УДК 159
Колесникова А.Р.
магистрант 2 курса Высшая школа психологии и педагогики Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЖКТ
Аннотация: в данной статье рассматриваются клинико-психологические особенности подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Поскольку заболевания ЖКТ могут существенно влиять на физическое и психоэмоциональное состояние подростков, важно понять, как такие состояния как тревожность, депрессия и нарушения социализации могут проявляться в этой возрастной группе. Изучение данных аспектов поможет выявить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются подростки, позволяя разработать более эффективные подходы к их психоэмоциональной поддержке. В ходе исследования проведен анализ клинических особенностей заболеваний, а также проведены методы опроса подростков для выявления их психологического состояния.
Ключевые слова: подростки, заболевания ЖКТ, тревожность, депрессия, социализация, психоэмоциональное состояние, клинические проявления, психология подростков, поддержка здоровья.
Исследование клинико-психологических аспектов здоровья подростков в современном обществе становится все более актуальным. Подростковый возраст, как период значительных изменений и формирования личности, сталкивается с множеством сложностей, особенно когда речь идет о заболеваниях. Одной из таких областей является желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), расстройства которого могут не только нарушить физическое здоровье, но и повлиять на психоэмоциональное состояние подростков.
Целью настоящего исследования является анализ клинико-психологических особенностей подростков, страдающих заболеваниями ЖКТ, для выявления взаимосвязей между состоянием здоровья и психоэмоциональными аспектами. Особое внимание будет уделено изучению уровня тревожности и депрессии, а также оцениваются факторы, влияющие на их социализацию и качество жизни. Задачи исследования включают:
1) определение клинических проявлений заболеваний ЖКТ у подростков,
2) оценка уровня психоэмоциональных расстройств на основе клинических и диагностических методов,
3) анализ особенностей взаимодействия подростков с окружающими в контексте их здоровья,
4) разработка рекомендаций для практических психологов и медицинских работников по поддержке подростков с заболеваниями ЖКТ.
Актуальность исследования клинико-психологических особенностей у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) обусловлена растущей распространенностью этих заболеваний в молодежной среде и их значительным воздействием на физическое и психическое здоровье. Подростковый возраст характеризуется множеством изменений, как физиологических, так и психических, что делает эту группу особенно уязвимой в условиях хронической патологии. Заболевания ЖКТ не только влияют на общее самочувствие и качество жизни, но и могут стать причиной эмоционального дискомфорта, социальной изоляции, а также формирование тревожности и депрессии.
Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у подростков представляют собой комплексные клинические проявления, которые могут значительно влиять на их физическое и психическое здоровье. Подростковый возраст характеризуется периодом интенсивного роста и развития. Это делает подростков уязвимыми к различным заболеваниям, в том числе и патологиям ЖКТ [1].
Клинические проявления заболеваний ЖКТ у подростков могут варьироваться от легких симптомов, таких как вздутие живота и легкие боли, до серьезных состояний, требующих медицинского вмешательства. Хронический гастрит проявляется периодической болью в животе, тошнотой и изжогой, а воспалительные заболевания кишечника, такие как болезнь Крона или язвенный колит, приводят к более серьезным симптомам, включая диарею с примесями крови, тяжелые боли и учащенные позывы к дефекации.
Физическое состояние непосредственно влияет на качество жизни подростков с заболеваниями ЖКТ. Ощущение дискомфорта и боли, а также необходимость соблюдать строгие диеты и контролировать свое питание могут приводить к изоляции и снижению самооценки. Психологические факторы также играют значительную роль: тревога и стресс, вызванные заболеванием, могут усугублять физическое состояние, создавая замкнутый круг, в котором одно состояние усиливает другое. Страх перед обострениями и необходимость постоянно обращать внимание на свое самочувствие могут превращаться в хронический стресс, что сказывается на психоэмоциональном состоянии подростка [2].
Подростки, страдающие заболеваниями ЖКТ, часто показывают высокие уровни тревожности и депрессии. Исследования подтверждают, что наличие хронического заболевания значительно влияет на развитие этих состояний. Факторы, способствующие тревожности, могут включать страх перед обострениями, постоянное беспокойство о своем здоровье и нестабильность в обучении и социальных взаимодействиях. Кроме того, подростки могут сравнивать себя с одноклассниками, что приводит к снижению самооценки, чувству неполноценности и изоляции.
Заболевания ЖКТ могут существенно ограничивать участие подростков в социальной жизни. Регулярные медицинские осмотры, необходимость соблюдать диетический режим и обострения заболеваний могут привести к пропускам занятий и общественных мероприятий. Это, в свою очередь, увеличивает уровень социальной изоляции. Чувство отличия от сверстников
порой приводит к потерям в самооценке, формируя у подростков негативное отношение к себе и своему телу [3].
Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость играют ключевую роль в жизни подростков с заболеваниями ЖКТ. Поддержание позитивного эмоционального фона может способствовать лучшему восприятию заболеваний и их влияния на жизнь. Тренировки стрессоустойчивости, такие как когнитивно-поведенческая терапия, могут оказаться эффективными методами в помощи подросткам в управлении их самоощущением и эмоциональным состоянием.
Можно выделить следующие категории: ситуационная тревога, средний уровень тревоги, высокий уровень тревоги и отсутствие тревожных проявлений. Средний уровень тревоги составляет 33,3 % в обеих выборках, а в одной из них — 55,6 %. Общий средний показатель равен 44,4 %. Ситуационный уровень тревоги в обеих группах равен 22,2 %, в одной выборке он достигает 44,4 %. Средний показатель в этой категории составляет 33,4 %. По одному из выборков высокий уровень тревоги зафиксирован у 11,1 % респондентов, в то время как тревога не проявляется у 22,2 % участников [4].
