Научная статья на тему 'Особенности проверки обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов в бюджетных учреждениях'

Особенности проверки обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1304
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Аюбов Нарман Аюбович

В данной статье рассмотрены особенности методики проверки обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонта в бюджетных учреждениях. Систематизирована нормативно-правовая база, используемая в ходе проверки, обобщены применяемые источники информации. Изложены ключевые моменты методики и формирования итогового документа. Ключевые слова: проверка обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов, бюджетные учреждения, акт ревизии, нормативно-правовая база, сметная документация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проверки обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов в бюджетных учреждениях»

РАЗДЕЛ 2.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Аюбов Н.А.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ОБОСНОВАННОСТИ ЗАТРАТ НА ПРОВЕДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В ходе осуществления текущей финансово-хозяйственной деятельности практически все бюджетные учреждения в целях поддержания нормальных технико-эксплуатационных характеристик своих зданий и сооружений производят текущий и капитальный ремонт, а иногда реконструкцию и строительство новых объектов основных средств. Ремонт зданий и сооружений подразделяется на текущий и капитальный. Так как ни Инструкция № 25н, ни другие нормативные акты по бюджетному учету не содержат определения данных понятий, следовательно, необходимо обратиться к нормативным документам в области строительства.

В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (далее — МДС 8135.2004), утвержденной Постановлением Гос -строя России от 05.03.2004 N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.

К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабже-ния и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.

Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В результате анализа приведенных определений показывает, что по текущему ремонту можно производить только незначительные работы, следовательно, все основные работы должны производиться по капитальному ремонту.

При осуществлении текущего и капитального ремонта бюджетному учреждению необходимо уделить должное внимание его обоснованию. Для обоснования проведения капитального ремонта бюджетными учреждениями должны составляться дефектные ведомости или дефектный акт. Форма данных документов ничем не утверждена, следовательно, они могут составляться в произвольной форме.

После того как учреждение определилось с недостатками, которые должны быть устранены, составляется смета на проведение ремонтных работ и заключается договор подряда (если учреждение не может произвести ремонт собственными силами).

При осуществлении текущего ремонта смета составляется по форме, приведенной в Приложении 2 к МДС 81-35.2004, а в случае проведения капитального ремонта кроме локальной сметы должен быть составлен и сводный сметный расчет, по форме, приведенной в том же Приложении.

Если в ходе проведения капитального ремонта будут затрагиваться конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий и сооружений, то он должен проводиться на основании разрешения на строительство (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса).

Сметная документация оформляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства, ремонта. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 Гражданского кодекса Рос-

сийской Федерации). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. В соответствии с пунктом 11 статьи 49 Градостроительного кодекса порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время данный порядок регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

После получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации сметная стоимость строительства или реконструкции подлежит утверждению руководителем учреждения, что будет являться основанием для начала финансирования.

Таблица 1. Нормативно-правовая база, используемая при проверке обоснованности затрат на проведение капитального и текущего ремонтов в бюджетных учреждениях

№ п/п Нормативный акт Название

1 2 3

1. Постановление Госстроя России от 05.03.2004 №15/1 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»

2. Постановление Госстроя России от 09.10.2003 г. № 180; МДС 81-36.2004 «Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001)»

3. Постановление Госстроя России от 09.08.2002 г. № 105 МДС 81-37.2004 «Указания по применению федеральных единичных расценок на монтаж оборудования (ФЕРм-2001)»

4. Постановление Госстроя России от 09.03.2004 г. № 37 МДС 81-38.2004 «Указания по применению федеральных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001)

5. Постановление Госстроя России от 01.09.2003 № 160 МДС 81-40.2006 «Указания по применению федеральных единичных расценок на пусконаладочные работы (ФЕРп-2001)

6. Постановление Госстроя России от 07.05.2001 года № 45 ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных затрат на строительство временных зданий и сооружений»

7. Постановлением Госстроя России от 19.06.2001 г. № 62 ГСН 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время»

8. Постановление Госстроя России от 19.06.2001 г. № 61 ГСНр 81-05-02-2001 «Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время»

