Научная статья на тему 'Анализ технических характеристик самолета як-18т'

Анализ технических характеристик самолета як-18т Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
653
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ ЯК-18Т / YAK-18T

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Майнашева С. О.

Рассмотрены технические особенности самолета ЯК-18Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TECHNICAL CHARACTERISTICS OF YAK-18T

The article describes the technical features of the YAK-18T.

Текст научной работы на тему «Анализ технических характеристик самолета як-18т»

Решетнеескцие чтения. 2015

Продольная устойчивость обеспечивается точно рассчитанной аэродинамической компоновкой, но, несмотря на то это, экраноплан будет устойчив только в определенных режимах движения.

При полете на малом расстоянии от экрана существенно возрастает роль профиля крыла. Это связано в первую очередь с тем, что расстояние до экрана соизмеримо с толщиной или вогнутостью крыла и небольшие изменения в геометрии профиля, которые в неограниченном потоке не приводят к заметным изменениям аэродинамических характеристик крыла, вблизи опорной поверхности могут существенно изменить характер обтекания. При движении над синусоидальным волновым экраном кривые зависимостей гидродинамических характеристик крыла от времени изменяются не по синусоидальному закону, а по закону, близкому к трохоидальному, средние за период волны значения подъемной силы крыла над волновым экраном превышают по величине значения подъемной силы крыла при его движении над плоским экраном, расположенным на уровне средней линии волны экрана [2; 3; 4].

Цель работы: исследование устойчивости крыла экраноплана с адаптивной оболочкой над взволнованной поверхностью, определение собственной частоты и резонанса гибкой панели крыла, коэффициентов демпфирования.

Задачи исследования:

1. Анализ влияния геометрии профиля крыла эк-раноплана на устойчивость вблизи опорной поверхности.

2. Оценка конструкции крыла экраноплана по критериям собственных частот конструкции и определения зон резонансных частот.

3. Динамический расчет панели крыла на действие возмущающей силы и колебания выполняется по схеме балки на двух опорах массой т0.

4. Экспериментальная оценка результатов расчетов.

5. Разработка конструкционных схем крыла экра-ноплана с изменяемой геометрией профиля.

Объектом исследования является адаптивная панель крыла экраноплана.

Предметом исследования в работе является устойчивость крыла экраноплана при движении вблизи опорной поверхности.

Научный аппарат исследовательской работы составили научные труды отечественных авторов

УДК 629.7

Н. И. Белавина, Р. Е. Алексеева, А. В. Небылова, Н. Б. Плисова, К. В. Рождественского, Н. Ф. Краснова, В. Ф. Захарченко и др.

Методы исследований: методы численного моделирования в программах SolidWorks:

1) прочностные, колебательные испытания и испытания на устойчивость проводятся в программе SolidWork Simulation;

2) кинематический и динамический анализы проводятся в программе SolidWork Motion.

Библиографические ссылки

1. Небылов А. В. Измерение параметров полета вблизи морской поверхности. СПб. : ГААП. 1994. 307 с.

2. Максимальные и средние значения гидродинамических характеристик крыла, движущегося над неплоским экраном / В. Г. Белинский, П. И. Зинчук,

B. Н. Незнамов и др. // Гидромеханика. 1974. № 29.

C. 43-45.

3. Гидроаэродинамика крыла вблизи границы раздела сред / М. А. Басин, В. П. Шадрин. Л. : Судостроение, 1980. 304 с.

4. Коваленко Г. Д., Шаймарданов Л. Г., Никуш-кин Н. В. Крыло экраноплана : А. с. № 1189026 от 24.04.1984.

References

1. Nebylov A. V. Izmerenie parametrov poleta vblizi morskoj poverhnosti [Measurment of parameters of flight close to the sea surface]. Publication of St. Petersburg State Academy of Aerospace Instementation, 1994. 307 p.

2. Maksimalnye i srednie znachenija gidro-dinamicheskih harakteristic kryla, dvizhushhegosja nad neploskim ekranom [Maximum and middle values of hydrodynamic characteristics of the wing, moving above the non-flat surface] / V. G. Belinskij, P. I. Zinchuk, V. N. Neznamov et al. // Gidromehanica publ. 1974. № 29. p. 43-45.

3. Gidroaerodinamica kryla vblizi granizy razdela sred [The hydrodynamic of the wing close to the border of the dividion of environments] / M. A. Basin, V. P. Schadrin. Leningrad, Sudostroenie publ, 1980. 304 p.

4. Kovalenko G. D., Schajmardanov L. G., Nikush-kin N. V. Krylo ekranoplana [The wing of flarecraft], as. № 1189026 from 24.04.1984.

© Кудряшов А. А., Никушкин Н. В., 2015

АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК САМОЛЕТА ЯК-18Т

С. О. Майнашева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены технические особенности самолета ЯК-18Т.

Ключевые слова: самолет ЯК-18Т.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

ANALYSIS OF THE TECHNICAL CHARACTERISTICS OF YAK-18T

S. О. Mainasheva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, KrasnoyarskyRabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation. E-mail:[email protected]

The article describes the technical features of the YAK-18T.

Keywords: Yak-18T.

