Научная статья на тему 'Значимость образа родителей в психологическом консультировании подростка'

Значимость образа родителей в психологическом консультировании подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2108
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКА К ОБРАЗУ ОТЦА И МАТЕРИ / ПОДРОСТОК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / TEENAGER'S ATTITUDE TOWARD THE IMAGES OF FATHER AND MOTHER / PERCEPTION / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / FAMILY / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Писарева Анастасия Александровна

В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании подростка. Поднимается вопрос о значимости образа отца и матери при формировании личности подростка. Показано существование взаимосвязи между индивидуально-личностными качествами подростков и их отношением к образу родителей. Представлена зависимость субъективного видения подростком своих родителей и уровнем их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the image of parents in teenager psychological counseling

The main areas of activity in teenager psychological counseling are dealt with in the paper. The issue on the significance of the images of father and mother in teenager personality forming is touched upon. The presence of interconnection between teenagers' individual and personal qualities and their attitude toward the image of parents is demonstrated. The interdependence of teenagers' subjective perception of their parents and the level of their social adaptation is represented.

Текст научной работы на тему «Значимость образа родителей в психологическом консультировании подростка»

А. А. Писарева

ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПОДРОСТКА

Работа представлена кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности

СПбГУ.

Научный руководитель - доктор психологических наук, доцент Н. Л. Васильева

В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании подростка. Поднимается вопрос о значимости образа отца и матери при формировании личности подростка. Показано существование взаимосвязи между индивидуально-личностными качествами подростков и их отношением к образу родителей. Представлена зависимость субъективного видения подростком своих родителей и уровнем их социальной адаптации.

Ключевые слова: восприятие; отношение подростка к образу отца и матери; подросток; психологическое консультирование; семья; социальная адаптация.

A. Pisareva

SIGNIFICANCE OF THE IMAGE OF PARENTS IN TEENAGER PSYCHOLOGICAL COUNSELING

The main areas of activity in teenager psychological counseling are dealt with in the paper. The issue on the significance of the images offather and mother in teenager personality forming is touched upon. The presence of interconnection between teenagers' individual and personal qualities and their attitude toward the image of parents is demonstrated. The interdependence of teenagers 'subjectiveperception of their parents and the level of their social adaptation is represented.

Key words: perception, teenager's attitude toward the images of father and mother, psychological counseling, family, social adaptation.

В последнее время в психологии и педагогике встречается все больше работ, направленных на изучение социально-психологической деятельности психолога с подростками [1; 2; 3; 7; 10; 15]. Данный факт закономерен, так как подростковый возраст характеризуется: яркими изменениями и новообразованиями, трудностями во взаимоотношении с родителя-

ми и сверстниками, становлением личности, самоутверждением, формированием ценностных ориентаций и физическим созреванием организма. Это именно тот возраст, когда обостряются все скрытые и явные конфликты и противоречия. Так как при работе с подростком необходимо четко осознавать основной круг проблем и закономерностей данного

возраста, природу отклоняющегося поведения низкой адаптации в период взросления, интегрировать опыт различных областей психолого-педагогического знания, а также изучить все значимые факторы, влияющие на формирование здоровой личности и наметить основные варианты психологической поддержки и помощи подросткам.

В подростковом возрасте психологическое консультирование является одним из важнейших направлений деятельности психолога, где основные формы консультативной работы включают: оптимизацию общения подростка со сверстниками, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цель, владеть собой, помощь в социализации и во взаимодействии с окружающей действительностью.

С. Л. Колосова исходит из того, что психолог должен быть ориентирован на повышение личностной активности школьника в решении своих проблем, а также помочь ему развить и обогатить его личность [8, с. 41]. Т. К. Губкина подчеркивает, что при оказании психологической поддержки подростку следует использовать некую последовательность шагов: восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе, к миру; анализ проблемы, выявление провоцирующих источников, причин; постановка позитивной цели, описание желаемого поведения и проработка возможных рецидивов старого поведения. Значимым нюансом автор выделяет следующее: выработка шагов роста (описание конкретных достижений) и поиск внутренних ресурсов и опора на них [4, с. 85]. И. Д. Егорычева при анализе данного вопроса выделяет необходимое условие - организацию конструктивного взаимодействия, включение подростка в социально одобряемую, признаваемую и личностно значимую деятельность; а также помощь в реализации его потребностей [6, с. 200]. Л. А. Регуш выделяет следующее: проектирование положительных качеств личности [13, с. 275]; помочь актуализировать свои способности [13, с. 276]. Ф. Доль-то отмечала, что подростку необходимо помочь отучиться думать и поступать по-детски, и в то же время открыть радость и смысл взрослых обязанностей [5, с. 270].