Средний уровень тревоги отражает внутренние переживания, которые могут быть связаны с определёнными страхами (в частности, о здоровье), признанием их в рамках группы, взаимодействием с коллективом и влиянием внутренних конфликтов на фоне отношения к ним со стороны окружающих, родных и сверстников.
Эмоциональная устойчивость отмечается у 44,4 % подростков, в то время как неустойчивость — у 55,6 %. Эти данные указывают на выраженную эмоциональную нестабильность, которая может быть связана с чувствительностью детей, отсутствием уверенности в себе и недостатком внимания со стороны окружающих. У таких детей часто наблюдается смена настроения, и на них может влиять атмосфера в больнице. Они могут ощущать определённую неполноценность из-за нарушений пищеварительной системы. Это также связано с нагрузками, которые на них возлагаются учителями в
условиях модернизации образовательной системы, что может усугублять их предрасположенность к стрессам [5].
Во время обследования у детей с заболеваниями ЖКТ стресс был выявлен у 55,6 %, тогда как у 44,4 % детей стресс либо отсутствовал, либо был слабо выражен. Травмирующая ситуация, способствующая возникновению стресса, связана с нахождением в больнице, а также с ограничениями, вызванными болезнью (такими как специальная диета и ограничения в физических нагрузках). Также негативное воздействие оказывают взрослые, которые воспринимают детей как беззащитных, что негативно сказывается на их самооценке и формировании личности в будущем [6].
Анализ данных, полученных с помощью различных психодиагностических методик, позволил выявить особенности текущего эмоционального состояния и распределение типов темперамента у детей с расстройствами пищеварительной системы.
На основе представленных данных можно утверждать, что экстроверты преобладают над интровертами, что указывает на то, что детям характерно стремление к эмоциональному взаимодействию с окружающими. Они склонны искать поддержку у других, подвержены агрессивности, бывают вспыльчивыми и действуют импульсивно, не контролируя свои эмоции. Им нравится создавать вокруг себя активную атмосферу, тогда как одиночество не вызывает у них желания заниматься чем-либо [7].
По результатам, полученным по шкале нейротизма, можно отметить, что у этих детей преобладает эмоциональная неустойчивость, что связано с их ранимостью. Это проявляется в неуверенности и потребности в поддержке и одобрении окружающих. Они плохо справляются с отрицательными эмоциями и испытывают резкие перепады настроения и уровня энергии. Им кажется, что они несчастны или чем-то хуже остальных, что во многом связано с их заболеваниями. Эти дети часто мечтательны, могут быть мнительными и раздражительными. Они долго переживают неприятные ситуации, боятся неудач,
и им трудно принимать решения или, наоборот, отказываться от своих намерений, даже когда это требуется.
Среди типов темперамента наибольшее число составляют холерики — 66,7 %, сангвиники составляют 22,2 %, в то время как 11,1 % занимают промежуточные типы между холериком и меланхоликом.
В заключение, проведенное исследование клинико-психологических особенностей подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) выявило значительное влияние этих заболеваний на эмоциональное состояние и психологическую устойчивость пациентов. Результаты показали, что большинство подростков испытывают средний уровень тревоги, что указывает на наличие серьёзных внутренних переживаний и страхов, связанных не только с признаками заболевания, но и с социальным взаимодействием и самооценкой. Эмоциональная нестабильность среди респондентов также свидетельствует о сложности адаптации к заболеваниям и его последствиям для их психики. Эти данные подчеркивают необходимость комплексного подхода в лечении, включая психологическую поддержку, что может помочь подросткам справляться с заболеваниями и улучшить их общее качество жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бакланов И.С. Тенденции социальной динамики и когнитивные процессы: на пути к обществу ультрамодерна // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2019. - № 4. - С. 67-73;
2. Бакланов И.С., Зырянов И.Е. Социально-философский аспект проблем модернизации российского социума // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2020. - № 1. - С. 94-98;
3. Бакланова О.А., Душина Т.В. Методологические основания современных концепций общественного развития // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2021. - № 2. - С. 152-154;
4. Васильева Е.Ю., Ерохин А.М. Роль культуры и культурной идентичности в преодолении социальных рисков // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2020. - № 1. - С. 64-69;
5. Говердовская Е.В. К проблеме модернизации высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2020. - № 57. - С. 96-104;
6. Гончаров В.Н. Политическая информация как социально-психологический феномен общения в системе общественного развития // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2021. - № 2. - С. 97-103;
7. Гончаров В.Н. Социально-философский аспект информатизации образования // Успехи современного естествознания. - 2019. - № 7. - С. 132-134
Kolesnikova A.R.
Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia)
STUDY OF CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS IN ADOLESCENTS WITH GASTROINTESTINAL DISEASES
Abstract: this article examines the clinical and psychological characteristics of adolescents with diseases of the gastrointestinal tract (GI tract). Since gastrointestinal diseases can significantly affect the physical and psycho-emotional state of adolescents, it is important to understand how conditions such as anxiety, depression and socialization disorders can manifest themselves in this age group. The study of these aspects will help to identify the key problems faced by adolescents, allowing them to develop more effective approaches to their psycho-emotional support. In the course of the study, an analysis of the clinical features of diseases was carried out, as well as methods of interviewing adolescents to identify their psychological state.
Keywords: adolescents, gastrointestinal diseases, anxiety, depression, socialization, psycho-emotional state, clinical manifestations, adolescent psychology, health support.