либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои [5].
Таким образом, подводя итог выше сказанному, отметим, что затруднения, возникающие у детей - социальных сирот при овладении той или иной социальной ролью обусловлены комплексом факторов. С одной стороны, это фактор эмоциональной депривации, который приводит к искажению интеллектуального и личностного развития, что уже само по себе не может не влиять на процесс вхождения ребенка в социум. С другой стороны, - это фактор социальной депривации, который имеет место как в ситуации нахождения ребенка в неблагополучной семье, так и при помещении его в государственное учреждение интернатного типа. В первом случае затруднение процесса социализации состоит в том, что ребенок получает противоречивую информацию о социальных ролях, и нередко усваивает роль асоциального члена общества. Во втором случае - ребенок занимает особую «иждивенческую» позицию по отношению к социуму.
В свою очередь искажение процесса социализации затрудняет процессы адаптации, автономизации и активизации личности. В силу чего можно сделать вывод о том, что социализация детей - сирот и социальных сирот является одной из актуальных проблем нашего общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.
2. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие /Под науч. Ред. Л. М. Шипициной. Спб.: Издательство «Речь», 2003. - 144с.
3.Дмитриева Т.Б. Профилактика дезадаптации детей - сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью http://www.otrok.ru.
4. Ежов И.В., Егорова А.И. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления.
http ://www.tula. net/tgpu/B school/index. htm.
5. Прономарев С.А. Проблема социального сиротства в современной России/ Материалы 10-х Всероссийских юношеских Чтений им В.И. Вернадского. http://vernadsky.dnttm.ru/raboty2003.
6. Пряжный М.В. Проблемы содержания детей в интернатных учреждениях Минтруда и социального развития РФ. http://mdrr.org.ru
7. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной защите де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4 декабря 1996 года. http://assistance.foxline.ru
8. Чепурных Е. Е. Проблемы подрастающих поколений в меняющемся обществе и пути их решения./ Народное образование. 2001. №7, - С. 13
О.С. Канаркевич
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ У АЛКОГОЛЬНЫХ АДДИКТОВ
В ряде исследований отечественных психологов (Артемчук А.Ф., 1985; Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А., 2001; Бетелева Т.Г., 1990 и др.) выделены характерные и достаточно устойчивые личностные изменения алкогольных аддик-
тов. Ими доказано, что даже умеренный прием алкоголя приводит к определенным изменениям личности на разных уровнях ее организации.
Прежде всего, они проявляются на уровне познавательных процессов личности: ухудшаются мнемические процессы, снижается способность к концентрации внимания, уменьшается его объем, заметно снижение качества восприятия и мышления. У аддиктов отмечается снижение остроты зрения, слуха, кожной чувствительности, поднимается болевой порог чувствительности, утрачивается адекватность и социальная активность. Вместе с тем, отмечаются и некоторые исключения из общего правила, - у некоторых лиц единичная небольшая доза (60-120 г) виски вызывает положительный эффект при решении интеллектуальных задач (Бо-кий И.В., Цыцарев С.В., 1982).
В течение последних десятилетий появились научные исследования, доказывающие, что у алкогольных аддиктов обнаруживаются определенные особенности и дисфункции в эмоционально-волевой сфере (Братусь Б.С., 1973, 1974, 1995; Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980; Завьялов В.Ю., 1988; Копыт Н.Я., Сидоров П.И., 1986 и др.). Наиболее часто аддикты жалуются на склонность к крайним проявлениям эмоций, на возникновение подавляющих и непереносимых чувств. Алкоголь пробуждает непреодолимые влечения, требовательность, ненасытность и импульсивную безусловность выполнения возникающих у человека потребностей. Однако аддиктам трудно признавать, выражать и контролировать эмоции, которые кажутся им неподвластными. Для облегчения возникающих страданий аддикты используют алкоголь или наркотики.
Многие алкогольные аддикты испытывают субъективное ощущение эмоциональной пустоты, так как для них закрыт доступ к собственным чувствам и к их проявлениям. Алкоголикам зачастую кажется, что чувства у них отсутствуют вовсе или ощущаются слишком смутно. Вследствие дефицита эмоций аддиктивные пациенты ощущают в себе и в своих отношениях с другими эмоциональное обнищание. Они считают, что алкоголь позволяет разнообразить переживания.
