Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент развития имущественного комплекса интегрированной кластерной структуры'

Государственно-частное партнерство как инструмент развития имущественного комплекса интегрированной кластерной структуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / СОГЛАШЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ / CLUSTER / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PROPERTY COMPLEX / DEVELOPMENT / CONCESSION AGREEMENTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AGREEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов Владимир Викторович, Бабкин Иван Александрович

В настоящее время вопросы взаимодействия государства, бизнеса в инновационной сфере на основе государственно-частного партнерства являются одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, что отражает актуальность темы статьи. Целью исследования является рассмотрение возможностей создания кластерной структуры на основе механизмов ГЧП. Рассмотрен пример создания кластера, ядро которого составляет университет. Проанализированы особенности концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, применительно к развитию имущественного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глухов Владимир Викторович, Бабкин Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROPERTY COMPLEX OF THE INTEGRATED CLUSTER STRUCTURE

Currently, the issues of interaction between the state and business in the innovation sphere on the basis of public-private partnership are one of the important conditions for the formation of an effective economic policy, which reflects the relevance of the topic of the article. The aim of the study is to consider the possibilities of creating a cluster structure based on PPP mechanisms. An example of creating a cluster, the core of which is a University, is considered. The features of concession agreements and agreements on public-private partnership in relation to the development of the property complex are analyzed.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития имущественного комплекса интегрированной кластерной структуры»

УДК 338.45

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ИНТЕГРИРОВАННОЙ

КЛАСТЕРНОЙ СТРУКТУРЫ

В.В.Глухов1, И.А.Бабкин2

1 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого

(СПбПУ), 195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29

В настоящее время вопросы взаимодействия государства, бизнеса в инновационной сфере на основе государственно-частного партнерства являются одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, что отражает актуальность темы статьи. Целью исследования является рассмотрение возможностей создания кластерной структуры на основе механизмов ГЧП. Рассмотрен пример создания кластера, ядро которого составляет университет. Проанализированы особенности концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве, применительно к развитию имущественного комплекса.

Ключевые слова: кластер; государственно-частное партнерство; имущественный комплекс; развитие; концессионные соглашения; соглашение о государственно-частном партнерстве.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROPERTY COMPLEX OF THE INTEGRATED CLUSTER STRUCTURE

V.V. Glukhov, I.A. Babkin

Saint-Petersburg State Polytechnical University of Peter the great (SPbPU), 195251, St. Petersburg, UL. Polytechnicheskaya, 29 d.

Currently, the issues of interaction between the state and business in the innovation sphere on the basis of public-private partnership are one of the important conditions for the formation of an effective economic policy, which reflects the relevance of the topic of the article. The aim of the study is to consider the possibilities of creating a cluster structure based on PPP mechanisms. An example of creating a cluster, the core of which is a University, is considered. The features of concession agreements and agreements on public-private partnership in relation to the development of the property complex are analyzed.

Keyword: cluster; public-private partnership; property complex; development; concession agreements; public-private partnership agreement.

Исследование интеграционных процессов как инструмента инновационного развития России

Несмотря на наличие положительной тенденции инновационного развития в Российской Федерации требуются дополнительные рычаги воздействия, способствующие более быстрому и эффективному росту. В условиях современной экономики таким инструментом становится интеграция хозяйствующих субъектов.

Интеграция хозяйствующих субъектов является исторически обусловленной. Она яви-

лась обратным процессом процесса общественного разделения труда, который представлял собой переход от общего к частному. Интеграция, напротив, означала переход от частного к общему, но вместе с тем символизировала единство целого и его частей. Так, ряд ученых рассматриваютинтеграцию хозяйствующих И субъектов как свойство социально-экономической системы находиться в состоянии целостности, т.е. упорядоченного Н функционирования частей целого.

1Глухов Владимир Викторович, доктор экономических наук, профессор, руководитель Административного аппарата ректора СПбПУ Петра Великого, e-mail: vicerector.me@spbstu.ru, тел.: +7 (812) 552-75-13;

2Бабкин Иван Александрович,кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей инженерно-экономической школы СПбПУ Петра Великого, e-mail: Ivan.Babkin@spbstu.ru, тел.+7 (812) 591-66-58

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках выполнения исследований по проекту № 18-010-01119

Целостность и структурность, в данном I случае, представляет Исобой Иопределенную синтезирующую закономерность, которая И отражает качественный результат проявления всех функциональных и уровневых форм I организации производства.

