Научная статья на тему 'Исследование ландшафта: пространство и место'

Исследование ландшафта: пространство и место Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
527
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАНДШАФТ / ПРОСТРАНСТВО / МЕСТО / ТОПОНИМЫ / СЕМАНТИКА / САКРАЛИЗАЦИЯ / LANDSCAPE / SPACE / PLACE / TOPONYMS / SEMANTICS / SACRALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заморщикова Людмила Софроновна, Самсонова Марианна Валентиновна

Статья выполнена в рамках проекта РНФ «Онтология ландшафта: семантика, семиотика, и географическое моделирование» и исследует ландшафт как междисциплинарный дискурс, включающий в себя понятия и смыслы как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. Пространство и место анализируются в контексте культурного ландшафта, освоенной территории и сакрализации. Материал проведенных экспедиций отражает представление места и пространства у местного населения, способы ориентирования в пространстве, основанные на исторической памяти места.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is based on research within the RSF project "Landscape ontology: semantics, semiotics, and geographical modeling" and investigates a landscape as the cross-disciplinary discourse including concepts and meanings of both natural-science, and humanitarian character. The space and the place are analyzed in the context of a cultural landscape, the developed territory and a sacralization. Material of the conducted expeditions reflects representation of the place and space at local population, the ways of orientation in space are based on historical memory of the place.

Текст научной работы на тему «Исследование ландшафта: пространство и место»

УДК 81'373.21

Людмила Заморщикова1, Марианна Самсонова2

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАНДШАФТА: ПРОСТРАНСТВО И МЕСТО

LANDSCAPE RESEARCH: SPACE AND PLACE

Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта РНФ №15-18-20047 «Онтология ландшафта: семантика, семиотика, и географическое моделирование».

Статья выполнена в рамках проекта РНФ «Онтология ландшафта: семантика, семиотика, и географическое моделирование» и исследует ландшафт как междисциплинарный дискурс, включающий в себя понятия и смыслы как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. Пространство и место анализируются в контексте культурного ландшафта, освоенной территории и сакрализации. Материал проведенных экспедиций отражает представление места и пространства у местного населения, способы ориентирования в пространстве, основанные на исторической памяти места.

Ключевые слова: ландшафт, пространство, место, топонимы, семантика, сакрализация.

Article is based on research within the RSF project "Landscape ontology: semantics, semiotics, and geographical modeling" and investigates a landscape as the cross-disciplinary discourse including concepts and meanings of both natural-science,

1 Людмила Софроновна Заморщикова, кандидат филологических наук, доцент кафедры французской филологии Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: ls.zamorshi-kova@s-vfu.ru

2 Марианна Валентиновна Самсонова, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой французской филологии Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. E-mail: mv.samson-ova@s-vfu.ru

and humanitarian character. The space and the place are analyzed in the context of a cultural landscape, the developed territory and a sacralization. Material of the conducted expeditions reflects representation of the place and space at local population, the ways of orientation in space are based on historical memory of the place.

Key words: landscape, space, place, toponyms, semantics, sacralization

В рамках реализации проекта РНФ «Онтология ландшафта: семантика, семиотика, и географическое моделирование» (проект № 15-18-20047) ландшафт исследуется как междисциплинарный дискурс, включающий в себя понятия и смыслы как естественнонаучного, так и гуманитарного характера. Одними из базовых понятий в проблемном поле данного междисциплинарного дискурса являются понятия пространства и места, в связи с этим в проекте уделяется большое внимание изучению топонимов. «Топонимика - это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записывается в географической номенклатуре. Первой страницей истории должна быть географическая ландкарта, должна не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников», - писал Николай Иванович Надеждин (1804-1856), историк и этнограф, один основоположников исторической географии в России. Топонимические особенности территории неразрывно связаны с этносами и этнографическими группами, которые проживали и проживают на данной территории, с их историей, бытом, контактами, особенностями культуры и мировоззрения.

При анализе языкового материала (топонимической лексики) применяются различные методы и подходы. А.А.Соколова [1] выделяет следующие подходы:

Лингвистический подход. Лексико-семантические группы, объединяющие слова, связанные с конкретными видами сельскохозяйственных работ и промыслов и другими лексико-семантическими ситуациями (строительством дома, лодки, саней и т.

п.). Выделенные лингвистами разделы и группы народных терминов отражают функциональный, прагматический характер традиционной культуры, не создающей терминологии, оторванной от конкретного вида деятельности».