Наряду с субъективными ощущениями, алкоголь порождает и объективные трансформации эмоциональной сферы человека. Так, отмечается утрата способности к дифференциации алкоголиками своих эмоциональных состояний. Кристал (1977, 1982, 1988). Им были выделены аддикты, которые не способны дифференцировать свои чувства, склонны к соматизации аффекта и не могут выражать свои чувства словами. Такие люди, отвечая на вопрос о своем состоянии, не могут идентифицировать у себя различные эмоциональные состояния, не могут объяснить больны они или нет, устали или голодны, испытывают печаль или гнев.
У алкогольных аддиктов наблюдается большее или меньшее нарушение процессов саморегуляции поведенческих проявлений. У них исчезает контроль за поведением на всех уровнях. Обычная сдержанность речи и поведения заметно ослабляется («ослабление торможения»), падает уровень нервно-мышечной координации, отражающийся в речи, походке и координации движений рук, увеличивается время реакции. Крайними реакциями является полная утрата контроля над своим поведением, желание совершать безрассудные поступки, не свойственные им в нормальном, свободном от аддикции состоянии.
Алкогольное опьянение способствует вхождению в аффективное состояние, приводящее к делинквентному поведению (Кудрявцев И.А., 1999). Многие аддикты не отдают себе отчет в совершаемых действиях, а в состоянии трезвости они не могут вспомнить то, что с ними происходило в период пьянства. Известно, что алкоголик не несет ответственности за свой алкоголизм, в соответствии с существующим законодательством, но полностью отвечает за свои действия.
Особые изменения у аддиктов наблюдаются на уровне личностных свойств,
которые нарастают постепенно: процесс начинается с заострения преморбидных черт характера, затем проявляются психопатоподобные нарушения с нивелировкой преморбидных черт и, наконец, развивается выраженное морально-этическое снижение, которое ведет к деградации личности (Портнов А.А., 1971; Пятницкая И.Н., 1994, С.В. Котлярова 2005).
В состоянии опьянения у них нередко проявляется неадекватность самооценки и самовосприятия, возрастание самоуверенности, переоценка способностей, качества отношений и жизни в целом. На практике аддикты неизменно подтверждают свою неспособность защитить себя в разных ситуациях. Их самооценки, возникающие отношения с окружающими, способность заботиться о себе не отличаются надежностью и основательностью. Как показали исследования, алкоголики испытывают потребность в комфорте, безопасности и контроле.
Снижение способности к самозащите и стремление к выживанию у аддиктов проистекает из дефицита способностей позаботиться о себе. Известно, что забота о себе есть психологическая способность, связанная с определенными функциями и реакциями Эго. Эта способность предохраняет человека от причинения вреда и гарантирует выживание. Она включает в себя проверку реальности, самоконтроль, умение воспринимать сигналы тревоги и видеть причинно-следственные связи.
Согласно нашим данным, аддикты страдают не только вследствие переживаний внутренней дисгармонии, дискомфорта и фрагментации или из-за неспособности думать хорошо о себе и о других. Уязвимость систем саморегуляции делает индивида предрасположенным к употреблению химических веществ, провоцирует их к этому и поддерживает надежду на помощь химических веществ (Канаркевич О.С., 2001).
Значительные трудности алкогольным аддиктам доставляют собственные защиты, с помощью которых эти люди пытаются скрыть свою уязвимость. Версмер (1974) основой аддиктивных расстройств считал «дефект аффективной защиты». Люди с химической зависимостью переживают сознательные и бессознательные суицидальные импульсы, скрывая их от окружающих. Явно «наплевательское» отношение к себе является следствием длительного злоупотребления химическими веществами. Здесь находит отражение процесс разрушения личности, безысходность и депрессивность, которые являются результатом аддиктивной модели адаптации.
Защита поврежденного и уязвимого Я аддиктивная личность осуществляет на основе саморазрушения. Саморазрушающие защиты порождают отказ от реальности, утверждения собственной самодостаточности, агрессии и бравады. За это приходится платить чувством изоляции, обеднением эмоциональной сферы и неустойчивостью взаимоотношений с людьми.
Нарушение процессов эмоциональной и поведенческой саморегуляции приводит к радикальному изменению системы взаимодействия алкоголика с окружающим миром, взаимоотношений с другими людьми, меняется отношение к себе. Можно говорить об определенной трансформации системы отношений личности в целом.
