Научная статья на тему 'Исследование интернет-зависимости молодежи'

Исследование интернет-зависимости молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
416
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / Интернет / зависимость / информационное пространство / социальные группы / youth / the Internet / addiction / information space / social groups

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ребышева Лидия Васильевна, Толмачева Светлана Владимировна, Белоножко Лидия Николаевна

Актуальность темы исследования состоит в том, что Интернет для современного человека становится неотъемлемой частью жизни, расширяет все дальше свои возможности, проникая во все сферы. Особенно растет число пользователей Всемирной паутины среди молодежи, у которой со временем начинает возникать снижение волевого контроля над Интернетом и которая просто не справляется с этой проблемой. Вовлечение молодых людей в виртуальную реальность приводит к нарушению психики, сказывается на социальных характеристиках личности. Авторы исследуют возникающие причины развития интернет-зависимости среди молодежи, освещая не только плюсы Интернета, но и его негативное влияние на жизнь человека. Ворвавшись в жизнь человечества, Всемирная паутина создает за счет новых информационных технологий множество соблазнов, вовлекает в свои сети все большее число «жертв», возраст которых, как показывают исследования, сегодня молодеет. Для того чтобы интернет-технологии работали на благо человечества, прежде всего необходимо разработать рекомендации, направленные на воспитание компьютерной культуры и социальную поддержку пользователей. Поэтому изучение проблемы интернет-зависимости должно решаться прежде всего в правовом поле и на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A research on Internet addiction among young people

This article is devoted to the issue of Internet addiction, because the Internet is increasingly becoming an inseparable aspect of modern life, expanding its reach into all spheres and enhancing its capabilities. The usage of the World Wide Web is rising among young people, with a noticeable decline in volitional control over the Internet over time. Therefore, young people are unable to deal with Internet addiction. Engaging with virtual reality causes mental disorders and affects the personality's social traits. The authors of the article, formulating the main goal of studying the problem, continued to further investigate the emerging causes of the development of Internet addiction among young people, highlighting not only the advantages that the Internet presents, but also its negative impact on human life. The World Wide Web has introduced many temptations with new information technologies, leading to an increasing number of "victims" on its networks, who, according to studies, are increasingly younger. To ensure that Internet technologies serve the good of mankind, it is essential to create guidelines to promote computer literacy and offer social support for users. Therefore, the issue of Internet addiction must be addressed primarily through legal means and at the state level.

Текст научной работы на тему «Исследование интернет-зависимости молодежи»

УДК 316.3

Б01: 10.31660/1993-1824-2023-4-108-126

Исследование интернет-зависимости молодежи Л. В. Ребышева*, С. В. Толмачева, Л. Н. Белоножко

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия *rebisheva_lida@mail. гы

Аннотация. Актуальность темы исследования состоит в том, что Интернет для современного человека становится неотъемлемой частью жизни, расширяет все дальше свои возможности, проникая во все сферы. Особенно растет число пользователей Всемирной паутины среди молодежи, у которой со временем начинает возникать снижение волевого контроля над Интернетом и которая просто не справляется с этой проблемой. Вовлечение молодых людей в виртуальную реальность приводит к нарушению психики, сказывается на социальных характеристиках личности. Авторы исследуют возникающие причины развития интернет-зависимости среди молодежи, освещая не только плюсы Интернета, но и его негативное влияние на жизнь человека. Ворвавшись в жизнь человечества, Всемирная паутина создает за счет новых информационных технологий множество соблазнов, вовлекает в свои сети все большее число «жертв», возраст которых, как показывают исследования, сегодня молодеет. Для того чтобы интернет-технологии работали на благо человечества, прежде всего необходимо разработать рекомендации, направленные на воспитание компьютерной культуры и социальную поддержку пользователей. Поэтому изучение проблемы интернет-зависимости должно решаться прежде всего в правовом поле и на государственном уровне.

Ключевые слова: молодежь, Интернет, зависимость, информационное пространство, социальные группы

Для цитирования: Ребышева, Л. В. Исследование интернет-зависимости молодежи / Л. В. Ребышева, С. В. Толмачева, Л. Н. Белоножко. - Б01 10.31660/1993-1824-2023-4-108-126 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2023. - № 4. - С. 108-126.

A research on Internet addiction among young people Lidia V. Rebysheva*, Svetlana V. Tolmacheva, Lidia N. Belonozhko

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia *rebisheva_lida@mail. ru

Abstract. This article is devoted to the issue of Internet addiction, because the Internet is increasingly becoming an inseparable aspect of modern life, expanding its reach into all spheres and enhancing its capabilities. The usage of the World Wide Web is rising among young people, with a noticeable decline in volitional control over the Internet over time. Therefore, young people are unable to deal with Internet addiction. Engaging with virtual reality causes mental disorders and affects the personality's social traits. The authors of the article, formulating the main goal of studying the problem, continued to further investigate the emerging causes of the development of Internet addiction among young people, highlighting not only the advantages that the Internet presents, but also its negative impact on human life. The World Wide Web has introduced many temptations with new information technologies, leading to an increasing number of "victims" on its networks, who, according to studies, are increasingly younger. To ensure that Internet technologies serve the good of mankind, it is essential to create guidelines to promote computer literacy and offer social support for users. Therefore, the issue of Internet addiction must be addressed primarily through legal means and at the state level.