При этом формируется система, Н которая обладает такими признаками как установление общего темпа развития составляющих ее частей и увеличение скорости развития и эффективности функционирования.

С точки зрения экономического Я подхода интеграцию понимают в широком и узком смысле. В широком смысле слова I экономическая интеграция - это особая форма интернационализации хозяйственной жизни, I которая возникла после второй мировой войны и по своему содержанию представляет Н объективный процесс переплетения национальных хозяйств. В таком случае I субъектами интеграции выступают суверенные государства. Так, по мнению Никольской Е.Г. экономическая интеграция - это присущий I современному обществу объективный процесс постепенного сращивания хозяйственных Н механизмов двух или нескольких государств, находящихся, как правило, в одном регионе примерно на одном 1уровне экономического I развития, имеющих совместимые социально-экономические и политические системы и приоритеты и проводящих политику интеграции [1].

В узком смысле слова экономическая интеграция - это объективный процесс сближения, функционального переплетения и структурного сращивания в системную Н целостность прежде обособленных хозяйствующих субъектов. В рамках Н1 экономической интеграции происходит Н1 объединение участников рынка, углубление их взаимодействия, развитие производственно-технологических связей, совместное ^Н использование ресурсов, снятие взаимных I барьеров и пр. В Современном экономическом словаре интеграция трактуется как процесс I добровольного воссоединения отдельных Н хозяйствующих субъектов, ведущий к такому состоянию, когда на основе межхозяйственных организационно-технологических, финансовых и других связей образует совокупную систему воспроизводственных процессов, которая своей деятельностью обеспечивает выполнение Н поставленной ею целью [2].

Исходя из представленных определений сущности интеграции следует отметить ее главные черты: объединение субъектов рынка, углубление их взаимодействия, развитие связей

между ними, единство конечного полезного I результата как общей цели функционирования интеграционных формирований.

Сущность, особенности и классификация интегрированных ^^^Н

экономических структур

Один из первых терминов, характеризующих интеграцию хозяйствующих субъектов, - интегрированная бизнес-группа -был введен Я. Паппэ, С.Б. Авдашевой и В. Е. Дементьевым в работе [3]. Согласно предложенному ^[авторами определению Н1 интегрированная бизнес-группа - некоторая I совокупность экономических агентов (иначе -совокупность юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную ^^^Н

деятельность), которая обладает следующими характеристиками: хотя бы часть предприятий, входящих в бизнес-группу, является коммерческими организациями; между Н1 предприятиями существуют взаимоотношения, более тесные, чем просто рыночные; Н существует центр принятия ключевых решений.

Наряду с понятием ИБГ российскими I учеными употребляется термин

интегрированная экономическая система (ИЭС) - объединение хозяйствующих субъектов, I являющееся сложной высокоорганизованной I системой и осуществляющее совместную хозяйственную деятельность на основе Н объединения своих ресурсов и возможностей I для достижения поставленных целей [4]. Понятия ИБГ и ИЭС являются схожими по смыслу, их сущность заключается в том, что они I представляют объединение хозяйствующих I субъектов в общем виде, не уточняя Н особенностей взаимосвязи, формы существования и состав хозяйствующих субъектов. ИБГ и ИЭС представляют собой наиболее крупные формы частно-корпоративной интеграции.

Интегрированные ЦЦструктуры Цявляются Йодной ||1из форм Цвзаимодействия Имежду I ■предприятиями, образовательнымиЦЦучреждени-ями|1(университетами),1научно-исследователь-скими организациями и финансовыми Н структурами, направленной на объединение исследовательских компетенций, образовательных технологий, интеллектуального Н капитала, высокотехнологичного производства, финансового капитала, с целью обеспечения благоприятных условий функционирования I предприятий и создания необходимого Н инвестиционного потенциала для их инновационного развития (рис. 1).

Проведенный анализ показал, что ИС является сложной хозяйственной системой, I включающей совокупность хозяйствующих I

субъектов и осуществляющей совместную I экономическую деятельность по разработке, производству и сбыту товаров (работ, услуг).

