Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРПРИТАЦИИ ОБЪЕМА НА ПЛОСКОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРПРИТАЦИИ ОБЪЕМА НА ПЛОСКОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОЗНАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ / ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОБЪЕМ И ПЛОСКОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ / ОПОРНЫЕ ТОЧКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаев Станислав Алексеевич

Данная статья содержит краткий обзор исторических предпосылок и характерных особенностей развития методов обучения изображению объема на плоскости, а также научно-методическое обоснование необходимости развития и совершенствования методов и приемов интерпретации реальных объектов в условно-плоскостное изображение, претендующее на некий образ подобия с реальными формами. В связи с чем, обретает актуальность проблема развития профессионального художественного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы становления и совершенствования методов объемно-конструктивного рисунка автором выявлены закономерности и компоненты необходимые для эффективного развития способности анализировать и выявлять в реальных объектах ту специфическую информацию, которая становится опорой в построении условного подобия объемов и форм (объемно-конструктивный рисунок). Анализ трудов, посвященных развитию методов и приемов интерпретации реально воспринимаемых объемов и форм в их условное изображение, позволил определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы активизации процесса осмысленного, целенаправленного восприятия и изображения. Выявлены возможности, развития способности трансформации объектов восприятия в условное плоскостное изображение (объемно-конструктивный рисунок). Автор пришел к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF METHODS OF VOLUME INTERPRITATION ON THE PLANE IN ACADEMIC FIGURE

This article contains a brief overview of the historical prerequisites and characteristic features of the development of methods for teaching the image of volume on a plane, as well as a scientific and methodological justification for the need to develop and improve methods and techniques for interpreting real objects into a conditionally flat image that claims to be an image of similarity with real forms. In this connection, the problem of developing professional artistic perception among students of art and pedagogical specialties becomes relevant. In the course of studying classical and modern studies of the problem of the formation and improvement of methods of volumetric-constructive drawing, the author identified the patterns and components necessary for the effective development of the ability to analyze and identify in real objects that specific information that becomes a support in the construction of a conditional similarity of volumes and forms (volumetric-constructive drawing). The analysis of the works devoted to the development of methods and techniques for interpreting real perceived volumes and forms into their conventional image allowed us to determine the direction and nature of pedagogical influences in order to effectively solve the problem of activating the process of meaningful, purposeful perception and image. The possibilities of developing the ability to transform objects of perception into a conditional planar image (three-dimensional constructive drawing) are revealed. The author came to the conclusion that the process of students performing short-term exercises aimed at developing the special abilities of the artist should be accompanied by pedagogical attitudes that stimulate the activity and focus of the student's perception.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРПРИТАЦИИ ОБЪЕМА НА ПЛОСКОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Минаев Станислав Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРПРИТАЦИИ ОБЪЕМА НА ПЛОСКОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ РИСУНКЕ

Аннотация. Данная статья содержит краткий обзор исторических предпосылок и характерных особенностей развития методов обучения изображению объема на плоскости, а также научно-методическое обоснование необходимости развития и совершенствования методов и приемов интерпретации реальных объектов в условно-плоскостное изображение, претендующее на некий образ подобия с реальными формами. В связи с чем, обретает актуальность проблема развития профессионального художественного восприятия у студентов художественно-педагогических специальностей. В ходе изучения классических и современных исследований проблемы становления и совершенствования методов объемно-конструктивного рисунка автором выявлены закономерности и компоненты необходимые для эффективного развития способности анализировать и выявлять в реальных объектах ту специфическую информацию, которая становится опорой в построении условного подобия объемов и форм (объемно-конструктивный рисунок). Анализ трудов, посвященных развитию методов и приемов интерпретации реально воспринимаемых объемов и форм в их условное изображение, позволил определить направление и характер педагогических воздействий в целях эффективного решения проблемы активизации процесса осмысленного, целенаправленного восприятия и изображения. Выявлены возможности, развития способности трансформации объектов восприятия в условное плоскостное изображение (объемно-конструктивный рисунок). Автор пришел к заключению, что процесс выполнения студентами краткосрочных упражнений, направленных на развитие специальных способностей художника должен сопровождаться педагогическими установками, стимулирующими активность и направленность восприятия студента.

