Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГАЗПРОМБАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГАЗПРОМБАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1401
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКИЙ РЕЙТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ / ГАЗПРОМБАНК / COMMERCIAL BANK / BANK RATING / COMPETITIVENESS / TYPES OF COMPETITION / GAZPROMBANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабазина Любовь Николаевна, Григорьева Ираида Валериановна

За последние десять лет численность банков на территории Российской Федерации резко сократилась. Во-первых, это связано с внедрением жестких надзорных требований Банком России, во-вторых - c возрастанием конкуренции среди банков. В статье проведен анализ конкурентоспособности лидирующих банков по данным ведущих рейтинговых агентств. Основное внимание уделено Газпромбанку, который позиционируется как крупный универсальный финансовый институт и представляет широкий спектр финансовых услуг для физических и юридических лиц. Рейтинги по активам отдают Газпромбанку 3-е место, по депозитам 4-е и по кредитам 3-е место. Обозначены привлекательные продуктовые линейки Газпромбанка для потребителей его услуг На основе результатов проведенного сравнительного анализа статей отчетности конкурентов (активов, в том числе высоколиквидных, доходных и прочих активов; обязательств, в том числе средств банков, текущих и срочных средств, выпущенных ценных бумаг, прочих обязательств; собственных средств) авторы предлагают разбить их на три типа: ключевые, прямые и косвенные. По мнению авторов, ключевыми и прямыми конкурентами Г азпромбанка являются Сбербанк и ВТБ, а ключевыми и косвенными - Альфа-Банк, Россельхозбанк и Райффайзенбанк. По результатам исследования выявлены положительные изменения основных объемных показателей Газпромбанка, такие как увеличение активов, собственных средств, розничного кредитования и чистой прибыли, что позволяет банку сохранить свое место в тройке лидеров банковской сферы. Выявленные конкурентные преимущества и недостатки в обслуживании клиентов позволили предложить пути повышения конкурентоспособности банка по основным стратегическим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF GAZPROMBANK COMPETITIVENESS AND WAYS TO IMPROVE IT

Over the past ten years, the number of banks in the Russian Federation has sharply decreased. First of all, this is due to the introduction of strict Supervisory requirements by the Bank of Russia, and se-cond-to increased competition among banks. The article analyzes the competitiveness of leading banks according to the data of leading rating agencies. The main attention is paid to Gazprombank, which is positioned as a large universal financial institution and provides a wide range of financial services for individuals and legal entities. Ratings on assets give Gazprombank the 3rd place, on deposits 4 and on loans the 3rd place. The attractive product lines of Gazprombank for consumers of its services are outlined. Based on the results of a comparative analysis of competitors reporting items (assets, including highly liquid, profitable and other assets; liabilities, including Bank funds, current and term funds, issued securities, other liabilities; own funds), the authors propose to divide them into three types: key, direct and indirect. According to the authors, Sberbank and VTB are the key and direct competitors of Gazprombank, while Alfa-Bank, Rosselkhoznadzor and Raiffeisenbank are the key indirect competitors. The results of the study revealed positive changes in the main volume indicators of Gazprombank, such as an increase in assets, equity, retail lending and net profit, which allows the Bank to maintain its place in the top three leaders in the banking sector. The identified competitive advantages and disadvantages in customer service allowed us to suggest ways to improve the Bank's competitiveness in the main strategic areas.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГАЗПРОМБАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ»

УДК 336.719

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГАЗПРОМБАНКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Л.Н. Хабазина, И.В. Григорьева

За последние десять лет численность банков на территории Российской Федерации резко сократилась. Во-первых, это связано с внедрением жестких надзорных требований Банком России, во-вторых - c возрастанием конкуренции среди банков. В статье проведен анализ конкурентоспособности лидирующих банков по данным ведущих рейтинговых агентств. Основное внимание уделено Газпромбанку, который позиционируется как крупный универсальный финансовый институт и представляет широкий спектр финансовых услуг для физических и юридических лиц. Рейтинги по активам отдают Газпромбанку 3-е место, по депозитам 4-е и по кредитам 3-е место. Обозначены привлекательные продуктовые линейки Газпромбанка для потребителей его услуг

