Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ ВРАЧА / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сатретдинова Альфия Хамитовна, Пенская Зинаида Петровна

Освещается проблема мотивации профессионального самоопределения студентов медицинского университета. Представлены результаты проведенного среди студентов-первокурсников Астраханского государственного медицинского университета исследования по выявлению мотивов выбора профессии врача, установлены факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов. Особое внимание уделено гендерному аспекту профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатретдинова Альфия Хамитовна, Пенская Зинаида Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE MOTIVATION OF THE STUDENTS’ PROFESSIONAL CHOICE IN THE MEDICAL UNIVERSITY

The article deals with the issue of the motivation of the professional identity of the students in the medical university. There are presented the results of the conducted study of the first-year students in Astrakhan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation aimed at the revealing the motives of the choice of the profession of a doctor, there are stated the factors having influence on the students’ professional choice. There is emphasized the gender aspect of the professional identity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

А.Х. САТРЕТДИНОВА, З.П. ПЕНСКАЯ (Астрахань)

исследование мотивации профессионального выбора студентов медицинского университета

Освещается проблема мотивации профессионального самоопределения студентов медицинского университета. Представлены результаты проведенного среди студентов-первокурсников Астраханского государственного медицинского университета исследования по выявлению мотивов выбора профессии врача, установлены факторы, повлиявшие на профессиональный выбор студентов. Особое внимание уделено гендерному аспекту профессионального самоопределения.

Ключевые слова: мотивация, профессиональное самоопределение, выбор профессии врача, медицинский университет, внешние и внутренние факторы.

Введение. Одним из важных этапов профессионального самоопределения является выбор профессии. В принятии правильного и осознанного решения о выборе профессии главной составляющей служит его мотиваци-онная основа, направляющая субъекта на достижение цели в определенной сфере деятельности, что особенно актуально в современном обществе, которое характеризуется международной академической мобильностью студентов, повышающей качество подготовки будущих специалистов [1; 2; 7].

Теоретический анализ проблемы. Мотивация представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, побуждающих человека к активности, соотнесенных со стремлением удовлетворять жизненно необходимые потребности [6]. Профессиональная мотивация является внутренним стимулом профессионального становления личности [3]. В общей классификации мотивов выбора профессии можно выделить следующие группы:

- социальные мотивы;

- познавательные мотивы;

- мотивы общественной значимости и престижности профессии;

- влияние родных и знакомых;

- ссылка на пример;

- осознание перспективности избранной профессии;

© Сатретдинова А.Х., Пенская З.П., 2022

кие науки -

- материальные мотивы;

- желание приносить пользу;

- утилитарные мотивы.

Несомненно, что от мотивов выбора профессии напрямую зависит мотивация обучения в вузе и само отношение студента к учебной деятельности.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 43 студента 1-го курса лечебного (леч.), педиатрического (пед.) и медико-профилактического (мед. проф.) факультетов. Из них 10 юношей и 33 девушки в возрасте 17-19 лет.

Студентам было дано задание: написать сочинение на тему «Почему я решил посвятить себя медицине», в котором они указывали мотивы поступления в медицинский университет и факторы, повлиявшие на их профессиональный выбор.

Результаты и обсуждение. Анализ студенческих работ позволил выделить три группы студентов. В самую многочисленную группу (72% - 31 человек) вошли студенты, мечтавшие поступить в медицинский университет, а после его окончания работать врачами. Студенты второй группы (23% - 10 человек) решили продолжить семейную династию. Наиболее малочисленной оказалась группа студентов (5% - 2 человека), сделавшая свой выбор по рекомендации родителей (табл. 1).

Рассмотрим сочинения студентов, поступивших в медицинский университет по собственному желанию. В эту группу вошли 6 юношей (2 студента лечебного факультета, 3 - педиатрического факультета, 1 - медико-профилактического факультета) и 26 девушек (3 студентки лечебного факультета, 14 - педиатрического факультета, 9 - медико-профилактического факультета). Все эти студенты мечтали о профессии врача с детства, поскольку хотели сопереживать и помогать больным людям, дарить им надежду на выздоровление, спасать человеческие жизни, лечить не только медикаментами или радикальным способом, но и словом.

