Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПАО "АЭРОФЛОТ"'

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПАО "АЭРОФЛОТ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЭРОФЛОТ / АВИАКОМПАНИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / АКТИВЫ / КОНКУРЕНТЫ / AEROFLOT / AIRLINE / PROFITABILITY / ASSETS / COMPETITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волохов Александр Владимирович

Российский рынок воздушных перевозок - один из самых быстрорастущих в мире. Именно поэтому на нем присутствует большое количество авиакомпаний. Увеличение количества участников рынка в последнее время оказывает влияние на показатели деятельности всех перевозчиков. В данной статье рассматривается финансовая устойчивость ПАО «Аэрофлот». Делается вывод, что, несмотря на большую востребованность национального авиаперевозчика среди пассажиров, финансовая устойчивость компании падает. Об этом свидетельствуют многие финансовые показатели. Для роста финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» автором были разработаны специальные рекомендации по ведению деятельности. Практическая значимость проведенного исследования заключается в применении разработанных рекомендаций не только «Аэрофлотом», но и любыми перевозчиками, как отечественными, так и зарубежными, желающими улучшить финансовое положение своей компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE PJSC AEROFLOT COMPETITIVE POSITIONS AND FINANCIAL STABILITY

The Russian air transport market is one of the fastest growing in the world. That is why it has a large number of airlines. The increase in the number of market participants has recently had an impact on the performance of all carriers. The financial stability of PJSC Aeroflot is considered in the article. It is concluded that despite the high demand for the national air carrier among passengers, the financial stability of the company is falling. This is evidenced by many financial indicators. To increase the financial stability of PJSC Aeroflot, the author has developed special recommendations for doing business. The practical significance of the research is the application of the developed recommendations not only by Aeroflot, but also by any carriers, both domestic and foreign, who want to improve the financial situation of their company.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПАО "АЭРОФЛОТ"»

Волохов А.В.1

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Исследование конкурентных позиций и финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот»

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Волохов А.В. Исследование конкурентных позиций и финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 8. — С. 1829-1846. Со1: 10.18334/се.14.8.110694

АННОТАЦИЯ:

Е о с о

и

Российский рынок воздушных перевозок — один из самых быстрорастущих в мире. Именно поэтому на нем присутствует большое количество авиакомпаний. Увеличение количества участников рынка в последнее время оказывает влияние на показатели деятельности всех перевозчиков. В данной статье рассматривается финансовая устойчивость ПАО «Аэрофлот». Делается вывод, что, несмотря на большую востребованность национального авиаперевозчика среди пассажиров, финансовая устойчивость компании падает. Об этом свидетельствуют многие финансовые показатели. Для роста финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» автором были разработаны специальные рекомендации по ведению деятельности. Практическая значимость проведенного исследования заключается в применении разработанных рекомендаций не только «Аэрофлотом», но и любыми перевозчиками, как отечественными, так и зарубежными, желающими улучшить финансовое положение своей компании.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Аэрофлот, авиакомпания, рентабельность, активы, конкуренты

ОБ АВТОРЕ_

Волохов Александр Владимирович, магистрант факультета международных экономических отношений (volokhovalexanCer@yanCex.ru)

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

- 1829 -

Volokhov A.V.1

G}

g![ 1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia 10

The study of the PJSC Aeroflot competitive positions and financial stability

CITE AS:_

Volokhov A.V. (2020) Issledovanie konkurentnyh pozitsiy i finansovoy ustoy-chivosti PAO «Aeroflot» [The study of the PJSC Aeroflot competitive positions and financial stability]. Kreativnaya ekonomika. 14. (8). — 1829-1846. doi: 10.18334/ce.14.8.110694

ABSTRACT:_

The Russian air transport market is one of the fastest growing in the world. That is why it has a large number of airlines. The increase in the number of market participants has recently had an impact on the performance of all carriers. The financial stability of PJSC Aeroflot is considered in the article. It is concluded that despite the high demand for the national air carrier among passengers, the financial stability of the company is falling. This is evidenced by many financial indicators. To increase the financial stability of PJSC Aeroflot, the author has developed special recommendations for doing business. The practical significance of the research is the application of the developed recommendations not only by Aeroflot, but also by any carriers, both domestic and foreign, who want to improve the financial situation of their company.

