Научная статья на тему 'Исследование компетентностной самооценки выпускников вузов'

Исследование компетентностной самооценки выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конькова О. М., Яшков А. Б.

В статье представлены результаты авторского исследования среди студентов-выпускников пяти вузов города Ярославля с целью выявления их самооценки приобретенных компетенций и ожиданий относительно будущей профессиональной деятельности. Опрошено 90 студентов пятого курса очного обучения. Использовался метод анкетного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конькова О. М., Яшков А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование компетентностной самооценки выпускников вузов»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

© Конькова О.М.*, Яшков А.Б.*

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, г. Ярославль

В статье представлены результаты авторского исследования среди студентов-выпускников пяти вузов города Ярославля с целью выявления их самооценки приобретенных компетенций и ожиданий относительно будущей профессиональной деятельности. Опрошено 90 студентов пятого курса очного обучения. Использовался метод анкетного опроса.

Компетентностный подход к обучению, заключающийся в развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе - является одним из требований Болонского процесса.

Содержание компетентностной модели подготовки выпускников вузов по различным направлениям в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования призвано стать нормой качества результатов учебного процесса, адекватной современным требованиям науки, мировым тенденциям развития образования, экономики, рынка труда, а также личностным ожиданиям выпускников вузов.

Получение диплома, по сути, свидетельствует о том, что выпускник вуза готов к профессиональной деятельности, набор его компетенций соответствует полученной специальности. Однако, на наш взгляд, самооценка выпускниками присущих им компетенций определяет их способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь после завершения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности в престижной фирме и перспективы успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

Исходными данными для проверки выдвинутой гипотезы послужили результаты социологического опроса 90 выпускников (выборка сплошная, что составило более 90 % студентов пятого курса) пяти вузов города Ярославля по специальностям: менеджмент организации, мировая экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит.

Сбор информации в процессе исследования осуществлялся комбинацией кабинетных и полевых методов. В качестве полевого метода сбора первичной аналитической информации использовался опрос, который проводился в форме анкетирования.

При разработке вопросов анкеты были учтены три составляющие компетентности - когнитивная (знание и понимание), деятельностная (прак-

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат социологических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, аспирант.

тические и оперативное применение знаний) и ценностная (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). На наш взгляд, такой подход имеет принципиальное значение для разработки компетентностной модели выпускника и позволит дать сбалансированный перечень компетенций, которые бы относились к компетенциям ценностно-смысловой ориентации, политико-правовым компетенциям, компетенциям в сфере личной и общественной экологической безопасности (здоровьесбережение), компетенциям в сфере самостоятельной познавательной деятельности и компетенциям социального взаимодействия.

Абсолютное большинство опрошенных нами выпускников (84,4 %) считают, что, обучаясь на последнем курсе вуза, нужно думать уже не только о том, как подготовить и успешно защитить дипломную работу, но и о своем профессиональном будущем. Этот факт свидетельствует о том, что у выпускников как минимум за год до окончания вуза на сознательном уровне начинаются психологические адаптационные процессы подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Среди ряда предложенных в анкете ценностей, связанных с профессиональной деятельностью, в качестве актуальных и приоритетных студенты выделили высокую зарплату (76,6 %), совершенствование при помощи труда (62,2 %), престижность профессии (48,8 %), возможность на работе интересно общаться (47,7 %). Эти данные подтверждают выявленную выше смысловую ориентацию выпускников в профессиональной деятельности: деньги и карьера, оставляя в стороне все, что за рамками будущей работы, в том числе, и собственное здоровье. Можно предположить, что данная категория выпускников и поступала в своё время на экономические специальности с изначальной установкой на карьерное продвижение.

Каждый выпускник строит планы относительного профессионального будущего, исходя из своих преимуществ как молодого специалиста. Чтобы оценить их видение, студентам-выпускникам был задан соответствующий вопрос. Показателен большой процент (60 %) респондентов, которые отметили теоретическую подготовку как одно из преимуществ своего обра -зования, что в целом соответствует общей направленности российского высшего образования на текущий момент времени. Настораживает, но в то же время является закономерной, статистика относительно оценки собственного уровня профессионализма, поскольку многие выпускники не уверены в своих профессиональных качествах. Большое количество опрошенных (67,7 %) отмечают в качестве своего конкурентного преимущества хорошее знание компьютерных технологий, что вполне свойственно духу времени, и внушает оптимизм тот факт, что современные выпускники это осознают.

Наличие опыта работы в качестве выигрышного момента отметили только 20 % респондентов. Показатель с очевидностью указывает на то,

что они оценивают свой личный опыт как незначительный, а многие, скорее всего, его вообще не имеют. Стремление к повышению квалификации выделено многими выпускниками (62,2 %) как, несомненно, положительное, что в целом согласуется с их стремлением к продолжению образования, а также, возможно, с их интуитивным ощущением необходимости и ценности широких профессиональных профилей.

Следует отметить достаточно высокую значимость для выпускников общего уровня культуры, хотя этот показатель (45,5 %) мог бы быть и выше. Этот результат можно объяснить как следствие падения значимости в современном социально-культурном контексте ценностей абстрактного характера и превалирование ценностей прагматических.

Социальная зрелость имеет низкую значимость в глазах опрошенных (17,7 %) скорее всего по той причине, что большинство из них просто не представляют себе, что это такое из-за относительно невысокого уровня общей осведомленности, а также внешней абстрактности данного понятия. Еще одной причиной может быть та, что, не будучи в большинстве своем социально зрелыми людьми, выпускники не ощущали на собственном опыте положительных последствий социальной зрелости, что, естественно, снижает актуальность данного феномена.