Ключевые слова: осознанное изображение, линейная перспектива, объем и плоскость, интерпретация, целенаправленное восприятие, пространственное мышление, целостное восприятие, художественное видение, опорные точки изображения.

Annotation. This article contains a brief overview of the historical prerequisites and characteristic features of the development of methods for teaching the image of volume on a plane, as well as a scientific and methodological justification for the need to develop and improve methods and techniques for interpreting real objects into a conditionally flat image that claims to be an image of similarity with real forms. In this connection, the problem of developing professional artistic perception among students of art and pedagogical specialties becomes relevant. In the course of studying classical and modern studies of the problem of the formation and improvement of methods of volumetric-constructive drawing, the author identified the patterns and components necessary for the effective development of the ability to analyze and identify in real objects that specific information that becomes a support in the construction of a conditional similarity of volumes and forms (volumetric-constructive drawing). The analysis of the works devoted to the development of methods and techniques for interpreting real perceived volumes and forms into their conventional image allowed us to determine the direction and nature of pedagogical influences in order to effectively solve the problem of activating the process of meaningful, purposeful perception and image. The possibilities of developing the ability to transform objects of perception into a conditional planar image (three-dimensional constructive drawing) are revealed. The author came to the conclusion that the process of students performing short-term exercises aimed at developing the special abilities of the artist should be accompanied by pedagogical attitudes that stimulate the activity and focus of the student's perception.

Keywords: conscious image, linear perspective, volume and plane, interpretation, purposeful perception, spatial thinking, holistic perception, artistic vision, image reference points.

Введение. Вопрос подготовки квалифицированных художников-педагогов, владеющих эффективными методиками обучения студентов академическому рисунку актуален на современном этапе развития общества. Важнейшими аспектами профессиональной подготовки будущих художников-педагогов выступают качество и уровень развития способности анализировать и выявлять информацию, позволяющую создавать условное изображение, способное убеждать в иллюзии пространства и объемных форм.

Проблема интерпретации объема на плоскости не нова. Уже в наскальных культовых рисунках людей, мы видим стремление древнего художника передать на плоскости, доступными ему средствами, важную информацию; о пространстве, масштабе, форме, пропорциях. Впоследствии эти навыки развивались и дополнялись новыми техническими приемами и со временем, оформились в определенные методы адекватного изображения реальных объектов и пространства.

В наше время, каждый педагог понимает, что для успешного и эффективного обучения изобразительному искусству, учащимся необходимо знать теоретические основы изобразительной грамоты. Осведомленность студентов в методологии изображения напрямую является фактором успешного обучения академическому рисунку. При этом объемно конструктивный рисунок, в силу специфики своих методов и приемов, занимает особое место в процессе развития осознанного и целенаправленного восприятия и изображения объекта на плоскости. Уделяя особое внимание объемно-конструктивному, структурному изображению объектов, их анализу, учащийся развивается в направлении осмысленного рисования, развивая необходимые основы профессионального восприятия и изображения. Данная проблема, осмысленного научного подхода в обучении рисунку, весьма актуальна для участников образовательного процесса на художественно-педагогических профилях. «Рисование... такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь есть свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать.» -писал выдающийся художник - педагог П.П. Чистяков. Искусство рисования - удивительный процесс, в котором художник становится «иллюзионистом», изображая трехмерное пространство на плоскости листа [4, с. 334].

Актуальность данного исследования состоит в том, что все большее влияние новых средств визуальной коммуникации, появление новых цифровых технологий, предлагающих возможности простого и

эффективного копирования любого материала, в любой технике, оказывают серьезное негативное воздействие, не только на начинающих любителей искусства. Немалая часть профессионалов, в наше время, использует подобные приемы и технологии, причем, не только как легкую и быструю форму заработка, но также, и в процессе обучения изобразительному искусству. Как следствие, это ведет к заметному снижению уровня профессиональной подготовки художников и педагогов.