Источник: разработано автором

Рисунок 1 - Природа интегрированных структур

Одним из видов интегрированных структур I являются кластерные структуры.Кластеры I могут быть сформированы на основе трех основных подходов /5-10/:

1. На основе объединения вокруг Н головного «якорного» хозяйствующего Н1 субъекта (университет, научная организация, промышленное предприятие, финансовое учреждение и т д)

2. На основе создания управляющей компании

3. На основе самостоятельных договорных отношений

Рассмотрим интегрированную ^^Я кластерную структуру, у которой в качестве I головного субъекта (ядра кластера) выступает высшее учебное заведение - университет. Выбор такого подхода формирования интегрированной структуры обусловлен тем, что университет обладает исследовательскими компетенциями, образовательными технологиями и интеллектуальным капиталом, необходимым для инновационного развития.

В данном случае научный и практический I интерес представляет имущественный

комплекс интегрированной структуры и имущественный комплекс универистета. Для развития имущественного комплекса ВУЗа в современных условиях используется государственно-частное партнерство (ГЧП), которое основано на балансе интересов государства как представителя общественных интересов и частного сектора. При этом государство должно трактоваться в широком смысле, как I обобщающий субъект общественной власти, I включающий в себя все уровни управления -федеральный (национальный), региональный и муниципальный. Основа концепции ГЧП состоит в том, что государство и бизнес I обладают собственными специализациями и преимуществами, при объединении которых I формируется кооперация и создается эффект I синергии [11}.

В этих условиях государственно-частное партнерство становится ^^Н основополагающим инструментом развития I инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества оказываемых услуг Н населению. Несмотря на наличие опыта I реализованных проектов государственно-

частного партнерства в нашей стране, В| наблюдается недостаточность теоретической I базы, комплексных исследований и необходимого научно-методического обеспечения для I изучения этого перспективного механизма. Тем не менее, можно констатировать, что идет I поступательное развитие сферы ГЧП по ключевым направлениям: в законодательном регулировании, институциональной среде и при непосредственной подготовке и реализации I проектов.

Применительно к высшему

образованию, переход к модели государственно-частного партнерства позволит улучшить имущественный комплекс ВУЗов.

В качестве примера использования I механизмов государственно-частного

партнерства в сфере высшего образования рассмотрим вопрос строительства учебно-лабораторных корпусов (далее - Проект).

Одним из вариантов реализации Н Проекта в условиях ограниченности бюджетных средств является его реализация на основе государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).

Формы ГЧП:

- Концессионное соглашение;

- Соглашение о ГЧП. Рассмотрим подробнее приведенные формы:

Концессионное соглашение

Порядок заключения и исполнения концессионных соглашений регулируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) /12/. Дан-ныймеханизм является наиболее ^^Н распространенной формой ГЧП в Российской Федерации. В рамках концессионного Н соглашения концессионер обязуется создать I или реконструировать определенный объект, I право собственности на который остается за концедентом. Концедент, в свою очередь, I передает концессионеру право владения и пользования объектом на продолжительный I срок для осуществления его эксплуатации.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 Закона о концессионных ^Н соглашенияхобъектами концессионного ^Н соглашения могут быть, в том числе, объекты образования.

Основные характеристики концессионного I механизма

1. Публичная сторона - концедент

Поскольку учредителем федеральных I ВУЗов и собственником его имущества I является Российская Федерация, следовательно

концедентом в рамках реализации концессионного соглашения является Российская Н Федерация в лице Министерства науки и высшего образования РФ.

Закон о концессионных соглашениях I допускает заключение концессионного соглашения только между двумя сторонами -концедентом и концессионером.

Вместе с тем, отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться I уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными ^Н нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов В Российской Федерации, нормативными Н1 правовыми актами органов местного самоуправления органами и юридическими I лицами, и концедент должен известить I концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. Таким образом, концедент вправе передать I часть своих полномочий, например, по контролю за исполнением концессионером обязанностей по созданию и эксплуатации I объекта концессионного соглашения, ВУЗу.

2. Частная сторона - концессионер

В качестве концессионера могут выступать:

- индивидуальный предприниматель;

- российское или иностранное ^Н юридическое лицо;

- действующие без образования ^Н юридического лица по договору простого товарищества два и более юридических лица.

