Научная статья на тему 'Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков'

Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2154
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / АДДИКЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGICAL RESILIENCE TO ADDICTION / PSYCHOLOGICAL ISSUES / ADDICTION / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деткова Ирина Владимировна, Леонтьева Александра Владимировна, Ковалева Наталья Владимировна

В статье рассматриваются психологическая устойчивость и ее формирование в целях профилактики аддиктивного поведения у подростков посредством тренинга «Компас внутри меня». Выявленные субъективно переживаемые будущими участниками тренинга ключевые психологические проблемы позволили уточнить содержание элементов тренинговых занятий, ориентированных на выработку эффективных способов преодоления трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деткова Ирина Владимировна, Леонтьева Александра Владимировна, Ковалева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL RESILIENCE FORMATION AS A MEANS TO PREVENT ADDICTION AMONG ADOLESCENTS

The article explores the psychological resilience and its formation in order to prevent addictive behavior among adolescents through the "Compass inside me" training. The revealed key psychological issues that are subjectively endured by future participants of training allowed us to specify the contents of the training elements focused on development of effective ways to overcome difficulties.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков»

УДК 159.9:616

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

И.В. Деткова, А.В. Леонтьева, Н.В. Ковалева1

'Работа выполнена при финансовой поддержке Союза охраны психического здоровья, грант № 01к54

Аннотация. В статье рассматриваются психологическая устойчивость и ее формирование в целях профилактики аддиктивного поведения у подростков посредством тренинга «Компас внутри меня». Выявленные субъективно переживаемые будущими участниками тренинга ключевые психологические проблемы позволили уточнить содержание элементов тренинговых занятий, ориентированных на выработку эффективных способов преодоления трудностей.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, психологические трудности, аддикции, профилактика.

THE PSYCHOLOGICAL RESILIENCE FORMATION AS A MEANS

TO PREVENT ADDICTION AMONG ADOLESCENTS

I. Detkova, V. Leontyeva, N. Kovaleva

Abstract. The article explores the psychological resilience and its formation in order to prevent addictive behavior among adolescents through the "Compass inside me" training. The revealed key psychological issues that are subjectively endured by future participants of training allowed us to specify the contents of the training elements focused on development of effective ways to overcome difficulties.

Keywords: psychological resilience to addiction, psychological issues, addiction, prevention.

Актуальность исследования формирования психологической устойчивости как средства профилактики аддикций у подростков обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, существенно увеличилось количество подростков, склонных к аддикциям, демонстрирующих беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения, т.е. проявляющих психологическую неустойчивость. Во-вторых, подростки группы риска, испытывающие психологический кризис, связанный с трудностями взросления и взаимодействия с окружающими, зачастую не зная конструктивных способов выхода в трудных жизненных обстоятельствах и ситуациях, находят сравнительно простой способ их решения - употребление психоактивных веществ (ПАВ). В-третьих, лицам подросткового возраста свойственно проявлять определенные поведенческие стереотипы, такие как реакции оппозиции, отрицательной имитации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования и увлечения, которые не только не способствуют формированию психологической устойчивости, но также приводят к риску возникновения аддикций.

Следует отметить, что в специальной литературе можно встретить исследования психологической устойчивости личности с весьма разнообразными ее определениями (как совокупности процессов, динамики состояний личности, последовательности действий,

качества либо характеристики личности, сопротивляемости и др.), а также вопросов ее формирования [4 и др.]. Отдельные авторы исследуют психологическую устойчивость личности как целостную системную характеристику, определяющую способность личности противостоять негативному влиянию, сохранять стабильность и уравновешенность внутреннего мира и образа жизни [5]. Психологическую устойчивость можно понимать как целостную характеристику личности, способствующую адаптивным процессам личности, обеспечивающим ее стойкость и стабильность к негативному воздействию фрустрирующих и стрессогенных факторов, позволяющую личности

противостоять жизненным трудностям, неблагоприятным обстоятельствам, сохранять психологическое здоровье и работоспособность в критических ситуациях.

Л.В. Куликов выделяет аспекты психологической устойчивости

(стойкость/стабильность; уравновешенность/ соразмерность; сопротивляемость

(резистентность)) [4], дающие возможность рассматривать формирование устойчивости к аддикциям у подростков, и отмечает, что психологическую устойчивость поддерживают внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы. Л.В. Куликовым перечислены критерии, позволяющие достичь

психологическую устойчивость: окружение,

поведение, способности (к преодолению трудностей; регулирование собственных эмоций, общаться с самим собой, творческие), убеждения (аспект веры) и ценности, цель, миссия [4].

