Научная статья на тему 'Исследование логического мышления детей старшего дошколного возраста'

Исследование логического мышления детей старшего дошколного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1585
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А.

В статье представлены результаты эмпирического исследования элементов логического мышления. Выявлено, что проведение специальных развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование логического мышления детей старшего дошколного возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.955

Л.Р. Aльгожинa, Г.Б. Капбасова, Г.А. Капашева

КарГУ им. Е.А. Букетова г. Караганда, Казахстан

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования элементов логического мышления. Выявлено, что проведение специальных развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления.

Ключевые слова

Мышление. Дошкольник. Логическое мышление. Развивающие игры.

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Мышление ребёнка раннего возраста протекает в виде отдельных умственных процессов и операций, включённых в игровую или практическую деятельность. В отличие от этого дошкольник постепенно научается мыслить о вещах, которые он непосредственно не воспринимает, с которыми он в данный момент не действует. Ребёнок начинает выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях [1, с. 113].

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку).

В процессе решения подобных задач ребёнок начинает связывать свои суждения друг с другом, приходить к определённым выводам или заключениям. Таким образом, возникают простейшие формы индуктивных и дедуктивных умозаключений. На ранних этапах развития у младших дошкольников, в связи с ограниченностью их опыта и недостаточным умением пользоваться умственными операциями, рассуждения часто оказываются очень наивными, не соответствующими действительности [2, с. 28].

Для активизации творческого мышления, развития творческих способностей, коррекции психических процессов могут быть использованы развивающие игры. В процессе развивающей игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер [3, с. 97]. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения. Применение развивающих игр способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

На первом этапе исследования для оценки образно-логического мышления была применена методика «Нелепицы». По результатам было выявлено, что большинство детей (43%) показали средний уровень образно-логического мышления. Для оценки образно-логического мышления была применена методика «Что здесь лишнее?». По результатам методики было выявлено, что большинство детей (37%) показали высокий уровень процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения. Для оценки образно-логического мышления была применена методика «Изучение уровня овладения логическими операциями». По результатам исследования было выявлено, что большинство детей (60%) показали средний уровень овладения логическими операциями.

Таким образом, по результатам исследования по всем методикам было выявлено 7 детей с низкими показателями развития логического мышления и 23 детей с высокими и средними показателями. Совместно с воспитателем и психологом был разработан курс занятий по развитию логического мышления для

дошкольников с низким уровнем развития логического мышления. После окончания цикла занятий была проведена сравнительная диагностика обеих групп детей. Цель — сравнить уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной группы, в которой проводились развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.

На повторном этапе исследования анализ результатов образно-логического мышления детей показал, что большинство детей обеих групп по методике «Нелепицы» показали (44% и 39%) показали средний уровень образно-логического мышления.

Анализ результатов образно-логического мышления детей показал, что большинство детей I группы по методике «Что здесь лишнее?» показали средний уровень (72%) процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения. Далее большинство детей II группы показали высокий уровень (52%) процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

Анализ результатов элементов логического мышления по методике «Изучение уровня овладения логическими операциями» показал, что большинство детей обеих групп показали (86% и 70%) средний уровень овладения логическими операциями.

Таким образом, по результатам диагностики по всем методикам было доказано, что средний уровень развития логического мышления в группе, которые прошли, разработанный курс занятий по развитию логического мышления превышает уровень развития детей занимавшихся по стандартной программе. Это означает, что проведение специальных развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления старших дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Вилюнас В. К. Развитие мышления и воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 239 с.

2. Кравцова Е. Е. Мышление дошкольника. - Москва, 1977. - 276 с.

3. Блонский П. П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 422 с.

© Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А., 2018

УДК - 159.9

Левченко Н.С.

Студентка магистр

ГБОУ ВО Таврическая академия КФУ им. В.И. Вернадского»

г. Симферополь, Республика Крым E-mail: 4660606@mail.ru

ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

В статье раскрывается понятие троллинга, причины его возникновения. Так же в данной работе сделан анализ возможных причин, способствующих возникновению троллинга.

Ключевые слова

Троллинг, Интернет-пространство, мотивация поведение, девиантное коммуникативное поведение.

Мотивационная сфера является важнейшей особенностью, характеризующей личность. Многие авторы считают, что мотивация служит ведущим механизмом для выбора определённых форм поведения. С. Л. Рубинштейн определяет поведение как особую форму деятельности. По его мнению, деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.