УДК 378
Булдакова Наталья Викторовна
Вятский социально-экономический
институт, гуманитарный факультет,
кафедра психологии
Natalia. V. Buldakova
Vyatka Social Economic Institute
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ
ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
RESEARCH A CULTURE OF PROFESSIONAL FORECASTING AT STUDENTS IN THE NATIONAL HIGHER EDUCATION
Аннотация. В статье по данным эмпирического исследования анализируется уровень сформированности культуры профессионального прогнозирования у студентов высших учебных заведений. Основное внимание уделяется проблеме организации педагогических условий при обучении студентов вуза.
Ключевые слова: культура профессионального прогнозирования, процесс формирования, уровни сформированности, студенты, высшее образование.
Annotation. In article according to empirical research examines the level of development of a culture of professional forecasting for the students of higher educational institutions. The focus is on the problem of the organization of pedagogical conditions for training of University students.
Keywords: culture of professional forecasting, the process of formation, levels of formation, students, higher education
Необходимым условием успешности преобразований и реформ в сфере образования является доказательное и прогностически состоятельное обоснование ценностно-целевых приоритетов образовательной деятельности. Без этого невозможно выстроить долговременную политику развития образования в стране, разработать надежные критерии его эффективности и качества, предложить работоспособные стратегические идеи, концепции, доктрины и программы.
К сожалению, приходится признать, что именно аксиологический блок в структуре Федерального Закона «Об образовании» (в старой редакции), Федеральной программы развития образования, Национальной доктрины развития образования в России, а также Концепции модернизации российского образования в должной мере не обоснован. Ценности и цели
образования, предлагаемые этими основополагающими документами, носят предельно общий, по существу, тривиальный характер типа «обеспечения исторической преемственности поколений», «формирования творческой личности», «обеспечения современного уровня и качества образования» и т.п. Вполне очевидно, что подобные формулировки не способствуют поиску конкретных средств достижения выдвигаемых целей.
В процессе оценки уровня сформированности культуры профессионального прогнозирования у студентов в экспериментальной работе мы использовали разработанные нами на основе анализа социально-философских и психолого-педагогических исследований критерии.
Высокий уровень сформированности культуры профессионального прогнозирования характеризуется включением ценности профессиональной деятельности в структуру ценностей студента, его стремлением к качественному выполнению работы, осознанием важности прогнозирования; наличием точных, систематизированных знаний обо всех аспектах прогнозирования; владением в полной мере всею совокупностью прогностических умений (информационно-аналитическими,
гипотетическими, коррекционными); способностью дать объективную и полную оценку прогнозам.
Для среднего уровня сформированности культуры профессионального прогнозирования характерно принятие ценности профессиональной деятельности, эпизодическая потребность в ее качественном выполнении и применении прогнозирования; наличие правильных, но не систематизированных знаний о прогнозировании; владение частью прогностических умений; присутствие субъективизма и отрывочность в ходе оценивания прогнозов.
Низкий уровень сформированности культуры профессионального прогнозирования характеризуется отсутствием ценности профессиональной деятельности и стремления включения в нее прогнозирования для более качественного выполнения; наличием неточных, отрывочных знаний о прогнозировании; отсутствием в системе профессиональных умений прогностических; неспособностью осуществить объективную и полную оценку прогнозов [2].
Исследование процесса формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов в вузе осуществлялось на базе НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт, ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», ГОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. Короленко». В эксперименте приняли участие 990 студентов 1-4 курсов и 48 преподавателей..
Для выявления исходного уровня сформированности культуры профессионального прогнозирования у студентов в вузе мы провели эксперимент, в котором использовались различные методы диагностики и методики для определения уровня развития компонентов культуры профессионального прогнозирования студентов вуза. Так, например, аксиологический компонент изучался тестами на определение ценностных
ориентаций (М. Рокич) и определение ценностно-ориентационного единства группы (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева); когнитивный компонент -тестированием; праксиологический - тестами на ассертивность; на определение степени самостоятельности; «Личностный дифференциал»; «Оценка агрессивности в отношениях»; упражнением-тестом «Последовательность событий»; методикой «Р-сортировка»; рефлексивный компонент - тестами «Организованный ли вы человек»; «Ваша самооценка», экспертные оценки, самохарактеристики на оценку самоконтроля в общении (А. В. Батаршев), методом исследования уровня субъективного контроля (УСК); методикой «Самооценка эмоциональных состояний» [1].