На основе результатов проведенного сравнительного анализа статей отчетности конкурентов (активов, в том числе высоколиквидных, доходных и прочих активов; обязательств, в том числе средств банков, текущих и срочных средств, выпущенных ценных бумаг, прочих обязательств; собственных средств) авторы предлагают разбить их на три типа: ключевые, прямые и косвенные. По мнению авторов, ключевыми и прямыми конкурентами Газпромбанка являются Сбербанк и ВТБ, а ключевыми и косвенными - Альфа-Банк, Россельхозбанк и Райффайзенбанк.

По результатам исследования выявлены положительные изменения основных объемных показателей Газпромбанка, такие как увеличение активов, собственных средств, розничного кредитования и чистой прибыли, что позволяет банку сохранить свое место в тройке лидеров банковской сферы. Выявленные конкурентные преимущества и недостатки в обслуживании клиентов позволили предложить пути повышения конкурентоспособности банка по основным стратегическим направлениям.

Ключевые слова: коммерческий банк; банковский рейтинг; конкурентоспособность; типы конкуренции; Газпромбанк.

L.N. Khabazina, I.V. Grigoryeva. RESEARCH OF GAZPROMBANK COMPETITIVENESS AND WAYS TO IMPROVE IT

Over the past ten years, the number of banks in the Russian Federation has sharply decreased. First of all, this is due to the introduction of strict Supervisory requirements by the Bank of Russia, and second-to increased competition among banks. The article analyzes the competitiveness of leading banks according to the data of leading rating agencies. The main attention is paid to Gazprombank, which is positioned as a large universal financial institution and provides a wide range of financial services for individuals and legal entities. Ratings on assets give Gazprombank the 3rd place, on deposits 4 and on loans the 3rd place. The attractive product lines of Gazprombank for consumers of its services are outlined.

Based on the results of a comparative analysis of competitors reporting items (assets, including highly liquid, profitable and other assets; liabilities, including Bank funds, current and term funds, issued securities, other liabilities; own funds), the authors propose to divide them into three types: key, direct and indirect. According to the authors, Sberbank and VTB are the key and direct competitors of Gazprombank, while Alfa-Bank, Rosselkhoznadzor and Raiffeisenbank are the key indirect competitors.

The results of the study revealed positive changes in the main volume indicators of Gazprombank, such as an increase in assets, equity, retail lending and net profit, which allows the Bank to maintain its place in the top three leaders in the banking sector. The identified competitive advantages and disadvantages in customer service allowed us to suggest ways to improve the Bank's competitiveness in the main strategic areas.

Keywords: commercial Bank; Bank rating; competitiveness; types of competition; Gazprombank.

Ужесточение надзорно-контрольных требований со стороны Банка России привело к колоссальному сокращению количества банков по всей стране. За последние десять лет с рын-

ка банковских услуг ушло 443 нежизнеспособных банка, и на начало 2020 г. количество банков в Российской Федерации составило 442. Тенденция по сокращению банков продол-

86

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 3(41)

Годы

1012 978 956

У23 ^834 ^33 ^623 561 484 442

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 1. Динамика количества банков в России за 2010-2019 гг.

жилась и в 2020 г. Только за январь 2020 г. лицензии на осуществление банковских операций лишились четыре банка (АКБ «АПАБАНК» (АО), АО «НВКбанк», ПАО КБ «ПФС-БАНК», ООО КБ «Нэклис-Банк») [3]. По статистике, чаще всего поводом к отзыву лицензии становится недостаточный размер собственного капитала организации, представление недостоверной отчетности, проведение теневых валютно-обменных операций, большие объемы проблемных активов баланса.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в следующих суммах:

- 1 млрд руб. - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;

- 300 млн руб. - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;

- 90 млн руб. - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;

- 300 млн руб. - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента [1].

В тройку крупнейших банков по объему собственного капитала на 1 апреля 2020 г. вошли Сбербанк России, ВТБ и Газпромбанк [4].