Keywords: youth, the Internet, addiction, information space, social groups

For citation: Rebysheva, L. V., Tolmacheva, S. V., & Belonozhko, L. N. (2023). A research on Internet addiction among young people. Proceedings of Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (4), pp. 108-126. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2023-4-108-126

Введение

В конце ХХ века новая система массовой коммуникации глобальная сеть Интернет просто ворвалась в жизнь человека и полностью ее изменила. Если раньше это был источник информации для узкоспециализированных специалистов — первых пользователей Всемирной паутины, то сегодня Интернет играет важную роль в современной жизни любого индивида в любой точке мира. Как отмечает М. В. Булгакова, «большой объем информации, быстродействующие жизненные процессы и растущий спрос на общие знания заставляют людей постоянно искать надежные и исчерпывающие источники информации, которые Интернет может предоставить» [1]. Поэтому можно сказать, что Интернет предоставил нам идеальный источник информации и отличный инструмент для общения.

Как отмечает В. Л. Силаева, «...современное общество характеризуется бурным развитием компьютерных коммуникативных технологий и Интернета» [2]. Таким образом, Всемирная паутина, стирая все границы, становится новым и самым доступным видом средств массовой информации (СМИ), площадкой экономических и политических мероприятий, местом досуга и общения.

Интернет делает единым всемирное пространство, стирая границы между странами. Так, П. С. Серенков отмечает, что «.благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве» [3]. Современный бизнес сегодня благодаря пандемии все больше перемещается в виртуальное пространство, начиная от рекламы, разновидности которой очень быстро меняются в зависимости от информационных технологий, и заканчивая тем, что любое уважающее себя предприятие или самая крупная корпорация представлены прежде всего интернет-сайтом, на котором можно найти всю информацию о хозяйствующем субъекте.

В последнее десятилетие наблюдается активное распространение Интернета не только в профессиональной сфере, но и в обыденной жизни, что связано с использованием различных мобильных устройств. Интернет становится главным источником информации, которая необходима не только для профессиональной, учебной деятельности, но и просто для человеческого общения через социальные сети. Пользователи соцсетей, делясь различной информацией в Интернете, объединяются во всевозможные группы и сообщества по интересам, тем самым находят себе единомышленников и друзей, что создает необходимость постоянно возвращаться в виртуальное пространство для общения. Сегодня с помощью Интернета мы совершаем «шопинг», не выходя из дома, записываемся к врачу и можем получить различные консультации через Портал государственных услуг, то есть регулярное обращение к информации в Сети превращается просто в базовую потребность человека.

Таким образом, можно сказать, что возможности Интернета в современной жизни просто нереальные — это общение, обучение, работа и многое другое, без чего человек не может сегодня жить. Однако, есть и обратная сторона этого явления, которая сегодня называется интернет-аддикцией (или зависимостью) и считается болезнью, которая прежде всего характерна для молодежной среды.

Материалы и методы

Являясь самым мощным источником информации в истории человечества, современная информационно-телекоммуникационная сеть Интернет все больше вторгается во все сферы жизни человека.

Так, по статистике Digital 2023 на начало 2023 года в России общая численность населения составила 144,7 млн человек. Из них интернет-пользователей на начало 2023 года в России насчитывалось 127 млн человек, проникновение Интернета составило 88,2 % [4]. В опубликованном отчете по статистике Digital 2023 были собраны все последние данные по аудитории Интернета и социальных сетей в России на начало 2023 года.

• «В январе 2023 года в России было 106,0 млн пользователей социальных сетей, что составляет 73,3 % от общей численности населения.

• Всего на начало 2023 года в России было активно 227,0 млн сотовых мобильных подключений, что соответствует 156,9 % всего населения.

• Наиболее часто используемые соцсети в России (% от общего числа пользователей социальных сетей): VK 75,3 %, WhatsApp 71,5 %, Telegram 64,4 %, Одноклассники 43,5 %, TikTok 42,6 %.

• Главный критерий выбора площадки для онлайн-покупок — бесплатная доставка (для 63 % россиян). На втором месте отзывы покупателей (47,2 %), на третьем — скидки/купоны (42,3 %).

• Топ-5 источников информации о новых брендах/продуктах: тв-реклама, поисковые запросы, сарафанное радио, реклама в соцсетях, отзовики» [4].