В качестве источников и способов получения объективной информации были выбраны следующие методы исследования: анализ особенностей организации учебного процесса и содержания его учебно-методического обеспечения (учебные планы, программы профессиональных практик); наблюдение (за основными психическими состояниями и процессами студентов на занятиях и в период всех практик во время обучения); анкетирование; беседа; тестирование.
Представим результаты эксперимента.
Анализ документов, регламентирующих содержание профессиональной подготовки учащихся для выявления возможностей развития культуры профессионального прогнозирования у студентов показал, что программы дисциплин учебных планов направлений подготовки в высшей школе ориентированы на усвоение теоретического материала, многоплановый характер межличностного общения, организацию групповой деятельности, но не на развитие культуры профессионального прогнозирования респондентов. Следует также отметить, что организации самостоятельной работы студентов, количество часов по которой в последние годы значительно увеличилось, не уделяется должного внимания. Это приводит к тому, что студенты формально осуществляют поиск необходимой информации, что не способствует развитию праксиологических умений, являющихся базисом развития культуры профессионального прогнозирования у них. Кроме того, анализ методики проведения занятий, педагогических технологий, дидактических средств и методов активного обучения показал, что они выбираются формально, без учета специфики учебно-познавательной деятельности, и потому в не полной мере способствуют формированию культуры профессионального прогнозирования у студентов.
В учебных планах по многим специальностям предусматривается три вида практик: учебно-ознакомительная (2 недели), производственная практика (6 недель), преддипломная практика (8 недель).
Наблюдая за деятельностью студентов во время их работы в производственных коллективах, мы сделали вывод о том, что практика недостаточно способствует развитию компонентов культуры профессионального прогнозирования у студентов, необходимых для успешного выполнения различных профессиональных задач. Полученные
данные позволяют также констатировать, что в осуществлении подготовки студентов к профессиональной деятельности и развития культуры профессионального прогнозирования у студентов имеются недостатки. В частности, студенты-менеджеры испытывали затруднения в выполнении таких заданий, как: прогнозирование кадрового резерва; ведение переговоров и совещаний; участие в разработке управленческих решений и др.
Таким образом, анализ особенностей учебного процесса и содержания его учебно-методического обеспечения показал, что в имеющейся системе подготовки студентов к профессиональной деятельности уделяется недостаточно внимания для формирования культуры профессионального прогнозирования у студентов, необходимой для успешной профессиональной социализации в современных условиях.
Важной составляющей профессионального облика будущего профессионала является способность к рефлексии, самопознанию себя и своего места в профессиональной деятельности [3]. Процесс профессионального образования студентов в эмпирическом опыте вузов осуществляется поэтапно и представлен нами в таблице 1.
Таблица 1
Процесс профессионального образования студентов_
Курс Профессиональное Самосознание Профессиональная Компетентность
I Осознание личностных Овладение дисциплинами общеобразовательного цикла
этап особенностей оптимизация (познавательный потенциал)
1 отношений к себе
курс
II Осознание студентом себя в Овладение психолого-педагогическими и
этап системе общения, оптимизация специальными знаниями, педагогическим общением с
2 межличностных отношений преподавателями, работодателями и сокурсниками
курс (морально-нравственный потенциал и коммуникативный потенциал)
III Осознание себя в системе Освоение системы специальных знаний и умений в
этап профессиональной деятельности области профессиональной деятельности (творческий
3 и оптимизация отношений к этой потенциал)
курс деятельности
IV Самооценка, рефлексия, наличие Совершенствование профессиональных умений и
этап Я-концепции навыков инновационными технологиями
4 (инновационный потенциал)
курс
Однако, процесс профессионального образования и профессиональной рефлексии осуществляется эпизодически и бессистемно.
Далее для определения общего уровня культуры профессионального прогнозирования у студентов было проведено комплексное диагностирование студентов выпускных курсов. Оценка осуществлялась с учетом метакомпетенций, их сформированности. Критериями уровней компетенций являются: сформированность отношения к самому себе как субъекту профессиональной деятельности; осознанность взаимодействия с
другими людьми; полнота теоретической и практической готовности; готовность личности к успешному профессиональному прогнозированию.
