Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА АВИАКОМПАНИЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА АВИАКОМПАНИЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
надежность / эксплуатация / диаграмма исправности / анализ / безопасность полетов / reliability / operation / test diagram / analysis / flight safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.О. Майнашева, П.Р. Чирков, О.В. Искорнева, Ю.В. Огородникова

Приведены расчеты статистические показатели надежности для воздушного судна типа Boeing 737-800 эксплуатируемых на территории Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF RELIABILITY OF OPERATION OF AIRCRAFT OF FOREIGN PRODUCTION BY THE AIRLINE OF THE KRASNORSKY REGION

The article provides calculations of statistical reliability indicators for an aircraft of the type Boeing 737-800 operated on territory of the Krasnoyarsk region.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА АВИАКОМПАНИЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

УДК 621.532

ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА АВИАКОМПАНИЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

С. О. Майнашева, П. Р. Чирков, О. В. Искорнева, Ю. В. Огородникова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Приведены расчеты статистические показатели надежности для воздушного судна типа Boeing 737-800 эксплуатируемых на территории Красноярского края.

Ключевые слова: надежность, эксплуатация, диаграмма исправности, анализ, безопасность полетов

RESEARCH OF RELIABILITY OF OPERATION OF AIRCRAFT OF FOREIGN PRODUCTION BY THE AIRLINE OF THE KRASNORSKY REGION

S.O. Mainasheva, P.R. Chirkov, O.V. Iskorneva, Y.V. Ogorodnikova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The article provides calculations of statistical reliability indicators for an aircraft of the type Boeing 737-800 operated on territory of the Krasnoyarsk region.

Keywords: reliability, operation, test diagram, analysis, flight safety

В рамках системы технической эксплуатации воздушных судов ВС приоритетной задачей является обеспечение исправности ВС для удовлетворения потребностей авиакомпаний АК. Исправность ВС характеризуется надежностью авиационной техники и ВС, как сложного технического объекта. Обеспечение безотказности работы авиационной техники AT является основной задачей, рассматриваемой в рамках программы технического обслуживания ВС [1].

Для достижения установленных показателей надежности и обеспечения безопасности полетов на ВС авиакомпаний, АК в своей структуре имеют центры технического обслуживания или работают с контрактными организациями по техническому обслуживанию ТО. Данный аспект относится к производственно-эксплуатационным факторам, влияющих на надежность AT [2].

Производственно-эксплуатационные факторы формируют собой среду, которую обобщенно можно назвать «инженерно-авиационным обеспечением», которые могут контролироваться непосредственно АК или организацией по ТО.

Практическое содержание инженерно-авиационного обеспечения полетов определяют следующие основные задачи [3]:

- своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей авиапредприятий в исправных и подготовленных к полетам воздушных судах;

- выполнение задаваемых эксплуатационной документацией требований, технических условий и гарантий эффективного и безопасного использования авиационной техники по назначению.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

Для оценки технического состояния авиакомпании используют различные информационные системы. Совокупные данные из систем используются для проведения анализа надежности AT. Для проведения статистического анализа технического состояния воздушных судов иностранного производства используются данные по наработке ВС типа B737-800.

В рамках исследования проведен анализ количества неисправностей по системам, в соответствии с систематизацией в иностранной технике по Air Transport Association ATA100 Chapters за период с 03.2017 по 03.2019 (рис. 1).

Дефекты B737-800

20 Control Cables 22 Auto Flight 24 Electrical Power 26 Fire Protection

21 Air Conditioning and Pressurization 23 Communication 25 Equipment and Furnishing 27 Flight Control

Рис. 1. Дефекты зафиксированные на В737-800

100 99 98 97 96 95 94 93 92 91 90

■Сервесное состояние (%)

окт.17 ноя.17 дек.17 янв.18 фев.18 мар.18 апр.18 май.18 июн.18 июл.18 авг.18 сен.18 окт.18 ноя.18 дек.18 янв.19 фев.19 мар.19

Рис. 2. Диаграммы исправности парка В737-800

Из диаграмм видно, что большая часть дефектов зафиксировано по АТА25, включающей в себя интерьерное и пассажирское оборудование. Далее по частоте идет АТА33 - освещение, по дефектам по освещению 60 % приходится на освещение в пассажирском отделение, 30% на освещение и лампочки индикации в кабине экипажа, и только 10 % на внешние огни, влияющие на летную годность.

Также большой процент дефектов приходится на систему тормозов и шасси, обусловлено это налетом ВС и ресурсом, определяемым износом резины и тормозов, однако другие компоненты системы такие как клапаны, цилиндр и гидравлические трубки подвержены повреждениям меньше.

Целью и основным элементом функционирования самолета является полет. Вероятность выполнения своего назначения (величина целевой надежности) на этапе разработки ТЗ определяется надежностью операций, соответствующих основным стадиям функционирования ЛА. Диаграмма исправности формируется на основании годового фонда времени ЛА и простоев при техническом обслуживании и ремонте.

Диаграммы исправности B737-800 (рис. 2) представлена ниже.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что наименьший уровень исправности парка в полете и на земле для B737-800 приходится на зимние месяцы, что обусловлено низкими температурами эксплуатации.

Библиографические ссылки

1. Федотов А. В., Скабкин Н.Г. Основы теории надежности и технической диагностики: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 64с.

2. Факторы, влияющие на надежность. Авиационной техники. URL: http://ooobskspetsavia.ru/2015/09/23/faktory-vliyayushhie-na-nadezhnost-aviacionnoj-texniki/ (дата обращения: 20.12.2019)

3. Любимов И.В., Михалев В.Д. Надежность авиационной техники. Методические указания по изучению дисциплины. Санкт-Петербург: СПбГУГА, 2016. 47 с

© Майнашева С. О., Чирков П. Р., Искорнева О. В., Огородникова Ю. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.