Научная статья на тему 'Исследование когнитивного образа ребенка (на примере родителей младших школьников)'

Исследование когнитивного образа ребенка (на примере родителей младших школьников) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курганова Е. А.

В центре внимания данного исследования находится одна из важнейших составляющих родительской позиции, определяемая как родительский образ ребенка (когнитивное видение). Представлены результаты исследования особенностей когнитивного образа ребенка на примере родителей младших школьников. Дана характеристика представлений родителей относительно социально ценных качеств личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Курганова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование когнитивного образа ребенка (на примере родителей младших школьников)»

ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ОБРАЗА РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)

© Курганова Е.А.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

В центре внимания данного исследования находится одна из важнейших составляющих родительской позиции, определяемая как родительский образ ребенка (когнитивное видение). Представлены результаты исследования особенностей когнитивного образа ребенка на примере родителей младших школьников. Дана характеристика представлений родителей относительно социально ценных качеств личности ребенка.

Семейное воспитание всегда базируется на определенных представлениях, идеалах и ценностных установках, существующих у родителей по отношению к личностным качествам и поведению ребенка, и реализуется через систему требований-запретов к его личности. В целом они отражают интегра-тивную характеристику, определяющуюся как «родительская позиция».

Смирнова Е.О. выделяет два важнейших структурных компонента родительской позиции - личностное и предметное начала. Первое представлено в безусловной любви к ребенку, тогда как предметное начало задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности. Когнитивный образ ребенка является важнейшей составляющей родительской позиции, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентности ребенка и его поведения [1].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей когнитивного видения образа ребенка родителями младших школьников. Мы поставили задачу выявить значимые группы качеств, на которые ориентированы родители в процессе воспитания. Определить роль моральных качеств в формировании личности ребенка младшего школьного возраста. Дать анализ одобряемых и неодобряемых качеств, выделенных родителями.

Для выполнения задач исследования нами был организован и осуществлен письменный опрос родителей в ходе родительских собраний в младших классах Муниципальных образовательных учреждений г. Москвы. Родителям было предложено ответить на два вопроса:

1. каким вы хотите воспитать своего ребенка?

2. каким вы не хотели бы видеть своего ребенка?

В опросе участвовали 84 родителя (матери), имеющие детей в возрасте 7-10 лет.

* Старший преподаватель кафедры Психологии образования, кандидат психологических наук.

При первичной обработке результатов мы разделили ответы на семь групп:

1. моральные качества, характеризующие направленность личности в системе существующих в обществе моральных норм и морально-нравственных отношений (доброта, ответственность, сострадание, заботливость, эгоизм, лень и др.);

2. личностные качества, данная группа была разделена на три подгруппы, включающие коммуникативные, деятельностные и качества самоотношения:

- коммуникативные качества, включающие ответы, характеризующие особенности межличностного общения личности, характер взаимоотношений с другими людьми (дружелюбие, искренность, общительность, замкнутость, высокомерие и др.);

- качества, характеризующие особенности самоотношения, говорящие о высокой самоценности, значимости личности (чувство собственного достоинства, независимость, гордость и др.);

- деятельностные качества, характеризующие возможности и особенности деятельности личности в социальной среде, способность к труду и обучению (активность, хваткость, напористость, целеустремленность, осторожность).

3. интеллектуальные качества. Характеристики интеллектуального развития, либо отдельных интеллектуальных способностей (ум, образованность, эрудированность, безграмотность, бездарность и др.);

4. конвенциональные качества, выражающих набор предписаний, ограничений и правил, принятых в определенных ситуациях (исполнительность, воспитанность, послушание, невоспитанность, непослушание и др.);

5. физические качества включает параметры внешнего вида и физических особенностей (здоровье, красота, спортивность, наличие вредных привычек идр.).

Информация о полученных характеристиках была разделена на две группы противоположных по содержанию качеств (одобряемые - неодобряе-мые). Важно отметить, что, описывая деятельностные качества и особенности самоотношения, родители отмечают только одобряемые характеристики.

Далее нами было подсчитано общее количество названных в ответах родителей качеств. Выявлено соотношение каждой группы качеств в сравнении с другими, а так же частота повторений отдельных качеств в ответах родителей.

В ответах родителей отмечается явное преобладание описания моральных качеств. Характеристики данной группы присутствуют в ответах 91 % опрошенных. Результаты опроса подтвердили наше предположение о том, что развитие моральных качеств, является одной из важнейших задач

воспитания ребенка в семье. Зрелость подобных личностных характеристик предполагает следование моральным нормам и требованиям общества, выраженным в определенных социальных ожиданиях к моральному облику личности через оценку ее альтруистических характеристик. Поэтому понятно желание родителей видеть в своих детях данные качества.