Усложнение условий функционирования хозяйствующих субъектов вызывает необходи-

мость пересмотра стратегических ориентиров и формирования новых эффективных механизмов деятельности коммерческих банков с целью расширения их конкурентных позиций. В то же время в условиях сильнейшей конкуренции есть экономический смысл постоянного мониторинга и анализа конкурентов, что позволяет разработать стратегию по ослаблению их сильных сторон, концентрации особого внимания на высокодоходных банковских продуктах и услугах, формированию положительного мнения у потенциальных клиентов об услугах банка, выявлению сильных и слабых сторон у себя и конкурентов.

Исходя из вышесказанного, основной задачей нашего исследования мы определили поиск и выявление ключевых конкурентов Газпромбанка для разработки рекомендаций по повышению его конкурентоспособности. Как следует из открытых источников, сегодня Газпромбанк рассматривается как крупный универсальный финансовый институт, представляющий широкий спектр финансовых услуг для физических и юридических лиц: расчетно-кассовое обслуживание, предоставление разных программ кредитования, привлечение средств населения во вклады, проведение операций на валютном и фондовом рынках, которые в целом и определяют его конкурентоспособность [6].

Газпромбанк является участником международных платежных систем Visa и Mastercard, имеет представительства во многих городах России. Продуктовая линейка, разработанная АО «Газпромбанк», содержит широкий спектр программ различного направления [7], которые указаны на рис. 2.

Рис. 2. Услуги Газпромбанка

Клиентам предлагается более 20 срочных вкладов на различные сроки, ставки по которым достигают 7,8 %. Среди разных видов программ наиболее популярными являются такие вклады, как «Газпромбанк - Пенсионные сбережения», «Газпромбанк - Перспектива (доля размещения в ИСЖ 25-49,9 %)», «До востребования». Но несмотря на предлагаемые Газпромбанком гибкие и выгодные условия по вкладам, ориентированные на разную целевую аудиторию, лидирует по данному банковскому продукту Сбербанк России.

Предложения по дебетовым картам банка позволяют размещать средства с максимальной ставкой на остаток до 5,3 %. Наиболее выгодны программы «Уральские авиалинии Classic», «Экспресс Кард Visa Classic» (с функцией безналичной оплаты проезда), «Леопардесса Бэри».

Газпромбанк предоставляет восемь программ по потребительским кредитам (ставки

по процентам - от 7,2 %), среди которых максимальной популярностью пользуются «Кредит на образование», «Кредит наличными», «Рефинансирование».

В сфере ипотечного кредитования банком разработано 33 программы, минимальная ставка по которым 2 %. Большой интерес у клиентов вызывают специальные условия по программам «Гараж / машино-место», «Ипотека от застройщика в ЖК МоскваА101», «Военная ипотека», «Новоселы (Вторичный рынок)».

Автомобильный кредит в АО «Газпромбанк» можно взять по минимальной ставке 6,9 %. Особо популярна программа «На покупку подержанного автомобиля» и «На покупку нового автомобиля».

Для держателей кредитных карт разработано четыре предложения, по условиям которых услуги оплачиваются по минимальной ставке 25,9 %. Самым выгодным считается «пластик» по программам «Умная карта» с кэшбэком или

Таблица 1

Рейтинг «Топ-10 банков России» на 31.05.2020, в млрд руб.

Место Наименование банка Активы Место Банки Кредиты Место Банки Депозиты

1 Сбербанк России 30 119 1 Сбербанк России 6 532 1 Сбербанк России 10 319

2 Банк «ВТБ» 14 787 2 Банк «ВТБ» 2 920 2 Банк «ВТБ» 3 108

3 Газпромбанк 6 762 3 Газпромбанк 606 3 Россельхозбанк 1 101

4 Альфа-Банк 3 992 4 Альфа-Банк 525 4 Газпромбанк 1 019

5 Россельхозбанк 3 780 5 Россельхозбанк 447 5 ПАО Банк «ФК Открытие» 639

6 Московский Кредитный Банк 2 830 6 Почта Банк 390 6 Альфа-Банк 435

7 ПАО Банк «ФК Открытие» 2 750 7 ПАО Банк «ФК Открытие» 351 7 Московский Кредитный Банк 424

