Научная статья на тему 'Исследование методики обучения нырянию в длину без акваланга'

Исследование методики обучения нырянию в длину без акваланга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
633
107
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЫРЯНИЕ В ДЛИНУ БЕЗ АКВАЛАНГА / ФАКТОРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ / DIVING DEEP WITHOUT THE AQUALUNG / KEY FACTORS OF PHYSICAL WORK CAPACITY / TRAINING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдурахманов Р. Ш.

В статье исследуются факторы, определяющие результативность в нырянии в длину без акваланга, сравниваются состав и объемы тренировочных средств квалифицированных фридайверов и начинающих ныряльщиков, рассматриваются различные модели методики тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the determinants of effectiveness in free diving without the aqualung, compares the composition and amounts of training of skilled free divers and novice divers, discusses the various models of training methodology.

Текст научной работы на тему «Исследование методики обучения нырянию в длину без акваланга»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НЫРЯНИЮ В ДЛИНУ БЕЗ АКВАЛАНГА

Р.Ш. АБДУРАХМАНОВ, Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта

Аннотация

В статье исследуются факторы, определяющие результативность в нырянии в длину без акваланга, сравниваются состав и объемы тренировочных средств квалифицированных фридайверов и начинающих ныряльщиков, рассматриваются различные модели методики тренировки.

Ключевые слова: ныряние в длину без акваланга, факторы специальной работоспособности, методика тренировки.

Abstract

This article examines the determinants of effectiveness in free diving without the aqualung, compares the composition and amounts of training of skilled free divers and novice divers, discusses the various models of training methodology.

Key words: diving deep without the aqualung, key factors of physical work capacity, training methodology.

Введение

В последние годы среди любителей отдыха на южных морях весьма популярным стало увлечение нырянием без акваланга, или фридайвингом. Умение нырять без акваланга является важной составной частью и профессионально-прикладной физической подготовки. Оно актуально для представителей таких профессий, как морские нефтяники, работники морского флота, сотрудники правоохранительных органов и МЧС, военнослужащие. Для всех перечисленных категорий работников умение нырять может или самому спасти свою жизнь, или спасти жизнь другим людям, например, при возникновении аварий на морских судах, пожарах на морских промыслах, при спасении людей на воде, решении военно-прикладных задач. Ныряние в длину - один из военно-прикладных видов спорта.

Разработка методических основ тренировки в нырянии как составной части плавательной подготовки в последние десятилетия осуществлялась преимущественно в рамках военно-прикладной физической подготовки [6-8]. Однако теоретико-экспериментального обоснование предлагаемым практическим рекомендациям в данных источниках не приводится. Педагогических и медико-биологических исследований, касающихся проблемы двигательной деятельности человека в условиях задержки дыхания, обнаружено незначительное количество. Основной объем исследований посвящен другим видам ныряния - нырянию с аквалангом, а также нырянию в глубину [4-5].

Экспериментальная часть

Наше исследование было посвящено разработке и апробации методики тренировки новичков в нырянии в длину без акваланга. Испытуемыми во всех группах являлись студенты-мужчины в возрасте от 17 до 23 лет. Общее количество испытуемых составило более 100 чел.

Всего было проведено два педагогических эксперимента продолжительностью 6 и 3 месяца соответственно.

В первом эксперименте исследовали изменение показателей телосложения и специальной работоспособности под воздействием тренировки в нырянии, разрабатывали различные модели тренировки. Во втором апробировали разработанные модели тренировки.

Установлено, что у новичков на результат в нырянии влияет умение плавать на короткие дистанции, а также устойчивость к гипоксии и объем выполненной специфической нагрузки в нырянии. Так, коэффициент корреляции с временем плавания на 50 м составил -0,536 (при р = 0,027). Под воздействием направленной тренировки увеличиваются обхваты плеча и бедра, ЖЕЛ, возрастают физическая работоспособность (PWC170) и специальная выносливость, определяемая по времени в повторном плавании 3X50 м.