Характеристика метакомпетенций и критерии их сформированности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели сформированности мегакомпетенций профессионального _прогнозирования у студентов_
Составляющие ППК. Критерии уровней компетенций Сформированност ь отношения к самому себе как субъекту профессионально й деятельности Осознанность взаимодействия с другими людьми Полнота теоретической и практической деятельности Направленность на профессио-нальный рост и умение осуществлять его
Предметная (профессионал ьная) компетенция Эмоционально-ценностные ориентации, стойкий интерес к определенной области знаний Владение способами взаимодействия с с окружающими людьми на основе сотворчества Умение свободно оперировать и использовать в практической деятельности профессинально-значимые специальные и общепредменые знания, умения, навыки Умение моделировать и конструировать профессиональные задачи
Педагогическа я компетенция Педагогическая направленность личности (потребности, мотивы, интересы, идеалы) Умение организовывать общение с целью рационального решения возникающих в процессе педагогической деятельности проблем на основе сотрудничества, заботы и поддержки Действенно - практическая реализация способов и приемов педагогической деятельности Положительная рефлексия результатов самоконтроля и самооценки
Компетенция профессионал ьного роста Ценности интеллектуальног о развития Способность позитивно-устойчиво воспринимать «значимого другого» на основе эмпатии, толерантности, доверия, стремления к сотрудничеству. Умение организовывать деятельность от цели до результата Ориентированность на профессиональную успешность
Управленческ ая компетенция Ценности управленческой деятельности: воля, открытость к новациям, способность быть лидером Владение социальными ролями в коллективе, способность работать в группе Умение осуществлять управляющее сопровождение Готовность личности к успешному взаимодействию и соуправлению
Для выявления степени развития аксиологического критерия сформированности культуры профессионального прогнозирования было
проведение диагностирование студентов тестом на выявление уровня интеллигентности (В.И. Андреев), оценкой уровня конкурентоспособности (В.И. Андреев). Установлено, что у большинства студентов (62,2%) отсутствуют ценности профессиональной деятельности и стремления включения в нее прогнозирования для более качественного выполнения; наличие неточных, отрывочных знаний о прогнозировании; отсутствие в системе профессиональных умений прогностических; неспособность осуществить объективную и полную оценку прогнозов.
28,3% студентов обладают принятием ценности профессиональной деятельности, имеется эпизодическая потребность в ее качественном выполнении и применении прогнозирования; наличие правильных, но не систематизированных знаний о прогнозировании; владение частью прогностических умений; присутствие субъективизма и отрывочность в ходе оценивания прогнозов.
Лишь у 9,5% выпускников налицо включение ценности профессиональной деятельности в структуру ценностей студента, его стремление к качественному выполнению работы, осознание важности прогнозирования; наличие точных, систематизированных знаний обо всех аспектах прогнозирования; владение в полной мере всей совокупностью прогностических умений (информационно-аналитическими,
гипотетическими, коррекционными); способность дать объективную и полную оценку прогнозам.
У студентов с низким уровнем сформированности аксиологического критерия культуры профессионального прогнозирования, обучающихся в экспериментальной и контрольной группах по разным направлениям, преобладающей учебной мотивацией оказалась внешняя - получение диплома, стипендии.
Из всего спектра мотивов, присущих студентам, на констатирующем этапе превалируют мотивы получить диплом и обеспечить успешность будущей профессии. Вместе с тем, наблюдается преобладание мотивации продолжить успешную учебу на последующих курсах, желание приобрести глубокие прочные знания для успешности в будущей профессии осознаются студентами-первокурсниками.
Для выявления степени развития когнитивного критерия сформированности культуры профессионального прогнозирования у студентов было проведено интегрированное комплексное тестирование по вопросам профессионального прогнозирования. Установлено, что большинство опрошенных (62%) имеют правильные, но не систематизированные знания о прогнозировании, прогностической деятельности, т.е. фрагментарно знают о планировании, прогнозировании, принятии решений, формировании стратегий своего развития, ответственности, оценке и контроле своей деятельности; 25% студентов обладают отрывочными, неточными знаниями (знают основы прогнозирования и формировании стратегии своего развития, основы принятия решений, ответственности, делового общения, оценки и контроля
своей деятельности); у 13% выпускников эти знания точные и находятся в системе, т.е. они знают все виды прогнозирования, принятия решений, ответственности, закономерности контроля и оценки деятельности.
