Научная статья на тему 'Исследование механизма государственно-частного партнерства в структуре научно-промышленно- образовательного комплекса'

Исследование механизма государственно-частного партнерства в структуре научно-промышленно- образовательного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС ПРОЕКТЫ / ПРОМЫШЛЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов Владимир Викторович, Бабкин Иван Александрович

В статье рассмотрены особенности реализации проектов государственно-частного партнерства, возможности использования механизма государственно-частного партнерства в рамках научно-промышленно-образовательного комплекса. Статья подготовлена в рамках научного проекта № 15-02-00629/17-ОГОН «Инструментарий управления научно-промышленно-образовательным комплексом на основе механизмов ГЧП и формирования программ внедрения передовых промышленных технологий»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глухов Владимир Викторович, Бабкин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC-INDUSTRIAL-EDUCATIONAL COMPLEX

The article considers the features of implementation of public-private partnership, the possibility of using the mechanism of public-private partnership within the framework of scientific-industrial-educational complex. The research was supported by RHSF (project No. № 15-02-00629/17-ОГОН)

Текст научной работы на тему «Исследование механизма государственно-частного партнерства в структуре научно-промышленно- образовательного комплекса»

УДК 351.712.4

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТРУКТУРЕ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Глухов Владимир Викторович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, руководитель административного аппарата ректора, д.э.н., профессор, e-mail: vicerector.me@spbstu.ru

Бабкин Иван Александрович

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, доцент высшей школы промышленного менеджмента и экономики, к.э.н., доцент, e-mail: ivan.babkin@spbstu.ru

В статье рассмотрены особенности реализации проектов государственно-частного партнерства, возможности использования механизма государственно-частного партнерства в рамках на-учно-промышленно-образовательного комплекса

Ключевые слова: государство; бизнес проекты; промышленно-образовательный комплекс; промышленность; промышленные предприятия

Статья подготовлена в рамках научного проекта № 15-02-00629/17-ОГОН «Инструментарий управления научно-промышленно-об-разовательным комплексом на основе механизмов ГЧП и формирования программ внедрения передовых промышленных технологий»

Исследование механизма государственно-частного .

INVESTIGATION OF THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC-INDUSTRIAL-EDUCATIONAL COMPLEX

Glukhov Vladimir V.

Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University, Head of the administrative apparatus of the Rector, Doctor of Economics, Professor, e-mail: vicerector.me@spbstu.ru

Babkin Ivan A.

Peter the Great St.-Petersburg Polytechnic University, Associate Professor of Higher School of Industrial Management and Economics, PhD, e-mail: ivan.babkin@spbstu.ru

The article considers the features of implementation of public-private partnership, the possibility of using the mechanism of public-private partnership within the framework of scientific-industrial-educational complex

Keywords: state; business projects; industrial-educational complex; industry; industrial enterprises

The research was supported by RHSF (project No. № 15-02-00629/17- OfOH)

> к

H

а

Л сг

н

Ы

hi

П

Ъ

о

е

M

п о

03

е

М

M

н

н о

э

Э

н

н

о

М s к s

Для цитирования: Бабкин И.А., Глухов В.В. Исследование механизма государственно-частного партнерства в структуре научно-промышленно-образовательного комплекса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (64). С. 35-38.

В настоящее время вопросы взаимодействия государства и частных бизнес-структур на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) приобретают все большую актуальность в экономике.

Такое взаимодействие основано на балансе интересов государства как представителя общественных интересов и частного сектора. При этом государство должно трактоваться в широком смысле, как обобщающий субъект общественной власти, включающий в себя все уровни управления -федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес обладают собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых формируется кооперация и создается эффект синергии [1].

В этих условиях государственно-частное партнерство становится основополагающим инструментом развития региональной и муниципальной инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг населению.

Несмотря на наличие опыта реализованных проектов государственно-частного партнерства в нашей стране, наблюдается недостаточность теоретической базы, комплексных исследований и необходимого научно-методического обеспечения для изучения этого перспективного механизма. Тем не менее, можно констатировать, что идет поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: в законодательном регулировании, институциональной среде и при непосредственной подготовке и реализации проектов.

Переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономическую ситуацию предприятий научно-промышленно-об-разовательного комплекса за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития, что позволит создать новые рабочие места, привлечь инвестиции в инновационные проекты, повысить эффективность капитальных вложений в промышленность.

гчп

__

Бизнес

Цели:

- стабильное получение и увеличение прибыли;

- повышение репутации на рынке.

Вклад в проект ГЧП:

- инвестиции;

-профессиональный опыт;

- эффективное управление:

- гибкость и оперативность а принятии решений;

- способность к новаторству^

- инновационные технологии.

I

Государство

Цели:

- рост объемов и улучшение качества предоставляемых обществу услуг;

- рациональное управление государственной собственностью.

Вклад в проект ГЧП:

- формирование необходимой институциональной среды;

- создание соответствующей законодательной базы и инфраструктуры функционировании партнерства:

- государственные гарантии:

- государственные инвестиции.

Рис. 1. Цели и значимость государства и бизнеса при реализации проектов ГЧП

Современное состояние экономики Российской Федерации, в условиях нынешней мировой ситуации, является сложным, что требует поиска возможности улучшения и оптимизации реального положения народного хозяйства страны. В этой связи вопрос развития научно-промышленно-образова-тельного комплекса является актуальным.