KEYWORDS: Aeroflot, airline, profitability, assets, competitors

JEL Classification: G32, G39, L93

Received: 14.07.2020 / Published: 31.08.2020

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Volokhov A.V. (volokhovalexander@yandex.ru)

— 1830 —

Введение. Актуальность темы исследования и постановка задач

Современная мировая экономика развивается благодаря упрочнению связей среди хозяйствующих субъектов различных стран и усилению конкуренции между ними. Данные факторы относятся и к международному рынку услуг, важной частью которого являются транспортные услуги [16] (Wang, Cole, Chen, 2018). Особое место среди транспортных услуг занимают пассажирские авиаперевозки, которые регулярно укрепляют как экономические, так и культурные связи между странами в условиях глобализации [3] (Botasheva, Nakostik, Fomenko, 2020).

Глобальные процессы не обходят стороной и Российскую Федерацию. □ Отечественный рынок авиаперевозок является одним из быстрорастущих в мире. Повышенный интерес к нему демонстрируют как крупнейшие мировые перевозчики, так и зарубежные бюджетные компании. В данных условиях отечественные авиакомпании должны сосредоточиться на сохранении своих

"+j

позиций на рынке и на увеличении пассажиропотока, привлекая новых российских и иностранных пассажиров [13] (Neretin, 2018).

Актуальность выбранной темы определяется высокой значимостью авиаперевозок для страны. Помимо транспортировки людей, сфера воздушного транспорта сегодня вносит значительный вклад в ВВП страны. Для того чтобы отечественные авиакомпании не стояли на месте и развивались, необходимо выстраивать их деятельность с учетом политики авиакомпаний-конкурентов, показателей операционной деятельности.

Научная гипотеза заключается в том, что финансовая устойчивость ПАО «Аэрофлот» в последние годы ухудшилась из-за появления на рынке гражданских перевозок новых компаний и нестабильности рубля.

Целью проведенного исследования является выявление слабых позиций в финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» и нахождение путей для их устранения.

Чтобы достичь поставленные цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Оценить коэффициенты ликвидности и уровень задолженности национального перевозчика.

2. Изучить показатели рентабельности компании и ее ближайших конкурентов на российском и европейском рынках.

3. Рассмотреть структуру потоков денежных средств от инвестиционной деятельности компании.

4. Разработать рекомендации по повышению финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот».

- 1831 -

Научная новизна исследования состоит в составлении рекомендаций по повышению финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» во время появления новых игроков на рынке авиаперевозок.

ст>

5 Доля авиакомпании на внутреннем и внешнем рынках

CT»

Анализируя данные Федерального агентства воздушного транспорта, можно сказать, что «Аэрофлот» является безоговорочным лидером по пассажирообо-роту в Российской Федерации. За исследуемый период до мировой пандемии COVID-19 в январе 2020 пассажирооборот авиакомпании составлял 31,3% от доли пассажирооборота всех авиакомпаний России. На втором месте по данному показателю находится перевозчик S7 Airlines, чья доля среди всех перевозчиков России составляет 12,2%. «Аэрофлот» обходит своего ближайшего конкурента по данному показателю в 2,5 раза. Стоит отметить, что в пятерку авиакомпаний с наибольшими показателями пассажирооборота входят два представителя Группы «Аэрофлот» — «Россия» и «Победа», на которые приходится 7,9% и 7% общего пассажирооборота отечественных компаний соответственно [10] (Tikhonov, 2020). Пассажирооборот авиакомпании «Аврора», которая также является дочерней компанией «Аэрофлота», составляет 0,6% от доли российских перевозчиков. В целом на Группу «Аэрофлот» приходится 46,8% всего пассажирооборота России, что, несомненно, демонстрирует главенство государственной группы авиакомпаний. Исходя из рисунка 1, основными конкурентами авиакомпании «Аэрофлот» не из ее собственной группы являются такие перевозчики, как S7 Airlines, «АЗУР эйр», «Уральские авиалинии» и «Северный Ветер», причем «АЗУР эйр» позиционирует себя как чартерная авиакомпания, занимающаяся групповыми перевозками туристов по приобретенным туровым пакетам.

Анализируя российских перевозчиков, которые специализируются на транспортировке грузов и почты, стоит отметить, что «Аэрофлот» занимает 2-е место в данном рейтинге по объему грузооборота [12] (Kholopov, Sokolova, Akhtanina, 2019). Его доля составляет 14,7% от общей доли грузооборота среди отечественных перевозчиков за январь 2020 года. Доля авиакомпаний, входящих в Группу «Аэрофлот»: «Россия», «Победа» и «Аврора» составляет 2,6%, 2,1% и 0,1% соответственно. Общая доля Группы «Аэрофлот» составляет 19,5%. Лидер по объемам грузовых перевозок — «ЭйрБриджКарго», чья доля составляет 66,4% от общих грузовых перевозок российскими компаниями (рис. 2). Данная компания специализируется только на грузовых перевозках. Стоит отметить, что приоритетом «Аэрофлота» является перевозка пассажиров, дочерняя компания «Аэрофлот-Карго» была ликвидирована в 2009 году,

