Научная статья на тему 'Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью'

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
224
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью»

привела к постепенному снижению выраженности этой характеристики участников программы развития трезвеннической установки. Наиболее эффективными этапами преодоления соответствующей тенденции стали этапы групповой работы по профилактики алкогольной аддикции и индивидуального консультирования (р<0,05).

Итак, проведение разработанной нами программы развития трезвеннической установки способствовало нормализации ряда психических состояний ее участников. Данный процесс носил поэтапный характер и обладал неравномерностью уровней позитивных изменений. Было установлено соотношение этапов программа - «12 шагов», групповой и индивидуальной работы - и позитивных изменений различных психических состояний.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Грязное А.Н. Социально-психологическое исследование ценностей алкоголиков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Казань: Ин-т среднего профессионального образования РАО, 2002. - 22с.

Н.Н. Дюмон

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТЬЮ

Исследование особенностей межличностных отношений в семьях подростков, имеющих коммуникативно-речевую инактивность имеет первостепенное значение для формирования адекватной установки семьи на конструктивное решение проблем подростка и эмпатийное поведение, а не на пассивное выжидание ими помощи учителей, классного руководителя. Важно добиться, чтобы члены семьи подростка правильно представляли себе его проблемы и действовали заодно со специалистом - психологом и часто - психотерапевтом. В связи с этим в задачи специализированной психологической службы должно входить установление тесного контакта с семьями таких подростков.

Дисгармония семейных отношений часто усугубляет состояние коммуникативно-речевой деятельности у подростков и их субъективное переживание, тормозит и снижает эффективность мероприятий психолога и формирует резистентность к установкам психолога, способствует формированию определенного стереотипа поведения у подростка. Поэтому анализ межличностных отношений и психологического климата в семье необходим для сохранения и поддерживания коммуникативных и терапевтических функций семьи, в которой находится подросток, т.е. в конечном счете, повышения эффективности психологического воздействия и нормальной жизнедеятельности всех членов семьи. Из 8 выделенных психологических факторов, влияющих на успешность подростка с коммуникативно-речевой инактив-ностью, фактор семьи оказался на третьем месте. Негативные установки членов семьи, такие, нереалистические ожидания, чувство вины, гиперпротекция, отчужденность, гиперкритическое и гипертревожное отношение и т.п., приводят к ухудшению коммуникативных возможностей, увеличению эмоциональных трудностей подростка, т.е. к возникновению своего рода порочного круга.

В теоретическом плане изучение межличностных отношений в семье подростков с коммуникативно-речевой инактивностью входит в широкий круг проблем социальной перцепции, ибо «психологический комплекс неполноценности, формирующийся у людей с действительной или внушенной ненормальностью, сказывается не только на их познавательных процессах, переживаниях, поведении, когда они

возникают по поводу самих этих людей. Они в столь же явной степени накладывают печать на познание, отношение и поведение этих людей, когда они направлены и на тех лиц из их окружения, с которыми они повседневно общаются ...» [2, с.53].

Ситуация речевой инактивности неизбежно нарушает межличностную перцепцию членов семьи. Межличностные отношения в семье в значительной степени определяют личность подростка и могут способствовать или, наоборот, препятствовать активизации речевых возможностей.

Все сказанное выше обусловливает актуальность исследования межличностных отношений в семьях подростков, имеющих коммуникативно-речевую инак-тивность.

Проведение такого рода исследования предъявляет большие требования к экспериментатору в связи с тем, что он вторгается в область интимных взаимоотношений членов семьи. Поэтому исследование подростка и его ближайших родственников начиналось с предварительной беседы, в которой объяснялось, что собираемые сведения необходимы для повышения эффективности проводимой психологической работы.

Для повышения надежности полученных данных мы использовали сопоставление результатов прямых и косвенных (прожективных) методов, взаимодополняющих (частично перекрывающих) друг друга.

