Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНО ДОМЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНО ДОМЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТ / ТЕКУЩИЙ / КАПИТАЛЬНЫЙ / ОТНЕСЕНИЕ РАСХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОСТАВЩИК / КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РАСЧЕТ / КОНТРАКТ / REPAIR / CURRENT / CAPITAL / ALLOCATION OF EXPENSES / FINANCING / SUPPLIER / PUBLIC INSTITUTION / CALCULATION / CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горпольская Е.И.

Реализовывая финансово-хозяйственную деятельность, организации в целях поддержания стандартных технико-эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, производят текущий и капитальный ремонт. В статье освещены некоторые вопросы, которые связанны с проведением данной деятельности, рассмотрены особенности учета ремонтных услуг в многоквартирных зданиях, от принятия решения, формирования проектной документации, осуществление торгов по выполнению работ по текущему и капитальному ремонту до подписания актов приемки и окончательного расчета с исполнителем таких работ. Раскрываются особенности текущего и капитального ремонта многоквартирных учреждений. От точной систематизации исполняемых работ устанавливается потенциал по реальному расчету расходов при налогообложении, а также четкая квалификация таких работ при гражданско-правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF METHODS OF ENSURING THE CONTROL OF THE QUALITY OF THE RENDERING OF SERVICES AND PERFORMANCE OF WORKS ON THE CONTENT AND REPAIR OF GENERAL PROPERTY IN AN APARTMENT BUILDING

Implementing financial and economic activities, state institutions in order to maintain the standard technical and operational characteristics of buildings and structures, produce current and major repairs. The article highlights some issues related to the conduct of this activity, discusses the specifics of accounting for repair services in government institutions, from making a decision, generating project documentation, bidding for the implementation of current and overhaul repairs to signing acceptance certificates and final settlement with the contractor. The article discloses the features of current and major repairs of state institutions. From exact systematization of executed works, the potential is established for the actual calculation of expenses during taxation, as well as a clear qualification of such works in civil law relations.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНО ДОМЕ»

УДК 001.201

Горпольская Е.И. студент магистратуры ОСУН1 курса кафедра «Организации строительства и управления недвижимостью» НИУ «Московский государственный строительный университет»

Россия, г. Москва ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНО ДОМЕ

Аннотация:

Реализовывая финансово-хозяйственную деятельность, организации в целях поддержания стандартных технико-эксплуатационных характеристик зданий и сооружений, производят текущий и капитальный ремонт. В статье освещены некоторые вопросы, которые связанны с проведением данной деятельности, рассмотрены особенности учета ремонтных услуг в многоквартирных зданиях, от принятия решения, формирования проектной документации, осуществление торгов по выполнению работ по текущему и капитальному ремонту до подписания актов приемки и окончательного расчета с исполнителем таких работ. Раскрываются особенности текущего и капитального ремонта многоквартирных учреждений. От точной систематизации исполняемых работ устанавливается потенциал по реальному расчету расходов при налогообложении, а также четкая квалификация таких работ при гражданско-правовых отношений.

Ключевые слова: ремонт, текущий, капитальный, отнесение расходов, финансирование, поставщик, казенное учреждение, расчет, контракт.

Gorpolskaya E.I.

Undergraduate OSUN

1 course, Department of "Organization of construction and real estate

management"

National Research University "Moscow State University of Civil

Engineering", Russia, Moscow RESEARCH OF METHODS OF ENSURING THE CONTROL OF THE QUALITY OF THE RENDERING OF SERVICES AND PERFORMANCE OF WORKS ON THE CONTENT AND REPAIR OF GENERAL PROPERTY IN AN APARTMENT BUILDING Annotation:

Implementing financial and economic activities, state institutions in order to maintain the standard technical and operational characteristics of buildings and structures, produce current and major repairs. The article highlights some issues related to the conduct of this activity, discusses the specifics of accounting for repair services in government institutions, from making a decision, generating project documentation, bidding for the implementation of current and overhaul repairs to signing acceptance certificates and final settlement with the contractor. The article discloses the features of current and major repairs of state institutions. From exact systematization of executed works, the potential is established for the actual calculation of expenses during taxation, as well as a clear qualification of such works in civil law relations.