- 1832 -

2%

8%

4%

9%

Аэрофлот S7 Airlines Победа

Уральские авиалинии

Россия

Ютэйр

Северный Ветер АЗУР эйр Ред Вингс Нордавиа

Рисунок 1. 10 лидеров по пассажирообороту среди российских авиакомпаний в январе 2020 года (международные и внутренние перевозки)

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL: https:// www.favtru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov (дата обращения: 27.02.2020)

Е о с о

и

ш .>

ш

1% 1% 1%

15%

ЭйрБриджКарго Аэрофлот S7 Airlines Победа Россия I Авиастар-ТУ Волга -Днепр Атран Ютэйр

Уральские авиалинии

Рисунок 2. 10 лидеров по перевозкам грузов и почты среди российских авиакомпаний в январе 2020 года (международные и внутренние перевозки) Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). URL:https:// www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-gruzov-i-pochty (дата обращения: 27.02.2020).

- 1833 -

160

140

ст> 120

гч

о»

ю

100

о»

от

80

Z

1Л 60

40

20

0

Пассажирооборот, млн чел.

С? /

'S *

Рисунок 3. 10 лидеров по перевозкам пассажиров на европейском рынке в 2018 году. Источник: Europe airline groups 2018 ranking: Lufthansa group still at the top. CAPA. URL: https://centreforaviation.com/analysis/reports/europe-airline-groups-2018-ranking-lufthansa-group-still-at-the-top-456098 (дата обращения: 29.02.2020).

именно поэтому перевозки грузов не являются ключевыми в деятельности перевозчика. Основным конкурентом «Аэрофлота» на данном рынке можно назвать S7 Airlines, чья дочерняя компания S7 Cargo уступает «Аэрофлоту» в 5,3 раза.

Анализируя позиции российского перевозчика на европейском рынке, можно отметить, что Группа «Аэрофлот» занимает 7-е место среди всех авиакомпаний по объему пассажирооборота, присутствующих на данном рынке. Пассажирооборот отечественной группы за 2018 год составляет 55,7 млн человек. Основные «преследователи» Группы «Аэрофлот» — авиакомпании Norwegian и Wizz Air, занимающие в данном рейтинге на 8-е и 9-е места, перевезли за 2018 год 37 и 34,6 миллионов пассажиров. Исходя из рисунка 3, основным конкурентом для Группы «Аэрофлот» является авиакомпания Turkish Airlines, пассажирооборот которой за 2018 год составил 74 миллиона пассажиров.

Анализируя позиции «Аэрофлота» на глобальном рынке, стоит отметить, российский перевозчик только недавно сумел войти в топ-20 глобальных авиакомпаний — лидеров по пассажирообороту и расположился в нем

- 1834 -

Е

на 19-й строчке. Комментируя данную новость, руководство «Аэрофлота» отметило, что главной стратегической целью компании к 2025 году является вхождение в топ-5 списка европейских авиаперевозчиков.

Будущее национального перевозчика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы развития «группы Аэрофлот» и отдельно авиакомпании «Аэрофлот» на территории Российской Федерации достаточно большие. Во-первых, на сегодняшний день «Аэрофлот» является единственной компанией, которая получает роялти на протяжении многих лет от иностранных компаний за пролет над территорией Сибири [8] (Ruban, Pomytkin, 2020). Зародилось это явление еще во времена СССР, когда существовала только одна авиакомпания. Уже много лет активно поднимается вопрос об отмене иностранных платежей за пролет над сибирской территорией России зарубежными компаниями. Также страны — участники Чикагского соглашения считают, что плата роялти — это прямое нарушение принципов воздушного пространства. Во-вторых, «Аэрофлот» — это государственная компания. Отношение государства к компании хорошо прослеживается при анализе банкротства «Трансаэро». После ухода с рынка второго после «Аэрофлота» перевозчика страны госкомпания получила от Министерства транспорта Российской Федерации права на выполнение 56 маршрутов, принадлежащих ранее «Трансаэро». Количество маршрутов для «Аэрофлота» превосходит количество маршрутов, предоставленных другим авиакомпаниям вместе взятым. Помимо этого, во время начала мировой пандемии COVID-19 только «Аэрофлоту» было разрешено выполнять рейсы в Китай, Иран и Южную Корею. В-третьих, Группа «Аэрофлот» регулярно пополняется современными воздушными судами, как ближнемагистральными, так и дальнемагистраль-ными, открывает новые рейсы и летает по самому большому количеству направлений в мире среди российских авиакомпаний. Именно поэтому перспективы развития компании среди отечественных перевозчиков достаточно большие, компания обладает поддержкой государства, что способствует развитию перевозчика.