Межличностные отношения в семьях подростков, имеющих коммуникативно-речевую инактивность исследовались с помощью трех методик: шкалирования эмоциональных отношении, ранжирования определений, а также с помощью контент-анализа сочинений (свободного описания) родственников о подростке и сочинений самих подростков.

Исследование межличностных отношений в семьях подростков с коммуникативно-речевой инактивностью продемонстрировало различную выраженность микросоциальной дезадаптации. Анамнестические данные обследуемых подростков выявили в 74% случаев негармоничные семьи, деформированные - в 69%, с отягощенным алкогольным анамнезом - в 39%, с судимостью родителей - в 2% случаев. В основной и сравнительной группах достоверно чаще, чем в контрольной, отмечалось неправильное воспитание по типу противоречивого - в 25% случаев, гипоопеки - в 40%, в сочетании с эмоциональным отвержением - в 35% случаев. Роль внутрисемейной позиции определялась при анализе сочинений.

Средний объем сочинений у матерей значительно выше, чем у отцов (2/1, 2/5 страницы). Контент-анализ позволил выявить высокие показатели у матерей по всем параметрам (9,74/7,43 по категории «уважение», 7, 2/3, 44 по категории «симпатия», 4,78/1,54 по категории «близость»). Можно выделить несколько аспектов нарушения равновесия в семье (табл. 1).

Таблица 1

Аспекты нарушений межличностных отношений в семьях подростков, имеющих признаки ________________________коммуникативно-речевой инактивности__________________________________

Социальный Психологический Психофизиологический Учебный

Конфликт между требованиями в школе и в семье Ограничение социальных контактов Ограничение возможностей досуга и отдыха Перестройка внутрисемейных ролей Эмоциональное донорство и аффективный дефицит Конфликты с родителями и сверстниками Переутомление и напряжение Депрессия и стресс Дополнительная потребность в специализированной помощи Снижение активности в учебе, плохая успеваемость Аутизация, гипотимия или агрессивное поведение Дезорганизация, дезадаптация

Анализ показывает, что в детско-родительских отношениях, способствую-

щих появлению, закреплению и поддержанию коммуникативно-речевой инактивности присутствуют следующие тенденции: 1) сверхопека матери вплоть до стремления принять на себя коммуникативно-речевые проблемы подростка, что вызывает еще большую фиксацию на этих проблемах; 2) подавляющая, контрольно-регламентирующая атмосфера семьи, повышенная тревожность и ригидность в отношениях, авторитарный стиль родительских отношений, блокирующие коммуникативно-речевую деятельность подростка и провоцирующие его защитные реакции вплоть до избегания общения; 3) заниженная оценка родителями собственного ребенка, вытеснение его из сферы личностной проблематики, что ведет к снижению ценности общения в целом, а коммуникативно-речевая инактивность становится способом привлечения к себе внимания родителей; 4) преобладающая в семье атмосфера стремления к высоким достижениям, приводящая к напряженности или «уходу в себя» как оправданию своей несостоятельности в случае неуспеха; 5) общая депрессивная обстановка, повышенное чувство вины, эмоциональная напряженность подростков и родителей, что усиливает сенситивность и чувство неполноценности.

Полученные данные позволяют говорить о существовании особых психологических механизмов возникновения, закрепления и развития коммуникативно -речевой инактивности как экстраполяции патологических поведенческих структур от родителей к детям. В свою очередь, речевая неполноценность, нарушение ее коммуникативной функции, вследствие сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и/или психотипологической предиспозиции личности отражается на адаптации ребенка в микросоциальной среде, способствуя формированию аномальных личностных и поведенческих нарушений. Взаимосочетание и взаимодействие внешних социально-психологических факторов с внутренними конституциональными факторами является примером того, как конституциональнонеполноценная почва усиливает деструктивный эффект воздействия внешних факторов, когда коммуникативно-речевая инактивность выступает в качестве маркера личностной аномалии.