3. Объект концессионного соглашения Объектом концессионного соглашения I

может являться недвижимое имущество или I недвижимое имущество и движимое Н1 имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной

концессионным соглашением. Законом о концессионных соглашениях установлен закрытый перечень объектов соглашения, при этом заключение концессионных соглашений возможно в отношении, в том числе, в отношении объектов образования.

Кроме того, после внесенных Н1 изменений в Закон о концессионных Н соглашениях в 2018 году, дополнительно I отмечаем, Ичто объектами концессионного соглашения могут быть программы для I электронных вычислительных машин, базы I данных, информационные системы (в том I числе государственные информационные Н системы) и (или) сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или I других информационно-

телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для электронных вычислительных машин и (или) базы данных, либо совокупность указанных I объектов, либо объекты информационных I технологий и имущество, технологически I связанное с одним или несколькими такими I объектами и предназначенное для обеспечения их функционирования или осуществления иной деятельности, предусмотренной

концессионным соглашением.

В соответствии с указанными Н1 изменениями, объектами также могут быть I совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым ^Н назначением с движимым имуществом, Н технологически связанным с объектами Н информационных технологий, и предназначенных для автоматизации с использованием I программ для электронных вычислительных машин и баз данных процессов формирования, хранения, обработки, приема, передачи, Н доставки информации, обеспечения доступа к ней, ее представления и распространения (центры (обработки данных).

4. Имущество, создаваемое в рамках I концессионного соглашения

Движимое и недвижимое имущество, I вовлекаемое в концессионный проект условно можно поделить на три категории:

- объект концессионного соглашения;

- иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество;

- имущество, создаваемое и (или) приобретаемое концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не входящее в состав объекта концессионного соглашения I или иного передаваемого концедентом Н концессионеру имущества.

В рамках концессионного соглашения I концессионер создает и (или) реконструирует определенное имущество, а также ^Я осуществляет деятельность по использованию (эксплуатации) такого имущества, что обеспечивает возвратность инвестиций Н1 концессионера.

Условие об использовании (эксплуатации) объекта соглашения является ^Н обязательным для концессионного соглашения, при этом содержание понятия «использование (эксплуатация)» Законом о концессионных соглашениях прямо не урегулировано, в связи с чем на практике встречаютсяконцессионные I

соглашения, предусматривающие техническое обслуживание объекта соглашения в качестве использования (эксплуатации) объекта. В то же время, анализ целей Закона о концессионных I соглашениях позволяет сделать вывод о том, что под использованием (эксплуатацией) объекта соглашения понимается непосредственное оказание услуг, производство товаров,Н выполнение работ в адрес конечных потребителей с использованием объекта Н концессионного соглашения.

Таким образом, при реализации Н Проекта на основе концессионного соглашения потребуется передать концессионеру обязанность по осуществлению целевой И эксплуатации объекта концессионного соглашения (рис.2).

5. Объем обязательств сторон

6. Право собственности на объект Н соглашения

Концессионеру передается право ^ пользования и владения объектом концессион-ногосоглашения на срок действия соглашения, право собственности остается у концедента.

7. Срок действия концессионного соглашения

Срок действия концессионного соглашения I

устанавливается с учетом следующих I

параметров:

- срока создания и (или) реконструкции I объекта соглашения;

- объема инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта соглашения;

- срока окупаемости инвестиций;

- срока получения концессионером Н объема валовой выручки, определенных концессионным соглашением;

- срока исполнения других обязательств I концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению.

Минимальный и максимальный сроки I действия концессионного соглашения Законом о концессионных соглашениях не предусмотрены.

Преимущества концессионного механизма:

1. Закон о концессионных соглашениях I предусматривает возможность заключения концессионного соглашения на торгах или без проведения торгов в рамках частной Н концессионной инициативы или на основании решения Правительства Российской ^Н Федерации.

Рисунок 2 - Категории имущества, предусмотренные 115-ФЗ

2. Закон о концессионных соглашениях I предусматривает возможность заключения Н договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Реализация Проекта может финансироваться за счет средств ^Н концессионера, а также с частичным Н привлечением бюджетного софинансирования, в зависимости от выбранной финансовой I модели Проекта.

4. В концессионном соглашении может I быть установлена концессионная плата, в частности, в виде распределения части доходов от эксплуатации объекта в пользу концедента.

5. В концессионном соглашении стороны I могут урегулировать вопросы, касающиеся I условий доступа к объекту (в частности, I предоставить необходимый доступ к объекту концеденту, указанным им лицам, отдельным I категориям граждан и пр.).