Keywords: repair, current, capital, allocation of expenses, financing, supplier, public institution, calculation, contract.

При установлении особенностей и различий текущего и капитального ремонта, необходимо четко знать, какие работы относят к тому или иному виду ремонта. Общее правило, которое находится в статье 616 ГК РФ, состоит в том, что при аренде имущества обязанности по его ремонту распределяются: текущий ремонт - это обязанность арендатора; капитальный - арендодателя.

При разделении понятия текущего и капитального ремонта нужно воспользоваться нормативно-правовыми актами: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ; Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279; Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 81-35.200, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1.

Статья 1 ГрК РФ установила, что под капитальным ремонтом объектов капитального строительства, исключение линейные объекты, определяется замена и/или восстановление: строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций (за исключением несущих строительных конструкций); систем инженернотехнического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов; отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы.

Текущий ремонт зданий, сооружений осуществляется в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Надлежащее техническое состояние зданий, сооружений это организация содержания параметров устойчивости, надежности, исправности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной

документации. В пределах текущего ремонта в основном осуществляются незначительные работы по ликвидации мелких повреждений и неисправностей.

Список работ, осуществляемых при текущем и капитальном ремонте находится в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».

Текущий ремонт объектов основных средств учреждения может быть выполнен как силами учреждения, так и в рамках договора подряда. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для осуществления мелкого текущего ремонта не нужно заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату, в этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.

Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться 44-ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Расходы учреждения на покупку строительных материалов отражаются на статье 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов».

При осуществлении текущего ремонта подрядчиком, работа исполняется из материалов подрядчика, его силами и средствами.

Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества осуществляется по КВР 243, а текущий ремонт оплачивается по КВР 244, здесь нужно четко установить тип ремонтных работ для верного использования КВР.

Если расходы не обосновать, то, это будет основанием в привлечении должностных лиц учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, поэтому нужно еще на этапе принятия решения о заключении контракта на расчет по строительным работам определить тип ремонта.

Необходимо знать, что вопросы квалификации работ в качестве капитального или текущего ремонта к компетенции бухгалтерии не относятся, бухгалтерия обязана правильно применить КБК только после получения заключения технических специалистов о типе работ.

Поэтому проведение экспертизы сметной и проектной документации является необходимостью. Порядок проведения экспертизы можно найти в «Положении о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства...», утв. Постановлением Правительства РФ от

18.05.2009 № 427.

При реализации текущего и капитального ремонта казенное учреждение обязано обосновать необходимость в их проведении.

Так, потребность в текущем ремонте нужно определять на основе

итогов плановых технических осмотров, которые осуществляются два раза в год (весна и осень). В соответствии с п. 3.5 ВСН 58-88 (р) весной обследуют готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, определяют объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняют объемы ремонтных работ, которые включаются в план текущего ремонта. Осенью проверяют готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период, уточняют объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта следующего года.

Для обоснования капитального ремонта составляются дефектные ведомости или дефектный акт, так как формы нормативно не утверждены, составляют в произвольной форме.

Следующим этапом формируется смета на осуществление ремонтных работ и заключается договор подряда, это в том в случае, если казенное учреждение не имеет потенциала осуществить ремонт собственными силами.

Смета формируется по форме, приведенной в Приложении № 2 к МДС 81-35.2004. При капитальном ремонте помимо локальной сметы составляется сводный сметный расчет по форме, отмеченной в указанном приложении. Нужно обратить внимание на то, что, если капитальному ремонту подлежат конструктивные и иные характеристики безопасности зданий и сооружений, то ремонт проводиться на основе разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Для проведения капитального ремонта требования к проектной документации учреждены в ст. 48 ГрК РФ. Разработать проект может само казенное учреждение либо заказать сторонней организации, при этом нужно учесть, что лицо, разработавшее проект, несет ответственность за ее соответствие техническим регламентам.

