

пика. Прежние типы отношения не исчезают, новые типы общения начинают дополнять существующие [14].

По исследованиям образа матери у россиян Н.Н. Васягина (2015) отметила, что образ матери наделяется долженствованиями, нравственными качествами, высокими требованиями. Испытуемые характеризуют образ матери как важнейшего человека в жизни, помогающего и влияющего на мировоззрение ребенка [15].

Экспериментальное исследование по теме «Формирование образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта» было проведено Л.Р. Аптикиевой, А.Х. Аптикиевым и М.С. Бурсаковой [16]. Авторы исследовали представление о семье у подростков, которые воспитываются в семьях и у подростков, которые находятся в условиях приюта. В целом, не было выявлено различий у этих двух групп. Обе группы подростков имеют позитивное представление о семье. Однако, дети из неблагополучных семей описывали свой негативный опыт взаимодействия с родителями. Данные авторы исследовали образ семьи в двух других работах (семья как фактор личностного развития ребёнка и формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта) [17, с. 185; 18].

Такие данные эмпирическим путем доказывают, что образ семьи у людей формируется непосредственно из личного опыта, при взаимодействии с близкими.

Мы считаем, что для решения вопросов взаимодействия в семье и личностного развития в условиях психологического консультирования, необходимо создание целой картины образных явлений детей и родителей.

Методы

Основное исследование магистерской выпускной квалификационной работы посвящено изучению структурно-содержательных характеристик образа матери и образа подростка в детско-родительских отношениях на примере семей - клиентов психологической консультации и сравнение образов матери и образа подростка у семей, не обращающихся за психологической помощью. В комплекс психодиагностических методов основного исследования входят:

1. Для родителей: Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин); проективный рисунок «Образ ребенка»; ассоциативный эксперимент, униполярный личностный семантический дифференциал.

2. Для подростков: Опросник «Подростки о родителях» (ADOR) Вассерман Л.И, Горьковая И.А., Ромицина Е.Е., проективный рисунок «Образ родителя», ассоциативный эксперимент, униполярный личностный семантический дифференциал.

Данная статья посвящена пилотажному исследованию по одной методике. В пилотажном исследовании выявлены особенности образа матери у подростков г. Владивостока. Для исследования использован 64-шкальный униполярный личностный семантический дифференциал (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю., 1988). Данный метод является модификацией семантического дифференциала Ч. Осгуда. Он позволяет выяснить содержательные характеристики образа матери; оценить черты, которые выбирают большинство опрошенных; степень совпадений у разных респондентов; какую оценку дает подросток образу: позитивную или негативную; степень выраженности каждой черты в его представлении [19]. Подростки находятся в возрасте, когда образ матери не идеализируется. В психологическом консультировании встречаются подростки, которые оценивают образ матери как негативный вследствие конфликтных детско-родительских отношений на начальном этапе консультирования. В состоянии эмоционального напряжения они называют родителей

https:// mir-nauki. com

глупыми, несправедливыми, лицемерными. Стоит заметить, что в ходе коррекционной работы отношения в семье меняются в лучшую сторону, и отзывы подростков о своих родителях становятся более позитивными.

В нашем исследовании принимали участие семнадцать подростков в возрасте от 13 до 15 лет, которые являются представителями раннего подросткового возраста. Все они из семей, обращающихся за психологической помощью. Это учащиеся 7-х, 8-х и 9-х классов общеобразовательных школ города Владивостока.

Исследование проводилось с разрешения родителей испытуемых. Выборка не делилась по гендерному признаку.

Первым этапом исследования стало проведение методики. Испытуемым предъявлялся бланк с 64-мя личностными характеристиками, и предлагалось оценить от 0 до 3 представление о своей матери, выбрав вариант 0, 1, 2 или 3, в зависимости от выраженности данного качества у матери.

На втором этапе исследования данные бланков были занесены в групповую матрицу по каждому оцениваемому фактору и подвергнуты обработке по методу семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой [20].

Качественный анализ семантических универсалий позволяет выделить специфику репрезентации объекта «представление о матери» в сознании подростков. Были выделены универсалии с 90 % частотой встречаемости. Дескрипторов 100 % уровня не оказалось. Диапазон размаха средних (10 %) от 2,71 до 0.12 равен 0.28. Диапазон отступа слева от 0,12 до 0,4 и справа от 2.43 до 2.71.

Универсалия групповой оценки подростками своих матерей по 90%-му критерию частоты выбора состоит из дескрипторов: «общительная», «умная», «открытая», «организованная», «трудолюбивая», «опытная», «красивая». Это может быть объяснено ведущей потребностью подростков в общении. Опыт матери, ум и общительность являются наиболее ценными и запрашиваемыми качествами для подростка и помогают взаимодействию. Исследования В.Г. Казанской подтверждают, что с трудными жизненными вопросами современные подростки предпочитают обращаться к матери [21].