Таким образом, мы видим, что консультирование в первую очередь нацелено на поиск основной проблемы, составление основных жизненных трудностей подростка [14, с. 448], вызвать осознание подростком их истоков и вызвать конкретные перемены в его поведении [1, с. 186].

Многие исследователи отмечают, что неотъемлемым направлением работы психолога также является проблема взаимодействия подростка и его родителей, так как именно они становятся источником травматизации [16, с. 127] и развития пограничных нервно-психических расстройств [3, с. 35]. Выделяется значимость помощи при построении новых форм общения, позиций и установок друг к другу.

Практика работы над взаимодействием подростка с родителями широко отражена в литературе. Однако в проблеме взаимодействия подростков и родителей еще многое не изучено, например, вопрос восприятия, понимания и оценки родителей самими подростками. Выявление закономерностей и взаимосвязей между субъективным восприятием родителей и индивидуально-личностными качествами подростка представляется актуальным. На наш взгляд, ощущается явный недостаток исследований образа родителя, существующего в сознании ребенка, а в нашем случае - подростка.

В нашем исследовании было обследовано 130 учащихся 10 и 11-х классов, в возрасте 15-16 лет. Мы изучили взаимосвязи субъективного образа родителей («образ матери» и «образ отца»), уровня адаптации и индивидуально-личностных качеств подростков (агрессивность, тревожность, депрессивность, уверенность).

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Тест диагностики агрессивности А. Ас-сингера (адаптирована Е. И. Роговым) [12, с. 180];

2. Методика дифференциации диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) [12, с. 82];

3. Личностная шкала проявления тревоги Д. Тейлора (адаптирована Т. А. Немчиной) [12, с. 64];

ПСИХОЛОГИЯ

4. Тест на состояние уверенности/неуверенности Н. Н. Обозова [9, с. 92];

5. Опросник для установления отношения испытуемого к отцу и матери;

6. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) [11, с. 127].

Обработка проводилась в соответствии со стандартами методик.

Полученные данные эмпирического исследования были обработаны с помощью матема-тическо-статистического метода - двухфактор-ного дисперсионного анализа. Данный анализ позволил нам установить зависимости внутри каждой выборки по выделенным признакам у двух - мальчики и девочки.

В результате анализа полученных данных, выявлено, что образ матери связан с уровнем адаптации подростка независимо от пола. Для подростков с низким уровнем адаптации характерен отрицательный образ матери. При этом различия по показателю образ матери в зависимости от уровня адаптации были получены на уровне статистической значимости р = 0,026. В отношении показателя образ отца существует похожая зависимость, но она статистически значима только в отношении мальчиков (р = 0,04), у девушек такой зависимости не обнаружено.

Остановимся далее на анализе данных отно сительно индивидуально-лично стных качеств подростков и образа отца и матери.

Существует связь показателей агрессивности, депрессивности и уверенности с образом матери. При отрицательном образе матери показатель агрессивности выше независимо от пола (р = 0,049). При отрицательном образе матери показатель депрессивности выше независимо от пола (р = 0,0077). При отрицательном образе матери показатель уверенности выше независимо от пола (р = 0,026). Не обнаружено связи образа матери с показателем тревожности. При этом данный показатель у мальчиков в целом ниже, чем у девочек (р = 0,023).

Обнаружено, что существует связь показателей агрессивности, депрессивности, уверенности и тревожности с образом отца. При отрицательном образе отца показатель агрессивности выше независимо от пола (р =

0,003). При отрицательном образе отца показатель депрессивности выше независимо от пола (р = 0,0016). При отрицательном образе отца уверенность выше (р = 0,004). Существует прямо пропорциональная зависимость между показателем уверенности и отрицательным образом отца у мальчиков (р = 0,016). У девушек явной зависимости не обнаружено, у них в среднем показатели одинаковы. При отрицательном образе отца показатель тревожности выше независимо от пола (р = 0,004).

Так же необходимо заметить, что более устойчивые связи приходятся именно в группе мальчиков. У девочек же, хоть и связи обнаружены, но они менее устойчивые.

Представленное нами исследование свидетельствует о том, что качество отношения к родителям (положительное или отрицательное) связано с такими показателями, как: агрессивность, депрессивность, уверенность, тревожность. В основном данные показатели выше при отрицательно образе отца или матери независимо от пола, хотя и существуют различия в показателях у девушек и мальчиков. Так, в отношении уверенности, данный показатель выше именно у мальчиков во взаимосвязи с отрицательным образом отца, что свидетельствует о высокой значимости роли отца в жизни подростка мужского пола.

Таким образом, считаем, что необходимым направлением работы психолога, также является изучение:

• особенностей отношения родителей к подростку;

• особенности восприятия, понимания детьми своих родителей, построения субъективного образа родителей и его связь с индивидуально-личностными характеристиками конкретного подростка.