Большинство опрошенных выпускников высказались за продолжение обучения после окончания вуза. 52,2 % из них желают продолжить образование по смежной специальности, что может указывать на стремление совершенствоваться в выбранной специальности, и, в свою очередь, позволяет сделать предположение о прагматической направленности данной группы студентов-выпускников. 12,2 % респондентов желают на момент опроса получить второе высшее образование по другой специальности. Наличие дополнительной квалификации имеет низкий рейтинг (6,6 %) в глазах опрошенных выпускников по той, скорее всего, причине, что они ее в большинстве своем не имеют и плодами ее не пользовались.

После проведения самооценки своих преимуществ респондентам было предложено задуматься над вопросом: «Чем, на Ваш взгляд, Вы лично как молодой специалист могли бы быть интересны современному работодателю?» Ответы на этот важный вопрос дают нам весьма значимые результаты. Отличные знания по специальности в качестве привлекательного для потенциальных работодателей момента отметили всего 16,6 % опрошенных, что вполне согласуется с невысокими оценками относительно своего профессионализма в вопросе, рассмотренном выше. Наличие практического опыта, точнее, его отсутствие, тоже невысоко и реалистично оценивается респондентами как привлекательный для работодателей фактор.

Особо отметить следует тот факт, что выпускники, вполне трезво оценивая свои профессиональные качества, делаю упор на такие внепрофес-сиональные аспекты, как трудолюбие, дисциплина (73,3 %), коммуника-

бельность (72,2 %), готовность к преодолению трудностей (48,8 %), стремление к повышению квалификации (58,8 %). То есть, выпускники рассматриваемой выборки особо выделяют качества, являющиеся скорее потенциально полезными в процессе развития личного профессионализма. Здесь мы имеем портрет скорее не профессионального, а готового к карьере, расторопного и энергичного молодого специалиста.

Креативность отметили только 26,6 % респондентов, что можно интерпретировать как относительно невысокую значимость творчества в деятельности, например, экономиста, где больший вес будут иметь конкретные навыки. С другой стороны, креативность в целом оценивается как незначимое для потенциальных работодателей качество, поскольку выпускники просто не имеют представления о реальном положении дел в профессиональной области.

Реальные цели (15,5 %) представляются также незначимыми, поскольку большинство опрашиваемых, скорее всего, их не имеет, а, во-вторых, работодателям, как правило, на первом этапе трудоустройства молодого специалиста нужен будет не человек с реальными целями, креативный и т.д., а просто исполнительный и обучаемый.

Анализ ответов на вопрос: «Отметьте, пожалуйста, те пункты, применительно к которым Вы уверенно можете ответить: «Я это знаю. Я этим владею. Я это умею» позволяет с огорчением констатировать тот факт, что 11 % опрошенных не дали никаких ответов, что косвенно может указывать на отсутствие каких-либо из приведенных умений. Менее всего у исследуемых выпускников развиты такие навыки, как руководство экономическими службами (16,6 %), методы математического моделирования (13,3 %), методы современного прогнозирования (14,4 %). Наибольшей выраженностью отличаются умения в таких областях, как анализ и обобщение экономических показателей (46,6 %), организации и проведение практических исследований (33,3 %), разработка управленческих решений (34,4 %).

Следует отметить, что ни один из навыков не встречается с частотой, превышающей хотя бы 50 % отметку, что позволяет сделать вывод об относительно невысокой степени профессиональной уверенности исследуемых выпускников. Таким образом, осознанная компетентность выпускников оценивается ими же невысоко.

Исследование показало, что на момент окончания высшего учебного заведения практически каждый выпускник в той или иной мере осознает и оценивает свою профессиональную и социальную подготовку для погружения в бизнес-среду. Им свойственна уверенность в теоретическом знании изученных в вузе дисциплин, они обладают высокой компьютерной грамотностью, рассчитывают на собственные личностные качества. Однако их психоэмоциональное состояние характеризуется тревогой по поводу предстоящего трудоустройства, чувством неуверенности в будущем и отсутствия стабильности, так как нет четкого видения собственной карьерной траектории.

Эта ситуация неопределенности, характерная для большинства членов респондентской группы, приводит к превалированию у выпускников к прагматическим ценностям: деньги и карьера. Результаты исследования доказывают, что респондентам присущи невысокая самооценка собственных профессиональных компетенций и готовность продолжить обучение после вуза.

В образовательно-воспитательном процессе при подготовке специалистов нужно целенаправленно формировать соответствующие личностные социально-профессиональные качества, систему смысложизненных целей и ценностных ориентаций, где профессиональная деятельность имеет приоритетный характер.

Будущих специалистов необходимо обучать навыкам анализа рынка труда, проведению маркетинговых исследований, поиску работы в соответствии с квалификацией и социально-профессиональной ориентацией. В учебном процессе важно использовать опережающий тип обучения, особенно в тех профессиях, которые связаны с использованием высоких технологий и новых видов деятельности.

Вуз обязан дать будущим специалистам не только необходимые профессиональные знания и навыки, но и сформировать у них соответствующий тип личности. Ко времени получения диплома молодые люди должны иметь личностные качества, позволяющие им выживать и успешно конкурировать в современной социально-профессиональной среде.

Достаточно глубокие знания, умения и навыки в какой-либо конкретной области профессии рассматриваются нами как необходимый компонент профессиональной подготовки специалиста. Основное внимание необходимо организации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, в ходе которой происходит повышение уровня профессиональной квалификации.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

© Коровина Ю.В.*

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

В статье исследуются возможности функционального моделирования для формирования профессиональных компетенций студентов специ-

* Старший преподаватель кафедры Теории и методики преподавания информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.