В результате обработки полученных данных по праксиологическому критерию было установлено, что большинство опрошенных (50%) не умеют применить полученные знания в практической деятельности, т.е. не умеют осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное планирование, осуществляют ошибочное прогнозирование, нечетко формулируют стратегию своего развития и самосовершенствования; 33% студентов могут применить знания на практике, но только при поддержке и помощи других (осуществляет прогнозирование, принятие решений, выявление причин отрицательных результатов только при поддержке и помощи других) и лишь 17% выпускников самостоятельно применяют полученные знания на практике, т.е. самостоятельно осуществляют все виды прогнозирования.
В результате выявления степени развития рефлексивного критерия сформированности культуры профессионального прогнозирования и обработки полученных данных, было установлено, что большинство опрошенных (48%) не умеют профессионально оценить свою деятельность; 37% студентов могут осуществить рефлексию своей деятельности; 15% выпускников самостоятельно осуществляют рефлексию своей учебной и квазипро фессиональной деятельности.
Кроме того, для выявления уровней сформированности культуры профессионального прогнозирования у студентов по всем критериям (аксиологическому, когнитивному, праксиологическому и рефлексивному) мы также использовали результаты экспертных оценок преподавателей.
Совокупность рассмотренных критериев определили тенденции на низкий уровень профессиональной мотивации к успеху; недостаточность профессиональных знаний по культуре профессионального прогнозирования и непонимание ее значимости; элементарные умения самоуправления; неадекватную самооценку некоторых студентов и неумение анализировать результаты своей деятельности и результаты деятельности других. Результаты мы объясняем особенностями общего образования (фронтальное обучение, регламентация учебной и внеучебной деятельности, смещение цели образования на сдачу ЕГЭ) не способствуют развитию культуры профессионального прогнозирования. Для 41% студентов характерен низкий уровень культуры профессионального прогнозирования; 34% - средний и 25% имеют высокий уровень культуры профессионального прогнозирования.
В экспериментальном исследовании были использованы методы статистического анализа данных, представленные процедурами критериально уровневого анализа, процентного распределения студентов по уровням, расчета среднего уровневого показателя (СУП) и статистической значимости различий СУП по р критерию.
Результаты эксперимента подтверждают актуальность выбранного направления исследования. Работа по формированию культуры профессионального прогнозирования у студентов вуза осуществляется с
помощью недостаточно эффективных в настоящих условиях методов и форм, характеризуется слабой систематичностью и согласованностью действий субъектов образовательного процесса. Следовательно, необходимо осуществление целенаправленной деятельности по развитию культуры профессионального прогнозирования у студентов с первого курса обучения.
Литература
1. Булдакова, Н.В. Прогностическая способность будущего специалиста как компонент интегральной индивидуальности личности [Текст] / Н. В. Булдакова //В мире научных открытий. 2012. № 2,4(26).
2. Булдакова, Н. В. Теоретическая модель подготовки будущего специалиста социально-гуманитарного профиля к прогностической деятельности (на примере студентов вуза) [Текст] / Н. В. Булдакова // Научное мнение: научный журнал. 2013. № 1.
3. Булдакова, Н.В. Культура профессионального прогнозирования как компонент профессиональной культуры студента [Текст] / Н. В. Булдакова // Научное мнение. 2014. № 3.
Literature
1. Buldakov, N.V. Predictive ability of future specialist as a component of integral individuality personality [Text] / N. Buldakova // In the world of scientific discoveries. 2012. No. 2,4 (26).
2. Buldakov, N.V. Century Theoretical model of preparation of future specialists of Humanities and social studies for prognostic activity (for example students) [Text] / N. Buldakova // Scientific opinion scientific magazine / the St. Petersburg University consortium. 2013. No. 1.
3. Buldakov, N. V. Culture of professional forecasting as a component of the professional culture of the student [Text] / N. Buldakova // Scientific opinion. -2014. No. 3.