Научная статья на тему 'Исследование конкурентоспособности предприятий на основании DEA-метода (на примере предприятий молочной промышленности Воронежской области)'

Исследование конкурентоспособности предприятий на основании DEA-метода (на примере предприятий молочной промышленности Воронежской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинникова Татьяна Ивановна

В статье рассмотрен современный подход к управлению конкурентоспособностью молочной отрасли и ее предприятий (на примере использования DEA-метода).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the competitiveness of enterprises using DEA-method (for example the dairy industry enterprises of Voronezh region)

This article describes the modern approach to the management efficiency of the dairy industry and its companies (for example the use of DEA-method).

Текст научной работы на тему «Исследование конкурентоспособности предприятий на основании DEA-метода (на примере предприятий молочной промышленности Воронежской области)»

Татьяна ОВЧИННИКОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВАНИИ ОЕА-МЕТОДА

(на примере предприятий молочной промышленности Воронежской области)

Овчинникова Татьяна Ивановна,

д. э. н., профессор Воронежской государственной технологической академии

Кризисные явления в мировой экономике, оказывающие влияние на функционирование российских предприятий, в том числе на предприятия агропромышленного комплекса, выдвигают на передний план проблему эффективности их деятельности. Поскольку эффективно функционирующие предприятия являются конкурентоспособными, считаем в этой ситуации необходимым разработать действенный комплекс рычагов управления эффективностью отраслевыми предприятиями.

Организации молочной промышленности представляют со-

бой сложную производственную систему, зависимую не только от деятельности предприятий сельского хозяйства, но и государственно-региональной помощи в виде оптимизации налогов, выделения субсидий, инвестиций в отдельные организации и т. д. При этом необходима оценка эффективности отрасли и ее организаций, которая актуализирует выбор адекватных методов управления и соответствующего ранжирования оцениваемых элементов. В частности, целесообразно применять для этого ££А-метод (метод оценки эффективности), на основе ко-

торого разработана модель анализа конкурентоспособности предприятия, которая заключается в последовательном проведении отраслевого исследования с выделением наиболее и наименее эффективных предприятий. Предложенная методика предусматривает выделение главных характеристик: эффективности/неэффективности региона, отрасли и предприятий с выделением формы собственности организаций, институциональных, стоимостных и иных параметров.

В настоящей статье изложены результаты эмпирического анализа конкурентоспособности предприятий молочной промышленности Воронежской области на базе определения отраслевой и организационной эффективности с применением ££А-метода. Выполняется ранжирование предприятий, среди которых выделяются группы ведущих и отстающих организаций. Далее анализируются предприятия из групп лидеров и аутсайдеров, для которых оценивается эффективность, устанавливаются характерные особенности предприятий, выявляются резервы увеличения эффективности благодаря улучшению использования входных ресурсов.

По результатам анализа разработаны рекомендации, которые могут стать основой управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий молочной отрасли региона.

МЕТОДОЛОГИЯ

Экономическую эффективность, отраслей, предприятий и их подразделений, являющуюся основой их конкурентоспособности, принято оценивать по таким показателям, как прибыль, производительность труда, фондоотдача и др. Несмотря на их высокую информативность, такая практика может привести к ошибочным выводам, поскольку изолированно оценивается эффективность отдельных факторов производства. Та же ситуация возникает, если оценивать предприятие по двум факторам, что может породить искаженное представление об эффективности объекта исследования (при этом упускаются из рассмотрения другие, возможно, не менее важные факторы). Поэтому, как правило, применяют аналитическую концепцию М. Фаррелла1, которая разделяет экономическую эффективность на техническую и аллока-тивную. Основой предлагаемой методики является оценка относительной эффективности, которая производится сопоставлением отдельных предприятий молочной промышленности с отраслевой эффективностью, а также отраслевая эффективность сравнивается с региональной в целях выявления организаций, требующих действенных рычагов управления.

