Научная статья на тему 'Исследование моделей формирования ценовой стратегии предприятия'

Исследование моделей формирования ценовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жукова М. В., Вязгин В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование моделей формирования ценовой стратегии предприятия»

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Жукова М.В., Вязгин В. А.

(МФТИ, Москва)

1. Формирование равновесной цены

В данном разделе рассматривается зависимость цены от качества товара и формирование равновесной цены

Цены являются «равновесными» по отношению друг к другу в том смысле, что они учитывают взаимное относительное качество товаров.

Пусть предприятие (С) вступает на рынок олигополии, где конкуренты А, В продают товары-заменители по ценам РА, РВ. При этом наиболее существенными для потребителей являются потребительские свойства товара вг, в2, которые измеримы (рис. 1).

02

62

62

к

А

С і 1

І В 1

вг вС

Рис. 1. Потребительские свойства рь 02.

Меры важности (полезности) свойств вг, в2 (определенные потребителем) равны дг, д2: дг > 0, q2 > 0, + q2 = 1

Введем коэффициенты относительного превосходства товара С над товарами А, В по качествам в1 , в2 :

Конкурентная цена Рс по отношению к ценам РА, Рв должна удовлетворять неравенствам:

Отметим, что в правых частях неравенств (1), (2) в скобках стоит средневзвешенное относительное качество товара С.

Наилучшая конкурентная цена есть максимальная цена, удовлетворяющая этим ограничениям, т.е.

Приведенные выше рассуждения неявно предполагают, что цены РА, Рв товаров А, В также являются конкурентными или «равновесными» по отношению друг к другу в том смысле, что они учитывают взаимное относительное качество товаров. Но это не всегда так. Освободимся от этого предположения.

Пусть РА (V), Рв (V) - текущие цены товаров А, В. Если они конкурентоспособные, то пара (РА (V), Рв (V)) должна удовлетворять неравенствам, аналогичным (1), (2):

Множество точек (РА, Рв ) плоскости цен { РА, Рв }, удовлетворяющих (3), (4), представляет собой конус КРР. Опишем КРР и другие конусы, представленные на рис. 2:

- кАр - зона ценового лидерства производителя товара А - часть равновесной зоны КРР , примыкающая к лучу Рв = РАКв ; производитель товара А формирует цену РА , удовлетворяющую строгому неравенству (3), а производитель В - «отслеживает» ее, выполняя (4) «почти» как равенство.

- КРР - зона «равновесие-равновесие»; производители товаров А, В, решая задачу удержания доли рынка, придерживаются ценовой стратегии «равновесие» по отношению к конкуренту, т.е. формируют цены РА, Рв, удовлетворяющие (3), (4).

- КВР - зона ценового лидерства производителя товара В - часть равновесной зоны КРР, примыкающая к лучу РА = РвКА ; производитель товара В формирует цену Рв , удовлетворяющую строгому неравенству (4), а производитель А - «отслеживает» ее, выполняя (3) «почти» как равенство.

- КдС - зона «демпинг-сливки». Производитель товара А, решая задачу проникновения на рынок, придерживается ценовой стратегии «демпинг» по отношению к производителю В, формируя цену РА << РвКА ;

производитель же товара В, решая задачу захвата значительной доли рынка, придерживается ценовой стратегии «снятие сливок» по отношению к производителю А, формируя цену Рв >> РАКв .

- КСД - зона «сливки-демпинг»; то же, что и КдС , только производители товаров А и В меняются местами.

Отметим, что интерпретация оставшихся частей первого квадранта плоскости { РА, Рв } требует привлечения иной информации.

2. Формирование оптимальной цены и выпуска продукции

В данном разделе рассматривается зависимость цены и выпуска продукции от качества товара.

При формировании оптимальной цены и выпуска продукции учитывается спрос на товар:

Ql

+р2

Q2

= -а(й + Q2 )+ Ь .

(7) Р

1 01 + Q2 ^1 + Яг

Учитывается равенство взвешенных выручек, определяющее тип рынка. При таком типе рынка цена обратно пропорциональна объему продаж и прямо пропорциональна качеству производимого товара:

Рис. 2. Зоны ценовых стратегий производителей товаров А, В

(8) р = Я2 *1 = *,

Р Яі *21

(9) К є [к-1,*і2 ].

Значение К лежит в конусе конкурентных цен;

Учитываются предельные объемы продаж и взвешенных цен:

(10) Я1 + Я2 £ Qmax,

(11) Р_____Я_____+ Р Я2_______ £ Р

1 а + Q2 2 а + Q2 max,

т.е. суммарный объем продаж не должен превышать некоторой заданной величины, в противном случае предложение товара превысит спрос на него. Каждый из конкурентов не может назначить цену, выше определенной, потому что в таком случае спрос на товар будет нулевой.

Ставится задача максимизации выручки, каждый конкурент на рынке в условиях диполии пытается максимизировать выручку:

(12) = Pi ■ Qi ® тах , где I = 1, 2.

Исследуется модель формирования оптимальной цены и выпуска продукции (7)-(12): задача максимизации выручки (12) при ограничениях (7)-(11) решается в два этапа. На первом этапе ставится задача максимизации выручки (12) при ограничениях (7)-(11) без учета ограничения (9), коэффициент К, определяющий отношение цен на конкурирующие товары, считается постоянным и лежит в конусе конкурентных цен (удовлетворяет включению (9)).

При исследовании такой постановки задачи выясняется, что выручка конкурентов не зависит от К. Обоснование этого факта заключается в том, что выручка не является достаточно информативной характеристикой, так как не учитывает таких важных элементов, например, как затраты предприятия на производство продукции. Однако сами оптимальные значения цены и выпуска продукции зависят от К.

На втором этапе моделирования выясняется, кто может задавать К и из каких соображений. Исходя из рыночной структуры, предполагается, что коэффициент К формируется либо покупателями, либо продавцами.

В первом случае ("рынок покупателей") естественно предположить, что при сохранении качества товаров, покупатели хотят уменьшить цены обоих конкурирующих товаров.

(13)

г»*

Р ® тіп

1 к

Р9 ® тіп

2 к

к /є[к2-;, *12 ]

где к *21 = К .

*12

При решении задачи (13) выяснилось, что К’ лежит на левой границе конуса.

Во втором случае ("рынок производителей") каждый конкурент пытается получить большую прибыль.

(14) [М1 =(Р* “ АУС1 & ® тах ,

I м2 = (р2* - АУС2)22* ® тах

где №і - прибыль г-го конкурента, АУСг - предельные издержки і-го конкурента на единицу продукции.

Решение задачи (14) показало, что К' лежит на правой границе конуса.

48

Литература

1. Под ред. МОУДЕРА ДЖ., ЭЛМАГРАБИ О. Исследование операций. М.: Мир, 1981.

2. МАРКА Д., МАКГОУН К. Методология структурного анализа и проектирования. М.: Метатехнология, 1997.

3. ЭДДОУС М., СТЭНСФИЛД Р. Методы принятия решений. М.: ЮНИТИ, 1997.

4. ГЕРМЕЙЕР Ю.Б. Исследование операций. М: Наука, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.