Результаты факторного анализа показывают, что на данном уровне физической подготовленности испытуемых на результат в нырянии в длину влияние оказывают преимущественно четыре фактора, общий вклад которых составляет 70-72 % и которые можно идентифицировать следующим образом:

тш

- первый фактор определяется как способность к нырянию и плаванию;

- второй - как фактор специфических тренировочных нагрузок;

- третий - с учетом выделенных показателей массы тела и объема грудной клетки как фактор запасов энергетических субстратов (в мышцах), а также кислорода в легких;

- четвертый фактор можно однозначно идентифицировать как фактор длины тела, влияющий, очевидно, на биомеханическую эффективность плавания.

Интерес представляют также и зависимости между основными критериями специальной работоспособности (длиной или временем ныряния) и плавательной подготовленностью - плаванием на 50 м, характеризующим анаэробную алактатную мощность, и повторным плаванием 3X50 м как показателем анаэробной емкости. Как видно из рис. 1, длина ныряния может быть тем больше, чем лучше результаты в плавательных тестах, а с точки зрения биоэнергетики - выше анаэробная алактатная мощность, а также анаэробная емкость и эффективность расходования энергопотенциала [1].

Рис. 1. Зависимости между результатами в плавании на 50м, повторном плавании 3X50м и длиной ныряния

При моделировании тренировки исходили из того, что новички при обучении редко проныривают больше 10-15 м. Поэтому тренировку в нырянии мы начали с 12,5 м (1/2 длины бассейна). Длина дистанции ныряния постепенно увеличивалась. Все остальные нагрузки применяли также в соответствии с уровнем подготовленности испытуемых.

Квалифицированные фридайверы для тренировки применяют аэробные и анаэробные плавательные нагрузки [2-3], к числу которых относятся:

- равномерное непрерывное плавание на 800-1000 м;

- равномерное плавание кролем или брассом на 400-800 м с уреженным дыханием (вдох на каждый 5-7-й гребок) или брассом (дыхание через 1-2 цикла);

- плавание 300 м, через каждые 50 м усложняя -облегчая нагрузку - вдох на 3, 5, 7, 7, 5, 3-й гребок;

- интервальная работа - плавание 4Х100 м или 2-4X200, 2-4X400, 6X100 м (вдох на каждый 5-7-й гребок);

- ныряние брассом 2-3 серии 4X25-50 м с интервалом отдыха 1-2 мин, между сериями - 15-20 мин свободное плавание;

- ныряние брассом 8X25 м с отдыхом 40 с;

- дыхательные упражнения из йоги для вентиляции легких;

- повторные задержки дыхания на суше;

- интервальная гипоксическая тренировка и др.

Направленность перечисленных средств - совершенствование аэробной и анаэробной работоспособности пловцов, а также специфическая тренировка на задержке дыхания. Однако предлагаемые авторами объемы плавательных и тренировочных нагрузок квалифицированных фридайверов недоступны для начинающих ныряльщиков, и, чтобы их освоить, необходим длительный период адаптации.

Анализ опыта тренировки высококвалифицированных фридайверов и результаты собственных исследований позволили разработать модель тренировки начинающих ныряльщиков для массового обучения. Соотношение плавательных средств аэробной + аэробно-анаэробной, анаэробной и гипоксической направленности составило соответственно 61,5-23,1-15,4%. Структура тренировки высококвалифицированных спортсменов близка структуре тренировке новичков, однако по объемам интенсивной анаэробной и гипоксической работы превосходит ее в 2-3 раза.