9. Постановление Госстроя России от 07.05.2001 № 46; ГСНр-81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ»

10. Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 года № ЮТ-260/06 «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве»

Оплата выполненных строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ, в соответствии с постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», должна производиться только на основании унифицированных форм первичной учетной документации по формам КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

При проведении проверки обоснованности затрат на производство нового строительства, реконструкции зданий, капитального и текущего ремонтов объектов коммунального и социально-культурного назначения, необходимо определить состав и порядок по перечню согласно СНиП 2.08.02-85, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

При проверке следует руководствоваться законодательными и нормативными актами, приведенными в таблице 1.

1 2 3

11. Постановление Российского статистического агентства от 11.11.1999 года № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»

12. Письмо Госстроя Российской Федерации от 06.10.2003 года № НЗ-6292/10 «О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения»

13. письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 23.06.2004 года № АП-3230/06 ??????

В процессе проведения проверки, необходимо ознакомиться со следующими документами:

- титульные списки;

- проект (дефектная ведомость), в котором приведены объемы и виды работ;

- положительное заключение Управле-ния Главгосэкспертизы России по Ростовской области;

- сметная документация, составленная в соответствии с Указаниями по применению государственных сметных норм на строительные и специально-строительные работы (ГЭСН-2001) и методиками составления сметной документации (МДС), где локальные сметы исчислены по каталогам территориальных единичных расценок для промышленно-гражданского строительства в Ростовской области, введенными в действие министерством строительства архитектуры и сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции для промышленно-гражданского строительства по Ростовской области, утвержденного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 11.03.2001 года № 10;

- конкурсная документация на определение подрядной организации на производство нового строительства, реконструкции зданий, капитального и текущего ремонтов объектов коммунального и социально-культурного назначения;

- договор подряда заключенный с подрядной организацией, ставшей победителем по итогам открытого (закрытого) конкурса, запроса котировок цен;

- акты приемки выполненных работ формы КС-2, где на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ, отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства,

реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.

Проверке подлежат следующие вопросы.

1. При составлении сметной документации все необходимые показатели из Территориальных единичных расценок (далее — ТЕР) переносятся в сметы без изменений, а при необходимости внесения изменений — со ссылкой на соответствующие пункты технических частей сборников ТЕР (ТЕРр) и Указаний по применению ТЕР (ТЕРр).

2. ТЕР (ТЕРр) учитывают полный комплекс затрат на выполнение ремонтно-строительных работ, в нормальных (стандартных) условиях, предположительной температуре и не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях: стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорье и др.) предусмотренных проектом, а также в других, более сложных производственных условиях по сравнению с предусмотренными в сборниках ГЭСН.

3. В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

4. Состав и продолжительность эксплуатации строительных машин, механизмов, приспособлений, механизированного инструмента в машинах.

5. Необходимо обратить внимание на перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

6. Привязку нормативов сметной прибыли по видам работ с указанием разделов и также соответствующих сборников (область применения) приведена в приложениях 1, 2 к письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № АП-5536/06 «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведении новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001), нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85. Для организаций использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

7. Особое внимание необходимо обратить на применения коэффициентов.

- при составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках к указанным нормам применяется коэффициент 0,8, в соответствии со сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений утвержденным и введенным в действие с 15.05.2001 года постановлением Госстроя России от 07.05.2001 г. № 45.

- при строительстве в районах со сложными климатическими условиями (в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) затраты на временные здания и сооружения следует определять по расчету на основании данных ПОС или в соответствии с договором подряда по нормам настоящего сборника.

- на определение дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, в соответствии со сборником сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время ГСН 81-05-02-2001.

Нормы настоящего сборника предназначены для определения дополнительных затрат

при производстве строительно-монтажных работ (СМР) в зимнее время.

Сборник состоит из двух разделов:

раздел I «Сметные нормы по видам строительства»;

раздел II — «Сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ».

Нормы раздела I используются при составлении сметной документации и определения сметного лимита на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, а также для расчетов за выполненные работы между заказчиком и исполнителем.

