Раздел II
Развитие личности в образовательных системах
В.К. Юнг
ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТРЕЗВЕННИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
Социальное развитие в мире к началу XXI столетия достигло того состояния, когда многие общечеловеческие проблемы потребовали своего принципиального решения. В их числе - проблемы алкоголизации общественного сознания и борьбы с алкоголизмом.
Истоки понимания важности решения этих проблем пришли к нам из глубины истории. Крупнейшие представители научной мысли и общественности уже тогда высказывали свое порицание зависимости человека от алкоголя, обрисовывая всю пагубность и порочность ее влияния как в социальном, так и в личностном аспектах. Так из Древнего Мира дошли до нас слова Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.): «Пьянство ... выставляет их (пороки) напоказ: похотливый даже не ждет ухода в спальню, а тут же, не откладывая, позволяет себе всё, чего хочется его сладострастью; бесстыдный при всех сознаётся в своей болезни, наглый даёт волю и рукам и языку» (Сенека Л.А., 1986).
Наряду с признанием просвещенной частью общества негативных последствий алкоголизации и ее призывом к ограничению алкогольных возлияний, в быту очень часто наблюдалась совершенно обратная картина. Алкоголь выступал неотъемлемой частью жизни общества, тесно переплетаясь с устанавливающимися обычаями, традициями, нормами поведения практически всех социальных слоев. Выступая как успокаивающее и бодрящее средство, оно благожелательно воспринималось в народной среде, вызывая определенное порицание лишь толкая своего ад-дикта на совершение преступных, противоречащих нормам религии или морали поступков. При этом в действие вступали жесткие волевые, насильственные меры воздействия на провинившегося.
Несмотря на наличие социальных, административно-правовых механизмов борьбы с алкоголизмом и их использованием в Новейшее время развития нашего отечества, потребление спиртных напитков практически не снижалось и продолжало выступать мощным источником социальной конфликтности и роста преступности. Приводятся данные, что тяжелое пьянство является причиной 60% насильственных преступлений, 30% самоубийств, 80% пожаров и дорожных происшествий. Каждые 22 минуты кто-то лишается жизни по вине пьяного водителя [1]. Это заставляет обратиться к поиску более действенных рычагов подавления алкогольных излишеств.
Проблема алкоголизма весьма широко обсуждается в современной психологии, педагогике и психотерапии. Целый ряд работ посвящен различным ее аспектам: личностным изменениям при регулярном приеме алкоголя, взаимоотношениям в алкогольных семьях и их влияния на становящуюся личность, психологическим проблемам алкоголизации несовершеннолетних, взаимосвязи алкоголизма и девиантного поведения и др. Углубленное изучение причин алкоголизма (Бохан Н.А. 1999, Братусь Б.С. 1973, 1974, 1987, Братусь Б.С., Сидоров П.И. 1984, Братусь Б.С., Сурнов К.Г. 1983, Грязнов А.Н. 2002, Завьялов В.Ю. 1988, Иванец Н.Н., Лукомская
М.И. 1987, Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. 1986, Личко А.Е., Александров А.А., Вдовиченко А.А. 1977, Шнейдер Л.Б. 2005 и др.) и гуманистические тенденции в обществе позволили в настоящее время переместить рассматриваемую проблему из плоскости чисто социальной, административно-юридической в сферу социально-психологической и психолого-консультативной компетенции. В значительной мере это обусловлено тем, что алкоголизм как общественный порок транспонируется не только на все виды социальных практик, но и на личность потребителя алкоголя, негативно сказываясь не только на полезности человека в обществе, но и на его психическом состоянии, психологическом здоровье - вызывая как внешние, так и внутриличностные конфликты, дисгармонии и противоречия.
Анализ проблемы исследования позволил выявить следующие противоречия:
- множественность аспектов изучения алкогольной зависимости сочетается с отсутствием выработанных универсальных методов ее преодоления;
- потребность ранней выработки алкогольной устойчивости личности и неспособность социальных институтов обеспечить поддержку данного процесса;
- осознание личностью пагубности алкогольной зависимости и ее неспособность самостоятельно разорвать порочный круг устоявшихся пристрастий.