8 Банк «Траст» 1 791 8 Росбанк 325 8 Совкомбанк 390

9 ЮниКредит Банк 1 500 9 Райффайзенбанк 293 9 Почта Банк 215

10 Райффайзенбанк 1 277 10 Совкомбанк 271 10 Тинькофф Банк 187

Таблица 2

Рейтинг наиболее надежных финансовых организаций по мнению представителей экономически активного населения страны, в % [5]

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет Ежемесячный доход, руб.

муж. жен. до 25- 35- 45 и до 25000- 35000- от

24 34 44 старше 24999 34999 44999 45000

Сбербанк России 71 68 74 77 71 70 69 71 73 74 71

ВТБ 50 51 50 45 51 5 51 47 49 52 56

Альфа-Банк 20 21 18 23 20 21 16 18 20 22 21

Газпромбанк 17 18 17 14 17 20 17 11 14 15 23

Россельхозбанк 13 12 13 7 14 12 15 13 13 11 13

Почта Банк 10 8 11 14 10 9 7 14 15 11 6

Тинькофф Банк 9 8 9 20 8 6 5 11 9 7 6

Райффайзенбанк 8 10 7 4 8 8 11 4 7 5 13

Совкомбанк 4 3 4 4 4 4 4 7 3 3 4

Промсвязьбанк 3 2 3 1 2 2 4 4 2 5 2

милями, «Наш малыш» Gold, «Наш малыш» Platinum.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service выставляет банку Газпромбанк рейтинг Ba2, а агентство Standard&Poor's установило рейтинг в значение BB+ (табл. 1). Рейтинги по активам отдают Газпромбанку 3-е место, по депозитам 4-е и по кредитам 3-е место. Сумма в рейтинге по активам - 6 762 381 млн руб., по депозитам -1 019 795 млн руб., по кредитам - 606 821 млн руб. [8].

Наиболее надежным банком, по мнению россиян, является Сбербанк - его выбрали 71 % опрошенных, на втором месте - также банк с государственным участием ВТБ (50 %). В первой тройке находится Альфа-Банк (табл. 2), на которого в качестве одного из самых надежных указал каждый пятый респондент (20 %). В первую пятерку лидирующих банков также попали Газпромбанк (17 %) и Россельхозбанк (13 %). Каждый десятый респондент доверяет Почта Банку (10 %). Тинькофф Банк выбрали 9 % опрошенных; Райффайзенбанк - 8 %; Сов-комбанк - 4 %; Промсвязьбанк, Росбанк «ФК

Открытие», Банк «Уралсиб», Хоум Кредит Банк - по 3 %; ЮниКредит Банк и Московский Кредитный Банк - по 2 % опрошенных. Минимальное число голосов (по 1 %) оказалось у банков «Русский Стандарт», АБ «Россия», Банк «Санкт-Петербург», «Ак Барс» и Ситибанк, а СМП Банк не набрал и 1 % голосов [8].

По мнению Л.Е. Зерновой [2], проводившей оценку конкурентоспособности коммерческих банков по основным направлениям их деятельности на основе показателей качества и стоимости их услуг, основными лидерами и конкурентами друг другу на рынке банковских услуг, являются Россельхозбанк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, ВТБ и Сбербанк (табл. 3). Именно между этими банками целевой потребитель чаще делает выбор для удовлетворения своих потребностей или решения своей проблемы в финансовой сфере.

Анализ показателей отчетности (статей актива, обязательств, собственных средств) конкурентов Газпромбанка позволяет выявить лидирующих игроков на рынке банковских услуг (табл. 4), которых можно разделить на три типа (табл. 5).

