Научная статья на тему 'Сформированность навыка коммуникации у лиц юношеского возраста с разными типами рефлексивности'

Сформированность навыка коммуникации у лиц юношеского возраста с разными типами рефлексивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / РЕФЛЕКСИЯ / СИСТЕМНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / REFLEXIVITY / САМОКОПАНИЕ / SOUL-SEARCHING / ФАНТАЗИРОВАНИЕ / FANTASY / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимова Елена Рашидовна, Печенкина Татьяна Иннокентьевна

Целью данной статьи является выведение взаимосвязи между рефлексивностью и коммуникативной компетенцией. Рассматривается содержание понятий «рефлексия» и «рефлексивность», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» в рамках психологической и педагогической наук. Охарактеризованы роль и место рефлексивной деятельности в процессе коммуникации. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативного навыка лиц юношеского возраста с разными типами рефлексии. Дано обоснование получившихся результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сформированность навыка коммуникации у лиц юношеского возраста с разными типами рефлексивности»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Maturity of communication skills in young people with different

types of reflexivity 1 2 Alimova E. , Pechenkina T. (Russian Federation)

Сформированность навыка коммуникации у лиц юношеского возраста с разными типами рефлексивности Алимова Е. Р.1, Печенкина Т. И.2 (Российская Федерация)

'Алимова Елена Рашидовна / Alimova Elena - студент, факультет психологии;

2Печенкина Татьяна Иннокентьевна /Pechenkina Tatiana -старший преподаватель,

кафедра психологии, Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Аннотация: целью данной статьи является выведение взаимосвязи между рефлексивностью и коммуникативной компетенцией. Рассматривается содержание понятий «рефлексия» и «рефлексивность», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» в рамках психологической и педагогической наук. Охарактеризованы роль и место рефлексивной деятельности в процессе коммуникации. Приведены результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативного навыка лиц юношеского возраста с разными типами рефлексии. Дано обоснование получившихся результатов.

Abstract: the purpose of this article is to introduce the interrelation between reflexivity and communicative competence. We consider the concept of «reflection» and «reflexivity», «communication», «communicative competence» in the psychological and pedagogical sciences. It describes the role and place of the reflexive activity in the communication process. The results of empirical studies of the communicative skills of persons of youthful age with various types of reflection. The substantiation of the obtained results.

Ключевые слова: коммуникация, рефлексия, системная рефлексия, рефлексивность, самокопание, фантазирование, юношеский возраст.

Keywords: communication, reflection, reflexivity, soul-searching, fantasy, adolescence.

Коммуникативная компетентность является одной из основных характеристик профессиональной компетентности и профессиональной деятельности специалистов в типе профессий «человек - человек». Формирование коммуникативной компетентности является одной из центральных задач в процессе подготовки будущего специалиста по социальной работе, необходимым условием его личностного и профессионального развития [2].

Одним из ведущих видов деятельности студента является процесс коммуникации, на первый план в этом возрасте выходит индивидуально-личностное общение, которое характеризуется умениями жить в коллективе, тактично вести себя при взаимодействии с другими, находить друзей в студенческой среде.

В студенческие годы коммуникация становится особым видом деятельности, т.к. именно в ее процессе студенты учатся обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления взаимоотношений в коллективе, учатся подчинять свои интересы и потребности, быть отзывчивыми и внимательным, приобретают социальный опыт коммуникативной деятельности [5].

В студенческом возрасте наиболее ярко проявляются сознательные мотивы поведения. Заметно улучшаются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах -целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни,

долгу, любви, верности и др.). Этот возраст характеризуется наиболее активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением и стабилизацией характера и, что особенно важно, овладением полным комплексом социальных ролей взрослого человека (гражданских, профессионально-трудовых и др.), интенсивным формированием специальных способностей, связанных с профессионализацией [5].

Профессиональное становление педагога, его мастерство зависит от умений оценивать себя и собственную профессиональную деятельность, т.е. от способности к рефлексии всех компонентов собственной профессиональной деятельности. На данном этапе рефлексия, как психолого-педагогический феномен является важным элементом осуществления успешной профессиональной деятельности практически в любой сфере [3].

А. В. Карпов определяет рефлексивность как метаспособность, входящую в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы - как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка - синтетические и регулятивные). В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности [1].