Изложение основного материала статьи. Известно, что воспринимать абсолютно все человек не в состоянии. Из этого следует, что рисующий вынужден в процессе восприятия выявлять и отбирать определенные значимые закономерности в изображаемом объекте. Для достижения выразительного непротиворечивого графического образа достаточно знать особенности инвариантов (постоянных). По мере упражнений и тренировок, восприятие учащихся становится более чувствительным, неясные до этого детали становятся более отчетливыми, заметными. Рассматривая объект с разных сторон, ученик обогащает свои знания о натуре. Распространенной ошибкой является то, что рисующий, как правило, воспринимает объект с одной точки. В данном случае, упускается из виду основной методологический постулат рисования, изображать не только то, что мы видим, но и то, что мы понимаем в изображаемом объекте.

В связи с этим, вопрос методологии становится ключевым в практике обучения изобразительному искусству. Один из наиболее значительных трудов Альбрехта Дюрера посвящен учению о пропорциях человеческого тела и особую ценность для обучения рисунку представляет разработанный Дюрером метод обобщения («обрубовки») формы. Этот метод Дюрера, по сей день, является одним из наиболее эффективных методов обучения осмысленному рисованию с натуры, основой обучения объемно-конструктивному академическому рисунку.

Серьезного внимания заслуживает, проверенная временем методика обучения рисунку, русского художника-педагога А.П. Сапожникова («Курс рисования», 1834 г.).

Значение метода А.П. Сапожникова в том, что он основан на рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Помимо, непосредственно навыков рисования, предложенный Сапожниковым метод «проволочного каркаса» эффективно способствовал развитию пространственного восприятия и мышления. Этой цели служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм предметов, их перспективное видоизменение и основную конструкцию. По учебнику А.П. Сапожникова в России, училось рисовать ни одно поколение воспитанников реальных училищ и кадетских корпусов. Как известно, многие русские офицеры хорошо рисовали, а некоторые стали известными художниками (П.А. Федотов, В.В. Верещагин).

Несомненный интерес, для преподавателей и учащихся, представляет научное исследование

A.И. Иконникова, посвященное проблемам обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов. Педагог отмечает, что используя метод «обрубовки», можно с легкостью найти стыки форм, опорные точки, почувствовать и понять конструкцию. Благодаря данному методу студент имеет возможность при минимальном количестве академических часов понять конструктивные закономерности натуры; как одна форма вставляется или переходит в другую, какова конструкция всей формы, опорные пункты модели. Линии должны быть связаны друг с другом. На рисунке линия может передавать как выступ, так и уступ. Главную информацию несут не сами линии, а их пересечения. Так как рисование с натуры не является копированием, то учащемуся достаточно только передать инварианты, вынесенные сознанием.

С начальных этапов обучения академическому рисунку, педагогу необходимо подчеркивать роль метода обобщения в изображении. С этой целью необходимо обратить внимание на методику Д.Н. Кардовского, где педагог настраивал обучающихся на выявление в натуре геометрических форм (нос - призма, ограниченная четырьмя плоскостями). После комплексного перевода натуры в геометрический вид можно переходить к деталям. Данный метод помогает находить структурные и конструктивные закономерности в натуре, «поставить глаз» студента. При изображении сложного объекта зачастую бывает затруднительно сразу отобразить всю форму в законченном виде. Увидеть, прочувствовать и понять конструкцию предметов поначалу, бывает очень сложно. Поэтому будет оправдана целесообразность использования различных упрощений формы и в восприятии, и в воображении.

Методы обучения рисунку П.П. Чистякова представляют особый интерес и значение, он вырастил целую плеяду выдающихся русских художников (И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель,

B.Е. Савинский, Д.Н. Кардовский).