Сегодня среднестатистический пользователь России проводит в Интернете «до 8 часов ежедневно, что почти на час больше среднемирового значения — 6,54 часа». Поэтому одним из важнейших новшеств, которые принес Интернет, можно назвать «молниеносный» обмен информацией, который позволяет самым быстрым образом найти ответ на любой вопрос [5]. Как отмечает П. Мунтян, «многие информационные данные доступы лишь в электронном виде, а их бумажные источники истлели и пущены в макулатуру... Неумение работать с компьютером в современном мире может быть приравнено неумению читать и писать» [6]. Бумажные носители во многих случаях потеряли свою актуальность при отправлении через почту или почтовые ящики.

Для современного общества Интернет становится не только носителем информации, но и способствует развитию нового миропонимания, так как проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека, что подтверждается мнением М. Маклюэна, который отмечает, что «.в коммуникационный процесс включается экономика, политика, культура, социальная жизнь общества» [7]. Множество суще-

ствующих веб-сайтов предлагают получить различную информацию любого направления, причем совершенно бесплатно.

Так, с помощью Всемирной паутины процесс обучения стал доступным в любой точке мира и в любой сфере. Главным преимуществом такого образования является то, что любой человек любой национальности, даже с ограниченными возможностями здоровья, может получать образование на любом иностранном языке, менять профессию (получать дополнительное образование), повышать свою квалификацию, то есть этот процесс благодаря Интернету становится непрерывным.

Современная молодежь как самый продвинутый представитель Интернета именно там ищет сегодня работу и имеет возможность предлагать себя на мировом рынке труда, так как появляется большое количество новых профессий, где можно работать удаленно, используя новейшие технологии во многих сферах жизни.

Главным достижением Интернета является возможность всемирного общения, для чего сегодня используют не только электронную почту, но и различные форумы, сайты, особенно выделяют социальные сети. С помощью Интернета пользователи находят друзей, а кто-то и родственников по всему миру, демонстрируют свои достижения, выставляют фото и видео с отдыха, о своей жизни, что способствует познанию и пониманию культуры различных стран, то есть каждый может найти что-то для себя интересное, возможно это будут ответы на вопросы или решение проблем. На фоне социальной изоляции Интернет может стать единственным способом для общения, что способствует активному использованию социальных сетей.

Таким образом, А. В. Вараксин подтверждает, что «...использование возможностей Интернета для достижения самых различных целей имеет свои особенности: во-первых, используя Интернет как средство коммуникации, пользователи создают "виртуальные сообщества" по интересам; во-вторых, совершенствование компьютерных технологий и телекоммуникации как эффективного способа передачи информации электронными средствами способствует развитию проектной деятельности в интернет-среде. Она сегодня активно осваивается как пространство для реализации самых различных телекоммуникационных проектов: образовательных, политических, предпринимательских, социальных и т. д.» [8].

Современное поколение молодых россиян стало первым поколением, вся жизнь которого началась с проникновения Интернета во все общественные процессы. Опыт использования Интернета начинается со школьного возраста, а молодежь становится уже активным его пользователем. С точки зрения Н. Ф. Головатого, «.молодежь — это значительная социально-демографическая группа, которая выделяется на основе комплекса возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально психологических качеств, определяемых общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном социуме» [9].

Подтверждая основу жизненной концепции, Е. П. Белинская отмечает, что «.от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит состояние общества» [10]. Практика показывает, что молодежь быстрее всех осваивает возможности Интернета, который становится для нее социальной нормой, неотъемлемой частью жизни, процесс социализации происходит под воздействием

высоких технологий. Поэтому трудно не согласиться с Н. Л. Худяковой, которая констатирует, что выделение молодежи в отдельную группу связано, с одной стороны, с ее социальной незрелостью, с ее несформированными оценочными критериями, а с другой стороны, с ее творческой активностью и силой. В связи с этим приобретают большое значение исследования влияния факторов воздействия на ценностные ориентации молодежи, в том числе интернет-коммуникации [11]. Сегодня молодые люди не могут представить свою жизнь без Интернета, благодаря которому появилась другая, виртуальная жизнь, отказаться от которой и прожить без которой сегодня невозможно.

Жизнь человечества с приходом новых информационных технологий во все сферы меняется кардинально. Но, как и любой из видов активности, постоянная работа в сети Интернет за компьютером оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние на человека. Интернет считается главным информационным каналом, влияющим на молодежь, где достоверность огромного количества информации весьма сомнительна. Огромный массив информационного мусора сегодня не соответствует действительности в связи с отсутствием проверенных источников информации. Провайдеры многих сайтов не несут сегодня никакой ответственности за предоставленную информацию и не отслеживают ее на интернет-контентах. Молодое поколение россиян практически не защищено от негативного влияния Интернета.

Таким образом, Всемирная паутина становится мощным инструментом влияния на молодое поколение. Погружаясь в сеть, молодежь даже не задумывается о том, что у них может сформироваться зависимость от виртуальности.

Проблемы, связанные с интернет-зависимостью молодежи, появились не так давно. Как отмечает В. Л. Гребенщикова, «...термин "интернет-зависимость" предложил в конце 90-х годов доктор А. Голдберг для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета» [12]. Подтверждая в дальнейшем свои исследования, А. Голдберг рассматривает интернет-зависимость как поведение с низким уровнем самоконтроля, которое грозит вытеснением нормальной жизни. Изначально это был шуточный термин, однако позднее его начали активно использовать другие исследователи в своей научной деятельности [13].