В. Купер, И. Шефолд и др.2 использовали неограниченное число факторов для определения эффективности предприятий (в нашем случае и конкурентоспособности) в отличие от М. Фаррелла, который рассмотрел два входящих фактора и один продукт на выходе. Этот метод получил название DEA-метод (Data Envelopment Analysis в переводе с английского — анализ среды функционирования). Сущность его сводится к тому, что исследуется сложный объект с множеством ресурсов (входов) и продуктов (выходов) и анализируется его деятельность в окружающей среде. Эффективность определяется как частное от деления суммы всех выходных параметров на сумму всех входных факторов; чем эффективнее предприятие, тем оно конкурентоспособнее. Для каждого объекта исследования определяется величина эффективности, после чего выполняется сопоставление наблюдений при помощи метода линейного программирования и с использованием различных моделей. DEA-метод определяет среди объектов исследования наиболее конкурентоспособные путем построения границы эффективности, а для остальных — степень их неэффективности3. Кроме того, этот метод позволяет вычислять количественную

степень эффективности, а также допускает одновременное использование как стоимостных, так и натуральных величин, благодаря чему можно обобщать многочисленные разнородные входные и выходные параметры.

Существует несколько модификаций определения эффективности (построения задачи их решений ££И-методом), одна из которых предложена в данной статье и ориентирована на выявление эффективно функционирующих предприятий молочной промышленности с учетом стоимости нематериальных активов как наиболее конкурентоспособного фактора.

Предлагаемая модель имеет под собой то основание, что исследуемые предприятия являются наиболее важными для региона и отрасли. Поскольку молочная промышленность региона работает главным образом в конкурентной рыночной среде, где объемы выпуска определяются спросом и влияние производителей ограничивается ресурсами, то главным фактором является эффективное использование нематериальных активов как входных ресурсов отрасли. Решается задача минимизации расходов в отраслевых предприятиях за счет нематериальных активов (брэндов, изобретений и других ноу-хау) без уменьшения выпуска продукции,

' Cm.: Farrell M.J. The measurement of productive efficiency // Journal of the Royal Statical Society. S. A. №120. 1957. P. 253-281.

2 Cm.: Charnes A., Cooper W., Rhodes E. Measuring the efficiency of decision making units // European Journal of Operational Research. № 2. 1978. P. 429-444.

3 Cm.: Cooper W., Seiford L., Zhu J. Handbook on Data Envelopement Analysis. Kluwer Academic Publishers, 2004.

то есть исходя из заданного объема производства оценивается возможность эффективного использования нематериальных ресурсов и снижения общих затрат на производство при сохранении объемов выпуска. С выбором модели согласуется цель данного исследования — повышение эффективности использования ресурсов в молочной промышленности и возникновения эффекта конкурентоспособности.

В связи с тем, что существует ряд практических проблем и ограничений в определении эффективности регионов, отраслей и предприятий, в данной статье исследуется DEA-мо-дель, фактически определяющая основу конкурентоспособности предприятий молочной отрасли.

Математическая запись DEA-модели для m входов, r выходов и n объектов исследования имеет следующий вид:

min z = Qsup, (1) при условиях:

X xijXj + s-=0suP* , для i = 1,2 ..., m,

для / = 1,2,...,Г, X, Б+. Б- > 0, где

ху,, уу — соответственно ресурсы и продукты у-го объекта; гг, — неисследованные резервы производства, отражающие, соответственно, избыток

ресурсов и дефицит выпуска по сравнению с эффективными объектами (в нашем исследовании — нематериальные активы предприятия);

Ху — веса объектов исследования.

Вид эффективности, при котором используются в качестве ресурсов укрупненные показатели деятельности всей промышленности и сельского хозяйства региона и продуктов — показатели потребления населения, назовем региональной эффективностью4. Она представляет собой отношение суммарной стоимости выходного продукта (результат деятельности области — расходы) к суммарной величине израсходованных регионом ресурсов (доходы).

Относительной отраслевой эффективностью назовем отношение эффективности данной отрасли к эффективности региональной.

Математически относительную отраслевую эффективность к-й отрасли можно формализовать следующим образом: *

Ек _ Ж V' (2)

_ ^к п

Ук _ Х Х ykqi ' pkqi, Ф _1 г'_1

Nк т

хк _ Х Х хкф ■ *>кф , q _1 ] _1

где

У, Хк — соответственно, общая стоимость выпуска и объема

израсходованных ресурсов для к-й отрасли региона; У*, X* — соответственно, общая стоимость выпуска и объема израсходованных ресурсов для всех отраслей региона; ук , ркч! — соответственно, количество и вес /-го вида продукции, которая выпускается ^-м предприятием отрасли; хкЧ/> — соответственно, количество и вес у-го ресурса, который используется ^-м предприятием к-й отрасли; Ык — количество предприятий в к-й отрасли. В качестве р, ю могут выступать цены, нормы времени, нормы прибыли и другие стоимостные и нестоимостные показатели в расчете на единицу продукции и ресурса.