Таблица 3

Итоговое значение конкурентоспособности услуг по основным направлениям деятельности банков (кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, депозитные операции)

Наименование банка Коэффициент конкурентоспособности Суммарный запас конкурентоспособности Рейтинговая оценка

Россельхозбанк 9,455 0,800 1

Газпромбанк 9,308 2,491 2

Райффайзенбанк 9,261 -2,258 3

Альфа-Банк 8,975 0,099 4

ВТБ 8,972 0,016 5

Сбербанк 8,739 -1,149 6

Таблица 4

Сравнительная оценка отдельных статей отчетности конкурентов с отчетностью Газпромбанка на 01.04.2020, в %

Статьи Сбербанк ВТБ Россельхозбанк Альфа-Банк Райффайзен-банк

1. Актив 324,4 112,8 - 49,2 - 48,1 -79,2

в том числе высоколиквидные активы 244,8 69,4 - 48,9 - 41,2 - 85,6

доходные активы 331,4 100,1 - 49,7 - 49,3 - 78

прочие активы 346,2 303,2 - 44,8 - 44,5 -78,5

2. Обязательства 298,8 113,6 - 46,4 - 49 - 79,8

в том числе средства банков 441,3 367,8 - 54,2 - 36 - 66,2

текущие средства 378 155,3 -56,1 2,7 -48,2

срочные средства 258,8 83,8 -46,7 -69,3 -91

выпущенные ценные бумаги 120,1 -15,5 -5,2 -63,5 -100

прочие обязательства 2152,2 1219,8 28,2 233 33,7

3. Собственные средства 555,6 106,1 -74,6 -40,7 74,6

К первой группе относятся ключевые конкуренты - лидирующие банки, действия которых могут значимо повлиять на финансовую деятельность Газпромбанка (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).

Вторая группа объединяет прямых конкурентов, к которым принадлежат лидирующие банки, предоставляющие аналогичные банковские и финансовые услуги на аналогичном рынке и работающие с общей целевой аудиторией.

К третьему типу относятся косвенные конкуренты - банки, предоставляющие банковские

Определение ключевых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и финансовые услуги с другими условиями, работающие с общей целевой аудиторией, но с более слабыми конкурентными позициями.

Как видно из табл. 5, ключевыми и в то же время прямыми конкурентами Газпромбанка являются Сбербанк (игрок с более высокой долей рынка) и ВТБ, ключевыми и косвенными - Альфа-Банк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк. Для работы с такими конкурентами возможны два направления: защита или нападение. Так, защитные стратегии заключаются в разработке программ, направленных на удержание текущей базы клиентов, а стратегия на-

Таблица 5

нкурентов Газпромбанка

Наименование банка Описание Типы конкурентов

Ключевой Прямой Косвенный

Сбербанк Российский государственный финансовый конгломерат, крупнейший транснациональный и универсальный банк России, Центральной и Восточной Европы + +

ВТБ Зарегистрирован Банком России на рынке финансовых услуг в 1990 г. Универсальный коммерческий банк с государственным участием. Финансовый конгломерат + +

Россельхозбанк Универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. Создан в 2000 г. + +

Райффайзенбанк Более 120 лет в банковской сфере, принадлежит к международной банковской Группе Райффайзенбанк Интернешнл + +

Альфа-Банк Банк создан в 1997 г. Крупнейший универсальный частный банк в России. На протяжении 30 лет занимает ведущие позиции во всех сегментах банковского бизнеса + +

90

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2020. № 3(41)

падения заключается в разработке программ, направленных на «захват» потребителей конкурентов.

Сильных конкурентов стоит рассматривать как угрозу для Газпромбанка, и против данных игроков необходимы правильные стратегии защиты, направленные на удержание и повышение лояльности текущих клиентов. Слабые конкуренты - это источники роста бизнеса, так как потребители данных игроков являются наиболее привлекательными потенциальными клиентами. Поэтому в работе со слабыми конкурентами необходимо использовать программы и действия, направленные на переключение клиентов. Но для этого необходимо обращать особое внимание на повышение конкурентоспособных преимуществ Газпромбанка, которые можно разделить на три группы: финансовые факторы, персонал, услуги (рис. 3).

Финансовые факторы отражают финансовое благополучие банка и характеризуются наиболее полно относительными показателями.

