Научная статья на тему 'Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития'

Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1081
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Евгения Николаевна,

В данной статье приводится сравнительный анализ мотивов учебной деятельности младших школьников, имеющих диагноз ЗПР, и не имеющих нарушений психического развития. По результатам исследования выявлено, что в мотивационной структуре школьников с ЗПР преобладает сниженный уровень учебной мотивации в целом, при этом, учебный мотив связан с игровым, затруднено формирование внутренних критериев учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития»

Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников с задержкой психического

развития

Study of the Motives of educational activity of younger schoolboys with impaired mental function

Литвинова Евгения Николаевна

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г.Волгоград e-mail: litvinova. zhenya@list.ru

Litvinova Evgenia Nikolaevna

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Volgograd,Russia e-mail: litvinova. zhenya@list.ru

Научный руководитель Болучевская Валентина Викторовна

кандидат психологических наук, доцент факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, Волгоград e-mail: boluchevskaya@yandex.ru

Sciencific adviser Boluchevskaya Valentina Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Volgograd,Russia e-mail:boluchevskaya@yandex. ru

Аннотация.

В данной статье приводится сравнительный анализ мотивов учебной деятельности младших школьников, имеющих диагноз ЗПР, и не имеющих нарушений психического развития. По результатам исследования выявлено, что в мотивационной структуре школьников с ЗПР преобладает сниженный уровень учебной мотивации в целом, при этом, учебный мотив связан с игровым, затруднено формирование внутренних критериев учебной деятельности.

Annotation.

There is a comparative analysis of the motives of educational activity of younger schoolchildren who are diagnosed with impaired mental function and who have no mental development disorders is given in this article. According to the results of the study, it is revealed that in the motivational structure of schoolchildren with impaired mental function reduced level of educational motivation predominates, while the educational motive is associated with gaming, the formation of internal criteria for educational activity is difficult.

Ключевые слова: мотивация, задержка психического развития, учебная деятельность, мотив, ведущая деятельность.

Keywords: motivation, mental retardation, learning activity, motive, leading activity.

Получение образования является важной составляющей жизни каждого человека. Поэтому обучение и учебная деятельность занимает практически все годы становления личности [3]. Проблема изучения мотивации обучения и школьной неуспеваемости является одной из главных в педагогике и психологии на протяжении многих лет, которой посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов[1].

В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей, имеющих пониженную обучаемость, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Понятие мотивации многогранно. В психолого-педагогических исследованиях этот термин трактуется по-разному. При этом практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником, побудителем, активности человека (А.Н. Леонтьев; В.Г. Асеев; П.М. Якобсон, и мн. др.) [8]. Существует большое многообразие видов мотивации. В данной статье будет рассматриваться главным образом учебный компонент мотивации. Который включает в себя познавательный, социальный мотив и мотив достижения.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Особую тревогу учителей вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых большую часть составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) [2]. Как пишет Л.Н. Блинова: «сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка» [2]. Начальные исследования мотивационной сферы детей с ЗПР были выполнены в связи с изучением причин школьной неуспеваемости младших школьников и необходимостью выработки психолого-педагогических подходов к ее преодолению [4].

Для детей с ЗПР в целом характерны бедность учебной мотивации, отсутствие обусловленности процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня [6]. В момент изучения мотивационной сферы детей с ЗПР обнаруживается не отсутствие у них учебной мотивации, а неадекватно сформированные мотивы учения [4]. Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена [1]. Для них достаточно длительное время ведущей деятельностью остается игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие интереса [5].

Так, своевременная работа, направленная на подготовку детей с ЗПР должна быть нацелена на обеспечение полноценного образования и максимальную реализацию потенциальных возможностей данной категории[7].

Целью исследования являлось выявление особенностей мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В ходе работы были использованы такие методы исследования как наблюдение за учащимися в процессе обучения, беседа, метод математической обработки данных. В качестве методик были выбраны: «Оценка школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой)», «Исследование школьной мотивации по М. Р. Гинзбургу». В исследовании приняли участие 35 школьников в возрасте 8-9 лет, учеников 1 и 2 класса (из них 16 младших школьников с ЗПР и 19 детей, не имеющих нарушений психического развития).

По результатам методики оценки школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой) выявлено, что 75% от общего числа детей с ЗПР имеют низкий уровень школьной мотивации. Такие дети часто посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.

Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. Стоит заметить, что 25% детей имеют положительное отношение к школе, школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Разница среднегрупповых показателей в уровне учебной мотивации младших школьников с ЗПР и не имеющих нарушений психического развития показана на рисунке 1.