Методика анализа предусматривает оценку эффективности от общего к частному, то есть сначала на основании агрегированных показателей при помощи ££А-модели определяется уровень эффективности региона, затем выявляется относительная эффективность отрасли и эффективность отдельных предприятий, входящих в отрасль.

Таким образом, в результате последовательного выполнения регионального, отраслевого анализа выделяются средневзвешенные показатели эффективности. Для предприятий коэффициент относительной эффективности является тем показателем, ниже которого будем считать предприятие неэффек-

4 Гончарук А.Г. Новый подход к управлению эффективностью в промышленности Украины //Экономика Украины. № 11. 2006. - С. 38.

тивным. То есть по результатам применения методики могут быть установлены резервы роста эффективности предприятий отрасли за счет возможностей снижать или увеличивать стоимость нематериальных активов.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

На первом этапе (региональный анализ) определен показатель эффективности (по годам) производственной деятельности области. На втором этапе определен показатель относительной эффективности деятельности молочной промышленности региона (табл. 1).

В качестве входных параметров при определении региональной эффективности в таблице 1 использован показатель валового регионального продукта области, в качестве выходных параметров использованы показатели доходов населения.

При определении относительной эффективности молочной промышленности в качестве входных показателей использованы показатели расходов в отрасли (материальных затрат, объем инвестиций в основной капитал, затраты рабочего времени), поскольку они наиболее адекватно отражают использование трех основных факторов производства — предметов труда, средств производства, живого труда. В качестве выходных параметров использованы объем реализованной продукции и финансовый результат,

которые наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой деятельности отрасли (выручка и прибыль).

Из таблицы 1 видно, что наибольшая эффективность на региональном уровне достигнута в 2006 году, высокая степень отраслевой эффективности, а следовательно, и конкурентоспособности на молочном рынке достигнута, по данным таблицы, в 2004 году, этот показатель является ориентиром для предприятий отрасли.

Далее, чтобы выявить факторы высокой и низкой эффективности предприятий молочной промышленности, мы провели групповой анализ для выявления лидеров и аутсайдеров (второй этап). Цели группового отраслевого анализа по сравнению с определением относительной отраслевой эффективностью менее укрупненные и более четкие, поэтому набор выходных параметров здесь несколько изменен.

Объектом исследования служит деятельность отдельных предприятий, значит, набор тех и других параметров должен адекватно отражать состав потребленных ресурсов (трудовых, материальных, финансо-

вых и основного капитала) и результатов хозяйствования предприятий. В связи с этим в ходе анализа могут быть использованы следующие показатели. В качестве входных параметров — материальные затраты, амортизация, численность персонала, сумма активов и кредиторская задолженность. Первые три показателя отражают использование основных факторов производства (материалов, основного капитала, труда), четвертый — общую сумму средств, привлеченных в производство, пятый является важным финансовым ресурсом деятельности предприятий. Однако отличительным признаком современного предприятия является такой показатель, который представляет, на наш взгляд, главный фактор конкурентоспособности — стоимость нематериальных активов. Мы ввели это показатель в качестве одного из входных параметров.

В качестве выходных параметров могут быть использованы: выручка от реализации продукции, дебиторская задолженность, чистая прибыль. Эти показатели наиболее полно отражают результаты производственно-финансовой деятельности предприятий, то есть объемы

Таблица 1

Коэффициенты эффективности Воронежской области и относительной эффективности молочной промышленности региона

Показатели Годы

1999 2002 2004 2006

Коэффициент эффективности региона 1,005 0,80 0,90 1,07

Коэффициент относительной эффективности молочной промышленности 1,01 1,00 1,12 1,02

реализованной продукции (оплаченной и неоплаченной) и чистый финансовый результат. Кроме того, нами был введен также показатель инвестирования, характеризующий привлекательность для инвесторов именно данного предприятия. Он рассчитывался по методике, предлагаемой А.И. Хоревым и соавторами5. Для оценки влияния условий среды инвестирования (Ь) на показатель эффективности (у), предложена формула в виде уравнения аддитивной линейной формы:

^ = ъ0 + ъ/Р + ъ2 ,

где

/(2) — элементы инвестиционной активности.

В групповом отраслевом анализе использованы данные из форм финансовой и другой годовой отчетности молочных предприятий Воронежской области.

В таблице 2 представлены все предприятия отрасли Воронежской области и их удельный вес в общем объеме производства.