Феномен интернет-зависимости А. В. Березкиным был представлен в социологическом контексте «.как статистическая череда случаев проявления девиантного поведения в системе взаимодействия общественных и культурных факторов» [14], способствующих самореализации и развитию личности, но при этом может случиться обратный эффект, который может привести к внутреннему конфликту человека, «структурному дефициту в развитии личности, определенных семейных и культурных условий» [15].

Однако по-настоящему углубленные исследования интернет-зависимости начала проводить американский психиатр К. Янг, которая полагала, что «интернет-зависимость — это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями». Она разработала и опубликовала на своем сайте опросник, выявляющий наличие данной зависимости [16]. Таким образом, согласно проведенным исследованиям К. Янг, были определены основные симптомы, которые констатировали наличие интернет-зависимости у человека.

Серьезный вклад в исследование интернет-зависимости внес М. Гриффитс, который разделил зависимых от Интернета на две группы: «К первой относятся "аддикты (зависимые) первого порядка", они чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры или пребывания в чате. Компьютер для них — средство получить социальное вознаграждение. Во вторую группу входят "аддикты второго порядка", которые используют компьютер для бегства от серьезных проблем к своей "виртуальной" жизни. Однако это деление весьма условно» [17].

Современные исследования с учетом полученных результатов позволили выделить пять основных типов компьютерной зависимости:

• «навязчивый серфинг (путешествие в Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);

• пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

• виртуальные знакомства;

• киберсекс (увлечение порносайтами);

• компьютерные игры» [18].

В России данной проблемой начали заниматься с начала 2000 года, когда компьютеризация общества повлекла аномальные проблемы, вызванные повальным использованием Интернета, а интернет-зависимость стали рассматривать, по мнению А. Е. Войскуновского, «.как навязчивое желание подключиться к Сети и неспособность вовремя завершить сеанс» [19].

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой зависимость определяется как «подчиненность другим (другому) при отсутствии самостоятельности, свободы» [20]. Таким образом, интернет-зависимость возникает скорее всего тогда, когда пользователь, уходя через границу виртуального мира, перестает воспринимать реальные вещи, окружающие его.

Интересным является мнение Т. С. Спиркиной, которая заявляет о том, что «.часто Интернет привлекает людей, не удовлетворенных собой, с заниженной самооценкой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Данные проявления можно считать предикторами возникновения интернет-зависимости. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего им уважения, любви и ощущения собственной значимости. В сетевом общении они находят некую отдушину и быстро попадают в зависимость от него» [21]. В этом случае пользователи, которые используют Всемирную паутину постоянно, можно сказать, страдают пусть сначала небольшими, но психологическими проявлениями интернет-зависимости, которая негативно отражается на развитии молодого человека, его социализации и трансформации личности.

Таким образом, одним из опасных факторов интернет-зависимости становится ограниченность в реальном общении между людьми, в том числе и с близкими в рамках семьи, друзьями, что может привести к психологическим проблемам. В этом случае трудно не согласиться с мнением Н. М. Манухиной, которая отмечает, что «.специфика семейной ситуации аддикта характеризуется феноменом созависимости, составляющими которого являются низкая личностная дифференцированность членов семьи, нарушение (размытие, непроницаемость) внешних и внутренних семейных гра-

ниц, путаница в вопросах ответственности» [22]. Поэтому любые межличностные и семейные отношения, в которых прослеживается непонимание между ближайшим окружением, можно назвать нестабильными в плане эмоционального контакта, что и приводит к необходимости искать такое понимание в Интернете.

Необходимо отметить и пагубное воздействие интернет-зависимости на здоровье, то есть на общее физическое состояние молодых людей и на их еще развивающийся организм. Могут возникать патологии опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и нервной систем, органов зрения. Более того, сидячий образ жизни может стать причиной такого заболевания, как геморрой, а также болезней, связанных с избыточным весом.

Кроме того, многие молодые люди, засиживаясь дома в глобальной сети, начинают заменять свободное время для отдыха посещением различных сайтов без какой-либо пользы для себя. Надо учитывать результаты различных исследований, которые однозначно констатируют тот факт, что компьютерная зависимость формируется гораздо быстрее, чем другие аддиктивные расстройства: «около 25 % больных получили зависимость в течение 6 месяцев после начала работы с компьютером, 58 % — в течение второго полугодия, 17 % — через 1 год» [18].

Таким образом, сегодня эта проблема не просто очевидна, результаты исследований показывают, что она усугубляется и продолжает проникать в сознание молодых людей. Поэтому разработка различных профилактических мероприятий, которые позволят предупредить, замедлить рост последствий, вызванных интернет-зависимостью, должны прежде всего поддерживаться государством.

В настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне реализуются комплексные национальные концепции решения проблемы информационной безопасности, которые «. учитывают современные тенденции увеличивающейся цифровой зависимости и необходимости выявления наиболее уязвимых мест общенациональных виртуальных сетей, инфраструктур и сервисов. Однако в отношении молодых пользователей данный вопрос по-прежнему остается актуальным и приобретает особую значимость» [23].

Результаты и обсуждение

В настоящее время Глобальная сеть стала мощным инструментом влияния на молодое поколение. Иллюзорный мир становится все более притягательным для них. Погружаясь в него, молодежь даже не задумывается о том, что у них может сформироваться зависимость от виртуальности. Убегая от реальных проблем в фантастический мир, они неосознанно начинают воспринимать его как часть реального.

Основная цель исследования — дальнейшее изучение развития интернет-зависимости молодежи, поэтому задача исследователями была сформулирована как определение роли и места Интернета в жизни молодежи и оценка деструктивного влияния Интернета на молодежь.

Всего было опрошено 146 человек, которые представили первый срез мнений. По роду занятий — это обучающиеся с первого по пятый курс Тюменского индустриального университета очной и заочной форм обучения.

Анализ полученных результатов опроса необходимо начать с краткого рассмотрения основных социально-демографических характеристик респондентов. Так, количество исследуемых респондентов составило 146 человек (100 %), в гендерном соотношении — 87 женщин (60 %) и 59 мужчин (40 %).

Распределение по возрастной категории показало, что в опросе приняли участие молодые люди от 18 до 30 лет, где более половины опрошенных (71 %) — респонденты в возрасте 18-25 лет, остальные 29 % — это респонденты в возрасте 25-30 лет.

Далее респонденты разделились на только обучающихся (23 %), работающих и совмещающих учебу с работой (77 %). Опрос проводился анонимно. Анкета состояла из двух блоков в виде индикаторов и показателей, которые раскрывали цель и задачи исследования, связанного с интернет-зависимостью среди молодежи. Это представлено в таблице 1.

Таблица 1

Индикаторы и показатели

Задача Индикатор Показатель Вопрос

Определить место и роль Интернета в жизни молодежи Значимость Интернета для молодых людей Количество времени использования Интернета 3

Оценка приоритета, целей в Интернете 4, 5

Изучить основные цели использования Интернета молодежью Интересы молодых людей в Сети Причины пребывания молодежи в Интернете и социальных сетях 6, 7, 8,9

Способы выхода в Интернет 10

Изучить основные характеристики респондентов, пользующихся и не пользующихся Интернетом Характеристики респондентов, пользующихся и не пользующихся Интернетом Личные характеристики респондентов, пользующихся Интернетом 11

Личные характеристики респондентов, не пользующихся Интернетом 12

Далее респондентам было предложено пояснить свое отношение к Интернету, используя несколько вариантов ответов.

• «Интернет для меня это моя жизнь, я не могу без него обойтись» выбрали 67 % опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет. Это самый молодой состав исследуемых, которые гаджеты держат в руках уже с детства и фактически не представляют свою жизнь без Паутины. Респонденты, объясняя это, поставили акцент на образовании и работе, а также указали такие причины, как возможность общения и расширения круга друзей по интересам, посещение социальных сетей, так как это самый быстрый способ найти нужно-

го человека для обмена информацией и даже делового партнера, наконец, это определенная возможность построить свою карьеру и конечно решить бытовые проблемы (просто заказать еду, лекарства, записаться на прием к врачу, различные услуги и т. д.).

• «Интернет для меня имеет большое значение, но я могу обойтись без него» выбрали 28 % опрошенных, в возрасте от 25 до 30 лет. Причинами выбора данного высказывания они назвали возможность получать информацию во всех сферах жизнедеятельности, Интернет необходим им для образования и работы, то есть для них — это больше необходимость, чем времяпрепровождение. При этом они пользуются социальными сетями, слушают музыку, просматривают фильмы и занимаются интернет-шопингом.

• «Интернет мне необходим минимально, почти мне не нужен» отметили 5 % опрошенных в возрасте от 25 до 30 лет. Респонденты этой категории используют Интернет относительно не много в своей жизни, но обойтись без него не могут. Как они отмечают, Интернет им нужен, чтобы получать различные виды услуг, делать оплаты и узнавать новости. Они практически не выходят в социальные сети, не слушают музыку, но могут получать информацию, связанную с обучением, и совершать онлайн-покупки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 95 % опрошенных являются активными пользователями Интернета, независимо от представленных возрастных групп, подтверждая высокую интенсивность и разностороннее его использование, которое выражается не только в получении информации и проведении досуга. Современные интернет-технологии создают все условия для включения молодежи в социальную деятельность, так как, владея ими, молодые люди могут участвовать в политической, экономической, научной, культурной жизни современного общества.

