Научная статья на тему 'Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников'

Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1269
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевелёва Е.

Данная работа посвящена проблеме коммуникативной компетентности медицинских работников. Результаты проведенного исследования показали, что у большей части медицинского персонала отмечаются недостаточно развитые коммуникативные способности, низкий уровень эмпатии, присутствие интолерантных установок. Полученные данные свидетельствуют о наличии у медицинских работников коммуникативных барьеров, препятствующих их эффективному общению с пациентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шевелёва Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников»

Исследование коммуникативной компетентности медицинских работников The study of the communicative competence of medical workers

Шевелёва Е.

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград Elenashevelyovane@mail.ru

Shevelyova E.

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd Elenashevelyovane@mail.ru

Аннотация.

Данная работа посвящена проблеме коммуникативной компетентности медицинских работников. Результаты проведенного исследования показали, что у большей части медицинского персонала отмечаются недостаточно развитые коммуникативные способности, низкий уровень эмпатии, присутствие интолерантных установок. Полученные данные свидетельствуют о наличии у медицинских работников коммуникативных барьеров, препятствующих их эффективному общению с пациентами.

Annotation.

This work is devoted to the problem of communicative competence of medical workers. The results of the study showed that the majority of medical personnel have poorly developed communication skills, a low level of empathy, and the presence of intolerant attitudes. The findings suggest that medical workers have communication barriers that prevent them from communicating effectively with patients.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, медицинские работники, уровень эмоциональности.

Key words: communicative competence, medical workers, level of emotionality.

Коммуникативная компетентность, в настоящее время, является одной из главных составляющих высокого профессионального уровня специалиста практически в любой области человеческой деятельности. Коммуникация - это основной вид деятельности врача, который выражается в передаче исторического опыта, накопленного человечеством в области медицины [1,4]. Неподготовленность специалиста к общению с пациентами и с коллегами, может привести к возникновению затруднений во врачебной деятельности. Проблема общения, коммуникации является проблемой не только в области коммуникативной составляющей различных профессий, а также является фундаментальной проблемой психологии, и само понятие общения, коммуникации является одной из базовых категорий психологической науки [3].

Взаимоотношения между врачом и пациентом, а именно способность практикующих врачей эффективно общаться с клиентами, является одной из главных проблем современной медицины. Клиент получит тогда удовлетворение от общения с врачом, когда это общение будет качественным и положительным. Неэффективное общение препятствует достижению здоровья клиента, поэтому необходима качественная подготовка специалиста, включающая, обязательным образом, работу с коммуникативной составляющей его профессиональной деятельности [2].

Наиболее распространенная жалоба пациентов - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать понятные ответы, и, в первую очередь, точно определить проблемы, с которыми обратился пациент. Нарушение процесса обмена информацией влечет за собой рассогласование коллективных действий, в

результате чего снижается эффективность взаимопонимания, чего в общении между врачом и пациентом быть не должно [5].

Несмотря на большой вклад в изучении данной проблемы, в общении врача с пациентом, появляются трудности, и не каждый специалист, даже с большим опытом работы, может их преодолеть. Сложности в коммуникации врач-пациент влияют на качество оказываемой врачебной помощи и, так или иначе, накладывают негативный след на весь лечебный процесс.

Целью данного исследования стало изучение коммуникативной компетентности медицинских работников. Выборку составили 37 человек в возрасте от 25 до 50 лет (ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая психиатрическая больница № 2»). Среди них 12 врачей и 25 медицинских сестер.

Для изучения коммуникативной компетентности использовались следующие психодиагностические методики: 1) методика исследования «Коммуникативных и организаторских склонностей» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС); 2) Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова; 3) методика «Определение эмоциональности» В.В. Суворова; 4) Авторская анкета.

Анализ полученных результатов проводился с помощью специальной компьютерной программы для статистической обработки данных (SPSS).

Обратимся к результатам исследования. Среднее значение всей выборки по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» соответствует среднему уровню коммуникативных навыков и составляет 0,59 (оценка 3). Минимальный показатель равен 0,1 (оценка 1), максимальный - 0,95 (оценка 5). Полученное распределение респондентов по уровням представлено в табл. 1.

Таблица 1. Распределение данных по методике КОС. В.В. Синявский, В.А. Федорошин.

Уровень Коммуникативные способности (Кк) Организаторские способности (Ко)

абс % абс %

Низкий 9 24 9 24

Ниже среднего 12 32 9 24

Средний 6 16 9 24

Высокий 6 16 6 16

Очень высокий 4 12 4 12

Проанализируем полученные данные. У 24% испытуемых, набранные баллы соответствуют низкому уровню коммуникативных и организаторских способностей, т.е. такие медицинские работники предпочитают выслушать пациента и дать строгую инструкцию по лечению, не выходя за рамки тематики диалога. Люди с таким уровнем коммуникативных способностей характеризуются низкой коммуникабельностью, они предпочитают выслушивать, а не быть выслушанными. Уровень ниже среднего (32% по шкале Кк, 24% по шкале Ко) означает, что медицинские работники не стремятся к общению с пациентом, делают это исключительно в рамках своей профессии. Испытуемые с таким уровнем коммуникативных способностей предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свои мнения, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Медицинские работники, набравшие баллы, соответствующие среднему уровню развития коммуникативных и организаторских склонностей (16% по шкале Кк, 24% по шкале Ко), характеризуются стремлением к установлению контактов с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё

мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Медицинские работники с высоким уровнем коммуникативных и организаторских способностей (16%) легко и быстро адаптируются в новой ситуации, находят общий язык с клиентом. Также их характеризует стремление расширить круг своих, проявлять инициативу в общении, способность принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Врачи, набравшие самые высокие баллы (12%), обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к таким видам деятельности, которые требуют проявления активности, общительности, организаторских способностей, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Врачи с таким уровнем коммуникативных способностей общительны с клиентами, без труда находят темы для общения, открыты, заинтересованы в процессе общения с пациентом и нацелены на положительный результат.