Что касается перспектив развития компании на внешнем рынке, то здесь необходимо оценивать ситуацию по каждому региону отдельно. Так, если посмотреть на быстрорастущий рынок Китая, то здесь «Аэрофлот» уже несколько лет подряд получает награду как «Лучшая авиакомпания для транзита из Китая в Европу». Азиатский регион в целом также играет большую роль для перевозчика. В 2020 году должны открыться новые рейсы из Москвы

- 1835 -

в Осаку и Сингапур. Второй рейс сможет перетянуть на себя загрузку с такого же рейса, выполняемого Singapore Airlines.

В европейском регионе компания чувствует себя достаточно уверенно. Выполняются рейсы практически в каждую страну Европы, причем не только в ее столицу [11] (Tikhonov, Novikov, 2020). Как упоминалось выше, Группа «Аэрофлот» занимает 7-е место по пассажирообороту в европейском регионе в 2018 году и проигрывает только более крупным игрокам, как по количеству воздушных судов, так и по количеству предлагаемых направлений.

Большое значение для будущих перспектив развития играет и альянс SkyTeam, в котором состоит «Аэрофлот» [15] (Seo, 2020). Благодаря нему компания предлагает приобретать билеты не только на свои рейсы, но и на рейсы участников альянса. Благодаря этому география для путешествий у людей увеличивается. Также увеличению направлений «Аэрофлота» способствуют код-шеринговые направления [17] (Yimga, Gorjidooz, 2019).

Исследование финансового положения ПАО «Аэрофлот»

Уровень задолженности, коэффициенты ликвидности ПАО «Аэрофлот»

Анализируя коэффициент задолженности ПАО «Аэрофлот», можно сказать, что его значение по итогам 2019 года составляет 0,648963. Данное значение незначительно выходит за рамки нормального значения. Считается нормальным, если значение показателя находится в диапазоне от 0 до 0,5. Превышение означает увеличение доли заемного капитала и может привести к неустойчивому финансово-экономическому положению компании [1] (Amadaev, Dokhkilgova, 2020). Значение 0,648963 означает, что предприятие имеет около 60% долговых обязательств.

Таблица 2

Уровень задолженности, коэффициенты ликвидности ПАО «Аэрофлот» в 2019 году

Название показателя Значение

Коэффициент задолженности 0,648963

Коэффициент текущей ликвидности 0,83935

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности 0,97903

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 01.03.2020).

- 1836 -

Коэффициент текущей ликвидности за аналогичный период равняется 0,83935 (табл. 2). В мировой практике оптимальным считается коэффициент в диапазоне от 1,5 до 2,5. Значение ПАО «Аэрофлот» говорит о том, что у компании низкая платежеспособность.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности ПАО «Аэрофлот» составляет 0,97903. Нормой считается значение 1,0 и выше. В данном случае коэффициент почти составляет нормативное значение, что говорит о хорошем финансовом положении компании.

Динамика рентабельности продаж

Анализируя коэффициенты рентабельности продаж ПАО «Аэрофлот» (табл. 1), можем заметить, что компания смогла миновать отрицательное значение в 2014 году и нулевое значение — в 2015 году. За исследуемый период наибольшее значение данного показателя приходится на 2016 год, когда рентабельность продаж составила 11%. Стоит отметить, что если следовать общепринятым нормам, то значение коэффициента в интервале от 5 до 20% свидетельствует о том, что компания среднерентабельна. Однако для каждого вида экономической деятельности ФНС России утверждает значение показателя безопасной рентабельности. Так, значение для деятельности воздушного транспорта составляет 1,8%.

В 2017 году отмечается снижение коэффициента рентабельности продаж компании, которое продолжилось и в 2018 году. Данные снижения связаны с сокращением чистой прибыли при росте выручки компании [7] (Petrashin, 2019).

Таблица 1

Динамика коэффициента рентабельности продаж ПАО «Аэрофлот» за 2014-2019 гг., в млн руб.

Год 2019 2018 2017 2016 2015 2014

Значение 2% 1% 4% 11% 0% -5%

Е о с о

и

ш .>

ш

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 01.03.2020).

Рентабельность оборотных активов

Коэффициент рентабельности оборотных активов является одним из самых распространенных коэффициентов из группы рентабельности [5] (Lipchiu, 2020). Чем больше его значение, тем более эффективны продажи у компании.

- 1837 -

Анализируя динамику коэффициента рентабельности оборотных активов ПАО «Аэрофлот» (табл. 2), можно заметить, что компания смогла преодолеть отрицательные значения данного коэффициента в 2016 году.