Равномерное длительное плавание в разминке, заминке и периодах отдыха после работы на отрезках и в нырянии можно охарактеризовать как преимущественно аэробной направленности. Равномерное длительное плавание с уреженным дыханием повышает анаэробный компонент, но может оставаться аэробным или переходить в аэробно-анаэробный режим энергообеспечения. Направленность интервальной работы на коротких отрезках (25-50 м) будет зависеть от скорости плавания. При скоростях свыше 90% от максимальной и интервалами отдыха 2-3 мин она будет характеризоваться как анаэробная (алактат-ная + гликолитическая). Однако при снижении скорости и повышении количества повторений в сериях при увеличении длины дистанции - как анаэробноаэробная [1].

В соответствии с проведенным анализом соотношение нагрузок различной направленности в рассматриваемых случаях представлено на рис. 2.

Если сложить представленные на диаграмме объемы аэробных и аэробно-анаэробных (базовых) нагрузок у квалифицированных фридайверов и новичков, то соотношение будет примерно одинаковым (60,3 про-

ШШ)

□ Аэр. И Аэр.-анаэр. ^ Анаэр.-аэр. □ Анаэр.

Рис. 2. Структура тренировочных нагрузок у квалифицированных фридайверов и испытуемых ЭГ

тив 61,5%), т.е. разница составит всего 1,2%. Однако у новичков при этом нагрузки менее интенсивные за счет большей доли аэробных нагрузок.

Для апробации вариантов различных моделей тренировки нами был проведен педагогический эксперимент с двумя группами испытуемых.

ЭГ-1 тренировалась три раза в неделю в нырянии в длину. Причем первые две тренировки заключались в повторном нырянии на отрезке, длина которого постепенно увеличивалась от 12,5 до 25 м, а третья тренировка посвящалась нырянию на предельно возможную длину. Кроме того, испытуемые выполняли длительную равномерную плавательную нагрузку в разминке и заминке.

ЭГ-2 выполняла такую же плавательную и ныря-тельную нагрузку, однако дополнительно выполняла комплекс дыхательных упражнений [9] и повторные задержки дыхания, постепенно в каждом занятии увеличивая время задержки от 1 до 2 мин (через 1 мин отдыха). Общий объем задержки дыхания при этом оставался неизменным и равнялся 60 мин.

Под воздействием тренировочных нагрузок физическая работоспособность (по тесту PWC170) возросла у экспериментальной группы на 3,8 - 6,8%, МПК - на

2.7-5,1%. На отдельных этапах под воздействием плавательных нагрузок возрастал и показатель ЖЕЛ (до

22.7-29,7% у ЭГ-1 и ЭГ-2).

Среднее время задержки дыхания в пробе Штанге у новичков после тренировки составило 96,5±31,3 с (минимум и максимум составил соответственно 45,0 и 150,0 с). Среднее расстояние ныряния в длину у этой категории испытуемых достигло 30,8±8,2 м (минимум и максимум соответственно 20,0 и 47,0 м).

Результаты и их обсуждение

Установлено, что объемы выполненных тренировочных нагрузок достоверно оказывают влияние на прирост результатов не только основного критерия - ныряния в длину, но взаимосвязаны с обхватом бедра, что свидетельствует об особенностях техники подводного плавания и необходимости учета данного фактора при обучении и тренировке начинающих ныряльщиков.

В целом выявлена положительная динамика прироста результатов в плавании и нырянии в длину. Наибольшие приросты зафиксированы у ЭГ-2, применявшей весь комплекс средств тренировки, включая упражнения на задержку дыхания (16,6 м, или 74,8%).

Направленность обучения заключается также в освоении рациональной техники плавания и умении расслаблять мышцы.

В нырятельной подготовке предпочтение отдается не максимальным дистанциям с задержкой дыхания, а сериям из коротких отрезков с постепенным повышением их длины. Для формирования устойчивости к задержке дыхания применяется плавание с уреженным дыханием на дистанциях 400-800 м (вдох на каждый 5-7-й гребок) кролем или брассом (дыхание через 1-2 цикла). Дополнительно для вентиляции легких применяются дыхательные упражнения, а также упражнения на задержку дыхания при постепенном увеличении времени задержки и количества повторений. Скорость и скоростная выносливость совершенствуются повторным и интервальным плаванием на коротких отрезках.