В настоящее время выделяется два основных направления исследования отношений: структурный (Пантелеев С.Р., 1993; Столин В.В., 1983) и динамический (Анцыферова Л.И., 1990; Абульханова-Славская К.А., 1991; Кроник А.А., 1989; Кроник Е., 1989).
Отношение личности к самой себе является самоотношением. Оно имеет определенную структуру. В частности, С.Р. Пантелеев рассматривает самоотношение как иерархически-динамическую систему. Оно включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. В.В. Столин выделяет три эмоциональные
оси самоотношения: симпатия - антипатия, уважение - неуважение и близость -отдаленность.
Обратившись к исследованию особенностей самоотношения лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ, С.В. Котлярова установила у них низкий уровень аутосимпатии, самопонимания, самоценности и самопринятия, высокий уровень самообвинения (Котлярова С.В., 2005).
Заметны изменения в отношениях алкоголика с окружающими, постепенное отдаление от непьющего окружения, формирование корпоративной ориентации на «компании», объединенные совместной выпивкой, где и происходит дальнейшее развитие многих характеристик алкогольной личности, закрепляется установка на употребление алкоголя (А.Н. Грязнов, 2002).
В процессе развития зависимости у человека заменяется сложившаяся до начала употребления психоактивных веществ иерархия мотивов, потребностей и ценностей. Долговременная алкогольная аддикция обусловливает трансформацию мотивационной сферы личности (Шаткуте Р.Й., 1990). В процессе развития зависимости у человека оттесняются высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов (Леонтьев А.Н., 1975; Зейгарник Б.В., 1986).
Проблема мотивации состоит не в том, откуда брать энергию, а в том, как ее экономно расходовать, управлять имеющимися источниками психической энергии. За мотивационным дефицитом скрывается регулятивный дефицит. Мотивационные конфликты тратят психоэнергетические ресурсы человека. Мотивация является не столько динамически-энергетической функцией, сколько психотрансформационным процессом, в ходе которого преобразуются психические (ценностные) содержания и перераспределяются психические интенсивности (побуждения).
Тормозящая мотивация препятствует расширению личности и создает ее психическое сжатие. Мотив не инициирует конкретного действия. Он направляет с той или иной интенсивностью психические процессы в определенную ценностную зону. Он задает некоторую общую неформализованную структуру ситуации, которая апперцептивно тематизируется. Таким образом, всякая актуализация мотива происходит как перемещение психической интенсивности с одного ценностного содержания на другое или как оказание противодействия подобному процессу.
Мотивационный процесс чаще всего происходит как прокладывание пути по осуществлению мотива в условиях преодоления противодействующих сил, изменения межмотивационных соотношений. В ходе этого движения возникает пересечение, столкновение различных мотивов, вступающих в конкурентные отношения друг с другом: между ними идет борьба за моторный выход, то есть за воплощение в действии.
Допуск мотива к осуществлению проходит определенные стадии, является градуально-этапным, и определяется Я-системой, которая контролирует осуществление мотивационного образования, выполняя разрешительную функцию; она разрешает или запрещает удовлетворение побуждения. Данная функция контроля не выполняется как когнитивная смена директив, а является защитно-регулятивной функцией Я.
Функции защиты обеспечиваются специальными механизмами, которым соответствует особый психодинамический компонент мотивации. Защитная мотивация оказывает тормозящее действие на актуализацию и реализацию мотивов, доставляющих Я тревогу (угрозу, опасность). Торможение мотива, осуществляемое защитной мотивацией, может быть полным, когда предметное содержание мотива устраняется из сознания в виде намерения, цели, замысла и т.д., или частичным. Частичное торможение означает либо ограничение способов удовлетворения побуждения, либо задержку развития мотивации, разработку мотива на определенном
этапе. Одним из общих механизмов мотивационной работы личности, способствующем прокладыванию пути к реализации мотивов и достижению целей является механизм мотивационной обработки объекта привязанности. Он состоит из двух компонентов: 1) вкладывания оценок и отношений в объект - позитивирования и 2) устранения негативного из объекта - аннулирования.
