Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ О СФОРМИРОВАННОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ О СФОРМИРОВАННОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / идентичность. / professional identity / identity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Юлия Александровна

в статье рассматриваются результаты анкетирования студентов – психологов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE OPINION OF PSYCHOLOGY STUDENTS ON THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL IDENTITY

the article discusses the results of a survey of psychology students.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ О СФОРМИРОВАННОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ О СФОРМИРОВАННОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Литвинова Ю.А.

Литвинова Юлия Александровна - магистрант, кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассматриваются результаты анкетирования студентов - психологов Ключевые слова: профессиональная идентичность, идентичность.

THE STUDY OF THE OPINION OF PSYCHOLOGY STUDENTS ON THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL IDENTITY Litvinova Yu.A.

Litvinova Yulia Alexandrovna - graduate student, DEPARTMENT OF PRACTICAL PSYCHOLOGY, VORONEZH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, VORONEZH

Abstract: the article discusses the results of a survey of psychology students. Keywords: professional identity, identity.

УДК 159.9.072.432

Человек на протяжении своей жизни регулярно обучается, совершенствуется и развивается в трудовой деятельности. Он не только осуществляет единичные трудовые операции, но и приобретает профессию, то есть происходит формирование его профессиональной идентичности. Приобретение профессиональной идентичности является крайне значимым, так как именно она выступает не только лишь как фактор эффективности профессиональной деятельности, но и является критерием профессионализма.

А. Е. Бугаенко считает, что в современном обществе при его резко изменяющихся реалиях поиск себя в профессии становится все более важным и непростым занятием. Конкретная профессиональная деятельность является способом удовлетворения личных потребностей, а также самореализации. Несомненно, что, в случае если к определенному возрасту человек не может найти себе места в профессиональной сфере, это неблаготворно отражается на идентичности его личности в целом [1].

А. М. Сосновская пишет, что идентичность можно понимать как набор факторов, позволяющих человеку отождествлять себя с неким сообществом - семьёй, дружеским кругом, профессиональным сообществом, религиозной общиной, нацией, расой и так далее [2].

Нами было проведено анкетирование на тему: «Исследование мнения студентов - психологов о сформированности их профессиональной идентичности». Участие приняли 10 студентов третьего курса, очной формы обучения, обучающихся на профиле «Психология образования». Анкета состоит из 10 вопросов.

В первом вопросе мы узнали, почему же студенты выбрали именно профессию психолога?

70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

20%

10%

мне это мечтал(а) с прошел(а) по интересно детства баллам на

бюджет

Рис. 1. Распределение ответов участников на вопрос «Почему Вы выбрали именно профессию психолога?».

Из диаграммы выше видно, что большая часть студентов выбрали данную профессию, потому что им это интересно, меньшая часть студентов мечтала о профессии психолога с детства, один студент ответил, что поступил, потому что прошел на бюджет по баллам.

Следующий вопрос был «Четко ли Вы представляете себе свою профессиональную жизнь от настоящего времени до зрелого возраста?».

Большая часть студентов ответили, что четко представляют свою профессиональную жизнь. Меньшая же часть студентов ответили, что не представляют свою дальнейшую профессиональную жизнь.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

-

40%

да нет

Рис. 2. Распределение ответов участников на вопрос: «Четко ли Вы представляете себе свою профессиональную жизнь от настоящего времени до зрелого возраста?».

Ответы на вопрос «Чем бы Вы хотели заниматься после окончания Вуза?» можно увидеть на представленной диаграмме.

поступить в работать по работать не по магистратуру специальности специальности

Рис. 3. Распределение ответов участников на вопрос: «Чем бы Вы хотели заниматься после окончания Вуза?».

Можно сделать вывод, что большинство студентов хотят работать по специальности. Одна треть студентов планируют поступать в магистратуру. И лишь один студент ответил, что не планируют работать по специальности.

Потом мы спросили, согласны ли они с утверждением: «Профессия психолога для меня - это один из способов самореализации в жизни».

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 4. Распределение ответов участников на вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: «Профессия психолога для

меня - это один из способов самореализации в жизни»».

Из диаграммы видно, что все студенты согласны с данным утверждением.

Далее вопрос был такой «Ощущаете ли Вы себя профессиональным психологом? Оцените по шкале от 1 до 10, где 1 - совсем нет, 10 - полностью ощущаю».

Большинство студентов выбрали варианты выше, чем половина.

Меньшая часть студентов на данный момент не высоко себя оценивают, как профессиональных психологов.

50% 50%

1 1

согласен совершенно

25%

20%

15%

10% 5%

0%

Рис. 5. Распределение ответов участников на вопрос «Ощущаете ли Вы себя профессиональным психологом?».

Последний вопрос, который мы задали студентам «Представьте, что прошло 10 лет, кем Вы стали? Чем Вы занимаетесь?». На данный вопрос было очень много интересных ответов, но мы разделили их на две категории: 1) связанные с профессией, 2) не связанные с профессией. Ответы представлены на диаграмме, которая находится ниже.

80%

60%

40%

20%

0% 1 2

Рис. 6. Распределение ответов участников на вопрос «Представьте, что прошло 10 лет, кем Вы стали? Чем Вы

занимаетесь?».

Большая часть студентов написали, что видят себя работающими по профессии, на которую сейчас учатся. Остальные респонденты ответили, что будут развиваться в другой области.

Список литературы /References

1. Бугаенко А.В. Проблема профессиональной идентичности молодежи в современном обществе / А.В. Бугаенко // Весщ БДПУ. Серыя 2. Псторыя. Фiласофiя. Палтгалопя. Сацыялопя. Эканомта. Культуралопя. - 2022. - № 2(112). - С. 142-145. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49747171_53550851.pdf

2. Сосновская А.М. Психология идентичности журналиста: монография / А.М. Сосновская. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 179 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-53409784-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/517242 (дата обращения: 27.04.2023).

30% 30%

20%

10% 10%

2 3 4 5 6

0%

20%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.