На самолете ЯК18-Т установлен поршневой двигатель М-14П (рис. 2) мощностью 360 л. с., четырехтактный, бензиновый, с воздушным охлаждением, девятицилиндровый, однорядный, со звездообразным расположением цилиндров и карбюраторным смесеобразованием. Для обслуживания различных систем самолёта на нем установлены: датчик термометра ТЦТ-13К, регулятор числа оборотов Р-2, карбюратор АК-14П, два магнето М-9Ф, бензиновый насос 702МЛ, воздушный компрессор АК-50А, генератор ГСР-ЗОООМ, масляный насос МН-14А, распределитель сжатого воздуха золотникового типа и датчик тахометра ДТЭ-6Т [2].

Планер данного самолета относится к типу низко-план с прямым свободнонесущим крылом. Фюзеляз (рис. 3) же относится к полумонококовой конструкции. ЯК-18Т имеет прямое крыло, состоящее из цен-троплановой и двух отъемных консольных частей, оно соединяется с фюзеляжем посредством болтовых и заклепочных неразъемных соединений [3].

Основными материалами, применяемыми в конструкции планера самолета, являются алюминиевые сплавы Д16 и АК6 [3].

У ЯК-18Т трехколесное шасси с жидкостно-газовой амортизацией, убирающееся в полете и состоящее из передней и двух основных стоек. Благодаря этому самолет может эксплуатироваться на грунтовых и с твердым покрытием взлетно-посадочных полосах [3].

Самолет ЯК-18Т (рис. 1) 36-й серии является современной модификацией ЯК-18 - учебно-тренировочного самолета, созданного в середине ХХ века. Данный самолет, выпускаясь с двойным управлением, может быть четырех- и двухместным. Отличительная черта ЯК-18Т в том, что в отличие от предыдущих серий модификаций он обладает трехлопастным воздушным винтом АУ-803 и современным радионавигационным и радиосвязным оборудованием [1].

Рис. 1. ЯК-18Т в трех проекциях

а б

Рис. 2. Поршневой двигатель М-14П: а - вид спереди; б - вид сзади

Решетнееские чтения. 2015

Рис. 3. Компоновка фюзеляжа самолета ЯК-18Т

На ЯК18-Т установлено современное радиоэлектронное и авиационное оборудование для обеспечения надежного контроля за текущими параметрами, характеризующими режимы полета, обеспечения нормального полета в сложных метеорологических условиях.

По функциональному назначению радиоэлектронное оборудование можно разделить на три группы [3].

Радиосвязное оборудование позволяет вести двустороннюю радиосвязь с наземными станциями и самолетами. В его состав входит аудиопанель вагштвМА 340, УКВ-радиостанция Аро11о8Ь 40 и УКВ-радиостанция в составе вагштвМС 420 [4].

Радионавигационное оборудование, позволяющее определить местоположение ВС. В его состав входит навигационно-связная система вагштвМС 420 и автоматический радиомаяк КЯ 87 [4].

Радиооборудование опознавания и активного ответа, состоящее из вторичной системы радиолокации АТСЯВ8 и самолетного ответчика ЮАОвТХ 327 [4].

Благодаря данным характеристикам самолет ЯК-18Т приобрел большую востребованность и как учебный самолет, и как самолет специального назначения.

Его конструкция позволяет выполнять все фигуры простого и сложного пилотажа, а современное оборудование обеспечивает высокую надежность полета.

На данный момент самолет ЯК-18Т используется:

- для обучения и тренировки летного состава;

- перевозки пассажиров и больных:

- обеспечения связи и доставки почты;

- перевозки грузов;

- туристских, деловых и рекламных полетов.

Библиографические ссылки

1. Пришкольник В. Л., Янкевич Ю. И. Самолет Як-18Т. Конструкция и эксплуатация : учеб. пособие для летных училищ гражданской авиации. М. : Транспорт, 1978. 136 с.

2. Лапшин А. М., Анохин П. И. Авиационный двигатель М-14П : учеб. пособие для летных училищ. М. : Транспорт, 1976. 229 с.

3. Корнеев В. М., Созонов А. И. Основы конструкции и эксплуатации летательных аппаратов : учеб. пособие для авиационных училищ. Ульяновск : УВАУ ГА, 2004. 234 с.

4. Ефимов А. В. Радиооборудование самолета ЯК-18Т (36 серия) и его летная эксплуатация : учеб. пособие. Ульяновск : УВАУ ГА, 2008. 64 с.

References

1. Prishkolnik V. L. Yankevich Yu. I. Konstrukciya i ehkspluataciya.Uchebnoeposobiedlyaletnyhuchilishchgra zhdanskojaviacii. [Yak - 18T.The design and operation. A manual for civil aviation flight schools]. M. : Transport, 1978. 136 pp.

2. Lapshin A. M., Anokhin P. Aviacionnyjdvigatel' M-14P. [Aircraft engines M-14P. Textbook for flying schools.]M. : "Transport", 1976. 229 pp.

3. Korneev V. M., Sozonov A. I. Osnovykonstrukcii i ehkspluataciiletatel'nyhapparatov.Uchebnoeposobiedlyaa viacionnyhuchilishch [Fundamentals of design and operation of aircraft.Textbook for aviation schools]. Ulyanovsk : UVAU GA, 2004. 234 pp.

4. Efimov A. V. Radiooborudovanie samoleta YAK-18T (36 seriya) i ego letnayaehkspluataciya. Uchebnoeposobie[Radio equipment Yak-18T (36 series) and its flight operations.Tutorial]. Ulyanovsk: UVAU GA, 2008. 64 p.

© Майнашева С. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.