6. Закон о концессионных соглашениях I предусматривает возможность проведения I переговоров в форме совместных совещаний с победителем конкурса в целях обсуждения I условий концессионного соглашения и их возможного изменения по результатам переговоров.

Недостатки концессионного механизма

1. Компенсация при расторжении: в случае если к финансированию Проекта будут I привлечены банки, они будут настаивать на

включение в концессионное соглашение обязательств концедента по гарантированной I компенсации непогашенной задолженности по кредитному договору, в случае если возникнет «дефолт» по концессионному соглашению, повлекший его досрочное расторжение.

2. Временные затраты на организацию I конкурса: как правило, концессионное соглашение заключается Нна конкурсе, Н подготовка которого требует временных затрат. Конкурс проводится также в случае, I если с частной инициативой о заключении I концессионного соглашения обратится инвестор, но в дальнейшем со стороны других лиц также поступят предложения об участии в проекте.

3. Финансовые затраты на организацию I конкурса: в том случае, если концессионное I соглашение будет заключаться на конкурсе, то у концедента возникают финансовые затраты I на его проведение. Однако следует иметь в виду, что согласно пункту 17 части 2 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях, Н условиями концессионного соглашения может быть предусмотрено обязательство концессионера по возмещению расходов Я концедента на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации.

4. Необходимость осуществления концессионером как технического обслуживания объекта соглашения, так и его I технической эксплуатации.

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Порядок подготовки, заключения и исполнения соглашений о ГЧП регулируется федеральным законом от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, ^^Н муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации...» ( далее - Законо ГЧП).

ГЧП представляет собой юридически I оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, ^Н распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП/13/.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 7 Закона о ГЧП объектами соглашения о ГЧП могут выступать объекты образования.

Соглашение о ГЧП имеет следующие, отличные от концессионного соглашения, I характерные признаки:

- возникновение права частной ^Н собственности на объект соглашения (подпункт 4 части 2 статьи 6 Закона о ГЧП);

- возможность осуществлять ^^^И исключительно техническое обслуживание I объекта соглашения о ГЧП (без его Н непосредственной эксплуатации путем оказания услуг конечным потребителям с использованием объекта соглашения) (подпункт 3 части 2 статьи 6 Закона о ГЧП);

- оценка эффективности Проекта и определение его сравнительного преимущества (преимущество в использовании средств И бюджетов бюджетной системы Российской I Федерации, необходимых для реализации I Проекта, перед использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской I Федерации, необходимых для реализации государственного контракта, при условии идентичных цены, объема и иных Н1 характеристик товара/работы/услуги) как один из ключевых этапов для принятия решения о заключении соглашения о ГЧП (статья 9 Закона о ГЧП). Значения критериев эффективности I Проекта и значения показателей его Н сравнительного преимущества являются Н обязательными условиями соглашения о ГЧП (подпункт 2 части 2 статьи 12 Закона о ГЧП). Основные характеристики механизма ГЧП/11/

1. Публичный партнер

Поскольку учредителем федеральных I ВУЗов и собственником его имущества является Российская Федерация, следовательно публичным партнеромв рамках реализации концессионного соглашения является Российская Федерацияв лице Министерства науки и

высшего образования РФ.

Закон о ГЧП допускает заключение I концессионного соглашения только между двумя сторонами - публичным партнером и частным партнером.

Вместе с тем, отдельные права и обязанности публичного партнера, перечень I которых устанавливается Правительством Н Российской Федерации, могут осуществляться органами и (или) указанными юридическими лицами (включая государственным учреждениям), уполномоченными публичным партнером в соответствии с федеральными I законами, иными нормативными правовыми I актами Российской Федерации. К таким I обязанностям, среди прочего, относится обязанность по осуществлению эксплуатации I или технического обслуживания объекта I соглашения (в случае если осуществление I публичным партнером соответствующих Н обязательств предусмотрено решением о реализации проекта, соглашением).

2. Частный партнер В качестве частного партнера могут выступать только российские юридические лица.

3. Объект соглашения о ГЧП

Законом о ГЧП установлен закрытый I перечень объектов соглашения, включающий в том числе объекты образования.