Далее респондентам было предложено ответить вопрос «Сколько времени в течение дня Вы проводите в Интернете?». Ответы представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Ранжирование времени использования Интернета

Полученные ответы респондентов позволили сделать вывод о том, что в своем большинстве они совпадают с предыдущими. Большинство респондентов (67 %) вовлече-

ны во Всемирную паутину более 6-ти часов в день и проводят в Интернете одинаковое количество времени в будни и в выходные дни. Их посещение Сети начинается утром, сразу после пробуждения с поиска нужной информации и новостей. Длительное использование Интернета в будни они объясняют, прежде всего, профессиональной деятельностью, которая сегодня строится на онлайн-технологиях. Многие вакансии предусматривают то, что рабочий процесс может проходить не в офисе, а там, где удобно работнику.

Респонденты, которые в среднем проводят в Интернете от 3 до 6 часов день, объясняют это работой или обучением, а также посещением различных социальных сетей, форумов. Кроме того, Интернет используется для получения различной информации, новостей, погоды, а также записи к врачу, заказов доставки продуктов и др. Обучающиеся в этой группе используют время, проведенное в Интернете, для выполнения различных заданий, прочтения учебной литературы и онлайн-консультаций.

Остальные 5 % респондентов предполагают, что в Интернете они проводят менее 3 часов в сутки не каждый день. В основном это прочтение переписки, новостная информация и использование различных онлайн-услуг (запись к врачу, различные виды оплат, коммерческие онлайн-услуги).

Многие в своих ответах отметили и то, что в отпуске они привычек использования Интернета в своей жизни не меняют и не перестраивают свой режим для выхода в Сеть. Поэтому можно сделать вывод о том, что Интернет занимает достаточно большое место в жизни молодежи и не всегда выполняет свою положительную функцию.

Еще одной причиной интенсивного использования Интернета можно назвать то, что пользоваться им можно сегодня вне дома, из любой доступной точки с помощью большого количества разнообразных электронных устройств, без которых молодые люди сегодня себя не представляют. Молодежь выбирает различные гаджеты для повседневного использования, которые отражают их потребности, интересы и стиль жизни. Поэтому далее респонденты отвечали на вопрос о самых популярных гаджетах в молодежной среде, которые используются для выхода в Интернет.

В результате полученных ответов можно сказать, что самым доступным, удобным и скоростным считается мобильный телефон, смартфон, который отметили 86 % исследуемых. Популярным респонденты считают и ноутбук или персональный компьютер (это 61 % опрошенных), планшет используют только 8 % респондентов. Интернет объединил визуальные, звуковые, печатные и видеоматериалы всех СМИ, сделал информацию легкодоступной, что должным образом сказалось на его популярности, повлияло на общество, стиль жизни. Таким образом, благодаря инновациям и технологиям на современном этапе пользователи Интернета могут иметь свободный доступ в Сеть абсолютно с любого устройства, будь то мобильные телефоны или же компьютеры и планшеты.

Удобство использования мобильного телефона для выхода в Сеть обусловлено следующими показателями:

• быстрый и легкий доступ к информации в любое время, в любой доступной точке;

• получение различных онлайн-услуг;

• быстрая коммуникация, которая позволяет с помощью мобильной сети связаться с нужным человеком.

Такая популярность использования мобильного интернета обусловлена прежде всего высоким уровнем комфорта, а также многофункциональностью большинства мобильных устройств. Сегодня, имея современные смартфоны и огромные возможности Интернета, можно решать целый спектр различных задач.

Важным компонентом высоких технологий с участием Интернета являются социальные сети. Впервые они начали завоевывать мир в 90-е годы прошлого века, однако колоссальную популярность они получили лишь в начале XXI столетия, когда были выпущены Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Instagram и др. Современный период характеризуется сильнейшим всплеском интереса и использования социальных сетей, когда пользователи не представляют свою жизнь без «виртуального двойника». При этом владельцы соцсетей, придумывая различные новые развлечения, не только увеличивают свои доходы, но и привлекают все большее количество участников, возраст которых становится все моложе. Поэтому для того чтобы выяснить, насколько респонденты, участвующие в опросе, активно используют соцсети в своей жизни, был задан вопрос «Зарегистрированы ли Вы и являетесь пользователем каких-либо социальных сетей?». Ответ респондентов составил 100 %, что еще раз подтвердило их популярность среди современной молодежи. По рейтингу самой популярной соцсетью, как отмечают 83 % респондентов, является «ВКонтакте», далее 67 % респондентов отметили «Одноклассники». Небольшое количество опрошенных (23 %) сегодня все еще используют «Instagram». Кроме того, почти все (93 %) зарегистрированы и активно используют «Viber», «WhatsApp» и «Те^гат». Из этого можно сделать вывод, что молодежь использует сразу несколько социальных площадок одновременно.

На вопрос «Как часто Вы заходите в социальные сети?» большинство опрошенных (91 %) ответили, что ежедневно, оставшаяся часть это делает 3-4 раза в неделю. Продолжительность посещения у 61 % респондентов составляет от 2 часов и более.

Поэтому в дальнейшем опросе было необходимо понять, какие сообщества в социальных сетях и как часто посещают респонденты. Ответы на данный вопрос представлены в таблице 2.