В сочинениях студенты сообщали причины, которые вызвали желание получить профессию врача. Например, юноши указывали следующие:

1) повлияла мама, которая, окончив медицинский колледж, не работала по специальности;

2) на глазах умирал человек; было достаточно увидеть одну смерть и слезы его родст-

- ИЗВЕСТИЯ вгпу -

Мотивы поступления в медицинский университет

Мотивы поступления в университет Юноши Девушки

леч. пед. мед. проф. леч. пед. мед. проф.

1. По своему желанию 2 студ. 3 студ. 1 студ. 3 студ. 14 студ. 9 студ.

2. С целью продолжения врачебной династии - 1 студ. 2 студ. - 3 студ. 3 студ.

3. По рекомендации родителей - - 1 студ. - - 1 студ.

Всего 23% - 10 студ. 77% - 33 студ.

венников, чтобы понять ценность человеческой жизни;

3) в детстве заботился о раненных животных и птицах и др.

Студенты подчеркивают, что ошибка врача смертельно опасна для жизни больного; неправильный диагноз, равнодушие к больному, неустойчивая психика врача или его дрогнувшая рука могут прервать чью-то жизнь. Цель их врачебной деятельности - помогать больным людям. При этом педиатры подчеркивают, что дети - это будущий генофонд страны, здоровье которых зависит от уровня квалификации врача.

В свою очередь, на выбор профессии у девушек повлияло чтение научной медицинской и художественной литературы («Записки юного врача» и повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова, детское произведение К.И. Чуковского «Доктор Айболит»); а также «наблюдение за работой врачей» (врач - это «сверхчеловек»), «после осмотра врача становилось легче морально и физически», «чувствовались поддержка, помощь и спасение»; в детстве сами выступали в роли врача («осматривали и лечили своих "больных" кукол»); репортаж о врачах, спасших девочке жизнь; любовь к естественным наукам (химии, биологии, физике), которую привили любимые школьные учителя; вдохновителями были бабушка и мама с раннего детства или врачи с мировыми именами, которые все свои силы отдавали спасению человеческих жизней. Согласно их мнению, обучение в медицинском университете позволяет обнаружить в человеке множество скрытых талантов, воспитывает студентов, приучает их к трудовой дисциплине и готовит к взрослой жизни.

к тому же стремительное развитие медицины формирует мотивацию к постоянному

самосовершенствованию специалиста. человеческий организм все еще остается не до конца изученным. знание ресурсов человеческого организма поможет людям в борьбе с современными заболеваниями. Примечательно, что студентки связывают физическую боль с душевными переживаниями.

девушки выбирают профессию врача, осознавая всю сложность и ответственность своей будущей деятельности. Они готовы прожить свою жизнь не для себя, а для людей, которые их окружают и нуждаются в их помощи, хотят стать лучшими врачами, которых не будут бояться пациенты. Студентки отмечают такие необходимые качества врача, как сострадание и милосердие, честность и порядочность, умение принимать решения в критических ситуациях, поскольку небольшое промедление может стоить человеческой жизни.

И юноши, и девушки этой группы считают, что стать врачом невозможно, врачом нужно родиться, т. к. профессия врача - это призвание. Студенты понимают, что в ситуациях недоброжелательности, а иногда и агрессии со стороны больных или их родственников, врач всегда должен оставаться спокойным, терпеливым и вежливым.

ко второй группе относятся те студенты, у которых есть или были родственники-врачи: родители, дедушки, бабушки, тети и т. д. Соответственно, у таких студентов не возникал вопрос о выборе профессии. С раннего детства они знали все плюсы и минусы этой работы и видели себя специалистами только в сфере медицины. Например, юноши второй группы, выбравшие профессию врача, говорят о своих интересах, не связанных с медициной (музыка, программирование), но они надеются совместить эти увлечения со своей будущей работой.

Девушки второй группы ощущают необходимость профессии врача; связывая свою жизнь с медициной, хотят помочь больным людям. Они знают из опыта своих родственников, что приятно слышать простые слова благодарности от выздоровевших людей. Юноши и девушки второй группы считают, что быть врачом - это призвание.

