Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность полетов / летная годность / авиационное законодательство / safety / airworthiness / aviation law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.О. Майнашева, П.Р. Чирков, О.В. Искорнева, Ю.В. Огородникова

Рассмотрены особенности эксплуатации воздушных судов иностранного производства на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.О. Майнашева, П.Р. Чирков, О.В. Искорнева, Ю.В. Огородникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OPERATION OF AIRCRAFT OF FOREIGN PRODUCTION

The article discusses the features of operation of foreign-made aircraft in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

УДК 621.532

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ИНОСТРАННОГО

ПРОИЗВОДСТВА

С. О. Майнашева, П. Р. Чирков, О. В. Искорнева, Ю. В. Огородникова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассмотрены особенности эксплуатации воздушных судов иностранного производства на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность полетов, летная годность, авиационное законодательство.

FEATURES OF OPERATION OF AIRCRAFT OF FOREIGN PRODUCTION

S. O. Mainasheva, P. R. Chirkov, O. V. Iskorneva, Y. V. Ogorodnikova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

The article discusses the features of operation of foreign-made aircraft in the territory of the Russian Federation.

Keywords: safety, airworthiness, aviation law.

Российские авиапредприятия, ранее эксплуатировавшие отечественные ВС, такие как Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-42 и другие, на текущий момент полностью или частично перешли на эксплуатацию ВС иностранного производства. Причиной этому является экономическая целесообразность, обусловленная более низкими затратами на топливо и ТО, а также обеспечение более высокого уровня комфортности для пассажиров, что виляет на имидж компании. Не менее важным аспектом также является полное соответствие иностранных воздушных судов требованиям Международной Организации Гражданской Авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization ICAO) по уровню шумового загрязнения и выбросов, позволяя эксплуатировать их в любой точке мира.

На рынке международных авиаперевозок на территории России доля иностранных авиакомпаний не превышает 50%. В основном это объясняется использованием ВС иностранного производства российскими авиакомпаниями, а также системой чартерных полетов. В 2019 году доля ВС иностранного производства в российских авиакомпаниях превышает 75%, при этом если говорить о современных отечественных самолетах их доля составляет около 10% (рис. 1) [1].

Для предприятий, выполняющих рейсы за рубеж, эксплуатация ВС иностранного производства имеет очевидные преимущества. Обусловлено это требованиями по шумовому загрязнению и выхлопам со стороны ИКАО. Однако, существует потребность качественного и экономически эффективного ТОиР. Среди проблемных вопросов, основным является потребность в квалифицированных кадрах.

С учетом потребности в кадрах, российские авиапредприятия имеют следующие варианты [5]:

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

1) передать работы по ТОиР на аутсорсинг;

2) инвестировать средства в развитие собственных центров технического обслуживания ЦТО;

3) совместно использовать аутсорсинг и собственные ЦТО.

Согласно мировой статистике, на аутсорсинг приходится около 50% тяжелых форм ТОиР самолетов, 75% - ТОиР двигателей, 77% - ТОиР компонентов.

Структура пассажирооборота российских авиапредприятий

N Зарубежная техника «Современная * Прочая

отечественная техника отечественная

техника

Структура пассажирооборота российских авиапредприятий в 2015 году

В основном российские авиапредприятия, имеющие в своем парке ВС иностранного производства, регистрируют их на территории Бермуд, Ирландии и Арубе.

Обусловлено это рядом причин [2]:

1) Если ВС взято в аренду, то собственник, в силу юридических особенностей, против регистрации их в России.

2) Техническую эксплуатацию зарубежных самолетов возможно осуществить только с привлечением Организаций по ТОиР, имеющих соответствующие одобрения (сертификаты) стран, которые принимаются страной регистрации как основы для выдачи сертификата летной годности СЛГ.

Для облегчения понимания данных причин рассмотрим конкретный пример регистрации ВС на Бермудах.

Статья 83bis Чикагской конвенции «Передача определенных функций и обязанностей» распределяет обязанности по надзору за соблюдением норм летной годности между эксплантатами ВС и государством регистрации [3]. Двустороннее межправительственное соглашение между РФ и Бермудами определяется в статье 3 соглашения [4].

В рамках соглашения Россия отвечает за надзор соблюдения правил организации воздушного движения ОрВД и сертификацию персонала.

Также в соответствии с Приложением 2 действующего соглашения между странами, Россия отвечает за [5]:

1) Соблюдение одобренного двумя сторонами положения «Руководство по организации ТО» РОТО, в английском варианте «Continuing AirWorthiness Management Exposition» CAME;

2) Аккредитацию и одобрение линейных станций техобслуживания;

3) Контроль за соблюдением эксплуатантом условий/ требований Сертификата эксплуатанта.

В соответствии с этим же положением Бермуды отвечают [5]:

1) Соблюдение требований летной годности

2) Обмен информации с государством держателя сертификата типа

3) Утверждение программы технического обслуживания

4) Контроль своевременности выполнения рекомендаций по ремонту держателя сертификата

5) Одобрение Организаций по ТОиР, которые Эксплуатант использует для ТО самолетов.

На основе данного распределения следует трактовать применимость к тем или иным

аспектам поддержания летной годности самолетов российских и бермудских норм. Однако даже простой анализ показывает, что грань применимости тех или иных норм очень тонка. Это является главной особенностью эксплуатации воздушных судов иностранного производства.

Библиографические ссылки

1. На чем сегодня летает российская авиация? URL: https://www.aircharter.ru/about-us/news-features/blog/aircraft-of-the-russian-aviation (дата обращения: 20.03.2020)

2. Далецкий C.B., Деркач О.Я., Петров А.Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 2002. 210 с.

3. Межправительственное двустороннее соглашение между Правительствами России и Бермуд по поводу передачи функций и обязанностей по надзору в соответствии со ст. 83бис, 1999. URL: https://www.icao.int/secretariat/legal/83bis/4236-R.pdf (дата обращения: 20.03.2020)

4. Машошин О.Ф. Диагностика авиационной техники. Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 2007. 141 с.

5. Чинючин Ю.М., Далецкий C.B., Маклаков В.В. Нормативная база технической эксплуатации и поддержания летной годности воздушных судов: учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 2015. 80 с.

© Майнашева С. О., Чирков П. Р., Искорнева О. В., Огородникова Ю. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.