Лингвокультурологический подход. В работах

лингвокультурологической направленности разрабатываются типологии коннотаций, связанных с субъективным восприятием носителями языка географических объектов, процессов и явлений. Такой подход к географической лексике позволяет определить ее место в языковой картине мира.

Географический подход. В трудах географов систематизация народной терминологии нацелена преимущественно на решение историко- и культурно-географических проблем. В работах В. С. Жекулина народная терминология и топонимия использованы для выявления существовавшей в прошлом ресурсной оценки земель

[2]. В типологии, построенной на основе исторических источников, использованы такие признаки, как местоположение, величина надела, возделываемые культуры.

Информационно-географический подход опирается на лексико-географический метод, разработанный А.А.Соколовой, и базируется на диалектных источниках преимущественно регионально-локального уровня, приемах логико-понятийного моделирования количественном и картографическом анализе. Массивы диалектной и разговорной лексики географического содержания в совокупности с топонимией и микротопонимией образуют лингвокомплексы, описывающие отдельные географические объекты и геопространственные системы.

Для исследования древнего слоя топонимики Васильев В.Л.

[3] указывает на необходимость разработки критериев и приемов выделения топонимической архаики деантропонимного образования в связи с языковой и культурно-исторической спецификой рассматриваемого региона:

- всестороннее рассмотрение собственной истории архаических названий в регионе: датировка и локализация топонимии по историческим и современным данным; оценка фонетических, словообразовательных и народноэтимологических модификаций топонимов (топонимических вариантов), отраженных документацией разного времени;

-учет вторичных, перенесенных названий на смежных микротерриториях; факультативная подача отдельных культурно-исторических сведений об именуемых объектах;

- словообразовательно-этимологические интерпретации архаической топонимии, предусматривающие не только реконструкцию обусловивших названия личных наименований, но и оценку последних с точки зрения процессов деривации, эволюции, семантики, распространения;

В рамках реализации проекта проведены экспедиции в модельные группы районов Республики Саха (Якутия), собран корпус географических наименований мест (топонимов), зафиксированных в различных картах, порой забытых и вышедших из употребления, а также локальные топонимы.

Микротопонимический пласт, редко наносимый на карты, является весьма ценным материалом при исследовании топонимии района. Например, в 2015 году была осуществлена экспедиция в Хангаласский улус Республики Саха (Якутия), в рамках которой было опрошено 100 респондентов в 4 населенных пунктах. Была выявлена особая ориентация в пространстве жителей с.Едяй и с.Синск, расположенных в среднем течении реки Лена, которая течет в данном отрезке с запада на восток.

Однако в двух селах принято считать, что река течет на север, несмотря на то, что многие признают, что это ошибочно, «но у нас так принято говорить», объясняют респонденты. Река Лена, действительно, впадает в море Лаптевых далеко на севере. Народная топонимия четко

отражает это особое восприятие частей света местным населением. Лес, расположенный на юге, на правом, противоположном берегу от деревни, местные жители называют на якутском Илин ойуур «Восточный лес», а сплошной лесной массив на левом берегу, на северной стороне, окружающий деревню с трех сторон, принято называть Ар5аа ойуур «Западный лес» (см. рис.1).

Рис. 1. Снимок с. Едяй и с. Синск из Google maps.

Вероятно, особое восприятие пространства связано здесь с тем, что современные деревни были сформированы только в 50-е годы XX-го века, в эпоху укрупнения колхозов, и привычным местом проживания коренного населения этих мест были острова, расположенные посередине реки. Остров и сейчас играет огромную хозяйственную роль в жизни местного населения. Все сенокосные угодья, имеющие жизненную важность в этом скотоводческом районе, расположены именно на островах. Остров - место охоты на уток, зайца, горностая, куницу, ондатру, лисицу, соболя, излюбленное место рыбалки местных жителей, именно здесь растут самые разнообразные виды ягод, грибов. Многие старожилы рассказывают, что жить на острове было очень удобно, так как все было под рукой, и сено для скота, и плодородная земля, и вода, и лес, и дичь... Еще одним объяснением проживания на острове является особый микроклимат, создаваемый течением реки,

который до поздней осени давал жизнь растительности острова, защищал от заморозков. На островах рано тает снег, что продлевает короткое якутское лето. Во время ледохода и ледостава население жило в изоляции, мирясь с временным неудобством. Но как только река очищается ото льда, местное население привычно ездит по реке и в наше время.