Групповой анализ позволяет перейти от усредненной и укрупненной оценки отраслевой конкуренции (удельный вес предприятия в общем объеме производства показывает роль этого предприятия на рынке молока региона) к оценке эффективности предприятия внутри отрасли. Эффективность предприятия

к уровню отраслевой эффективности значительно повышает информативность результатов и их ценность для управления данным предприятием. Разброс оценок эффективности внутри отрасли показывает общую картину распределения эффективности в отраслях с близкими уровнями средней эффективности.

Два предприятия из группы лидеров (ОАО «Молочный комбинат «Воронежский», ОАО «Молочное дело») имеют уровень эффективности выше единицы (ОАО «Молочный комбинат «Воронежский 1,01, ООО «Молочное дело» - 1,001), остальные предприятия имеют уровень эффективности ниже единицы (напомним,что относительно отраслевая эффективность равна 1,12). В целом анализ показывает, что большинство молочных предприятий области находится на уровне ниже отраслевой эффективности.

Дальнейший анализ двух групп предприятий (лидеров и аутсайдеров) показал, что в них по-разному используется нематериальная стоимость активов.

На одних предприятиях затраты могут быть снижены уменьшением первоначальной стоимости нематериальных активов. Первоначальная стоимость нематериальных активов слагается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по их доводке, в результате ко-

торой они могут быть применены в деятельности предприятия. Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал, определяется по договоренности сторон. Первоначальная стоимость нематериальных активов, переданных безвозмездно, определяется экспертным путем.

Остаточная стоимость нематериальных активов — это первоначальная стоимость за вычетом начисленного износа. Нормы износа нематериальных активов рассчитываются предприятием самостоятельно, исходя из первоначальной стоимости и срока службы. В случае невозможности определить срок полезного использования нормы износа устанавливаются в расчете на 10 лет.

Оценка объектов интеллектуальной собственности опирается на доходный или затратный подход.

Для определения ноу-хау, изобретений, товарных знаков и т. д. как объектов интеллектуальной собственности используется доходный подход. В этом случае в качестве доходов служат платежи — роялти. В качестве дохода может также рассматриваться доля, приходящаяся на объект оценки, в приросте чистого дохода предприятия. В процессе применения доходного подхода необходимо учитывать все затраты, вытекающие из использования интеллекту-

5 Хорев А.И. Инвестиционная привлекательность пищевых предприятий [Текст] / А.И. Хорев, Т.И. Овчинникова, Г.В. Беляева, М.В. Попов. Воронеж: ГОУ ВГТА. 2008. - С. 115-120.

альной собственности, а также предусматривать повышенную премию за риск, т. к. вложения в указанные объекты имеют высокую степень риска.

Имеется целый ряд нематериальных активов, стоимость которых может быть определена только на основе затратного подхода методом сметных затрат. К ним относят целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, сто-

имость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и др. Стоимость определяется как итог затрат по смете расходов плюс прибыль.

Деловая репутация и конкурентоспособность предприятия формируется также за счет тех нематериальных активов, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую.

В вышеуказанной работе А.И. Хорева и соавторов нематериальные активы рассчитываются по коэффициенту Тобина, при этом стоимость деловой репутации определяется делением полученной избыточной прибыли на коэффициент капитализации.

Рассматривая особенности эффективности предприятий, мы выделили следующие признаки, характерные для двух

Таблица 2

Производство цельномолочной продукции по предприятиям области

Наименование предприятия Объем производства, тонн Темп роста, % Удельный вес предприятия в общем объеме производства, %

2003 2004 2005 2006

ООО «Аннинское молоко» 2 612 979 37 2,3 0,6

ОАО «Рифек» г. Борисоглебск 961,9 1 676,8 174 0,8 1,1

ОАО «Богучармолоко» 837 913,7 109 0,72 0,6

ОАО ГЗМ «Бутурлиновский» 162 - - 0,14 -

ОАО завод молочный «Верхнемамонский» 1 438,8 1 576,3 110 1,24 1,0

ООО «Верхнехавский молочный завод» 1 009,3 949,1 94 0,9 0,6

ОАО «Сыродельный завод Грибановский» 139 72 52 0,12 0,05

ООО «Землянскмолоко» 35,4 90,5 в 2,6 р. 0,03 0,06

ООО «Кантемировкамолоко» 169 339 в 2р 0,15 0,2

ОАО «Сыродельный завод Калачеевский» 372,3 552,7 148 0,32 0,35

ОАО «Каменкамолоко» 3 031 2 330 77 2,6 1,5

ООО «ГМЗ Лискинский» 2 440 1 782 73 2,1 1,1

ОАО «Маслодельный завод Нижнедевицкий» 1 414 4 774 в 3,4 р. 1,2 3,0

ОАО «Маслодельный завод Новохоперский» 7 116 13 089 184 6,1 8,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОАО «Острогожскмолоко» 5 344 3 806 71 4,6 2,4