Такой взгляд психолога на проблему детско-родительский отношений открывает новые способы инициирования процесса осознания и изменения подростком собственного отношения к своим родителям и к себе. Это позволит по-новому взглянуть на процесс развития личности, проблему взаимоотношений и взаимопонимания поколений, организовать необходимую коррекционную психологическую работу с подростками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Г. С. Практическая психология: ечебник для студентов вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. 480 с.

2. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Издательство московского университета, 1990. 240 с.

3. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. СПб.: «Речь», 2004. 256 с.

4. Губкина Т. К. Подросток и взрослый: Пути взаимопонимания // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. С. 80-95.

5. Дольто Ф. На стороне подростка / пер. с фр. А. К. Борисовой. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 368 с.

6. Егорычева И. Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы) // Мир психологии: научно-методическй журнал. 2008. № 1 (53). С.189-202.

7. Казанская В. Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. 283 с.

8. Колосова С. Л. Как преодолеть дезадаптацию у детей? // Вестник практической психологии и образования. 2004. № 1. С. 38-41.

9. Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1994. 163 с.

10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. М., 1996.

11. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.

12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Иедактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 1998. 528 с.

13. Психология современного подростка / под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.

14. ФигдорГ. Проблемы воспитательной консультации // Родители и дети: учебное пособие. Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. С. 405-465.

15. Хухлаева О. В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 160 с.

16. Эйдемиллер Э. Г. Детско-родительские отношения в подростковом возрасте // Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: «Когито-Центр», 2003. С. 126-136.

SPISOK LITERATURY

1. Abramov G. S. Prakticheskaya psikhologiya: uchebnik dlya studentov vuzov. 6-e izd., pererab. i dop. M.: Aka-demicheskiy proekt, 2001. 480 s.

2. Burmenskaya G. V. Vozrastno-psikhologicheskoye konsul'tirovaniye. M.: Izdatel'stvo moskovskogo univer-siteta, 1990. 240 s.

3. Vasserman L. I., Gor 'kovayaI. A., RomitsynaE. E. Roditeli glazami podrostka: psikhologicheskaya diagnostika v mediko-pedagogicheskoy praktike: uchebnoye posobiye. SPb.: «Rech'», 2004. 256 s.

4. Gubkina T. K. Podrostok i vzrosly: Puti vzaimoponimaniya // Vestnik prakticheskoy psikhologii i obrazovaniya. 2004. N 1. C. 80-95.

5. Dol'to F. Na storone podrostka / per. s fr. A. K. Borisovoy. Yekaterinburg: U-Faktoriya, 2004. 368 s.

6. Yegorycheva I. D. Podrostok i vzrosly v prostranstve sovremennoy Rossii: vzaimodeystviye po kasatel'noy (nekotorye itogi i perspektivy) // Mir psikhologii: nauchno-metodichesky zhurnal. 2008. N 1 (53). S. 189-202.

7. Kazanskaya V. G. Podrostok: Trudnosti vzrosleniya. Kniga dlya psikhologov, pedagogov, roditeley. 2-e izd., dop. SPb.: Piter, 2008. 283 s.

8. Kolosova S. L. Kak preodolet' dezadaptatsiyu u detey? // Vestnik prakticheskoy psikhologii i obrazovaniya. 2004. N 1. C. 38-41.

9. Obozov N. N. Psikhologiya menedzhmenta. SPb., 1994. 163 s.

10. Ovcharova R. V. Spravochnaya kniga shkol'nogo psikhologa. 2-e izd. M., 1996.

11. Praktikum po psikhologii menedzhmenta i professional'noy deyatel'nosti / pod red. G. S. Nikiforova, M. A. Dmitriyevoy, V. M. Snetkova. SPb.: Rech', 2001. 448 s.

ПСИХОЛОГИЯ

12. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy / redaktor-sostavitel' D. Ya. Raygorodskiy. Samara: Izdatel'skiy Dom «Bakhram-M», 1998. 528 s.

13. Psikhologiya sovremennogo podrostka / pod red. prof. L. A. Regush. SPb.: Rech', 2005. 400 s.

14. Figdor G. Problemy vospitatel'noy konsul'tatsii // Roditeli i deti: uchebnoye posobiye. Khrestomatiya / pod red. D. Ya. Raygorodskogo. Samara: Izdatel'skiy Dom BAKhRAKh-M, 2003. S. 405-465.

15. Khukhlayeva O. V. Psikhologiya podrostka: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zave-deniy. 2-e izd., ispr. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2005. 160 s.

16. Eydemiller E. G. Detsko-roditel'skiye otnosheniya v podrostkovom vozraste // Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnosheniy / pod red. E. A. Savinoy, E. O. Smirnovoy. M.: «Kogito-Tsentr», 2003. S. 126-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.