Из воспоминаний Д.Н. Кардовского, известно, что П.П. Чистяков советовал не заниматься отделкой, а все внимание направлять на конструктивное содержание натуры. Он требовал рисовать конструктивные наброски с натуры, целью которых было передать характер движения форм. В целом получается «ящикообразная» форма в тоне. Первое упражнение по изучению законов рисунка Чистяков называет упражнением на изображение «линии на плоскости» и «линии в пространстве». Это упражнение, повторенное обязательно несколько раз, «пока не станет ясна задача», развивалось последующими заданиями, в которых уже ставилась задача передачи определенной материальной формы. Первые из них заключались в изображении всего лишь карандаша. После карандаша П.П. Чистяков советовал сделать по тому же принципу рисунок нескольких плоских предметов - книг, коробок и т.п. Развитием задачи «изображения линии в пространстве» («карандаш на столе») было рисование табуретов, мольбертов, столов и т.д. Сложная форма требовала не только умения изображать «в глубине», практических знаний по перспективе, но и знания конструктивного строения предмета, принципа «идти от общего» в рисунке. Рисование головы П.П. Чистяков считал одним из важнейших этапов обучения. Всякий объем, как трактует его Чистяков, ограничен плоскостями, каждая из которых занимает свое особое положение. Их определение в натуре и последующее перенесение на бумагу и есть построение формы («плоскости лепят форму»). Кроме того, впечатление объемности создается светотеневыми отношениями, а это значит, что построение формы нужно вести, сразу определяя плоскости в тоне.

Стоит отметить, что, благодаря свойствам восприятия, видов инвариантов в изображении достаточно много, так как учащиеся не могут воспринимать мир отдельно (вид сзади, спереди, сверху) а смотрит на окружающий его мир полностью и постоянно.

Ориентирование по координатам - этот прием подразумевает применение горизонтали и вертикали при работе над рисунком. Этот прием часто используется в самом начале работы, но вполне возможна периодическая проверка изображения по этим координатам и на последних этапах. Точность ориентировки

по вертикали и горизонтали напрямую зависит от расположения плоскости и кадра листа бумаги, а также расположения самого художника. На восприятие координат влияют такие моменты, как движение и наклон изображаемой натуры, распределение масс формы, направление линий контура, неожиданные перспективные ракурсы. Все это следует не забывать на начальном этапе работы. Часто только на завершающем этапе работы студенты замечают свои ошибки и погрешности.

Метод сравнения универсален и включает в себя различные виды сравнений: сопоставление пропорций, изучение светотеневых законов, прием отношений. Это древнейший метод из известных в истории изобразительного искусства. Он применялся еще в Древнем Египте. Метод сравнения основывается на постоянном сопоставлении изображаемой натуры со своим собственным рисунком, сравнением объектов изображения с другими предметами и анализ их отдельных составных частей.

Чтобы решить проблему преодоления плоскости изображения пятен и линий на листе бумаги нужно тщательно изучить форму предмета и его положение в пространстве. Поэтому в академическом рисунке необходим конструктивно-пространственный анализ объекта: то есть выявить форму, взаиморасположение частей и целого в пространстве. Использование метода конструктивно-пространственного анализа помогает неопытному художнику лучше изучить изображаемый предмет.

Компоненты конструктивно-пространственного анализа:

1. Сравнение натуры с геометрическими телами;

2. Изучение законов линейной перспективы;

3. Изучение пластической анатомии человека и животных, пластики линейных форм.

В основе многообразия форм предметного мира лежит небольшая группа геометрических тел - шар, призма, пирамида, конус и прочие многогранные фигуры. Чтобы точнее изобразить конструкцию и объемную форму предмета, его необходимо сопоставить, расчленить и затем обобщить с геометрическими телами. Так обобщение очень помогает в определении большого света и большой тени в рисунке после детальной проработки в стадии обобщения.