ОАО «Павловскмолоко» 1 696 646 38 1,5 0,4

АООТ Молочный завод «Петропавловский» 19,7 19,7 100 0,02 0,01

ОАО «Маслозавод Подгоренский» 133 197 148 0,1 0,12

ОАО «Молочный завод Репьевский» 1 528 689,3 45 1,32 0,43

ОАО фирма «Молоко» г.Россошь 5 723 11 579 в 2 р. 4,94 7,3

ЗАО «Маслосырбаза Россошанская»

ОАО»Маслосырзавод «Таловский» 359 212 59 0,3 0,13

АООТ «Молочный завод Есиповский» 41,4 9 22 0,01

ООО «Каширамолоко» 1 381,9 1 795,4 130 1,2 1,1

ОАО КМП «Эртильский» 896,9 228,3 25 0,8 0,14

ОАО МК «Воронежский» 54 587,1 73 637 135 47,1 46,3

ООО фирма «Малыш» 4 775 5 162,7 108 4,1 3,2

ООО «Компания Молочное Дело» 17 691 31 994 181 15,3 20,1

ОАО сыродельный завод «Тойденский» - - - - -

ИТОГО 115 913,7 159 099,5 137 100 100

Таблица 3

Резервы роста эффективности за счет сокращения входных ресурсов предприятий-аутсайдеров

Вид деятельности Резервы сокращения входных ресурсов (%) £ резервов роста эффективности, %

Материальные затраты Амортизация Совокупные активы Возможность сокращения численности персонала Кредиторская задолженность

Пищевая промышленность 4,8 12,3 11,0 1,2 14,4 43,7

Предприятия-аутсайдеры молочной отрасли 0,1 0,8 2,3 6,4 16,6 26,2

предприятий-лидеров: это более крупные предприятия, входящие в промышленно-финансовые группы, контролируемые негосударственными инвесторами.

Подавляющее большинство неэффективных предприятий (группа аутсайдеров) принадлежит к разряду малых, не имеющих не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

Детализация анализа предприятий молочной промышленности Воронежской области позволяет сделать выводы, необходимые для управления эффективностью на уровне отдельных предприятий.

Указанный в таблице 3 резерв роста эффективности по ££И-методу может быть реализован с учетом использования как материальных, так и нематериальных активов.

Как видим из таблицы 3, предприятия-аутсайдеры недостаточно используют такие факторы, как интеллектуализация труда, позволяющая сокращать численность работников, фак-

тор оптимизации финансовых потоков, приводящий к росту кредиторской задолженности, а также другие факторы, которые позволили бы сокращать затраты на производство молочной продукции.

Использование £)£4-метода при оценке эффективности в промышленности дает важную информацию для управления конкурентоспособностью на уровне как отдельных предприятий, так и отраслей. Применение предложенного метода, заключающегося в последовательном выполнении регионального, отраслевого и организационного анализа эффективности позволяет сделать следующие выводы.

Выявлены причины эффективности/неэффективности предприятий, при этом обнаружено, что эффективные предприятия молочной отрасли региона являются более или менее крупными организациями.Группапредпри-ятий-аутсайдеров принадлежит к разряду малого бизнеса; их

характерной чертой является недоиспользование нематериальных активов. Кроме того, выявлено, что отсутствие отечественных и иностранных инвесторов на этих предприятиях в целом отрицательно сказывается на их эффективности.

В соответствии с результатами анализа выработан ряд рекомендаций по принятию решений, связанных с повышением эффективности в молочной промышленности региона. Необходимо:

♦ сокращение численности работников за счет интеллектуализации их труда;

♦ оценка объектов интеллектуальной собственности и внедрение ноу-хау;

♦ рост эффективности предприятий за счет привлечения инвесторов.

Кроме того, необходима усиленная деятельность государства как собственника, заинтересованного в продовольственной безопасности населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.