В своих сочинениях студенты первой и второй групп называют профессию врача гуманной, благородной и востребованной во все времена.

Всего 2 студента (один юноша и одна девушка) поступили в медицинский университет по рекомендации своих родителей. Юноша считает, что врач - одна из достойных профессий. В свою очередь, девушка пишет, что профессия врача престижна, есть возможность карьерного роста, перспектива работать в разных организациях, поскольку профессия многофункциональна. Таким образом, мы можем говорить об осознанных мотивах поступления студентов в медицинский университет, которые сформированы на базе их потребностей и жизненных целей [5].

При этом стоит отметить, что в юношеском возрасте наблюдается способность к личностному и профессиональному самоопределению, студент осознает свою индивидуальность, анализируя свой собственный и общественный опыт, определяет цель и намечает задачи для ее достижения [4].

Выводы и заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что студенты Астраханского государственного медицинского университета сделали сознательный профессиональный выбор, поскольку имеют адекватное представление о деятельности медицинского работника, о тех требованиях, которые общество предъявляет к профессии врача, о личностных качествах, которыми должен обладать врач. Отрадным является тот факт, что студенты желают получить хорошие знания, овладеть практическими навыками и сформировать профессионально значимые качества.

При выборе профессии врача многие студенты руководствовались ее престижностью, социальной значимостью и востребованностью на рынке труда. Некоторые молодые люди стремятся завоевать авторитет и признание окружающих, стать известными врачами (38 студентов). О возможности профессии врача обеспечить материальное благополучие заявили только 2 студента.

кие науки -

Для многих студентов, особенно девушек, важным условием выбора профессии стало моральное удовлетворение работой. Социальная полезность, желание открыть новые способы лечения и изобрести препараты для исцеления больных от онкологических заболеваний являются доминирующими компонентами в мо-тивационной структуре у 34 человек из опрошенных. Среди испытуемых можно выделить незначительное количество студентов, выбравших профессию врача после прочитанного произведения литературы или просмотренного фильма, в которых представлен положительный образ врача.

В целом исследование мотивации профессионального самоопределения выявило незначительное преобладание внутренних факторов (общественное признание, социальная значимость, удовлетворение работой). Внешние мотивы выбора профессии (влияние родителей, престижность и востребованность профессии врача) встречаются лишь в единичных случаях (у 1 юноши и 1 девушки).

список литературы

1. Багринцева О.Б. К вопросу о мотивации изучения иностранного языка студентов инженерных специальностей // Основные проблемы современного языкознания: сб. ст. X Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2018. С. 5-9.

2. Башкина О.А. Международная и академическая мобильность как важная составляющая высшего образования // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Астрахань, 2018. С. 11-16.

3. Дьякова О.Н., Гагарина Е.Ю. Взаимосвязь уровня вовлеченности иностранных студентов с учебной мотивацией и образовательными достижениями // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе: материалы на-уч.-практ. конф. с междунар. участием посвящ. 100-летию Астрах. ГМУ / под ред. А.Х. Сатретди-новой. Астрахань, 2018. Астрахань, 2018. С. 20-27.

4. Костина Л.А., Тараскина Т.В. Основы возрастной психологии. Астрахань, 2012.

5. Кочур В.В., Костина Л.А., Дружинина Н.Ю., Смахтина Т.А. Общая психология. Астрахань, 2012.

6. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5. С. 129-138.

7. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Психолого-педагогические основы овладения вторым языком в иноязычной среде // Русская речь в инонациональном окружении: сб. науч. тр. Элиста, 2017. С. 194-205.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

* * *

1. Bagrinceva O.B. K voprosu o motivacii iz-ucheniya inostrannogo yazyka studentov inzhenernyh special'nostej // Osnovnye problemy sovremennogo yazykoznaniya: sb. st. X Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Astrahan', 2018. S. 5-9.

2. Bashkina O.A. Mezhdunarodnaya i akademi-cheskaya mobil'nost' kak vazhnaya sostavlyayush-chaya vysshego obrazovaniya // Aktual'nye problemy obucheniya inostrannyh studentov v medicinskom vu-ze: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchas-tiem. Astrahan', 2018. S. 11-16.