Особенно необходима психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии в рамках основной для человека социальной среды, где на первый план выходят ассертивность и способность к уверенному, самоутверждающему поведению.

Психологическая устойчивость в

межличностном взаимодействии зависит от сформированное™ интернального локуса контроля, свидетельствующего о большей жизнеспособности человека.

Психологическая устойчивость претерпевает наиболее существенные изменения в подростковом, юношеском и возрасте ранней взрослости. Специалистами выделены факторы, влияющие на изменение психологической устойчивости: свойства темперамента; состояния; качества личности, индивидуальные особенности; образ Я, в котором, в свою очередь, существенную роль играет групповая идентичность личности; качество

внутрисемейных отношений; активность в поведении и деятельности; направленность личности (просоциальная и асоциальная); мотивы (установки, влечения, стремления и др.); затруднения самореализации, внутриличностные конфликты; телесные расстройства и др. [4].

Снижение психологической устойчивости, в свою очередь, увеличивает риск возникновения аддикций. Аддикция - это поведение, при котором индивид утрачивает контроль, в результате чего возникают деструктивные последствия. Аддиктивное поведение - «одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности» [1]. Именно аддикции в подростковом и юношеском возрасте, по мнению специалистов, приводят к развитию стойкой социальной дезадаптации, что свидетельствует о необходимости профилактики аддиктивного поведения [2].

Существуют особенности, характерные для личностей, входящих в зону риска формирования зависимого поведения: сниженная способность переносить

повседневные трудности при одновременной высокой способности переносить кризисные ситуации; противоречивость личностных характеристик (ощущение собственной неполноценности с одновременной

демонстрацией превосходства над другими; своеобразная демонстрация «социабельности», сочетающаяся со страхом перед устойчивыми

эмоциональными контактами), склонность ко лжи, стремление обвинять заведомо невиновных, уход от ответственности, ригидность, стереотипность поведения и др. [2]. Отдельные из описанных особенностей близки к проявлениям неустойчивой личности, которой наиболее свойственно аддиктивное поведение. Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых людей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности.

Одним из показателей утраты психологической устойчивости является состояние, отражающее внутренние психологические переживания человека, связанные с возникающими значимыми проблемами, сложными жизненными обстоятельствами - психологические трудности. В связи с этим на подготовительном этапе с целью уточнения содержания тренинговых занятий мы посчитали необходимым изучить ключевые психологические трудности, субъективно переживаемые будущими участниками тренинга, чтобы в дальнейшем помочь подросткам выработать эффективные способы преодоления актуальных для них трудностей. В исследовании применялись модифицированный нами опросник

«Психологические трудности подростков» (О.Б. Паненко, А.В. Леонтьева и др.) [3, с.153-156], а также «Анкета изучения сформированности социальных и жизненных навыков у подростка» (И.В. Детковой) [3, с.144-148]. В исследовании приняли 32 учащихся 6-х классов МБОУ СОШ № 3 г. Майкопа РА, средний возраст которых составил 12,9 лет.

Выявлено, что наличие у самих себя психологических трудностей подростки отмечают в единичных случаях, чаще они их отрицают, не осознают или затрудняются с ответом. Около половины опрошенных (в целом 43,8%, из них 57,1% девушек и 33,3% юношей) обращались за помощью к психологу, близким или родителям с положительным результатом («стало лучше», «легче справляться с проблемами», «мне помогли разобраться в проблеме»).

Наиболее часто подростками отмечаются трудности в коммуникативной сфере, связанные с общением с другими людьми (60,0%), а именно - трудности в общении со взрослыми (83,3% юношей и 14,3% девушек), братьями/сестрами и друзьями, с противоположным полом (более актуальны для девушек - 40,0%, чем для юношей - 14,3%). Характерные для возраста проблемы, связанные с собственной внешностью, фрустрируют всех

опрошенных. Все подростки связывают переживания с собственными психологическими особенностями: неуверенностью в себе и собственным «плохим» характером (83,3% юношей, 75,5% девушек). Большинство опрошенных обеспокоено особенностями собственного эмоционального реагирования: неумением контролировать свои эмоции и чувства, повышенной тревожностью (71,4% юношей, 50,0% девушек). Волнует подростков выбор будущего жизненного пути: какую профессию выбрать и куда пойти учиться (55,5% юношей, 57,1% девушек). Причинами данных проблем опрошенными названы сложность учебной программы (44,4% юношей, 22,2% девушек), неуверенность в себе, черты характера и особенности личности, контроль со стороны родителей, недостаточная эмоциональная поддержка родителями и непонимание взрослыми (родителями, учителями)

внутреннего мира подростков.