Нормы раздела II применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности.

Нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполненных при положительной температуре окружающей среды.

Сметными нормами, за исключением оговоренных случаев, учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время. К ним относятся доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях, а также затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ, с повышенным расходом строительных материалов, дополнительные затраты на эксплуатацию строительных машин (повышенный расход горюче-смазочных материалов, снижение производительности труда машинистов и т.п.), на рыхление мерзлых грунтов и др.

Нормы дополнительных затрат дифференцированы по температурным зонам в зависимости от температурных условий зимнего периода приведены в таблице 1 вышеуказанного сборника.

- на методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, МДС 81-35.2004 (техническая часть п. 4.7). Выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специально строительные работы (кроме ГЭСН-46), т.е. перейти от условий нового

строительства к условиям выполнения ремонтно-строительных работ. При этом допускается применение повышающих коэффициентов для учета условий производства работ по письму Федерального агентства по строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Минпромэнерго Российской Федерации №АП-3230/06 от 23.06.2004 года. При составлении сметной документации следует использовать МДС 81-36.2004 и МДС 81-38.2004;

- при определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для организаций, использующих упрощенную систему налогообложение к нормативам, следует применять коэффициент 0,7.

В соответствии с пунктом 1.2 «Методических указаний по определению сметной прибыли в строительстве» (МДС 81-25.2001) в составе норматива сметной прибыли учтены затраты, связанные с уплатой налога на прибыль предприятий, имущество, а также налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов.

При применении упрощенной системы налогообложения указанные налоги не начисляются и подлежат исключению из нормативов сметной прибыли. При этом единый налог, введенный взамен исключаемых налогов и возмещаемый за счет сметной прибыли, включается в расчет нормативов сметной прибыли.

С учетом изложенного, при использовании в сметной стоимости работ нормативов сметной прибыли, приведенных в МДС 8125.2001, к нормативам применяется понижающий коэффициент 0,9.

С переходом на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, изделий и конструкций, а так же управлениям механизации за оказываемые услуги. При этом затраты организаций на указанные цели должны определяться по расчету в зависимости от структуры выполняемых строительно-монтажных работ.

- коэффициенты к нормам затрат труда, оплате труда рабочих (с учетом коэффициентов к расценкам из технической части сборников), нормам времени и затратам на эксплуатацию машин (включая затраты труда и оплату рабочих, обслуживающих машины), для учета в сметах влияния условий производства работ, предусмотренных проектами, согласно Приложению №1 к письму от 23.06.2004 года №АП-3230/06;

- индексы цен на строительно-монтажные работы, утвержденные Госстроем Российской Федерации и Госкомстатом Российской Федерации;

8. После проверки всей проектно-сметной документации, необходимо произвести контрольные обмеры, которые способствуют выявлению случаев завышения объемов выполненных работ.

Результаты ревизии, проверки оформляются актом ревизии (проверки). Акт ревизии состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Описательная часть акта содержит описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы ревизии (проверки). Заключительная часть акта ревизии включает обобщенную информацию о результатах ревизии (проверки), в том числе выявленных нарушениях, сгруппированных по видам, с указанием по каждому виду финансовых нарушений общей суммы, на которую они выявлены. Суммы выявленного нецелевого использования бюджетных средств указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Результаты ревизии должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.

Копии документов, подтверждающие выявленные в ходе ревизии финансовые нарушения, заверяются подписью руководителя проверенной организации или должностного лица, уполномоченного руководителем проверенной организации, и печатью проверенной организации.

В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.

Библиографический список

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».

7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 г. № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».

8. Алексеева И.В. Настольная книга бухгалтера бюджетного учреждения: Сборник документов. — МЦФЭР, 2005.

9. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Новые правила ведения учета. — М.: Омега-Л, 2006.

10. Контроль и ревизия: учебное пособие / Кол. авт.; под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Ф.Овсийчук — М.: КНОРУС, 2006^

11. Репин А. Проверка строительства зданий и сооружений // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. — 2008.— №4,5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.