Характеристики: трудолюбивая, организованная, общительная и умная могут отражать образ матери как социально-успешного человека, у которого есть качества, помогающие приобретению профессии, статуса в обществе.

Качества «добрая», «честная», «активная» не попали в 90%-ную частоту встречаемости, однако, набрали высокое среднее значение и могут подтверждать это предположение.

Не получили максимальной 3-бальной оценки следующие качества: «грубая», «замкнутая», «пассивная», «эгоистичная», «самодовольная», «рассеянная», «скованная», «неуверенная», «тонкая», «беспечная», «корыстолюбивая», «неприятная», «посредственная». Это может говорить о малой выраженности или отсутствии этих качеств у матерей. Что представляет нам хорошую картину матерей в представлении подростков, даже несмотря на особенности подростков, которые строго и негативно могут высказываться о своих родителях у психолога на консультации и в повседневной жизни. Как подтверждает К. Пикхорд в своих теоретических исследованиях подростки находятся в возрасте, когда родители не идеализируются, как это бывает у дошкольников, а даже могут демонизироваться и представать усугублено отрицательно [22].

Результаты

https:// mir-nauki. com

Признаки оцениваемого объекта, которые набрали оценки 0 и 1 балл отражают характеристики, которые не представлены у матерей подростков данной выборки. Значимое большинство оценивает представление о матери, как о человеке, не обладающим такими характеристиками, как «глупость», «подлость», «нахальность», «гибкость», «неуверенность», «безалаберность», «неприятность», «вредительство».

Разброс оценок от 0 до 3 баллов получили качества, могущие оказывать влияние на психологический комфорт ребенка, такие как: «тревожная», «рассеянная», «доброжелательная», «гибкая», «холодная», «недоброжелательная», «неопытная», «знающая». Также, качества, влияющие на контроль над собой: «тактичная», «вспыльчивая».

Качества, которые могут вызывать непоследовательные действия взрослого в процессе воспитания: «лицемерная», «самодовольная», «безвольная», «ограниченная», «мечтательная», «изворотливая», «отходчивая», «закомплексованная». Несколько подростков присвоили этим качествам 0 баллов, 3-4 человека по 3 балла, остальные 1 и 2 балла. Это говорит о разнообразии личностных особенностей оцениваемых объектов, о том, что в разных семьях отношения с матерями представлены индивидуально и существуют периоды конфликтов, которые также могут оказывать влияние на оценку своей матери.

Таким образом, подростки описывают образ матери следующими дескриптами: «общительная», «умная», «открытая», «организованная», «трудолюбивая», «опытная», «красивая». Такие данные могут указывать на ведущую потребность подростков в общении, такие качества матери могут быть наиболее значимыми для подростка, так как именно такие качества помогают человеку легко взаимодействовать с людьми. Характеристики: трудолюбивая, организованная, общительная и умная могут говорить о том, что такой образ матери отражает социально-успешного человека, у которого есть качества, помогающие приобретению профессии и статуса в обществе.

Обобщая вышесказанное, испытуемые характеризуют своих матерей с помощью позитивных и негативных характеристик, что дает полую и целостную картину представления.

По результатам проведенного пилотажного исследования установлено, что методика 64-шкальный униполярный личностный семантический дифференциал (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю., 1988) дает возможность изучать качественные характеристики образа матери у подростков 13-15 лет.

Стоит отметить, что респондентам понятны характеристики, которыми им предлагается оценивать своего родителя. В образ матери подростки включают чаще всего характеристики «добрая», «честная», «активная», «общительная», «умная», «открытая», «организованная», «трудолюбивая», «опытная», «красивая». Это говорит о том, что современные подростки имеют положительный образ матери и наделяют его позитивными характеристиками. Мы рассматриваем возможность изменения некоторых негативных характеристик в диагностике для основного исследования с целью соблюдения этичности оценивания подростками своих мам.

Выводы

ЛИТЕРАТУРА

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М.: Педагогика, 2001. - 232 с.

2. Ситников, В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых [Текст] / В.Л. Ситников // Ленингр. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. Фак. психологии и педагогики им. И.П. Иванова. - СПб: Химиздат, 2001. - 286 с.

3. Докучаева, С.О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Текст] / С.О. Докучаева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n3/Dokuchaeva.shtml.

4. Терехина, С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.13) / Терехина Светлана Алексеевна; Москв. Городск. Психоло-педагогический университ. - Москва - 2006. URL: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19820.php?phrase_id=2140634.

5. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медикопедагогической практике [Текст] / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына - СПб.: Речь, 2004. - 256 с.

6. Самсонова, П.М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (2527 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М., 2005.

7. Туманова, Е.В., Филиппова Е.В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты) [Текст] / Е.В. Туманова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2.