Состав документации состоит из сметы, которая содержит все виды работ и затрат на ремонт объекта.

При проведении текущего ремонта проектная документация не составляется, только смета с расчетом всех затрат: материалы, стоимость работ.

Казенное учреждение получает лимиты бюджетных обязательств на проведение ремонтных работ на основании бюджетной сметы.

Закупка строительных (ремонтных) услуг производится на основании 44-ФЗ от 05.04.2013 года, в котором указаны способы выбора подрядчика: закупка у единственного поставщика, возможна при цене контракта до 100 тыс. руб., на капитальный ремонт до 400 тыс. руб.; запрос котировок, возможен при цене контракта до 500 тыс. руб.; аукцион; конкурс.

На первые два вида закупок существуют определенные ограничения, поэтому при оформлении контрактов такими способами, возможно только в определенной части годового финансирования.

Основание для оплаты подрядчику - подписанные заказчиком документы: акт о приемке выполненных работ КС-2; справка о стоимости

выполненных работ КС-3. Формы утверждены постановлением Госкомстата №100 от 11.11.1999 г.

При составлении контракта возможно внесение в него пункта о выплате аванса, но это не обязанность заказчика, а его право. Согласно 44-ФЗ он не может превышать 30% от стоимости контракта.

Существует еще одна статья расходов на ремонты многоквартирных учреждений.

Некоторые казенные учреждения размещены на первых этажах многоквартирных жилых домов, в этом случае они обязаны перечислять взносы в капитальный ремонт на содержание общих коммуникаций и конструкций, расходы отражают по КВР 244 КОСГУ 225, такое положение должно быть зафиксировано в Учетной политике казенного учреждения.

Финансовое обеспечение казённых учреждений формируется в виде лимитов бюджетных обязательств, по утверждаемой бюджетной смете, согласно кодов бюджетной классификации.

Финансовое обеспечение проведения ремонтных работ выделяется главным распорядителем бюджетных средств на базе сметы или непосредственно учредителем в виде субсидии. Соответственно Указаний 65н от 01.07.2013 года, виды ремонтов относят с КОСУ 225: капитальный -КВР 243; текущий - КВР 244.

Санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 01.09.2008 №87н.

В п.5 Порядка основания для оплаты денежных обязательств: накладная или акт приемки-передачи, или счет-фактура (при поставке товаров); акт выполненных работ; договора на оказание услуг, на поставку товара; иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Казенное учреждение может разработать собственный перечень документов. Для оплаты денежных обязательств учреждения представляют в финансовое управление заявку на оплату расходов (ф.0531801) или Заявку на получение наличных денег (ф.КФД 0510033). Заявки подписываются руководителем и главным бухгалтером получателя средств. Аналитический учет принятых бюджетных обязательств ведется в Журнале регистрации бюджетных обязательств. Расходы учреждения не всегда совпадают с расходами бюджета. Величина денежных средств, перечисленных поставщикам за материалы, характеризует сумму расходов бюджета. Исходя из двойственного характера расходов, они подразделяются на произведенные и исполненные расходы. Исполненные расходы -это операция по списанию средств с лицевого счета в оплату обязательств учреждения, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета.

Анализ статистических данных по состоянию имущества государственного сектора экономики показывает, что Российская Федерация

является собственником имущества 1300 федеральных учреждений и акционером 2500 акционерных обществ.

Согласно информации Росстата, в Российской Федерации износ недвижимого имущества учреждений государственного сектора больше 60%, ежегодно происходит увеличение степени износа. Общеизвестно, что показатели Росстата обладают усередненным характером, поэтому показатели процента износа зданий больше чем отмечает Росстат.