Прибыль коммерческого банка складывается из разницы между процентами по вкладам и кредитам; комиссий за предоставляемые услуги - открытие счетов, переводы, выдачу наличных и др.; штрафов и пеней за нарушение условий продуктов (например, за просрочки по кредитам). По результатам 2019 г Газпромбанк заработал чистую прибыль в размере 44,6 млрд руб., что на 5,1 млрд руб. больше, чем в 2018 г. Чистый процентный доход Газпромбанка в 2019 г. увеличился по сравнению с 2018 г. на 2,9 % и достиг 142,8 млрд руб. [7].

Стабильные доходы Газпромбанка от основной банковской деятельности, включаю-

щие чистые процентные доходы до вычета резервов под кредитные убытки и чистые комиссионные доходы, в 2019 г. увеличились на 12,7 % и достигли 177,0 млрд руб. Рентабельность активов в 2019 г. достигла 0,7 %, увеличившись на 0,1 п.п. в сравнении с 0,6 % в конце 2018 г. При этом процентные доходы выросли на 9,6 % до 409,5 млрд руб., а процентные расходы - на 13,6 % до 266,7 млрд. руб. Чистая процентная маржа в 2019 г. не изменилась, составив 2,8 %. В 2019 г. банк показал четырехкратный рост выдач потребительских кредитов в день и увеличил долю продаж в цифровых каналах до 55 %.

Среди отрицательных значений Газпромбанка можно отметить снижение рентабельности капитала на 0,5 п.п. до 6,3 % по сравнению с показателем 2018 г. В связи с этим в настоящее время продолжаются работы по релокации и централизации обеспечивающих функций на базе регионов с оптимальной стоимостью труда. Основная цель при этом - построение эффективной модели внутреннего сервиса, охватывающей такие функции, как информационные технологии, бухгалтерский учет и отчетность, корпоративный андеррайтинг, налоговый учет и отчетность, валютный контроль, НК и кадровое администрирование, хозяйственное и документационное обеспечение и др. Указанные мероприятия призваны сократить расходы «Газпромбанк» (АО) на содержание обеспечивающих функций, снизить уровень операционных рисков, повысить уровень удовлетворенности внутренних клиентов и эффективность взаимодействия структурных подразделений. В итоге они будут способство-

Рис. 3. Факторы конкурентоспособности «Газпромбанк» (АО)

Таблица 6

Рейтинг трех крупнейших российских банков за 2017-2019 гг.

Годы Рейтинг Место Газпромбанка в рейтинге

Сбербанк России ВТБ Газпромбанк

2017 22,4 36,9 13,2 49

2018 24,4 45,1 31,4 28

2019 31,3 49,6 40,3 29

вать снижению стоимости банковских продуктов и росту рентабельности и эффективности деятельности.

Эту работу могут выполнить только профессионалы, и поэтому в банке особое внимание уделяется вопросам развития и повышения профессионального уровня действующего персонала. Так, в 2018 г. прошли очное обучение более 3 тыс. работников банка по программам обучения, направленных на развитие навыко-вых и управленческих компетенций, а дистанционное обучение прошли более 12 тыс. чел. Кроме того, начиная с 2018 г внедрен новый формат диалога руководства банка с персоналом в виде открытых встреч с топ-менеджерами банка. Всего за год в данных мероприятиях приняли участие более 400 руководителей, в том числе в формате онлайн.

Политика Газпромбанка в области работы с персоналом не первый год отмечается профессиональным сообществом. Так, по итогам исследования Randstad Award Russia 2018, крупнейшего в мире независимого исследования, в ходе которого респонденты (представители работающего и неработающего населения) выбирают наиболее привлекательного работодателя

в каждом сегменте рынка из крупнейших по численности компаний страны, Газпромбанк в очередной раз был признан самым привлекательным работодателем в сфере оказания финансовых услуг

О высокой организации труда свидетельствуют и данные, полученные в результате анализа отзывов клиентов банков (физических и юридических лиц) и опубликованные на сайте banki.ru в рубрике «Народный рейтинг банков» (табл. 6). Согласно им рейтинговая оценка услуг Газпромбанка с 2016 по 2019 г значительно возросла, что позволила банку в 2019 г. занять 29-е место в рейтинге. При этом в числе основных недостатков в обслуживании клиентов Газпромбанка клиенты указали на недостаточное количество офисов банка; нехватку сотрудников в офисах для обслуживания клиентов; невысокий уровень компетентности сотрудников; недостаточное количество банкоматов; слабую консультационную поддержку клиентов сотрудниками колл-центра; несоблюдение установленных сроков обслуживания клиентов; отсутствие возможности совершения многих операций с использованием интернет-технологий и др.