Сравнительная диаграмма средних значений по методике Н.Г. Лускановой

Показатели в баллах

6 5 4 3 2 1 0

5

2

Мл.школьники с Мл.школьники с ЗПР нормой

Категории

Среднее значение

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма по методике Н.Г. Лускановой

Уровень школьной мотивации у детей с нормальным развитием значительно превалирует над детьми, имеющих диагноз ЗПР (Мл. с ЗПР=12,3; Мл.с НР=22; р<0,01).

Исследование школьной мотивации по методике М.Р. Гинзбурга показало, что 63% детей с ЗПР имеют сниженный уровень учебной мотивации и 31% низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием личностного смысла. Что касаемо школьников, не имеющих нарушений психического развития, то наибольший процент очень высокой мотивации в группе составил 58% с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху. Высокий уровень имеют 37% учащихся, и лишь 5% средний. Результат исследования наглядно представлен в таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики М.Р. Гинзбург

Мл.школьники с ЗПР Мл.школьники с нормой

Абс. % Абс. %

Оч.ВЗ - 0% Оч.ВЗ 11 58%

ВЗ - 0% ВЗ 7 37%

СЗ 1 6% СЗ 1 5%

СНЗ 10 63% СНЗ - 0%

НЗ 5 31% НЗ - 0%

М 6 М 17

Сравнительный анализ средних показателей методики М.Р. Гинзбурга, проведенной среди учащихся, не имеющих нарушений психического развития, и детьми с ЗПР представлены на рисунке 2.

Вопросы студенческой науки

Выпуск №9 (25), сентябрь 2018

Сравнительная диаграмма средних значений М.Р.Гинзбург

Показатели в баллах

20 15 10 5 0

6 17

Среднее значение

Мл.школьники с Мл.школьники с ЗПР нормой

Категории

Рисунок 2 - Сравнительная диаграмма по методике М.Р. Гинзбург Проинтерпретировав качественные показатели по методике М.Р. Гинзбурга, было выявлено, что у младших

школьников с ЗПР присутствуют игровой мотив (64%) и позиционный (36%). У младших школьников, не имеющих

психических нарушений, преобладают такие мотивы как, учебный, позиционный и социальный (53%, 21% и 26%

соответственно). Таким образом, данные по методике М.Р. Гинзбурга свидетельствуют о том, что уровень школьной

мотивации у младших школьников, не имеющих психических нарушений значительно выше, чем у детей с ЗПР (Мл. с

ЗПР=6; Мл.с НР=17; р=0,015). Результат исследования наглядно представлен на рисунке 3.

Сравнительные показатели по методике М.Р. Гинзбург

Показатели в процентах

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

64%

■3%

36%

26%

■ ■ Мл.школьники с

нормой

0 % 0%% 0% 0%% Мл.школьники с

¿Г

£ >

Л»

ЗПР

Категории

Рисунок 3 - Сравнительная диаграмма по методике М.Р. Гинзбург (качественные показатели)

Развитие детей с задержкой психического развития - важная и сложная социально-психологическая проблема. Подготовка данной категории детей к активной общественной деятельности, к равному взаимодействию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к результативной интеграции в социальную среду, к наиболее полному освоению социальных ролей лежит в основе ее решения.

Таким образом, мы выяснили, что для детей с ЗПР характерно преобладание в качестве ведущего игрового мотива. Данным детям в школе нравится только играть, гулять, общаться с детьми. Для детей, не имеющих психических нарушений, характерно преобладание таких ведущих мотивов, как учебный, позиционный и социальный. У учащихся с ЗПР, в отличие от школьников, не имеющих психических нарушений развития, трансформации внешних факторов (требования общества) во внутренние (собственно учебная мотивация - мотивация содержания или процесса) не происходит. Затруднено формирование внутренних критериев учебной деятельности.

Следовательно, у младших школьников с ЗПР преобладает в значительной мере сниженный уровень учебной мотивации, нежели у детей, не имеющих психических нарушений.

Список используемой литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.:Мысль, 2006. - 158с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М.: НЦ Энас, 2001. - 136с.

3. Болучевская В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и Администрации Волгоградской области / Ежеквартальный научно-практический журнал. - Волгоград: Издательство ВолГМУ. - 2007. -№ 4. С. 5-6.

4. Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР / Дефектология - 1982. -№6. - С. 3-6.

5. Мотивация учения / Под ред. М.В. Матюхиной. - Волгоград, 1976.

6. Проничева И.К. Живая природа / Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 18-23.

7. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 194 с.

8. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.- М., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.