Новейшие исследования показывают, что миграция населения, как в пределах, так и за пределы страны, сопровождаясь ломкой параметров территориальности, влечет за собой целый спектр психотравматических состояний личности: тревожности, напряженности, страхов, неудовлетворенности и т.д. (Василенко Д.В., 2001, Витковская Г.С., 1998, Гриценко В.В., 1999, Гукаленко О.В., 2000, Комарова
О.Д., 1997 и др.). Подобные психические состояния создают благоприятную почву для возникновения потребности в употреблении алкоголя или в упрочении зависимости от него. Преодоление данной тенденции осложняется наличием непривычного, зачастую настороженного к новичкам, социального окружения принимающей страны. Вместе с тем, образующаяся алкогольная зависимость препятствует эмигранту осуществить инкультурацию и занять достойное место в новом для него социальном пространстве.
Практическая востребованность разработки эффективных мер профилактики и преодоления алкогольной зависимости обусловили разработку нами программы развития трезвеннической установки у русскоязычных мигрантов в Германии. При организации психотерапевтической работы с ними использовалось индивидуальное консультирование, групповые занятия, а также осуществлялось руководство их самостоятельной работой по профилактике и борьбе с алкогольной зависимостью. В каждом из названных видов работы выделись: информационный блок; индивидуальная работа с психологическими причинами алкогольной зависимости; сотрудничество с АА и другими группами, работающими с зависимостями (темоцентрированные, тренинговые группы); психологическая поддержка и психосоциальная реабилитация; организация совместных мероприятий; обучение составлению личного плана трезвости, навыкам самоподдержки, техникам совладания; психологическая помощь созависимым, то есть работа с семьей и близкими людьми.
На начальных этапах работы с аддиктами потребовались данные об их психологических состояниях, т.к. они служили основанием для первичного отнесения участников к определенной психотерапевтической группе (по признакам агрессивности, тревожности, фрустрации, дискомфорта, склонности к аффективному поведению).
Реализованное нами соответствующее направление психодиагностической работы включало в себя определение психологического состояния в соответствующий период с использованием методик Г. Айзенка, Е.Б. Фанталовой и В.В. Бойко.
Данные, свидетельствующие о наличии тревожности, фрустрации, агрессивности у аддиктов, были получены с помощью методики диагностики самооценки
психических состояний (по Г. Айзенку). Она также позволяла определить степень ригидности аддикта, давая основания для вывода как о слабой подверженности изменениям, так и о тенденциях психики к устойчивости.
Результаты первого этапа диагностического обследования позволили установить значительный процент алкогольных аддиктов, обладающих высоким уровнем развития обозначенных психических характеристик. Установленный во всех случаях высокий процент лиц, обладающих завышенным уровнем соответствующих психических характеристик, соответствует приведенной в первой главе данной диссертации информации о негативном влиянии чрезмерного употребления алкоголя на эмоционально-волевую сферу алкогольных аддиктов.
Проведение работы по программе развития трезвеннической установки привело к поэтапному снижению процентной представленности лиц с высокими показателями по соответствующим параметрам.
Можно выделить ряд особенностей снижения уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у алкогольных аддиктов в процессе прохождения ими этапов программы развития трезвеннической установки:
- наибольшему снижению уровня тревожности способствовало прохождение этапов индивидуальной консультативной работы и программы «12 шагов»;
- наибольшему снижению уровня фрустрации способствовало прохождение этапа программы «12 шагов»;
- наибольшему снижению уровня агрессии способствовало прохождение этапа групповой работы по профилактике алкогольной зависимости;
- наибольшему снижению уровня ригидности способствовало прохождение этапов групповой работы по профилактике алкогольной зависимости и индивидуального консультирования.
Отметим, что по итогам прохождения всех этапов программы развития трезвеннической установки у большего процента алкогольных аддиктов наблюдался низкий уровень тревожности, фрустрации и ригидности. Однако в отношении агрессивности по итогам проведенной работы доминирует процент лиц со средним уровнем ее развития. Это вызвано тем, что агрессивность не рассматривалась нами как однозначно негативное личностное образование. Мы исходили из того, что умеренный (средний) уровень развития агрессии способствует в ряде случаев достижению личностью определенного социального успеха.