Личностная реакция на воспринимаемое или реальное снижение уважения к себе со стороны родных у подростков приводит к фрустрационным и защитным реакциям, мотиву избегания общения со стороны близких.

В подростковом возрасте оценка уважения является весьма значимой и показатель «уважение» выявляет недостаточно адекватное восприятие эмоционального отношения к собственному «Я» членов семьи, свидетельствуя о нарушении «межличностной когнитивной компетенции» - способности к адекватному и дифференцированному отражению различных сторон личности другого человека и отношений с этим другим, что приводит к нарушениям в звене получения подростком экспериментальной группы обратной связи при коммуникации.

Показатели неадекватности восприятия (разница между собственной рефлексивной оценкой и прямой оценкой родственника) также выше по параметру «уважение», чем по двум другим. Обращает на себя внимание также разнонаправ-ленность этих показателей у подростков и их родственников: подростки недооценивают уважение родных, а родственники, наоборот, переоценивают уважение подростка. Выявленные нарушения межличностного восприятия указывают на неэффективность обратной связи в процессе семейного общения в звене передачи обратной связи (реципиент не получает реальной информации о том, как его воспринимает коммуникатор), либо в звене ее получения (искаженное восприятие этой информации из-за актуализации защитных комплексов, проекции собственных проблем и мотивов). Характерно, что расширение информационного психологического поля подростка и его родственников в процессе психокоррекции с данными, полученными в исследовании межличностных отношений в семье, улучшало обратную психо-

логическую связь и адекватность взаимного личностного восприятия.

Информационный аспект психокоррекции коммуникативно-речевой инактивности, восстанавливая уровень самосознания, активизируя конституциональные психологические механизмы компенсации и адаптации, благоприятно влияет на межличностные отношения в семьях подростков. Таким образом, трудности операциональных возможностей коммуникации подростков, базирующиеся на различной степени выраженности конституциональной недостаточности ВНД и/или личности, приводят к аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков. Деструктивные взаимодействия социально-психологических и конституциональных факторов, основным проявлением которых является коммуникативно-речевая инак-тивность, создают феномен «порочного круга». В тоже время, расширение личностно-психологических возможностей коммуникации, возникающие в процессе психокоррекции, подтверждают восстановление конституциональных механизмов защиты, которые обеспечивают позитивный личностный дрейф в сторону диапазона психологической нормы - акцентуации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000.

2. БодалевА.А. Личность и общение // Избранные труды. - М., 1983.

3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб., 2001.

4. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.

М.Ю. Куница

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Изучение аддиктивного поведения личности - актуальное направление психологической науки, обеспечивающее понимание многопрофильности и многофакторности сложнейших проблем зависимых людей. В рамках этого направления работает большое количество современных авторов (Алмазов Б.Н., Белогуров С.Б., Березин С.В., Битенский В.С., Вострокнутов Н.В., Зыков О.В., Крейдун Н.П., Кулаков С.А., Курек Н.С., Левин Б.Н., Лисецкий К.С., Мотынга И.А., Личко А.Е., Про-ценко Е.Н., Терентьева А.В., Файнбург З.И., Христофорова М.И., Якина А.С. и др.). На основе анализа этих работ можно заключить, что любая аддикция связана с серьезнейшими психофизиологическими и структурными изменениями в личности. Практически невозможно разделять разрушительные для физического здоровья процессы и регрессивные психические и социальные последствия зависимости от аддиктивных агентов, которыми наряду с химическими веществами (алкоголь, наркотики и др.), могут выступать различные виды психологической зависимости (иг-романия, интернет-зависимость, зависимые отношения и др.). В этой связи проблема аддикций является социально-медико-психологической проблемой, которую необходимо решать комплексно с учетом физического и психологического здоровья, социальных и духовно-нравственных аспектов формирования личности.

Объясняя нездоровый, разрушительный характер аддиктивного поведения, многие ученые подчеркивают происхождение деструктивной динамики развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.