Метод образного анализа - самый точный, имеющий преимущество перед другими методами изображения объема. В академическом рисунке художника образ играет существенную роль. Развитие образного восприятия, творческого подхода к рисованию с натуры является базисом реалистичного рисунка. Курс академического рисунка ставит своей целью не только развитие художественного вкуса и образного мышления у студентов, но и овладение методом образного анализа натуры. Если вести речь о целостности изображения, о завершенности рисунка, о подходе к решению образной задачи, то метод образного анализа будет перерастать в метод образного обобщения. Под этим определением понимается процесс образного мышления, который приводит к выделению общего, существенного в явлениях, к познанию объективных закономерностей действительности в художественной форме. Образное решение рисунка сильно зависит от техники рисования и изобразительных материалов, поэтому их выбирают в зависимости от задуманного образного решения.

С понятием образа в работах над портретом, а именно изображением человека с натуры, художник сталкивается постоянно. Поэтому, решая задачи учебного рисунка, одновременно необходимо развивать в себе наглядное представление о человеке, умение быстро схватывать и с предельной лаконичностью передавать его сущность, характер. Независимо от точки зрения на натуру рекомендуется чувствовать ее в целом. Например, глядя на натуру спереди, нужно представлять ее с тыльной стороны, в профиль и в трехчетвертном повороте.

Грубой ошибкой начинающих художников является не структурированность работы над изображением. Данную мысль полностью раскрывает А.И. Иконников: «Процесс изобразительной деятельности заключается в общих чертах в последовательном решении ряда конкретных задач. В каждый данный момент студент должен мысленно, а затем и при помощи карандаша ответить на тот или иной вопрос, поставленный им самим или вытекающий непосредственно из особенностей натуры. Только на этой основе может успешно осуществляться активное познание студентом действительности и успешно выполняться изобразительная, творческая деятельность» [2, с. 48]. Неоспоримым мнением педагога является то, что без целесообразности в работе теряется смысл познания, что влияет на итоговое качество работы и рисунка. Перед началом практической деятельности обучающийся обязан знать теоретические основы о перспективе, пластической анатомии, светотени на начальном уровне. Разнообразные задания будут способствовать углублению, обогащению знаний, развитию точных навыков.

В начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе общую форму головы, показывая ее основные части, он работает методом первоначального обобщения. Здесь особое внимание следует уделять связи головы с шеей и плечевым поясом, без чего сложно добиться правильного пластического построения. В середине работы в обобщенной форме выявляются ее мелкие формы. Здесь рисовальщик идет путем анализа, детализации. В конце работы, когда найдены мельчайшие детали, художник вновь возвращается к обобщению, но обобщению завершающему, при помощи которого в рисунке выделяется главное и ему подчиняется второстепенное.

Выводы. Исследование методов изображения, реально воспринимаемого объема и пространства на изобразительной плоскости, средствами объемно-конструктивного рисунка, позволяет сделать вывод о том, что рисование с натуры дает возможность осмыслить принципы построения объемной формы на двухмерной плоскости, развивает объемно-пространственные представления.

Отметим, что в познании объема предметов большую роль играют навыки скульптурной деятельности. Педагогам известен факт необходимости наглядности на занятиях, а объемная натура дает более полноценную информацию о себе. Важным моментом является обучение студентов навыкам работы с предоставленной информацией (смотреть на натуру с нескольких точек, сопоставлять и сравнивать, находить опорные точки, смотреть на натуру в целом и уделять ей внимания достаточное количество времени). Знание методов изображения объемно-конструктивного рисунка способствует правильному выбору поставленной задачи.

Обязательными терминами, встречающимися при работе с натурой в академическом рисунке должны быть: цель, структура, методы изображения, перспектива, освещение, образ. Необходимо знать графические приемы, способствующие иллюзии пространства и объема изображаемого в целом, иметь представление о том, как с помощью тени передать округлость предмета, выступающие поверхности. У профессионального художника складывается образ не только видимых поверхностей натуры, но и невидимых, что способствует

более адекватному изображению. Все объемные предметы должны «выныривать из пространства» [2, с. 59], а для достижения данного результата процесс изображения должен быть осознанным, целенаправленным, свободным от пассивного натуралистического срисовывания.