Объектом соглашения о ГЧП |не может I являться имущество, в отношении которого установленыпринадлежность исключительно к государственной, муниципальной ^^^Н

собственности или запрет на отчуждение в частную собственность либо на нахождение в частной [собственности.

4. Объем обязательств сторон по соглашению

По общему правилу в рамках Н соглашения о ГЧП частный партнер Н осуществляет строительство и (или) реконструкцию объекта соглашения, полное или I частичное финансирование создания объекта I соглашения, а также техническое обслуживание и (или) эксплуатацию объекта I соглашения, что обеспечивает возвратность инвестиций частного партнера.

Таким образом, в отличие от концессионного механизма, в рамках соглашения о ГЧП возможно оставление за частным партнером, I после строительства Объекта, только технического обслуживания, при этом, эксплуатацию будет осуществлять публичный партнер или уполномоченные им лица.

Таким образом, при структурировании I Проекта по схеме соглашения о ГЧП возможно сохранение за ВУЗомцелевой эксплуатации I объекта соглашения.

Публичный партнер в рамках

соглашения о ГЧП предоставляет частному I партнеру права владения и пользования в отношении объекта соглашения и обеспечивает возникновение права собственности частного I партнера на объект соглашения.

5. Право собственности на объектН соглашения

Закон о ГЧП предусматривает Н возникновение права собственности частного I партнера в отношении объекта соглашения. Вместе с тем после истечения срока соглашения ГЧП, либо иного срока, указанного сторонами в соглашении о ГЧП, право Н собственности может перейти к публичному партнеру. Обязанность по передаче права I собственности от частного партнера публичному партнеру является обязательным элементом соглашения о ГЧП в случае если I объем финансирования создания объекта Н соглашения публичным партнером и рыночная стоимость движимого и (или) недвижимого I имущества, передаваемого публичным партнером частному партнеру по соглашению, либо рыночная стоимость передаваемых прав на такое имущество в совокупности превышают объем финансирования создания I таких объектов частным партнером.

Кроме того, одновременно с регистрацией права собственности частного партнера I на объект соглашения о ГЧП регистрируется I обременение данного права в соответствии с Законом о ГЧП. Отчуждение частным И партнером объекта соглашения, находящегося в собственности этого частного партнера, до истечения срока действия соглашения не допускается за исключением замены частного партнера по соглашению в соответствии с Законом о ГЧП.

6. Срок действия соглашенияо ГЧП Законом о ГЧП установлен ^И

минимальный срок действия соглашения о ГЧП, составляющий три года, максимальный I срок соглашения о ГЧП законодательно не установлен.

В отличие от Закона о концессионных I соглашениях перечень параметров, с учетом I которых устанавливается срок соглашения о ГЧП законодательно не установлен.

Преимущества механизма ГЧП

1. В отличие от Закона о концессионных I соглашениях, Закон о ГЧП содержит закрытый перечень оснований для отказа в заключении соглашения о ГЧП при рассмотрении вопроса о реализации инвестиционного проекта с использованием механизма частной инициативы.

2. Закон о ГЧП предусматривает Н возможность софинансирования создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания со стороны Н

публичного партнера за счет предоставления I субсидий из бюджетов бюджетной системы I Российской Федерации.

3. Использование механизма ГЧП позволяет частному партнеру осуществлять исключительно техническое обслуживание объекта соглашения о ГЧП, без его Н непосредственной эксплуатации, что невозможно при использовании ^^Н концессионного механизма. Осуществление I целевой эксплуатации объекта соглашения в таком случае сохраняется за публичным I партнером или уполномоченными им лицами, что позволяет сохранить ВУЗу контроль над I Проектом.

4. Так же, как и Закон о концессионных I соглашениях, Закон о ГЧП предусматривает I возможность проведения переговоров в форме совместных совещаний с победителем конкурса в целях обсуждения условий соглашения и их возможного изменения по результатам Н переговоров. При этом Закон о ГЧП Н предусматривает четкую регламентацию Н процесса переговоров в случае использования механизма частной инициативы.

5. Закон о ГЧП предусматривает Н возможность заключения договора Иаренды I земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения И торгов.

Недостатки механизма ГЧП

1. В связи с относительной новизной I механизма ГЧП для российского ^Н законодательства в настоящий момент не сформирована устойчивая практика ^Н применения данного механизма.