Признание психологических проблем у подростков на значимом уровне связано с наличием проблем с родителями, братьями/сестрами и с друзьями, а также с неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собственной внешностью. Проблемы в общении со сверстниками связаны с наличием трудностей в общении с родителями, индивидуальными психологическими проблемами, признанием у себя негативных черт характера, смысложизненными проблемами.

Коммуникативные трудности возникают у подростков, констатирующих у себя большое количество трудностей и неуверенных в себе, а также у тех, кто не считает необходимым обращаться за психологической поддержкой. Часть из них ищут эмоциональную поддержку у социального окружения (родителей, близких, друзей, родственников и др.), что является одним из основных ресурсов психологической устойчивости личности.

37,5% опрошенных осознали у себя до 83,3% признаков дезадаптации и зависимого поведения. В 80,0% случаев выявлена значимая связь между признанием подростком у себя показателей дезадаптации и опытом обращения за психологической помощью. Результаты исследования показали достаточно высокий уровень рефлексии, психологическую компетентность подростков, стремление укрепить собственную психологическую устойчивость, мотивированность опрошенных к тренинговой форме работы. Поэтому основу профилактики аддикций у подростков составляет формирование компетенций, способствующих повышению психологической

устойчивости и резистентности к деструктивным воздействиям методом тренинга.

Специфика проведения тренинга заключается в том, что все его участники учатся на собственном опыте в специально созданной благоприятной среде, где каждый может увидеть, осознать и понять, какие личностные качества и навыки надо развить.

В рамках проекта [6], подготовленного и реализуемого психологами Центра социально-психологических проблем ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», разработан и апробирован тренинг для подростков по формированию психологической устойчивости к аддикциям «Компас внутри меня». Задачами тренинга являлись: получение новых знаний о психических механизмах и факторах формирования психологической устойчивости подростков к аддикциям; овладение подростками-участниками проекта новыми личностными, субъектно-лидерскими и коммуникативными компетенциями по укреплению психологической устойчивости к аддикциям. При этом использовались механизмы: включение подростков в профилактическую деятельность со

сверстниками; выполнение индивидуальных домашних заданий по закреплению информации, полученной на тренинге; включение в работу микрогрупп по подготовке и проведению предстоящих занятий.

Значимым результатом реализации программы профилактики зависимого поведения стала включенность в тренинговую деятельность по профилактике аддикций среди подростков самих подростков - участников тренинга, специально подготовленных к проведению тренинга со сверстниками и выступивших в качестве тренеров-волонтёров. Программа тренинга способствовала развитию новых компетенций у подростков: способности к самоанализу; умения понять и принять свои индивидуальные физические, личностные и духовные особенности; поддерживать адекватную самооценку; умения и готовности понять и принять индивидуальные (физические, социальные и духовные) особенности окружающих, определять разрушительные и созидательные формы взаимодействия и отношений с ними; владения способами определения степени опасности и противостояния разрушительному воздействию и вовлечению в зависимые отношения и связи. Указанные компетенции позволили

сформировать психологическую устойчивость личности к аддикциям.

Литература:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учебно-метод. пособие / А.В. Гоголева; РАО, Московский психол.-социальный инт. - 2-е изд., стер. - М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2003. - 240 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Наставничество - индивидуальная форма сопровождения подростков группы риска: сб. науч. -метод. материалов/Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; под общ. ред. Е.Н. Панченко. -М.; Майкоп, 2006. - 180 с.

4. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов / Психология

здоровья; ред. Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 405-442.

5. Телепова Н.Н. Психолого-педагогическая концепция формирования психологической устойчивости личности к аддиктивным факторам: дис. ... доктор психол. наук: 19.00.07 / Телепова Надежда Николаевна. - Нижний Новгород, 2012. -324 с.

6. Ковалева Н.В., Деткова И.В., Леонтьева А.В. Формирование субъектной идентичности подростков в процессе тренинга «Компас внутри меня» // Казанский педагогический журнал. 2016. -N° 1-2 (115). -С. 179 - 183.

Сведения об авторах:

Деткова Ирина Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», e-mail: detval@list.ru

Леонтьева Александра Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Ковалева Наталья Владимировна (г. Майкоп, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, заведующая Центром социально-психологических проблем НИИ комплексных проблем, ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет».

Data about the authors:

I. Detkova (Maykop, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Social Psychology of Adyghe State University, e-mail: detval@list.ru

A. Leontyeva (Maykop, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Pedagogy and Social Psychology of Adyghe State University.

N. Kovaleva (Maykop, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor at the Department of Psychology, head of the Center for Social and Psychological Problems of the Research Institute for Complex Problems of Adyghe State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.