8. Швецова, М.Н., Томилина А.И. Образ будущей семьи в представлении подростков [Текст] / М.Н. Швецова, А.И. Томилина // Преподаватель XXI век. -2010. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-buduschey-semi-v-predstavlenii-podrostkov.

9. Егорова, М.С., Зверева, О.В. Влияние структуры семьи на представление дошкольников о желаемой семье [Текст] / М.С. Егорова, О.В. Зверева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - №5(7). URL: http://psystudy.ru.

10. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин - Изд-во «Academia» 2011. - 384 с.

11. Недожогина, Н.В. Формирование положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях приюта [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук (19.00.07) / Недогожина Наталья Владимировна; Удмурстский гос. Университет - Ижевск. - 2006. - 24 с.

12. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. [Текст] / Т.В. Андреева. -СПб.: Питер, 2014. - 244 с.

13. Юферева, Т.И. Формирование психологического пола [Текст] / Т.И. Юферева // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М., - 1987.

https:// mir-nauki. com

14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

Юферева, Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков [Текст] / Т.И. Юферева // Вопросы психологии. - 1985. - № 3.

Васягина, Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян [Текст] // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 138-143 с.

Аптикиева, Л.Р. Формирование образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта [Текст] / Л.Р. Аптикеева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Вестник ОГУ. - 2015. №7 (182). URL: https://cyberleninka.m/article/n/formirovanie-obraza-i-predstavleniya-o-semie-u-podrostkov-nahodyaschihsya-v-usloviyah-priyuta.

Аптикиева, Л.Р. Семья как фактор личностного развития ребёнка [Текст] / Л.Р. Аптикеева, А.Х. Аптикиев, М.С. Бурсакова // Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, - 2014.- №7 (168). - С. 185-190.

Аптикиева, Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта [Текст] / Л.Р. Аптикеева // Оренбург - Изд-во ОГПУ - 2009. -224 с.

Шмелев, А.Г. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус1 личностных черт). [Текст] / А.Г. Шмелев, В.И. Похилько, А.Ю. Козловская-Тельнова - М.: Изд-во МГУ, 1988.

Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст] / Под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Наука; Смысл., 1999. - 350 с.

Казанский В.Г. Подросток. Трудности взросления [Текст] / В.Г. Казанский -СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

Пикхорд, К. Кто украл моего ребенка. [Текст] / К. Пикхорд - М. Росмэн. 1998. -

120 с.

Kurbonova Nushofarin Mahmudovna

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: nushofarin. kurbonova. 96@mail. ru

Zolotova Ol'ga Olegovna

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: oozolotova@gmail.com

Sapozhnikova Elena Evgen'evna

Far eastern federal university, Vladivostok, Russia

E-mail: bifi@mail.ru

Investigating the adolescents' image of mother using the semantic differential

Abstract. The article based on theoretical and empirical data, the authors prove that studying the image of the mother is an additional opportunity for the psychologist to perform a corrective work with teenagers and mothers in family counseling.

The article presents the results of pilot study in the field of mother's image representation in cognitive space of teenagers using the 64-factor unipolar semantic differential.

The purpose of this study was to identify and compare the features of the image of the parent (mother) in modern adolescents who were seeking psychological help as part of family counseling.

The theoretical significance of this research work is to supplement and generalize the existing theoretical base on the image of mothers in adolescents in the narrow aspect of interpersonal assessment.

The practical significance lies in the possibility of using new scientific data in the psychological work with parents and adolescents to enter the family's problem field and to discover hidden aspects of relationships that may interfere with the solution of the main request. In practical psychological work this can contribute to establishing a dialogue between mother and adolescent, and a joint discussion of mother's personality characteristics.

The novelty of this work lies in the fact that the mutual influence of the image of mother and adolescent has not been studied in scientific papers earlier. The pilot study presented in this article is part of the main research of the master's graduate qualification work devoted to studying the mutual influence of the image of the mother on the teenager and the image of the teenager on the mother among clients of psychological counseling.

At the first stage of a pilot study the qualitative characteristics that modern teenagers associate with the image of mother were identified using a unipolar personality differential by Shmelev A.G. while the form of the method was tested. At the second stage the obtained data were entered into a group matrix and processed by the method of semantic universals by E.Yu. Artemyeva. The universal group of adolescents' assessments of their mothers consists of descriptors: "sociable", "smart", "open", "organized", "hardworking", "experienced", "beautiful" by the 90 % criterion of the frequency of choice.

The study made it possible to establish that this technique can be used to determine the content characteristics of the image, it is understandable for a teenager. Adolescents see the image of the mother in positive and negative ways, highlight such qualities as: sociability, experience, openness, goodwill, which reflects the teenager's leading need for communication.

Keywords: representation of family; representation of the mother; family; mother; configuration; adolescent; semantic differential

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.