Пик значения коэффициента рентабельности оборотных активов прихо-^ дится на 2016 год. Это был первый год, после того как обанкротился главный конкурент для компании — авиакомпания «Трансаэро». Группа «Аэрофлот» 2 получила от банкрота как воздушные судна, так и права на перевозки по определенным маршрутам, что и нашло свое отражение в значении коэффициента [9] (БоЬоЫу, 2018).

В последующих годах отмечается снижение исследуемого коэффициента. Это говорит о том, что продажи компании становятся менее эффективными. Данная гипотеза подтверждается тем, что на данный момент высока конкуренция со стороны как отечественных компаний, так и зарубежных на рынке авиаперевозок.

Таблица2

Динамика коэффициента рентабельности оборотных активов ПАО «Аэрофлот» за 2014-2019 гг., в млн руб.

Год 2019 2018 2017 2016 2015 2014

RCA 9% 4% 14% 41% -1% -18%

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 01.03.2020).

Коэффициент финансового риска

Значение коэффициента финансового риска составляет 1,848702. Для отечественных компаний нормой считается значение меньше или равно 1. Это означает равенство собственного и заемного капитала в структуре компании. В экономически развитых странах оптимальным является значение меньше или равно 1,5. В данном случае объем заемного капитала в 1,5 раза может превосходить собственный. В случае с ПАО «Аэрофлот» стоит сказать, что значение 1,848702 превышает не только отечественную норму, но и норму экономически развитых стран. Чем больше данный показатель превышает норму, тем больше становится зависимость компании от заемных средств. Финансовая устойчивость организации в данном случае падает.

- 1838 -

Инвестиционная политика авиакомпании

В исследуемых периодах компания направила большие средства на инвестиции [2] (Belyakova, Surkova, Mikhailovskaya, 2019). Так, например, было размещено большое количество депозитов. В 2018 году на данную деятельность было направлено на 4 952 млн рублей больше, чем за 2017 год.

Большие средства также направлялись на приобретение воздушных судов во всех исследуемых 5 годах. Помимо этого, ежегодно вносились большие денежные средства по предоплатам за воздушные суда, которые также и возвращались в больших объемах.

В 2018 году был заключен контракт между перевозчиком и «Ростех» на поставку 50 отечественных самолетов МС-21. Внедрение современной техники должно помочь ПАО «Аэрофлот» сократить свои операционные издержки.

Также авиакомпания активно вкладывается в инвестиции в научно-исследовательские разработки в рамках Программы инновационного развития Группы [4] (Dontsova, Volokhov, Morkovkin, 2020). Данные разработки могут использоваться на рынке не только участниками Группы «Аэрофлот», но и прочими компаниями, как отечественными, так и международными, что сможет окупить данные вложения и принести прибыль [14] (Ravishankar, Christopher, 2020).

Отток денежных средств в рассматриваемом периоде был профинансирован за счет внутренних источников финансирования: амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль, уставный фонд, выпуск и приобретение акций и облигаций.

Оценивая динамику денежных потоков по инвестиционной деятельности, можно заметить, что в 2018 года чистая сумма денежных средств, поступивших от инвестиционной деятельности ПАО «Аэрофлот» значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом (табл. 3). Сокращение показателя произошло в 2,9 раз и составило только 4 842 млн рублей. В 2014, 2015 и 2019 годах отмечалась отрицательная динамика денежных средств, поступивших от инвестиционной деятельности.

Сокращение чистой суммы денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности на 66,3% соотносится с сокращением чистой суммы денежных средств от операционной деятельности на 59%. Так, например, чистая сумма денежных средств от операционной деятельности в 2018 году составила 19 495 млн руб., прибыль до налогообложения — 9 934 млн руб. Одним из наиболее существенных факторов, повлиявших на прибыль до налогообложения в 2018 году, также стал беспрецедентно высокий рост средней стоимости авиакеросина.

- 1839 -

Таблица 3

Структура потоков денежных средств от инвестиционной деятельности ПАО «Аэрофлот» за 2014-2019 гг., в млн руб.

«п гч о» ю

о» от

2014 2015 2016 2017 2018 2019

Размещение депозитов - (11741) (10435) (16300) (21152) 16791

Возврат депозитов - 6375 9840 13649 23926 (23969)

Поступления от продажи инвестиций и возврат депозитов 1869 30 - - - -

Приобретение инвестиций и размещение депозитов (2552) (8652) - - - -

Поступления от продажи дочерней компании - - 9 - - -

Поступления от продажи основных средств 126 603 84 88 93 3887

Приобретение основных средств и нематериальных активов (6160) (9196) (10222) (7681) (13131) -

Приобретение основных средств, активов в форме права пользования, нематериальных активов и капитализированные затраты на ремонты - - - - - (26781)