Полученные М.Ш. Магомед-Эминовым данные позволяют лучше понять специфику процессов мотивационной регуляции, как организации процессов по реализации жизненных отношений человека - его мотивов. Они также свидетельствуют об иерархическом характере мотивационной регуляции, представляющей многоуровневую психическую систему, включающую побудительные, когнитивные и аффективные процессы, а также телесные проявления, которые могут «психологизироваться», выполняя символические функции, или заменять собой некоторые выпавшие звенья психического процесса.
С.В. Котлярова указывает, что в процессе развития аддикции происходит замена сложившейся до начала употребления психоактивных веществ иерархии мотивов и потребностей (2005, С.13). Меняется не только содержание потребностей и мотивов, меняется их структура - они становятся все менее опосредованными. Деятельность из опосредованной становится импульсивной.
Согласно взглядам М.Ш. Магомед-Эминова, мотивация побуждает, инициирует действия, деятельность, поведение человека; определяет избирательность психических процессов - перцепции, внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.; обеспечивает выбор целей, средств и действий, постановку целей; направляет деятельность и действия на мотивационные объекты-цели; поддерживает направленность деятельности и поведения, обеспечивает стабильность действования, а также упорство, интенсивность ее осуществления; регулирует, контролирует реализацию поставленного намерения и выполнение выбранного действия; переключает одно действие на другое при возникновении преграды или возобновляет выбор новых путей действия, реализующих мотив; прерывает, тормозит или завершает выполнение деятельности, то есть осуществляет функцию торможения (стоп-функцию).
Б.С. Братусь говорит об особой деятельности пьющего человека, которую называет «иллюзорно-компенсаторной алкогольной деятельностью, направленной на поддержание искомого состояния, особого «алкогольного», т.е. иллюзорного, удовлетворения той или иной потребности». Потребностью, лежащей в основе данной деятельности, по его мнению, следует считать не потребность в алкоголе, а потребность переживания состояния опьянения, имеющего сложный, деятельностноопосредованный характер. В целом, происходит формирование нового мотива, который побуждает к новой деятельности (Котлярова С.В., 2005).
Значимой характеристикой алкогольного аддикта является изменение его ценностных ориентаций. В исследовании А.Н. Грязнова были выявлены типы людей, подверженных алкогольной зависимости, а также социальные группы, обладающие специфической структурой ценностных ориентации, взаимоотношений и отношений, которая является детерминантой их образа жизни (Грязнов А.Н., 2002).
На начальных этапах работы с аддиктами потребовались данные об их психологических состояниях, так как они служили основанием для первичного отнесения участников к определенной психотерапевтической группе (по признакам агрессивности, тревожности, фрустрации, дискомфорта, склонности к аффективному поведению).
Реализованное нами соответствующее направление психодиагностической работы включало в себя определение психологического состояния в соответствующий период с использованием методик Г. Айзенка, Е.Б. Фанталовой и В.В. Бойко.
Данные, свидетельствующие о наличии тревожности, фрустрации, агрессив-
ности у аддиктов, были получены с помощью методики диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку). Она также позволяла определить степень ригидности аддикта, давая основания для вывода как о слабой подверженности изменениям, так и о тенденциях психики к устойчивости.
Результаты первого этапа диагностического обследования позволили установить значительный процент алкогольных аддиктов, обладающих высоким уровнем развития обозначенных психических характеристик
Установленный во всех случаях высокий процент лиц, обладающих завышенным уровнем соответствующих психических характеристик, соответствует информации о негативном влиянии чрезмерного употребления алкоголя на эмоционально-волевую сферу алкогольных аддиктов.
Проведение работы по программе развития трезвеннической установки привело к поэтапному снижению процентной представленности лиц с высокими показателями по соответствующим параметрам.
Можно выделить ряд особенностей снижения уровня тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности у алкогольных аддиктов в процессе прохождения ими этапов программы развития трезвеннической установки. Снижению уровня тревожности, фрустрации, ригидности способствовало прохождение этапов групповой работы по профилактике алкогольной зависимости и индивидуального консультирования.
Отметим, что по итогам прохождения всех этапов программы развития трезвеннической установки у большего процента алкогольных аддиктов наблюдался низкий уровень тревожности, фрустрации и ригидности. Однако в отношении агрессивности по итогам проведенной работы доминирует процент лиц со средним уровнем ее развития. Это вызвано тем, что агрессивность не рассматривалась нами как однозначно негативное личностное образование. Мы исходили из того, что умеренный (средний) уровень развития агрессии способствует в ряде случаев достижению личностью определенного социального успеха.