Использование методики «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фан-таловой позволило проследить динамику изменения уровня дискомфорта участников программы на различных ее этапах.
Динамика процентного распределения участников программы по трем группам по выраженности состояния дискомфорта демонстрирует постепенное снижение данного состояния по мере прохождения этапов работы. Наиболее значительное (с уровнем статистической значимости р<0,01) снижение численности участников программы наблюдалось на последнем этапе диагностики после проведения индивидуальной консультативной работы - с 46,6% до 13,7%. Таким образом, развитие трезвеннической установки в процессе прохождения разработанной программы сопровождается понижением уровня внутреннего дискомфорта ее участников.
Динамику склонности к аффективному поведению участников программы развития трезвеннической установки позволило проследить применение экспресс-диагностики В.В. Бойко.
Как показали полученные результаты, большей части алкогольных аддиктов свойственно наличие тенденции к проявлению аффективного поведения (62,9%), в качестве неотъемлемой черты характера или отсутствует аффективность у значительно меньшей части аддиктов - соответственно, 18,2% и 18,9%. Проведенная работа
привела к постепенному снижению выраженности этой характеристики участников программы развития трезвеннической установки. Наиболее эффективными этапами преодоления соответствующей тенденции стали этапы групповой работы по профилактики алкогольной аддикции и индивидуального консультирования (р<0,05).
Итак, проведение разработанной нами программы развития трезвеннической установки способствовало нормализации ряда психических состояний ее участников. Данный процесс носил поэтапный характер и обладал неравномерностью уровней позитивных изменений. Было установлено соотношение этапов программа
- «12 шагов», групповой и индивидуальной работы - и позитивных изменений различных психических состояний.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Грязное А.Н. Социально-психологическое исследование ценностей алкоголиков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Казань: Ин-т среднего профессионального образования РАО, 2002. - 22с.
Н.Н. Дюмон
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ С КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТЬЮ
Исследование особенностей межличностных отношений в семьях подростков, имеющих коммуникативно-речевую инактивность имеет первостепенное значение для формирования адекватной установки семьи на конструктивное решение проблем подростка и эмпатийное поведение, а не на пассивное выжидание ими помощи учителей, классного руководителя. Важно добиться, чтобы члены семьи подростка правильно представляли себе его проблемы и действовали заодно со специалистом - психологом и часто - психотерапевтом. В связи с этим в задачи специализированной психологической службы должно входить установление тесного контакта с семьями таких подростков.
Дисгармония семейных отношений часто усугубляет состояние коммуникативно-речевой деятельности у подростков и их субъективное переживание, тормозит и снижает эффективность мероприятий психолога и формирует резистентность к установкам психолога, способствует формированию определенного стереотипа поведения у подростка. Поэтому анализ межличностных отношений и психологического климата в семье необходим для сохранения и поддерживания коммуникативных и терапевтических функций семьи, в которой находится подросток, т.е. в конечном счете, повышения эффективности психологического воздействия и нормальной жизнедеятельности всех членов семьи. Из 8 выделенных психологических факторов, влияющих на успешность подростка с коммуникативно-речевой инактив-ностью, фактор семьи оказался на третьем месте. Негативные установки членов семьи, такие, нереалистические ожидания, чувство вины, гиперпротекция, отчужденность, гиперкритическое и гипертревожное отношение и т.п., приводят к ухудшению коммуникативных возможностей, увеличению эмоциональных трудностей подростка, т.е. к возникновению своего рода порочного круга.
В теоретическом плане изучение межличностных отношений в семье подростков с коммуникативно-речевой инактивностью входит в широкий круг проблем социальной перцепции, ибо «психологический комплекс неполноценности, формирующийся у людей с действительной или внушенной ненормальностью, сказывается не только на их познавательных процессах, переживаниях, поведении, когда они