Поступления от продажи активов, предназначенных для продажи - - 6471 1856 4203 6192

Проценты полученные - - - 4241 3115 1803

Дивиденды полученные 70 74 62 59 136 224

Предоплата за воздушные суды (21361) (22708) (18806) (7931) (13888) (28592)

Возврат предоплат за воздушные суда 9620 7828 29362 26274 23968 6392

Платежи за финансовые активы по договорам аренды - - - - - (5730)

Погашение финансовых активов по договорам аренды - - - - - 3598

Выплата и возврат страховых депозитов по операционной аренде, нетто (104) (1383) 901 114 (2428) 40

Чистая сумма денежных средств, использованных в инвестиционной деятельности (18492) (38770) 7266 14369 - (46145)

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 09.07.2020)

- 1840 -

Слабые позиции в финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот», пути для их устранения

Из проведенного выше исследования можно выделить следующие слабые показатели финансовой устойчивости национального перевозчика: коэффициенты ликвидности, финансового риска, рентабельности продаж и оборотных активов.

Пути для увеличения коэффициентов рентабельности можно найти благодаря финансовому анализу методом Дюпона, показывающим влияние на рентабельность предприятия операционной деятельности (продажи), инвестиционной и финансовой [6] (ШЫ/отоуа, Бо^зоуа, 2020). Как мы видим, эффективность системы продаж предприятия напрямую определяет рентабельность собственного капитала и, следовательно, инвестиционную привлекательность предприятия. Для подсчета показателей обратимся к финансовым показателям ПАО «Аэрофлот» (табл. 4).

Таблица 4

Финансовые показатели ПАО «Аэрофлот» за 2014-2018 гг., в млн руб.

Год 2014 2015 2016 2017 2018

Чистая прибыль (1 6352) (1 560) 53281 23060 5713

Выручка 319771 415173 495880 532934 611570

Активы 277718 315194 299307 323330 316626

Собственный капитал (1 3505) (36120) 40769 67299 45335

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 01.03.2020).

Метод Дюпона декомпозирует коэффициент ROE на 3 компонента для того, чтобы определить влияние каждого из них. Рентабельность продаж у исследуемой компании падает с 2017 года. Следовательно, уменьшается прибыль на каждую 1 у.е. выручки. Коэффициент оборачиваемости активов, наоборот, увеличивается ежегодно с 2014 года (табл. 5). Из этого следует, что компания использует свои активы эффективно для генерирования выручки. Финансовый рычаг оценивает степень использования долгового финансирования и является мерой риска. В 2018 году данный показатель увеличился на 218% по сравнению с 2017 годом. Это достаточно рискованно, так как чем выше значение данного показателя, тем выше риск и неопределенность ожидаемой рентабельности собственного капитала.

- 1841 -

Таблица 5

Динамика рентабельности собственного капитала (по методу Дюпона) ПАО «Аэрофлот» за 2014-2018 гг., в млн руб.

«п гч о» ю

о» от

Год 2014 2015 2016 2017 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент рентабельности собственного капитала — ROE (ROS*Koa*LR) 121% 4% 131% 34% 13%

Коэффициент рентабельности продаж — ROS (Чистая прибыль/Выручка) -5% 0% 11% 4% 1%

Коэффициент оборачиваемости активов — Koa (Выручка/Активы) 115% 132% 166% 165% 193%

Коэффициент финансового рычага — LR (Активы/Собственный капитал) -2056% -873% 734% 480% 698%

Источник: Финансовая отчетность ПАО «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/reporting/ financial-results/ (дата обращения: 01.03.2020).

Проведение данного анализа позволяет разработать рекомендации по увеличению показателя ROE:

1. Необходимо увеличивать чистую прибыль компании через сокращение издержек, объем продаж. В этом может помочь открытие новых направлений для полетов, увеличение частоты выполнения рейсов.

2. Необходимо не допускать значительного увеличения доли заемных средств в общей структуре компании. Оптимальная доля заемных средств в компании — от 50 % до 70%. При увеличении данных нормативов увеличиваются финансовые риски: возможность потери финансовой независимости, платежеспособности и риска банкротства. На данный момент в ПАО «Аэрофлот» доля заемных средств составляет около 70%.

Финансовые риски, которые возникают у компании вследствие изменения такого рыночного индикатора, как курс валюты, «ПАО Аэрофлот» может снизить благодаря хэджированию. Например, хэджирование от роста цены на топливо.

Коэффициент текущей ликвидности компания может повысить благодаря увеличению оборотных активов. Особое место в оборотных активах у всех компаний занимают денежные средства. В данном случае перевозчику необходимо увеличить собственные денежные средства. Достигнуть этого можно благодаря открытию новых маршрутов, снижению стоимости билетов, расширению перечня субсидированных перевозок.