Можно увидеть аналогичное ориентирование по рекам у тундровых ненцев, описанное В.Н.Адаевым [4]: «Важно отметить, что тундровики при запоминании концентрируются прежде всего на структурной системе речного бассейна,общей направленности течения его водотоков относительно сторон света. Конкретный же рисунок русла рек видится ими, как правило, очень схематично, ...Существуют интересные нюансы, связанные с ориентированием по рекам. Как известно, течение реки обычно извилистое и преобладающее направление русла не всегда можно четко представить, видя перед собой лишь небольшой речной участок. Тем не менее, изредка попадаются исключения -реки с ярко выраженной направленностью от истока до устья. Такие водоемы становятся для ненцев не только хорошими ориентирами (как выделяющийся из общего окружения объект и как указатель направления), но и удобными дорогами в зимнее время»,

Как пишет О.А.Лавренова: «Устойчивые представления о географическом объекте, локальности, элементе ландшафта, существующие в общественном сознании и/или зафиксированные в художественных произведениях, обозначаются как образ места и становятся, в свою очередь, неотъемлемой частью культурного ландшафта. Образ места необычайно значим как явление, так как неповторимый узор смыслов, имеющих свои координаты в географическом пространстве, создает в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны.» [5]. О том, что острова являются бывшим местом постоянного проживания, свидетельствует тот факт, что высокие места, не затапливаемые водой, местное население

называет на якутском отох 1) место, где ранее стоял дом, следы усадьбы, жилья; 2) заброшенное жильё, заброшенная старинная усадьба (в Якутии до революции); развалины здания, жилья (http://sakhatyla.ru/), хотя практически все дома были разобраны и перенесены на коренной берег во время укрупнения колхозов.

Пространство качественно, и его качество определяется священными объектами, которые находятся в нем. По мнению В.Н. Топорова, «высшей ценностью (максимумом сакралъности) обладает точка в пространстве и времени, где и когда совершился акт творения, т.е. центр мира, место, где проходит мировая ось. Где стоят разные варианты земного образа космической структуры - «мирового древа» [6, 174 ].

Сакральный ландшафт как часть культурного ландшафта, представляет собой особую территорию, имеющую большую историческую, культурную значимость для местного населения. Среди основных отличительных черт сакрального ландшафта исследователи выделяют то, что такой ландшафт создается людьми традиционной культуры с помощью социальных технологий управления окружающей средой, а именно структуризацией и иеротопизации, т.е. с помощью священнодействий, обрядовых и церемониальных действий [7].

Для народов азиатской части России, культура которых неразрывно связана с природопользованием,характерна интенсивная сакрализация пространства, при этом для сакрализации пространства не обязательно наличие в нем специальных сооружений и конструкций. Для коренных народов Сибири и Дальнего Востока важен морально-этический регламент общения с духами, населяющими объекты природы. Именно поведение местного населения по отношению к природным компонентам ландшафта отражает ту духовную ценность, которую имеет данный объект.

В современной Якутию особое отношение к сакральному ландшафту можно наблюдать на примере сакрализации ландшафта для

проведения национального праздника Ысыах, старинного обрядового праздника народа саха, отражающего культ Солнца и его годового круга. Упоминание о нем и его описание встречается в текстах древнего эпоса -олонхо.

Местность Ус Хатын представляет собой участок размером в 47 га и расположен в 17 км на севере от столицы республики г.Якутск.

Выбор данного участка для проведения ежегодного национального праздника Ысыах не случаен. Определяющими факторами для этого стали историческая значимость места, особая красота и структура ландшафта,органично вписывающегося в ритуалы и обряды праздника, а также транспортная схема для организации крупного культурного мероприятия городского, а сейчас уже республиканского масштаба.

Археологическими исследованиями установлено, что местность Ус-Хатын имела большое значение для человека с древнейших времен. Древние протоки р.Лена образовали здесь удобные террасы для поселения человека, обеспечивая его питьевой водой, рыбой, лесными массивами для охоты. В настоящее время, эти протоки представляют собой старичные озера, на террасах которых распологаются археологические памятники: стоянки, поселения, погребения. Инвентарь стоянок показывает, что древний человек здесь занимался охотой,рыболовством и собирательством. Большое количество наконечников стрел говорит о том, что в каменном веке и эпохе палеометаллов охота здесь имела большее значение, чем остальные виды хозяйственной деятельности. Переход к скотоводству у населения Якутии происходит в эпоху средневековья. Наиболее ранние археологические находки датируются сумнагинской культурой, стадиально относимой к эпохе мезолита, поздние - ХУП-Х1Х вв, представляют собой якутские скотоводческие сезонные поселения [8].