Рис. 4. Пути повышения конкурентоспособности «Газпромбанк» (АО)

Исходя из отзывов, одним из важнейших стратегических направлений деятельности Газпромбанка можно обозначить более активное развитие розничного бизнеса за счет масштабного привлечения новых клиентов, расширения программ лояльности; увеличения спектра предоставляемых банковских продуктов и услуг, в том числе через дистанционные каналы; расширения и модернизации сети продаж.

В целом, несмотря на то что «Газпромбанк» (АО) позиционирует себя как крупный российский банк, по нашему мнению, в стратегии банка стоит предусмотреть и направление развития розничного бизнеса в регионах.

В заключение следует отметить, что сегодня Газпромбанк является одним из пяти ведущих банков России, в котором из-за высокой конкуренции в последние два года наблюдается некоторое снижение рентабельности капитала. В целях повышения конкурентоспособности менеджменту банка рекомендуется обратить особое внимание на такие крайне противоположные сегменты рынка банковских услуг, как развитие международной деятельности и регионального рынка розничных услуг. Реализация данных направлений возможна при проведении масштабной технологической модернизации и совершенствовании кадровой политики.

Список литературы

1. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (с изм. от 27.12.2019 № 507-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru.

2. Зернова Л.Е. Оценка конкурентоспособности банковских услуг по направлениям деятельности кредитных организаций-конкурентов // Modern

Science. 2020. № 2-1. С. 49-54. URL: https:// elibrary.ru.

3. Агентство «РИА Рейтинг»: офиц. сайт. URL: http://vid1.rian.ru.

4. Информационное агентство «Банки.ру»: офиц. сайт. URL: https://www.banki.ru.

5. Исследовательский центр портала Superjob. ru: офиц. сайт. URL: https://petergof.superjob.ru.

6. Сайт «Банкирша». URL: https://bankirsha. com.

7. Сайт Газпромбанка. URL: https://www.gaz-prombank.ru.

8. Сайт «Выберу.ру». URL: https://www.vbr.ru/ banki/gazprombank.

References

1. O bankakh i bankovskoj deyateFnosti: feder. zakon ot 02.12.1990 № 395-1 (s izm. ot 27.12.2019 № 507-FZ). URL: http://www.consultant.ru.

2. Zernova L.E. Otsenka konkurentospo-sobnosti bankovskikh uslug po napravleniyam deyatePnosti kreditnykh organizatsij-konkurentov [Assessment of the competitiveness of banking services in the areas of activity of credit organizations-competitors] // Modern Science. 2020. № 2-1. S. 49-54. URL: https://elibrary.ru.

3. Agentstvo «RIA Rejting»: ofits. sajt. URL: http://vid1.rian.ru.

4. Informatsionnoe agentstvo «Banki.ru»: ofits. sajt. URL: https://www.banki.ru.

5. IssledovateFskij tsentr portala Superjob.ru: ofits. sajt. URL: https://petergof.superjob.ru.

6. Sajt «Bankirsha». URL: https://bankirsha. com.

7. Sajt Gazprombanka. URL: https://www.gaz-prombank.ru.

8. Sajt «Vyberu.ru». URL: https://www.vbr.ru/ banki/gazprombank.

ХАБАЗИНА Любовь Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: habazinal@mail.ru.

ГРИГОРЬЕВА Ираида Валериановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: g. iraida. v@mail. ru.

KHABAZINA, Lyubov Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: habazinal@mail.ru.

GRIGORYEVA, Iraida Valerianovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Economics and Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: g.iraida.v@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.