Использование методики «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фанта-ловой позволило проследить динамику изменения уровня дискомфорта участников программы на различных ее этапах.
Динамика процентного распределения участников программы по трем группам по выраженности состояния дискомфорта демонстрирует постепенное снижение данного состояния по мере прохождения этапов работы. Наиболее значительное (с уровнем статистической значимости р < 0,01) снижение численности участников программы наблюдалось на последнем этапе диагностики после проведения индивидуальной консультативной работы - с 46,6 % до 13,7 %. Таким образом, развитие трезвеннической установки в процессе прохождения разработанной программы сопровождается понижением уровня внутреннего дискомфорта ее участников.
Динамику склонности к аффективному поведению участников программы развития трезвеннической установки позволило проследить применение экспресс-диагностики В.В. Бойко. Как показали полученные результаты, большей части алкогольных аддиктов свойственно наличие тенденции к проявлению аффективного поведения (62,9 %), в качестве неотъемлемой черты характера или отсутствует аф-фективность у значительно меньшей части аддиктов - соответственно, 18,2 % и 18,9 %. Проведенная работа привела к постепенному снижению выраженности этой характеристики участников программы развития трезвеннической установки. Наиболее эффективными этапами преодоления соответствующей тенденции стали этапы групповой работы по профилактики алкогольной аддикции и индивидуального консультирования (р < 0,05).
Итак, проведение разработанной нами программы развития трезвеннической
установки способствовало нормализации ряда психических состояний ее участников. Данный процесс носил поэтапный характер и обладал неравномерностью уровней позитивных изменений. Было установлено соотношение этапов программа -«12 шагов», групповой и индивидуальной работы - и позитивных изменений различных психических состояний.
М.В. Картавенко «ИНСТРУМЕНТЫ» РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Профессиональная деятельность человека накладывает на личность большой «отпечаток». Процесс профессионализации, если он протекает непрерывно и интенсивно, со временем приводит к одному из трех возможных результатов: к профессиональной компетентности, профессиональной специализации, к профессиональной деформации личности специалиста. В ряде исследований было показано, что картины мира профессионалов разных специальностей значительно различаются друг от друга. Поэтому как в теоретических, так и прикладных исследованиях постоянно ставится вопрос о психологических особенностях, характерных для специалистов определенного направления или узкого профиля - специализации. Набор таких психологически особенностей принято называть моделью специалиста. Наличие моделей специалиста позволяет решать несколько задач: профессиональная оценка специалистов при приеме на работу, оценка потенциала абитуриента для обучения выбранной специальности, поэтапное планирование профессионального развития студентов. Таким образом, возникает вопрос: какие психологические факторы (личностные свойства или особенности) характерны для профессионала вообще и в некоторой узкой специальности, в частности, и как их развивать? То есть, какие обобщенные уровни должна включать в себя модель специалиста.
Частично ответ на этот вопрос дают такие научные направления как психология профессий, психология труда и акмеология. Так в психологии труда принято разделение средств труда на внешние и внутренние [8]. При этом как в психологии труда, так и в психологии профессий больший упор делается на умения пользоваться внешними средствами труда (физические особенности, умения пользоваться различными инструментами и т.д.), а внутренними средствами труда в основном называют некоторый уровень знаний, которыми располагает специалист [7, 8]. Поэтому в качестве первого уровня, модель специалиста должна включать в себя наличие знаний в своей профессиональной сфере и умения работать с необходимым оборудованием. Однако это должен быть первый уровень, а не последний и окончательный.
Большой пласт работ составляют исследования влияния различных личностных качеств на успешность деятельности специалистов в различных областях [2, 6, 7]. Результатами таких работ часто являются выводы о том, что большинство социально желательных качеств (таких как терпение, внимательность, целеустремленность, толерантность и т.д.), а также оригинальность и широта взглядов положительно влияю на рост профессионализма. И наоборот - безынициативность, вспыльчивость и стандартность мышления замедляют рост профессионализма. Поэтому выделяется устойчивый набор личностных качеств, благоприятный для большинства профессий и набор специальных личностных свойств необходимых для конкретных работ. Подобная же логика присутствует при предъявлении требований к особенностям протекания психических процессов. Данные требования составляет второй уровень в модели специалиста.