2. Механизм рассмотрения предложения частного партнера в рамках частной Н инициативы отличается существенным увеличением сроков и количества ^Н административных процедур, необходимых для принятия органом государственной власти решения о реализации проекта.

3. В случае реализации Проекта с использованием механизма частной инициативы при подаче частным партнером предложения о заключении соглашения, он обязан также предоставить независимую гарантию, выданную банком или иной кредитной организацией (банковскую гарантию) в объеме не менее 5 % объема прогнозируемого финансирования проекта.

4. Нахождение объекта соглашения в частной собственности может снизить бюджетную привлекательность проекта по сравнению с государственным контрактом.

Выводы

1. Интегрированная структура является сложной хозяйственной системой,

включающей совокупность хозяйствующих I субъектов и осуществляющей совместную I экономическую деятельность по разработке, производству и сбыту товаров (работ, услуг).

2. Развитие имущественного комплекса I интегрированной структуры и имущественного комплекс ВУЗа возможно на основе механизмов государственно-частного партнерства.

3. Анализ объекта соглашения и указанных форм ГЧП показал, что единственной применимой для развития имущественного комплекса образовательного учреждения высшего образования формой ГЧП является концессия. Поскольку обязательным элементом соглашения о ГЧП является возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения. Для реализации Проекта по концессии требуется привлечение ВУЗа (создаваемые объекты недвижимости должны быть закреплены за ВУЗом).

4. Наряду с учебно-лабораторными корпусами по концессионному соглашению могут создаваться и иные объекты, в том числе право собственности на которые возникает у концессионера.

5. Концессионер обязан осуществлять целевую эксплуатацию объекта соглашения. Для осуществления образовательной деятельности в создаваемых учебно-лабораторных корпусах может быть привлечен ВУЗ. Однако ответственность за осуществление такой деятельности ВУЗа будет нести концессионер.

6. Земельные участки, вовлекаемые в Проект должны находиться в собственности конце-дента и быть свободными от прав третьих лиц.

7. Ключевое значение для достижения инвестиционной привлекательности Проекта будет играть коммерческая составляющая Проекта.

Литература

1. Никольская, Е.Г. Теория и практика обновления основных фондов в строительных комплексах / Е.Г. Никольская // Проблемы современной экономики. -2005. - № 1/2 (13/14).

2. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. -М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с

3. Паппэ, Я. Ш. Олигархи: экономическая хроника

1992-2000. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 232 с.

4. Афоничкин, А. И. Процесс формирования стратегии развития интегрированных корпоративных систем [Электронный ресурс] / А. И. Афоничкин, Л. И. Журова. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/104-6830 (дата обращения: 19.10.2013).

5. Babkin A.V., Zdolnikova S.V., Kozlov A.V., Babkin

I.A Organizational and economic mechanism of management by innovative potential of industrial cluster. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 2. С. 71-83.5. Глухов В.В., Сафонов М.М. Партнерство государства и бизнеса. Модели, организация, оценка. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 160 с.

6. Бабкин А.В., Байков Е.А. Коллаборация промышленных и творческих кластеров в экономике: сущность, формы, особенности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т.

II, № 4. С. 141-164. DOI: 10.18721/JE.11411.

7. Мерзликина Г.С., Кузьмина Е.В. Сбалансированная система показателей оценки эффективности деятельности кластера // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 5. С. 119-128. DOI: 10.18721/JE.11511

8. Бабкин А.В., Уткина С.А. Формирование инновационно-промышленного кластера на основе виртуального предприятия // Экономика и управление. 2012. № 10 (84). С. 58-61.

9. Хасаев Г.Р. Кластеры современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через партнерства к будущему) Часть 1 / Г.Р. Хасаев, Ю.В. Михеев // КОМПАС промышленной реструктуризации. — 2003. -№5(6). С. 34-38.

10. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С., Хлынин М.Ю. Формирование и развитие промышленных кластеров // Технико-технологические проблемы сервиса №1(27) 2014. С. 92-99.

11. Бабкин И.А., Кузьмина С.Н., Бабкин А.В. Развитие механизма государственно-частного партнерства в России: концептуальные особенности и препятствия // Новая экономическая реальность, кластерные инициативы и развитие промышленности (ИНПР0М-2016) Труды международной научно-практической конференции, 2016. С. 28-32.

12. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - 115 ФЗ).

13. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.