Литература:

1. Антилогова Л.Н., Иконников А.И. Совершенствование методики обучения объемно-конструктивному академическому рисунку студентов художественно-графических факультетов вузов (статья): Омский научный вестник, №3(109). - 2012. - С. 213-218.

2. Иконников А.И. Проблемы обучения объемно-конструктивному академическому рисунку на художественно-графических факультетах пединститутов / А.И. Иконников; Хабаровск, пед. ин-т. -Хабаровск, 1990.

3. Николай Ли: Рисунок. Основы учебного академического рисунка. - М.: Эскмо, 2008.

4. Филиппова Л.С. Историческая и социально-образовательная мысль. - Выпуск № 6-2. - Т.7. - 2015.

Педагогика

УДК 376.42 (045)

кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Зинюхина Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье описывается опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития осязания и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводятся данные констатирующего эксперимента. Показана динамика уровня развития осязания и мелкой моторики дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: осязание, мелкая моторика, дошкольники с общим недоразвитием речи, коррекционная работа, логопедические занятия.

Annоtation. The article describes an experimental work to identify the level of development of touch and fine motor skills of preschoolers with general speech underdevelopment. The data of the ascertaining experiment are given. The dynamics of the level of development of touch and fine motor skills of preschoolers in the process of experimental work is shown.

Keywords: touch, fine motor skills, preschoolers with general speech underdevelopment, correctional work, speech therapy classes.

Введение. Научное обоснование существования связи между развитием мелкой моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью базируется на формировании речи под влияниями импульсов, идущих от рук, следовательно, точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи. Не менее важным остается вопрос развития осязательных возможностей детей. Осязание является одним из способов познания мира и получение сведений о его объектах путем тактильного обследования предметов.

Проблема изучения особенностей развития мелкой моторики рук детей с общим недоразвитием речи нашла отражение в исследованиях Л.С. Волковой, Б.М. Гриншпун, С.А. Игнатьевой, Т.Б. Кaбaновой, В.И. Селиверстовa, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Ю. Шаниной и др. Особенности развития осязания у дошкольников с общим недоразвитием речи в настоящее время исследованы недостаточно. Вышесказанное позволяет заключить, что вопросы изучения особенностей развития осязания и мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи и поиск эффективных путей их развития в логопедической практике остаются открытыми для изучения и исследования.

Цель статьи - представить результаты изучения особенностей развития осязания и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи.

Изложение основного материала статьи. Роль моторных умений в формировании осязательного образа предмета описывается в имеющихся научных исследованиях. Подчеркивается важность развития мелкой моторики рук в процессе активного осязательного восприятия предмета как составной части самого процесса осязательного восприятия и возможности использования осязания в предметной деятельности. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является наиважнейшим базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Большой вклад в изучение взаимодействия моторных и речевых процессов внесли такие ученые, как М.М. Кольцовой, Е.Г. Коржовой, А.Н. Леонтьев, И.М. Сеченов. В частности, А.Н. Леонтьев значение восприятия в структуре познавательных процессов определяет двумя обстоятельствами. Во-первых, непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности субъекта и составляет основу для формирования мыслительных процессов. Во-вторых, перцептивные процессы служат основой для формирования мышления [3, с. 18].

Одной из многочисленных категорий детей с ОВЗ являются дети с нарушениями речи.

В рамках педагогического исследования А.Н. Васильцовой была проведена диагностика моторных функций у дошкольников с речевой патологией, включающая три направления работы: обследование пространственных ориентиров, обследование мелкой моторики и обследование графо-моторных навыков. В исследовании принимали участие 14 испытуемых в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Лишь у 21% детей данной категории установлен высокий уровень развития моторных функций (координация рук и пальцевого гнозиса) [1, с. 668].

Особое внимание ученых привлекает проблема двигательного развития дошкольников с нарушениями речи как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе. Л.И. Моурлот и Л.А. Ремезова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.