Таблица 2

Частота и группы посещения в социальных сетях, %

Показатель Часто Время от времени Редко Никогда

Игры 31 27 11 31

Юмор 47 26 18 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поиск информации для учебы, работы 74 23 3 0

Поиск полезной информации (новости, объявления, магазины и т. д.) 63 32 5 0

Развлечения 52 37 9 2

Знакомство и общение 61 24 9 6

Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать вывод о том, что социальные сети формируются по потребностям, ресурсам, сферам влияния, социальным ста-

тусам и объединяют пользователей по интересам в различные группы. Частота посещения групп по интересам разнится, однако в приоритете опять отмечен «информационный поиск» по разным запросам (учеба, работа, услуги и т. д.). Также респонденты отмечают развлечения (52 %) и знакомства (61 %), что связано прежде всего с быстрой и несложной подпиской. При этом, знакомясь в виртуальном пространстве, пользователи не всегда размещают про себя правдивую информацию, выставляя не свои фотографии или используя различные «фильтры». Для них является важным быть адекватно воспринятыми.

Необходимым является понимание причин и целей посещения различных сообществ в социальных сетях. На рисунке 2 представлены причины, которые указали респонденты.

Рис. 2. Ранжирование респондентами приоритетности причин посещения своего профиля

Анализируя ответы респондентов, можно сказать, что все названные причины в приоритете, так как социальные сети позволяют получать информацию и быть в курсе всех изменений, что подтвердили 84 % опрошенных. Необходимо отметить, что первоначальная цель появления социальных сетей состояла в создании площадки для общения, поэтому 71 % респондентов отмечают, что здесь они находят друзей детства и по интересам, общаются с родственниками из любой точки мира, выкладывают свои фото и видео из путешествий, так как это самый бюджетный вариант для общения. Количество друзей, ежедневный просмотр их событий и общение с ними характеризует «... социальную активность пользователя, его коммуникабельность» [24].

Социальные сети как площадку для просмотра новых фильмов, видео отметили 73 % опрошенных, так как это самый доступный, бюджетный и актуальный ресурс в плане новинок и обсуждений в различных группах по интересам, который можно использовать в любой точке доступа и в любое время. С помощью соцсетей молодые люди следят за жизнью и творчеством медийных личностей, которые становятся для многих кумирами.

51 % респондентов охарактеризовали социальные сети как большую коммерческую площадку, наполненную рекламой, где можно получить приглашение и поучаствовать в различных мероприятиях. Так, подписываясь на различные акции, молодые люди с большим желанием участвует в различных форумах, площадках, которые занимаются благотворительностью (например, сборы больному человеку или участникам СВО). Кроме того, молодые люди активно используют социальные сети для шопинга, заказа готовой еды и покупок, что отметили 58 % респондентов. Такое же количество опрошенных (58 %) используют социальные сети для развития собственного бизнеса, продаж или продвижения различных услуг. Однако, публикуя на своей странице личные данные, пользователь идет на риск, что они могут стать доступными многим в информационном пространстве, например из-за технических неполадок. В связи с этим В. И. Турканова отмечает, что «...общедоступность Интернета и развитие технологий привели к необходимости переосмысления частной жизни и персональных данных» [25].

Современные молодые люди используют различные интернет-ресурсы для доступа к информации о здоровье, как правило, большинство интересует сексуальное здоровье, различные болезни, передающиеся половым путем, СПИД. Сегодня молодые пользователи активно посещают и порносайты, что говорит о формировании личного тематического информационного пространства.

Необходимо сказать и о том, что социальные сети не могут и не должны заменять «живое человеческое общение», которое связано прежде всего с переживаниями, эмоциями, настроением. Непроверенная информация и отсутствие всякой ответственности провайдеров приводят к тому, что за «милыми аватарками» могут просто скрываться люди, которые, используя неустойчивую психику молодежи, занимаются различными манипуляциями с сознанием подписчиков.

Однозначно испытываю дискомфорт и непреодолимое желание использования Интернета

Возникает определенное волнение и желание.постараюсь справиться

49%

Скорее всего ничего не буду

испытывать, отнесусь к этому

60%

Рис. 3. Ранжирование ответов зависимости от Интернета

Таким образом, все чаще исследователи констатируют факт того, что интернет-сообщества вызывают психологическую зависимость у подписчиков. Чтобы понять, есть ли признаки зависимости у исследуемых респондентов, было предложено ответить на вопрос «Как Вы будете себя вести при отсутствии возможности пользоваться интернет-ресурсами?». Ответы представлены на рисунке 3.

Ответы респондентов позволяют сделать вывод о присутствии психологической зависимости от Интернета в той или иной мере у всех исследуемых. Непреодолимое желание выходить в Интернет и дискомфорт без него отметили 17 % респондентов, которые считают, чтобы идти в ногу со временем, они должны первыми узнавать все новости, не пропускать информацию, постоянно быть востребованными в виртуальной реальности. При этом проблемой становится то, что молодые люди начинают пренебрегать своими основными обязанностями, прогуливают учебу, достаточно агрессивно реагируют на замечания близких. Это самая молодая группа респондентов от 18 до 25 лет, которых виртуальное пространство просто поглощает.