Таким образом, по результатам методики можно сделать вывод, что среди медицинских работников встречаются специалисты, как с высокими коммуникативными способностями, так и с низкими.

Для исследования уровня толерантности, применялся экспресс-опросник «Индекс толерантности», результаты которого показывают общий уровень толерантности. Полученные сведения представлены в табл. 2.

Таблица 2. Распределение данных экспресс-опросника «Индекс толерантности».

Уровень Общий уровень толерантности

абс %

Низкий 7 19

Средний 20 54

Высокий 10 27

Медицинские работники, которые набрали низкие показатели (19%) характеризуются наличием интолерантных установок по отношению к окружающим, отличаются такими качествами как: нетерпимость к чужому образу жизни, непринятие мнения окружающих, конфликтность. Большинство респондентов (54%) набрали показатели, соответствующие среднему уровню толерантности. Их характеризует наличие как толерантных, так и интолерантных черт. Это говорит о том, что в некоторых ситуациях они могут вести себя толерантно (быть терпимыми к мнению, поступкам окружающих, проявлять уважение принятие других культур), а в некоторых интолерантно.

Около 27% респондентов обладают выраженной толерантностью. Для них характерно терпимость к чужому мировоззрению, образу жизни, открытость, уступчивость другим убеждениям, навязывание свои мнений, идей, компромиссность.

После обработки данных методики «Определение эмоциональности» В.В. Суворова выборка была разделена на 3 группы по степени эмоциональности. Результаты представлены в табл. 3.

Респонденты первой группы (24,5%), набравшие от 0 до 5 баллов характеризуются низким уровнем эмоциональности. Вторая группа (59,5%) с баллами от 6 до 10 обладает средним уровнем эмоциональности. Третьей группе (16%), набравшей 11 и более баллов присущ высокий уровень эмоциональности. Среднее значение равно 7, что соответствует среднему интегральному показателю эмоциональности.

Таблица 3. Распределение данных по методике «Определение эмоциональности».

Уровень Эмоциональность

абс %

Низкий 9 24,5

Средний 22 59,5

Высокий 6 16

Таким образом, на момент исследования большинство респондентов набрали баллы, соответствующие среднему уровню эмоциональности. Т.е. такие медицинские работники способны сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, контролировать своё эмоциональное состояние, адекватно реагировать на происходящие события.

Рассматривая субъективную оценку проблемных зон врачебным персоналом (авторская анкета), можно отметить, что более 50 % врачей загружены оформлением медицинской документации (Рис.1.). При этом сокращается время на подбор для наиболее оптимального стиля общения с пациентами, в сочетании с большой поточностью пациентов.

/ \

■ Большая поточность

■ Оформление

документации

■ Медицинские манипуляции

V_У

Рисунок 1. Распределение ответов врачебного персонала на вопрос: «Что негативно влияет на возникновения конфликтных ситуаций с пациентами?»

По распределению ответов медицинских сестёр на данный вопрос (Рис. 2.) видно, что важнейшими проблемами для возникновения конфликтных ситуаций является большая поточность пациентов и загруженность медицинскими манипуляциями (уколы, капельницы).

Таким образом, в результате обработки данных эмпирического исследования было выявлено, что у более половины медицинских работников слабо развиты коммуникативные способности. Это может свидетельствовать о недостаточно развитой коммуникативной компетентности, что характеризуется низким уровнем эмпатии, наличием интолерантных установок по отношению к окружающим, которые препятствует эффективному сотрудничеству с пациентами.

Рисунок 2 Распределение ответов медицинских сестёр на вопрос: «Что негативно влияет на возникновения конфликтных ситуаций с пациентами?»

Важнейшим показателем является субъективная оценка медицинским работником проблемных зон, основанных на их профессиональной деятельности. Эти данные показывают необходимость дифференцированного подхода в развитии коммуникативной компетентности у врачей и у медицинских сестёр.

Список используемой литературы:

1. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Исследование особенностей коммуникативных барьеров у специалистов профессий социономического типа (на примере врачей). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 4. - Режим доступа: http:// medpsy.ru

2. Болучевская В.В., Павлюкова А.И. Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация. (Лекция 2) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. -Режим доступа: http:// medpsy.ru

3. Василик, М.А. Основы теории коммуникации. Учебник. М.: Гардарики. Год издания: 2011. - 615 с.

4. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации. - Издательство: КноРус. Год издания: 2010. - 348 с.

5. Ледванова, Т.Ю., Лим, В.Г., Свистунов, А.А., Витренко, М.Ю., Коломейчук, А.В. Коммуникативная компетентность врача как часть компетенитностной модели подготовки специалиста/ Мененджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект. Коллективная монография в 2 томах. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. Т.2. - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.