- 1842 -

Увеличение собственных денежных средств компании также сможет помочь привести коэффициент задолженности к оптимальному рекомендуемому значению. На данный момент компании необходимо снизить общие долговые обязательства на 10%. Благодаря дополнительным денежным средствам компания сможет расплатиться со своими кредиторами.

Заключение

Несмотря на то, что на российском рынке ПАО «Аэрофлот» является абсолютным лидером по пассажирским авиаперевозкам, а также занимает лидирующие позиции на международных рынках, финансовая устойчивость перевозчика начала снижаться после 2016 года. Гипотеза исследования подтверждена: появление новых авиакомпаний на рынках (на российском — бюджетный перевозчик «Азимут»), нестабильность национальной валюты способствовали возникновению слабых позиций в финансовом положении компании.

В ходе исследования были выявлены следующие финансовые проблемы ПАО «Аэрофлот»:

1. Превышение нормативного значения коэффициента задолженности, означающее большие долговые обязательства компании.

2. Низкий коэффициент текущей ликвидности, свидетельствующий о снижении платежеспособности перевозчика.

3. Уменьшившиеся коэффициенты рентабельности продаж и оборотных активов, которые говорят о том, что продажи компании становятся менее эффективными.

4. Выходящее за общепринятый норматив значение коэффициента финансового риска, подтверждающее падение финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот».

Для устранения данных проблем были разработаны следующие рекомендации:

1. Увеличение чистой прибыли компании через сокращение издержек, объема продаж.

2. Недопущение значительного увеличения доли заемных средств в общей структуре компании.

3. Хэджирование от роста цены на топливо.

4. Открытие новых маршрутов, снижение стоимости билетов, расширение перечня субсидированных перевозок.

- 1843 -

ИСТОЧНИКИ:

«л гч о» ю

о» от

(Л 1Л

1. Амадаев А.А., Дохкильгова Д.М. Оценка финансовой устойчивости фирмы и диагностика риска банкротства // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 3. — с. 38-42.

2. Белякова Ю.А., Суркова Е.В., Михайловская Н.М. Методические аспекты оценки экономической эффективности инвестиционных решений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — № 8. — с. 183-185.

3. Боташева Л.Х., Накостик Д.Д., Фоменко В.А. Роль авиационной промышленности в обеспечении устойчивого роста реального сектора экономики РФ // Естественно-гуманитарные исследования. — 2020. — № 3. — с. 79-84.

4. Донцова О.И., Волохов А.В., Морковкин Д.Е. Перспективы развития мировой авиации (на примере «Аэрофлота» и Lufthansa) // Экономические отношения. — 2020. — № 2. — с. 363-380.

5. Липчиу Н. В. Экономический анализ исследования организации в современных условиях // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 1. — с. 324-326.

6. Никифорова Н.А., Донцова Л.В. Анализ результативности угледобывающих компаний // Уголь. — 2019. — № 11. — с. 36-42.

7. Петрашин В.Д. Управление производительностью в авиакомпании на примере ПАО «Аэрофлот — Российские Авиалинии» // Московский экономический журнал. — 2019. — № 9. — с. 659-672.

8. Рубан В.А., Помыткин В.В. Интеграционная модель бизнеса в сфере воздушного транспорта в рамках проводимой государственной политики // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. — 2019. — № 1. — с. 33-39.

9. Соболев Л.Б. Россия на мировом рынке пассажирских авиаперевозок // Экономический анализ: теория и практика. — 2018. — № 11. — с. 2027-2042.

10. Тихонов А.И. Оценка конкурентоустойчивости авиационной компании // Вестник Академии знаний. — 2020. — № 1. — с. 233-238.

11. Тихонов А.И., Новиков С.В. Повышение конкурентоустойчивости российских авиакомпаний в условиях сложных внешних факторов // Московский экономический журнал. — 2020. — № 3. — с. 616-623.

12. Холопов К.В., Соколова О.В., Ахтанина М.О. Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 8. — с. 64-76.

13. Neretin A. S. Spatial Structure of Passenger Air Services in European Russia // Regional Research of Russia. — 2018. — № 8. — p. 67-83.

14. Ravishankar B., Christopher P.B. Mpact of innovative services on customer satisfaction and enhancing tourism: Airline and hotel services from tourist perspective // Journal of Critical Reviews. — 2020. — № 7. — p. 705-711.

15. Seo G. H. A Content Analysis of International Airline Alliances Mission Statements // Business Systems Research. — 2020. — № 11. — p. 89-105.

- 1844 -

16. Wang W., Cole S.T., Chen J.S. Tourist Innovation in Air Travel // Journal of Travel Research. — 2018. — № 57. — p. 164-177.