Пик сторительства основных зданий в Российской Федерации приходился на 60-80 годы прошлого столетия, срок полезного использования таких зданий 20-30 лет, т.е. множество государственных зданий и сооружений уже перешагнули за него. К сожалению, инженерные сети обслуживающие таких зданий уже износились или не отвечают современным требованиям.

Начиная с 80 годов прошлого столетия бюджетные отчисления на капитальный ремонт зданий, находящиеся в государственной собственности снижаются. Данные Росстата свидетельствуют о приближении временного отрезка, когда назревает необходимость осуществлять не только текущий косметический ремонт, но и важной части зданий - инженерным конструкциям.

При проведении анализа данных Росстата выяснено, что основную долю в структуре бюджета любого государственного учреждения занимает заработная плата и начисления на нее, следующей статьей идут расходы на содержание зданий, а вот финансовые средства на капитальный и текущий ремонт составляют около 2-5% от общей суммы расходов государственного учреждения. Рассмотри это соотношение на примере одного казенного учреждения из социально-культурной сферы (таблица 1).

Таблица 1 - Структура бюджета социально-культурного учреждения.

Статья рублей % от общего объема финансирования

«Заработная плата», «Начисления на заработную плату» 7163187 34

«Медикаменты» 2818124 0,9

«Питание» 183622 0,02

«Приобретение оборудования» 1584972 7,6

«Текущий ремонт оборудования» 526142 2,5

«Текущий ремонт зданий » 892039 4,25

«Капитальный ремонт объектов соцкульт сферы» 583371 2,8

Распределение средств на капитальный ремонт по объектам отрасли можно просмотреть на примере образовательных учреждений (таблица 2). Таблица 2 - Распределение средств на капитальный ремонт по уровням образования__

Уровень образования Расходы на капитальный ремонт

млн. руб. % к общему объему

Школы 0,13 0,02

Учреждения по внешкольной работе с детьми 0,9 0,1

Детские дома 0,6 0,1

ПТУ 169,7 21

Ссузы 85 10,3

Учреждения по повышению квалификации и переподготовке (ИПК) 3 0,3

Вузы 565 69

Всего 824 100

Данные таблиц показывают, что суммы на капитальный и текущий ремонт зданий незначительны, а данные статистики Росстата свидетельствуют о 60% износе зданий государственного сектора.

Необходимо отметить еще одну проблему - нецелевое использование выделенных бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт не всегда сопровождается их эффективным освоением, что подтверждается результатами контрольных мероприятий Счетного комитета и данными судебной статистики.

Ещё одна немаловажная проблема - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах.

Итак. Мы видим, что продолжительное сохранение большого объема и низкого уровня применения основного капитала опасно для экономики. Вместе с огромными издержками по поддержанию в работоспособном состоянии зданий, такое положение сдерживает мотивацию к инвестированию и препятствует экономии затрат и является постоянно действующим фактором мощного инфляционного давления на экономику. Также негативны последствия и для инвестиционной деятельности, сдерживается мотивация к инвестированию, ограниченные финансовые средства учреждений направляются на обслуживание текущей хозяйственной деятельности, в том числе содержание и ремонт устаревшего оборудования, а не на осуществление проектов обновления производства.

Использованные источники: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996

N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018)

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ

3. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (изм. с 03.08.2018) "О контрактной системе в сфере закупок".

4. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 «Положении о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства...»

5. Постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 №279 «Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000

6. Постановление Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 8135.200»

7. Постановление Госстроя СССР № 279 «Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений»

8. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 22.06.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

9. ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Министерство Российской Федерации: Бюджетная политика. Электронный ресурс: www.minfin.ru/ru/budget (дата обращения 21.10.2018)

10. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный источник: http://budget.gov.ru (дата обращения 20.10.2018).

11.Сайт журнала «Главбух». Электронный источник: www.glavbukh.ru (дата обращения 21.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.