3. D'yakova O.N., Gagarina E.Yu. Vzaimosvyaz' urovnya vovlechennosti inostrannyh studentov s uchebnoj motivaciej i obrazovatel'nymi dostizheni-yami // Aktual'nye problemy obucheniya inostrannyh studentov v medicinskom vuze: materialy nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem posvyashch. 100-letiyu Astrah. GMU / pod red. A.H. Satretdinovoj. Astrahan', 2018. Astrahan', 2018. S. 20-27.

4. Kostina L.A., Taraskina T.V. Osnovy vozrastnoj psihologii. Astrahan', 2012.

5. Kochur V.V., Kostina L.A., Druzhinina N.Yu., Smahtina T.A. Obshchaya psihologiya. Astrahan', 2012.

6. Mil'man V.E. Vnutrennyaya i vneshnyaya mo-tivaciya uchebnoj deyatel'nosti // Vopr. psihologii. 1987. № 5. S. 129-138.

7. Satretdinova A.H., Penskaya Z.P. Psihologo-pedagogicheskie osnovy ovladeniya vtorym yazykom v inoyazychnoj srede // Russkaya rech' v inonacional'-nom okruzhenii: sb. nauch. tr. Elista, 2017. S. 194-205.

The study of the motivation of the students' professional choice in the medical university

The article deals with the issue of the motivation of the professional identity of the students in the medical university. There are presented the results of the conducted study of the first-year students in Astrakhan State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation aimed at the revealing the motives of the choice of the profession of a doctor, there are stated the factors having influence on the students' professional choice. There is emphasized the gender aspect of the professional identity.

Key words: motivation, professional identity, choice of the profession of a doctor, medical university, external and internal factors.

(Статья поступила в редакцию 20.10.2021)

ю.г. ткачева

(луганск)

опыт РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТУДЕНТОК ВУЗА готовности К МАТЕРИНСТВУ

Актуализирована проблема формирования у студенток вуза готовности к материнству. Обоснована возможность и охарактеризованы механизмы и инструменты решения указанной проблемы в системе высшего образования с использованием потенциала учебного и внеучебного процессов.

Ключевые слова: материнство, готовность к материнству, воспитывающее обучение, образовательный процесс вуза, спецкурс, просветительство.

Среди национальных целей развития Российской Федерации одной из первых указана «сохранение населения, здоровья и благополучия людей», достижение которой связывается, прежде всего, с увеличением численности населения [8], а значит, и повышением рождаемости. Этот показатель, если не рассматривать пандемийный период, неуклонно падает. Статистические данные свидетельствуют о том, что на период середины 2020 г. на фоне снижения за последние пять лет общего числа абортов на 29% снизилась на 23% и рождаемость [4]. При этом, если сравнивать показатели 2019 и 2020 гг., то численность населения в возрасте до 18 лет снизилась на 7 млн чел. [13]. Если учесть, что государство в последние годы предпринимает беспрецедентные шаги по поддержке семей с детьми, одиноких матерей, то проблема снижения рождаемости - это прежде всего проблема готовности женщины к материнству.

Многие исследователи (О.С. Антонович, С.Н. Борисова, Н.Н. Васягина, И.А. Григорян, Т.А. Гурьянова, Н.В. Даниленко, Е.И. Жупие-ва, В.В. Иванкина, А.В. Каменюк, И.М. Кыш-тымова, Т.В. Леус, О.Ф. Лысенко, С.Ю. Мещерякова, А.А. Меньшикова, Т.Х. Невструева, Е.В. Тиунова, М.В. Сафонова, Ю.Р. Седельни-кова, Г.Г. Филиппова и др.) связывают проблему готовности к материнству исключительно с психологическими ее аспектами. Другие исследователи (Е.А. Андриянова, И.Ю. Арано-вич, И.А. Баяринова, Е.А. Богданова, Н.Н. Ваганов, Т.В. Говорун, Н.Г. Гойда, О.А. Касья-

О Ткачева Ю.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.