17. Yimga J., Gorjidooz J. Airline code-sharing and capacity utilization: Evidence from the US airline industry // Transportation Journal. — 2019. — № 58. — p. 280-308.

REFERENCES:

Amadaev AA., Dokhkilgova D.M. (2020). Otsenka finansovoy ustoychivosti firmy i diagnostika riska bankrotstva [Assessment of financial stability of a company and diagnosis of bankruptcy risk]. Natural-humanitarian research. (3). 38-42. (in Russian).

Belyakova Yu.A., Surkova E.V., Mikhaylovskaya N.M. (2019). Metodicheskie aspekty otsenki ekonomicheskoy effektivnosti investitsionnyh resheniy

>i

[Methodological aspects of economic evaluation of investment decisions]. Humanities, socio-economic and social sciences. (8). 183-185. (in Russian).

o

Botasheva L.Kh., Nakostik D.D., Fomenko V.A. (2020). Rol aviatsionnoy promysh-lennosti v obespechenii ustoychivogo rosta realnogo sektora ekonomiki RF [The

fij

role of the aviation industry in ensuring sustainable growth in the real sector Russian economy]. Natural-humanitarian research. (3). 79-84. (in Russian).

Dontsova O.I., Volokhov A.V., Morkovkin D.E. (2020). Perspektivy razvitiya miro-voy aviatsii (na primere «Aeroflota» i Lufthansa) [Prospects of development of world aviation (on the example of Aeroflot and Lufthansa)]. Journal of International Economic Affairs. (2). 363-380. (in Russian).

Kholopov K.V., Sokolova O.V., Akhtanina M.O. (2019). Sostoyanie mirovogo i ros-siyskogo rynkov mezhdunarodnyh gruzovyh aviaperevozok [State of the global and russian markets for international air cargo]. Russian Foreign Economic Bulletin. (8). 64-76. (in Russian).

Lipchiu N.V. (2020). Ekonomicheskiy analiz issledovaniya organizatsii v sovre-mennyh usloviyakh [Economic analysis of the research of the organization in modern conditions]. Vestnik Akademii znaniy. (1). 324-326. (in Russian).

Neretin A.S. (2018). Spatial Structure of Passenger Air Services in European Russia Regional Research of Russia. (8). 67-83.

Nikiforova N.A., Dontsova L.V. (2019). Analiz rezultativnosti ugledobyvayush-chikh kompaniy [Analysis of the efficiency of coal mining companies]. Ugol. (11). 36-42. (in Russian).

Petrashin V.D. (2019). Upravlenie proizvoditelnostyu v aviakompanii na primere PAO «Aeroflot — Rossiiskie Avialinii» [Performance management in the airline on the example of PJSC "Aeroflot — Russian Airlines"]. Moscow Economic Journal. (9). 659-672. (in Russian).

- 1845 -

<n

IN

o> 10

o>

<J\

l/l

Ravishankar B., Christopher P.B. (2020). Mpact of innovative services on customer satisfaction and enhancing tourism: Airline and hotel services from tourist perspective Journal of Critical Reviews. (7). 705-711.

Ruban V.A., Pomytkin V.V. (2019). Integratsionnaya model biznesa v sfere vozdushnogo transporta v ramkakh provodimoy gosudarstvennoy politiki [Integration business model in the field of air transport within the framework of public policy]. Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment. (1). 33-39. (in Russian).

Seo G.H. (2020). A Content Analysis of International Airline Alliances Mission Statements Business Systems Research. (11). 89-105.

Sobolev L.B. (2018). Rossiya na mirovom rynke passazhirskikh aviaperevozok [Russia in the global passenger air transportation market]. Economic analysis: theory and practice. (11). 2027-2042. (in Russian).

Tikhonov A.I. (2020). Otsenka konkurentoustoychivosti aviatsionnoy kompanii [Assessment of the competitiveness stability of aviation company]. Vestnik Akademii znaniy. (1). 233-238. (in Russian).

Tikhonov A.I., Novikov S.V. (2020). Povyshenie konkurentnoustoychivosti rossiys-kikh aviakompaniy v usloviyakh slozhnyh vneshnikh faktorov [Increasing the competitive sustainability of Russian airlines in the face of complex external factors]. Moscow Economic Journal. (3). 616 — 623. (in Russian).

Wang W., Cole S.T., Chen J.S. (2018). Tourist Innovation in Air Travel Journal of Travel Research. (57). 164-177.

Yimga J., Gorjidooz J. (2019). Airline code-sharing and capacity utilization: Evidence from the US airline industry Transportation Journal. (58). 280-308.

- 1846 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.