Таблица 1

Рейтинг групп качеств в ответах родителей младших школьников

№ группы название группы одобряемые качества, % от общего количества предпочитаемых качеств неодобряемые качества, % от общего количества отвергаемых качеств

1 Моральные качества 252 60,0 % 212 63,1 %

2 Личностные качества 74 17,6% 46 13,7 %

Коммуникативные качества 47 11,2 % 46 13,7 %

Деятельностные качества 20 4,8% 0 0 %

Качества самоотношения 7 1,6 % 0 0 %

3 Интеллектуальные качества 42 10,0 % 43 12,8 %

4 Конвенциональные качества 28 6,7 % 27 8,1 %

5 Физические качества 24 5,7 % 8 2,3 %

Всего 420 100 % 336 100 %

На втором и третьем месте среди одобряемых, и неодобряемых качеств в табл. 1 находятся личностные и интеллектуальные качества. Как видно из табл. 1, среди групп личностных качеств в ответах родителей преобладают коммуникативные качества по сравнению с деятельностны-ми и качествами самоотношения. Таким образом, по мнению родителей, они хотят видеть своих детей в будущем не только моральными, но общительными и умными.

Анализ в целом показал, что родителям было легче актуализировать свои представления о том, каким они хотят воспитать своего ребенка. Ответы в группах одобряемых качеств более разнообразны и многочисленны в сравнении с нежелательными характеристиками, где наблюдается больше совпадений. Представим наиболее часто встречающиеся в ответах родителей качества в каждой из групп.

Как мы видим наибольший процент родителей хочет видеть своего ребенка: добрым, честным, трудолюбивым, умным. В числе неодобряемых качеств оказались: лживость, злость, грубость, лень, необразованность.

Таблица 2

Рейтинг одобряемых и неодобряемых качеств в ответах родителей

группы качеств одобряемые качества % от общего количества родителей неодобряемые качества % от общего количества родителей

Моральные качества - доброта; - честность; - трудолюбие. 54,8 % 38,1 % 23,8 % - лживость; - злость; - грубость; лень. 57,1 % 50 % 42,9 %

Личностные (коммуникативные) качества - общительность; - отзывчивость; - внимательность; дружелюбие; искренность. 11,9 % 7,1 % 6,0 % - замкнутость; - упрямство; - пассивность. 21,4 % 9,5 % 7,1 %

Интеллектуальные качества - ум; - образованность; - мудрость; рассудительность; любознательность. 21,4 % 9,5 % 6,0 % - необразованность; - безграмотность; - отсутствие интересов. 34,5 % 11,9 % 2,4 %

Конвенциональные качества - послушание; - аккуратность; - дисциплинированность; хозяйственность. 11,9 % 9,5 % 4,8 % - неаккуратность; - непослушание; - невоспитанность. 17,9 % 9,5 % 4,8 %

Физические качества - здоровье; - сила; спортивность; - отсутствие вредных привычек. 7,1 % 4,8 % 2,4 % - вредные привычки. 9,5 %

В литературных источниках по данной тематике отмечается, что большинство родителей дошкольников идеальными считают те качества ребенка, которые прямо или косвенно связаны с интеллектуальным развитием [2, 3]. Так как полученные нами результаты несколько иные, мы можем предположить, что родители, имеющие детей разных возрастов, ориентированы в воспитании на формирование разных по содержанию качеств. Повышение требований к ребенку младшего школьного возраста в области морально-нравственных отношений отражает родительскую позицию, показывающую, что от ребенка данного возраста уже ожидается наличие ряда морально-нравственных качеств.

Так же можно предположить, что формулировка наших вопросов могла настроить родителей на декларирование целей воспитания в далекой временной перспективе. Интересно появление в ответах таких качеств как хваткость (2,4 %), напористость (1,2 %), целеустремленность (4,8 %), независимость (4,8 %), что, на наш взгляд, обусловлено жизненными реалиями, изменением социальной ситуации в стране и связывается родителями с достижением успеха в жизни. Подобные качества отличны от характеристик, полученных в результате изучения и анализа социальных норм и запретов в советском обществе, где исследователями отмечаются такие важнейшие характеристики идеального портрета как идейность,

ориентация на авторитет, послушание, коллективизм, дисциплинированность, скромность [3].

Таким образом, проведенный опрос показал, что родительские установки в отношении качеств ребенка отражают наиболее универсальные требования общества к личности, вместе с тем, они выявили желание родителей ориентироваться в формировании качеств ребенка на современные социальные реалии.

Характер опроса позволил нам выявить, какие группы качеств родители декларируют, но нам остается неизвестным, какие из заявленных качеств активизируются в воспитательном процессе реально.

Мы можем констатировать, что для родителей младших школьников актуальны требования к моральным качествам личности ребенка. Мы определили круг наиболее актуальных моральных качеств, которые необходимы, по мнению родителей, для зрелой личности, Нами была обнаружена высокая значимость моральных норм альтруистического поведения (качества: доброта, заботливость, сочувствие) и норм соблюдения справедливости, ответственности за свое поведение (честность, порядочность).

Список литературы:

1. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

2. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Ребенок в д/с. - 2003. - № 4. - С. 8-15.

3. Собкин B.C., Писарский П.С. Учительство как социально-профессиональная группа. - М.; Рига: Российская Академия образования, центр социологии образования, 2001. - 102 с.

4. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей дет. сада / A.B. Запорожец, Я.З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭМОЦИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Листик Е.М.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

Статья посвящена проблеме изучения условий становления способности к распознанию эмоций по выражению лица в старшем дошколь-

* Доцент кафедры Психологии образования, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.