Учитывая развитие цифровой экономики, требующей модернизации и развития всех отраслей народного хозяйства, роль научно-промышленно-об-разовательного комплекса становится решающей.

Деятельность научно-образовательно-промышленных комплексов (НПОК) направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Это предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных проектных компаний в формате государственно-частного партнерства [2].

Для государства ГЧП выступает средством, помогающим сделать научно-исследовательскую и инновационную политику более восприимчивой к меняющемуся характеру инноваций, а также

к социальным и глобальным вызовам. Для бизнеса ГЧП позволит развить новые рынки и создать ценность посредством сотрудничества и совместного производства [3].

Государственно-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях привлечения в экономику частных инвестиций и обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления возможностей реализации общественно значимых проектов [4].

Поскольку при государственно-частном партнерстве речь идет о взаимовыгодном партнерстве, то ключевым моментом взаимодействия является согласование целей и интересов каждой из сторон. Общие цели и значимость государства и бизнеса в ГЧП представлены в виде авторской схемы на рис. 1.

В свою очередь система установленных в законодательстве форм, видов и методов регулирования отношений между публичным и частным

Исследование механизма государственно-частного

■ земельный участок

■ объекты недвижимости

■ возмещение расходов

Соглашение о ГЧП

О

Соэд а ни е/ре конструкция объекта, использование или обслуживание объекта в течение срока СГЧП

О

Частный партнер

Продукция

О

Имущественный комплекс

Право

собственности на объект *

Право

собственности на

объект * г

Публичный

---к партнер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

А

Продукция

Потребители

* - о период действия соглашения право собственности на объект может оставаться у частного партнера, однако оно должно быть передано публичному партнеру по завершении действия соглашения, если затраты частного партнера на создание объекта были меньше 50 %

Потребители

Рис. 2. Механизм реализации соглашения партнерами формирует механизм государственно-частного партнерства.

Элементов, из которых может состоять механизм государственно-частного партнерства, множество.

Авторы выделяют следующие обязательные признаки проекта ГЧП [3]:

- проект направлен на создание (реконструкцию) объекта общественной инфраструктуры (например, транспортная сфера, социальная сфера, коммунальная сфера, энергетика);

- частный партнер не только проектирует и (или) создает объект, но и в обязательном порядке осуществляет его эксплуатацию и (или) техническое обслуживание;

- частный партнер полностью или частично финансирует создание объекта общественной инфраструктуры;

- возврат инвестиций частного партнера осуществляется за счет оказания услуг с использованием объекта и (или) технического обслуживания объекта, которое оплачивается потребителями (населением) и (или) за счет платежей из бюджета;

- проект должен носить долгосрочный характер.

Рассматривая возможные формы реализации государственно-частного партнерства можно выделить, в качестве основных, следующие:

Классические формы государственно-частного партнерства (согласно нормативному определению):

- концессионное соглашение;

- соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

- Договорные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства:

о государственно-частном партнерстве

- контракт жизненного цикла;

- офсетные контракты;

- договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора;

- долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя в интересах юридического лица с государственным участием;

- специальные инвестиционные контракты (СПИК).

- Корпоративные формы привлечения внебюджетных средств в развитие общественной инфраструктуры, имеющие отдельные признаки государственно-частного партнерства:

- создание специальной проектной компании (СПК) с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры.

Необходимость использования механизма государственно-частного партнерства для развития научно-образовательных учреждений и промышленных предприятий обозначена в ряде государственных программ, в том числе в государственных программах Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» и «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

Преимущества государственно-частного партнерства обеспечиваются не столько возможностью привлечения внебюджетных финансовых ресурсов, сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников проекта и совокупным сокращением рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и более действенную,

чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, а бизнес - определённый набор гарантий и преференций [5].

Исходя из особенностей промышленно-иннова-ционной сферы, авторы считают, что для развития научно-промышленно-образовательного комплекса могут применяться следующие формы государственно-частного партнёрства:

- соглашение о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в случае, если целью проекта является создание имущественного комплекса для производства промышленной продукции;

- концессионное соглашение в случае, если целью проекта является создание объектов науки и образования;

- договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора;

- контракт жизненного цикла.

- Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» механизм реализации соглашения о государственно-частном партнерстве (СГЧП) с целью создания имущественного комплекса для производства промышленной продукции, выглядит следующим образом (рис. 2).

Авторы полагают перспективными направлениями организационно-производственной деятельности - необходимость обоснования функций государства и бизнеса в деятельности на-учно-промышленно-образовательного комплексов,

а также разработку модели определения оптимальных пропорций при вложении ассигнований государства и бизнеса в развитие науч-но-промышленно-образовательного комплекса. Авторами рассмотрены основные положения и особенности реализации проектов государственно-частного партнерства, а также возможности использования механизма государственно-частного партнерства для развития научно-промышлен-но-образовательного комплекса.

Библиографический список:

1. Бабкин И.А. Особенности государственно-частного партнерства в промышленности // Вестник Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 22, № 10. С. 89-97.

2. Кузьмина С.Н., Васильев Ю.С. Реализация инновационного подхода в системе подготовки кадров в научно-промышленных образовательных комплексах // Научно-технические ведомости СПбПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 6. С. 142-152.

3. Бабкин И.А. Концептуальный подход для формирования проектов ГЧП в промышленности // Научно-технические ведомости СПбПУ Экономические науки. 2017. Т. 10. С. 82-90.

4. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2012. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.