Научная статья на тему 'Исследование мотивации к исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи'

Исследование мотивации к исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ухина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации к исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

лось, в частности, в повышенных (более 15 баллов) средних значениях показателя СВД у всех пациентов основной группы. Выявленные различия в динамике СВД между основной группой и группой сравнения были статистически подтверждены (р<0,001). Так, в основной группе, где применялись МПК, к окончанию периода реабилитации показатель, отражающий выраженность вегетативной дисфункции, снижался в 1,8-2,5 раза по сравнению с исходным уровнем, в то время как в группе сравнения - лишь на 40 % (p<0,007-0,001).

Таким образом, холистический подход в МПКР благоприятно влияет на психоэмоциональный статус пациентов, имеющих в анамнезе жизненно важные психотравмирующие ситуации, его применение обосновано и эффективно. Коррекционные эффекты реализуются, прежде всего, за счет развития саногенных механизмов целостного организма, расширения функциональных возможностей индивидуума, повышения его общей резистентности и осознанности.

Н. А. Ухина

Исследование мотивации к исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Существуют различные варианты трактовки данного психического явления. Однако все исследования мотивационной сферы условно можно разделить на два направления. В русле первого направления мотивация рассматривается, как совокупность факторов или мотивов. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. В соответствии с исследованиями второго направления мотивация является не статичным, а динамичным образованием, таким как процесс, механизм.

Старший дошкольный возраст - сензитивный период в развитии и возникновении иерархии мотивов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). Однако в этом возрасте учебная деятельность и ее мотивы не полностью сформированы, а складывающаяся иерархия мотивов еще очень ситуативна. Эти особенности вызывают необходимость создания педагогами специальных условий, обеспечивающих мотивированность действий дошкольников в обучении.

В исследованиях, посвященных проблемам развития и коррекции речи детей, традиционно много внимания уделяется вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой

396

важнейший компонент педагогической деятельности, как мотивация, оказался за рамками анализа специалистов. Вместе с тем отмечается, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. Поэтому исследование данной проблемы перспективно в плане повышения эффективности логопедического воздействия.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей развития мотивации к исправлению недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Наличие терминологической неясности и недостаточная изученность проблемы определили трудности выбора диагностического инструментария, особенно для изучения данной сферы у детей дошкольного возраста. В исследовании использовались следующие методики: «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» и методика диагностики уровня мотивации к исправлению речевого дефекта.

В ходе проведения эксперимента выявлялись доминирующие мотивы поведения детей на логопедическом занятии и диагностировался уровень мотивации к исправлению речевого дефекта.

Анализ результатов определения доминирования познавательного или игрового мотива показал, что у 80 % детей старшего дошкольного возраста с ФФН преобладала познавательная мотивация, что соответствует норме. Дошкольники с интересом слушали сказку до конца, не отвлекались. На предложение экспериментатора о том, хочет ли ребенок поиграть или дослушать сказку, он выбирал сказку.

Дети с выраженной игровой мотивацией (20 %) при прослушивании сказки часто отвлекались, на вопрос о том, хочет ли он поиграть или дослушать сказку, ребенок выбирал игру. Однако их игра во время чтения сказки педагогом носила манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Данные исследования уровня мотивации к исправлению речевого дефекта свидетельствовали о том, что лишь 10 % детей с ФФН имели высокий уровень сформированности мотивации достижений. Они понимали важность речи и правильного произношения, с удовольствием рассказывали о своих успехах.

Большинство дошкольников (70 %) можно отнести к группе со средним уровнем развития мотивации достижений. Детям нравились отдельные элементы логопедических занятий, деятельность логопеда, ее целесообразность не подвергались сомнению, они с удовольствием демонстрировали поставленные звуки. Однако до-

397

школьники данной группы не осознавали недостатки своей речи, не были уверены в том, что их усилия по исправлению недостатков произношения получат одобрение со стороны взрослых.

20 % детей занимались с логопедом под влиянием родительской мотивации и не проявляли заинтересованности в логопедических занятиях, не осознавали их значимости.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с ФФН отмечается недостаточный уровень сформированности мотивации к исправлению недостатков речи. Наиболее значимо для них получение удовольствия от процесса общения с логопедом, а не от результата совместной деятельности. Возможно, смещение мотивов деятельности происходит по причине низкой информированности дошкольников, в связи с недостатком речевого общения с взрослыми, с отсутствием внимания к речи, интереса к логопедическим занятиям.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют утверждать, что использование специальных приемов, направленных на формирование мотивации, на логопедических занятиях позволит повысить эффективность логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

Проведение работы по развитию мотивационных факторов деятельности должно обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем, условия, в которых каждый ребенок мог бы оказаться в ситуации успеха. Созданию подобных условий способствуют методы педагогического взаимодействия, которые нашли широкое применение в практике обучения и показали свою высокую эффективность: метод эмоционального взаимодействия, педагогической суггестии, педагогической релаксации, антиципации ценностей, эмоционального подкрепления.

Метод эмоционального взаимодействия - это отношения между учителем и учащимися на основе доброжелательности, взаимоуважения и взаимодоверия. У логопеда появляется возможность более глубокого понимания эмоционального состояния детей, что помогает почувствовать их переживания, аффективные реакции в общении, тревожность, недоверие или открытость. Метод эмоционального взаимодействия помогает детям в раскрытии своих потребностей, а педагогу, соответственно, в их обнаружении. Только в условиях эмоционального взаимодействия возможно так называемое эмоциональное «заражение детей», что, в свою очередь, способствует созданию потребностной ситуации на занятии.

Метод педагогической суггестии - это внушение учителем значимости собственной личности как самому субъекту обучения, так и окружающим его сверстникам. Данный метод незаменим по отно-

398

шению к дошкольникам со сниженной самооценкой, которая крайне неблагоприятна для мотивообразования. Сущность этого метода заключается в том, что педагогом перед окружающими утверждаются положительные качества того или иного ребенка, его возможности или способности. Даже если ребенок не всегда понимает значение характеристик, которые педагог высказывает для его оценки, он все равно чувствует их значимость. Этот метод способствует укреплению веры ребенка в себя, в свои возможности, веры в успех.

Метод педагогической релаксации - это снятие напряжения. Авторитет взрослого способен непроизвольно психологически подавить ребенка, что может выразиться в затрудненности восприятия. Снятие дискомфорта перед взрослым - необходимое условие мобилизации ребенка на общение с учителем и как следствие - непринятие той учебной задачи, которую он перед ним ставит.

Метод антиципации ценностей - это предвосхищение реакции детей на результат их деятельности. Проигрывание ситуации успеха еще до изготовления того или иного объекта приводит к внутренней организации, мобилизации активности детей, что помогает удерживать первичный мотив на протяжении всей деятельности.

Метод эмоционального подкрепления - это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижении конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействии с учителем по поводу новой задачи, которую тот перед ним ставит. Важно, чтобы эти чувства ребенок испытал в ситуации, когда результат достижения либо соответствует его ожиданию, либо превосходит его, или же когда успех отмечен окружающими и близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.

Применение данных методов при проведении логопедических занятий будет способствовать лучшему проявлению индивидуальных особенностей мотивационных факторов деятельности у дошкольников, учитывая которые, педагогу будет легче понять потребности каждого ребенка, помочь ему преодолеть препятствия, возникающие в процессе выполнения заданий, способствуя тем самым построению мотива к достижению успеха.

399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.