Нагрузки усложняются постепенно с учетом индивидуальной переносимости пловцов. Вначале проводится по 2 тренировки в неделю, затем их количество доводится до 3-4-х.

В одной тренировке рекомендуется не сочетать большие объемы интенсивного плавания и ныряния на предельный результат.

В дни, свободные от тренировок, проводятся дополнительные тренировки в задержке дыхания - по 2-4 раза в течение дня. Им должно предшествовать выполнение дыхательных упражнений. Эти упражнения можно применять и в дни тренировок, но в другое время: если тренировка утром, то дыхательные упражнения выполнять вечером, и наоборот.

Разработанная методика предназначена для начального обучения нырянию в длину без акваланга. Рекомендуемая оптимальная продолжительность курса обучения - 3 месяца, минимальная продолжительность -1 месяц.

Литература

1. Волков Н.И. Проблемы и перспективы биоэнергетики спорта // Спортсмен в междисциплинарном исследовании: монография / под ред. М.П. Шестакова. -М.: ТВТ Дивизион, 2009. - С. 132-208.

2. Молчанова Н.В. Сравнительный анализ показателей оксигенации крови фридайверов различной квалифика-

ции // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта: научно-методическое издание. - 2005. - № 2.

3. Молчанова Н.В., Сазонов А. Исследование изменений ритма сердца у фридайверов при плавании с задержкой дыхания // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 1.

ІШ)

4. Спортивное и военно-прикладное плавание: учебник / под ред. проф. О.В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2005. - 584 с.

5. Уилмор ДжХ, Костилл ДЛ. Физиология спорта и двигательной активности: пер. с англ. - Киев: Олимпийская литература, 2001. - 503 с.

6. Физическая культура: учебник / В.В. Миронов, В.А. Собина, А.С. Яцковец. - М.: Военное издательство, 2005. - 462 с.

7. Физическая подготовка иностранных армий: учеб. пособие (по материалам зарубежной печати) / под общ.

1. Volkov N.I. Problems and prospect of bio-energetics of sports // the Sportsman in interdisciplinary research: monography / under ed. M.P. Shestakov. - M.: TBT, 2009. -P. 132-208.

2. Molchanov N.V. Comparative analysis of parameters of an oxygenation of a blood free divers various qualification // Theory and practice of applied and extreme kinds of sports: the Scientific edition-methodical. - 2005. - № 2.

3. Molchanova N.V., Sazonov A. Research of changes of a rhythm of heart at free divers at navigation with a breath holding // Theory and practice of physical training. - 2007. - № 1.

4. Sports and military-applied navigation: textbook / under ed. O.V. Novoseltseva. - SPb.: VIFK, 2005. - 584 p.

ред. В.А. Щеголева. - СПб.: Издательский дом «Инкерн», 2007. - 272 с.

8. Физиология физической подготовки и военного труда: учебник для курсантов и слушателей ин-та / под общ. ред. В.И. Баландина, В.Н. Голубева. - Л.: ВДКИФК, 1991. - 271 с.

9. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / под ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 360 с.

5. Willmore J, CostillD.L. Physiology of sports and a motor performance. - Kiev: Olympic literature. 2001. - 503 p.

6. Physical training: textbook / V.V. Mironov, V.A. So-bina, A.S. Jatskovets. - M.: Military publishing house, 2005. - 462 p.

7. Physical preparation of foreign armies: studies (on materials of a foreign press) / under ed. V.A. Schegolev. -SPb.: Inkern, 2007. - 272 p.

8. Physiology of physical preparation and military work: the textbook for cadets and listeners / under ed. V.I. Balandin, V.N. Golubev. - L.: VDKIFK, 1991. - 271 p.

9. The encyclopedia of physical preparation: methodical bases of development of physical qualities / under ed. A.V. Karasev. - M.: Leptos, 1994. - 360 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.