Ряд предметов, обнаруженных при археологических раскопках, в некоторой степени, доказывает, что местность Ус Хатын имела для населения значение не только как место обустройства жилища или выпаса

скота.Так,в результате раскопок археологами Якутского госуниверситета среди прочего материала, были обнаружены металлические предметы, представляющие большой интерес: серебряная пуговица с выпуклым орнаментом в виде солярного знака, бронзовая ременная пряжка с изображением герба города Якутска в виде парящего орла, держащего в лапах соболя,прямоугольная железная пластина со сквозным отверстием на одной из сторон, медная сибирская копейка с гербом Екатерины II. Данные предметы могли свидетельствовать об участии их владельцев в празднествах, проводившихся в Ус Хатын. Так, пуговица с орнаментом, представляющим собой солярный символ, и пряжка ремня могли быть деталями нарядного, церемониального одеяния, прямоугольная пластина с отверстием, по всей видимости, являлась атрибутом шаманского костюма. Подобные пластины выполняли защитные функции на одежде шамана. Как известно, шаман является главным действующим лицом во время проведения ритуальных действий. Монета могла быть свидетельством торговли во время праздника [9]. Таким образом, наличие данных находок может подтвердить легенды об Ус Хатыне, как о месте проведения традиционных ритуальных празднеств.

Первые годы проведения ысыаха в этой местности было много недовольных удаленностью места проведения праздника. В эпоху начала возрождения традиций народа Саха в 1990-е годы, ысыах проводился на городском ипподроме в черте города. Однако того трепетного отношения к празднику, которое наблюдается сейчас у местного населения и гостей, конечно же не было. Сейчас за последние почти двадцать лет существования комплекса "Ус Хатын" население не только привыкло, но и полюбило эти места.

Как отмечает Лавренова О.А., формирование культурного ландшафта происходит в рамках исторического процесса, оставляющего свои «следы» в ландшафте. При этом географические объекты становятся символами в том случае, если в культуре есть устойчивые ассоциации

с определенными историческими событиями, артефактами или уникальными чертами природного ландшафта. Поэтому можно говорить, что географическое пространство неотделимо от созданных культурой образов и символов, обретающих характеристики целостной системы,которую можно обоснованно рассматривать как геокультурное пространство [10].

Литература

1. Соколова А.А. Геопространство в традиционной и современной культуре (российский контекст) . автореф. дис. ... д-ра геогр. наук. СПб., 2013. -476 с.

2. Жекулин В.С. Историческая география: предмет и методы / В. С. Жекулин. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1982. — 224 с.

3. Васильев В.Л. Славянские топонимические древности Новгородской земли: исследование деантропонимных названий на общеславянском фоне : диссертация ... доктора филологических наук : 10.02.01, 10.02.20.- Санкт-Петербург, 2006.- 551 с.

4. Лавренова О.А. Образ места и его значение в культуре провинции// Геопанорама русской культуры: провинция и ее локальные тексты : [сборник] / ред.: Л.О. Зайонц .— М. : Языки славянской культуры, 2004 .— 673 с. : ил. — (Язык. Семиотика. Культура) .— Сост.: В.В. Абашев, А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян .

5. Адаев В.Н. «Метки земли» и «метки дороги»: наземные природные и искусственные объекты в системе пространственного ориентирования тундровых ненцев// Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2015. № 1 (28)

6. Матонин В.Н. Семантика пространства культуры Русского Севера// Семиотика единства и этнокультурного многообразия исторического пространства Русского Севера. Сер. "Поморские чтения по семиотике культуры" Ответственный редактор Н.М. Теребихин. Архангельск, 2015.

7. Окладникова Е.А. Сакральный ландшафт: теория и эмпирические

исследования. Издательство: "Директ-Медиа", 2014. - С.107

8. Дьяконов В.М. Археологические памятники долины Туймаада // Город Якутск: история, культура, фольклор. - Якутск: Бичик, 2007. - С. 3649.

9. Прокопьев Н.П. Ус Хатын: из истории местности (по материалам полевых исследований) // Эхо столицы. - 1999. - 28 мая.

10. Лавренова О.А. Стратегии «прочтения» текста культурного ландшафта// Эпистемология & философия науки. Т. XXII, № 4, 200. С. 123-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.