Многие авторы пишут о коммуникативной рефлексии (отличие собственной позиции от позиции другого человека, возможность посмотреть на себя «глазами другого» и т. д.). Данный вид рефлексии имеет большое значение при формировании самооценки личности и самосознания. С нашей точки зрения, ее нельзя однозначно считать психологической. Она по своему типу в большей степени относится к научной рефлексии (в ее механизме изначально заложена объективизация знаний о себе через другого человека), которая осуществляется на позициях «здравого смысла» (исходя из обыденного знания).

В отношении временной ориентации опыта выделяют ситуативную (настоящее), ретроспективную (прошлое) и перспективную (будущее) рефлексии [3].

Таким образом, способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям». В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием [3].

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет». Выборка представлена 40 разнополыми испытуемыми в возрасте от 19 до 23 лет, обучающимися на факультете психологии. Для практической работы была выбрана методики «Дифференциальная диагностика рефлексивности» (авт. - А. Н. Леонтьев) и «Коммуникативные и организаторские склонности» (авт. - В. В. Синявский, В. А. Федорошин) - шкала коммуникации.

В ходе исследования мы выделили три подгруппы испытуемых с разными типами рефлексивности. Было установлено, что 98% испытуемых имеют высокий уровень развития по шкале «Системная рефлексия». Такие испытуемые обладают достаточно редкой способностью смотреть на себя со стороны, отстраняться, выныривать из потока собственной жизни, занимать позицию по отношению к самому себе. 2% студентов обладают средним уровнем развития данного свойства. Таким испытуемым присуще умение отрешаться от переживаний и здраво оценивать результаты собственной деятельности, но это им не всегда удается.

По шкале «Самокопание» 50% испытуемых имеют высокий уровень развития данного свойства. Такие испытуемые излишне тщательно анализируют собственные поступки, переживания, производят безостановочный бессистемный самоанализ без последующих выводов. 45% обладают средним уровнем развития данного свойства. Для таких испытуемых характерен умеренный анализ своих эмоций и действий, они не зацикливаются на нем надолго, он не выбивает их из привычной колеи. 5% испытуемых обладают низким уровнем самокопания. Обладателям низкого уровня не присущ детальный анализ

98

переживаний и поступков. В том же случае, когда они все же его производят, то непременно выносят из этого соответствующие выводы.

60% испытуемых имеют высокий уровень развития по шкале «Фантазирование». У таких испытуемых может быть выражена как бездеятельная мечтательность, служащая для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального положения вещей, так и действенное воображение, где фантазия служит толчком к действию. 38% студентов имеют средний уровень развития свойства фантазирования. Такие испытуемые склонны к действенному фантазированию - продукты их воображения часто воплощаются ими в действительность. 2% испытуемых юношеского возраста имеют низкий уровень развития фантазирования. Данный уровень характерен для испытуемых, не утруждающих себя даже мысленным преобразованием действительности.

В подгруппе, с развитой системной рефлексией обнаружен высокий уровень склонности к коммуникации - 44%. Такие испытуемые испытывают потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, могут быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия.

30% испытуемых имеют средний уровень развития данного свойства. Такие испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

26% испытуемых имеют низкий уровень развития данного свойства. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

В подгруппе, склонной к самокопанию, результаты распределились следующим образом: 20% испытуемых имеют высокий уровень склонности к коммуникации, 30% -средний и 50% - низкий. В подгруппе, для которой характерно фантазирование, 18% испытуемых имеют высокий уровень, 18% - средний и 64% - низкий уровень склонности к коммуникации.

Таблица 1. Распределение склонности к коммуникации: ВУ - высокий уровень; СУ - средний уровень;

НУ - низкий уровень

КОС Система Самокопание Фантазирование

ВУ 44% 20% 18%

СУ 30% 30% 18%

НУ 26% 50% 64%

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у лиц с развитой системной рефлексией способность к коммуникации развита лучше, чем у лиц, склонных к самокопанию и фантазированию. Поэтому в процессе формирования коммуникативной компетентности будущих учителей необходимо учитывать уровень развития рефлексии студентов.

Литература

1. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.

2. Князева Е. В. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность социального работника. Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве, 2015. № 2. С. 66-69.

3. Колокольникова З. У., Алимова Е. Р. Формирование рефлексивной деятельности будущего социального педагога. РАЕ «Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований». № 12, 2015.

4. Османова И. ММетодика формирования коммуникативных умений и навыков в профессиональной подготовке будущих учителей математики: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Орел, 2003. 191 с.

5. Шевкун А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01: Екатеринбург, 2007. 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.