Самая большая группа (49 %) респондентов считают, что при возникших эмоциях они справятся с волнением и преодолеют желание выйти в Интернет, опираясь на внутренний психоресурс и пытаясь себя в этом убедить. При этом сколько по времени они продержатся без Интернета, они не знают.

Необходимо отметить, что рост числа зависимых от Интернета среди молодежи связан с их семейным положением и наличием постоянной работы. Оставшиеся 23 % и 11 % очень спокойно отнесутся к создавшейся ситуации, они будут испытывать дискомфорт только при условии профессиональной деятельности, но это уже другое решение проблемы. Респонденты данной возрастной группы до 30 лет, как правило, находятся уже в отношениях, имеют семьи, детей, поэтому физически они не могут круглосуточно «зависать в Интернете».

Таким образом, проблема интернет-зависимости среди молодежи в настоящее время не просто существует, а становится все более актуальной.

Выводы

Анализ результатов исследования показал, что в настоящее время Интернет занимает значительное место в жизни молодежи. С одной стороны, Глобальная сеть значительно облегчает нам жизнь, с другой — ей нужно пользоваться рационально и не превращать времяпрепровождение в привычку, которая может перерасти в зависимость. В современном обществе Интернет — это неотъемлемая часть жизни. Эта проблема сегодня достаточно актуальна, так как из-за роста технических возможностей очень быстро меняется качество обыденной жизни, и количество пользователей Интернетом, конечно, растет. Отсюда и рост числа людей, особенно молодых, с неустойчивой психикой, которые не могут сопротивляться виртуальной реальности и погружаются в этот мир, путаясь в реальном и виртуальном сознании.

Не напрасно К. С. Янг индикаторами сформировавшейся интернет-зависимости считала всепоглощенность Интернетом; потребность проводить в Сети все больше и больше времени; повторные попытки сократить использование Интернета; беспокой-

ство при прекращении пользования Интернетом; проблемы контролирования времени; изменение настроения посредством использования Интернета. Объединив мнения современных исследователей, Т. А. Рассадина данный список дополнила следующими индикаторами: признанием коммуникативных преимуществ людей, пользующихся Интернетом, перед людьми, которые им не пользуются; активной деятельностью в Сети; наличием большого количества виртуальных друзей в социальных сетях; признанием того, что человек не представляет свою жизнь без Интернета; использованием Интернета как основного вида досуга. Из всего вышесказанного делаем вывод о том, что Всемирная паутина привлекает своими новинками все большее количество пользователей, которые уже не представляют свою жизнь без данного ресурса. Таким образом, сегодня необходимы знания об интернет-зависимости, чтобы предупредить и обеспечить свою безопасность.

При этом польза Интернета безоговорочно также очевидна. Современные интернет-технологии — это уже средства достижения жизненных целей. Поэтому государственная политика в данном вопросе должна быть направлена на гармонизацию своих законодательных баз, разработку и внедрение мероприятий, которые отвечают всем последним требованиям интернет-технологий и ресурсов, деятельность которых должна стимулировать поиск решений существующих проблем, особенно относительно молодого поколения граждан России.

Список источников

1. Булгакова, М. В. Информационные технологии в экономике : учебное пособие / М. В. Булгакова. - Челябинск : Издательство ЧелГУ, 2013. - 106 с. - Текст : непосредственный.

2. Силаева, В. Л. Интернет как социальный феномен / В. Л. Силаева. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 2008. - № 11(295). - С. 101-107.

3. Серенков, П. С. Методы менеджмента качества. Процессный подход / П. С. Серенков, А. Г. Курьян, В. П. Волонтей. - Минск : Новое знание; Москва : ИНФРА-М, 2014. - 440 с. - Текст : непосредственный.

4. Digital 2023 : статистика аудитории интернета и соцсетей в России. -Текст : электронный // PR. STUDENT : сайт. - 2023. - 16 фев. - URL: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-interneta-i-socsetej-v-rossii (дата обращения: 20.09.2023).

5. Digital 2021 : главная статистика по России и всему миру. - Текст : электронный // Ex Libris : сайт. - 2021. - 18 мар. - URL: https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii (дата обращения: 22.02.2023).

6. Мунтян, П. Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема / П. Мунтян. - Текст : электронный // Cyberpsy : сайт. - 2017. -06 сен. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/muntyan-cyberpsychology/ (дата обращения: 02.10.2023).

7. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / М. Маклюэн ; перевод с английского И. О. Тюриной. - Москва : Акад. Проект ; Фонд «Мир», 2005. - 495 с. - Перевод изд.: The Gutenberg Galaxy / Marshall McLuhan. Toronto, 1962. - Текст : непосредственный.

8. Вараксин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А. В. Вараксин. - Текст : непосредственный // Преподаватель XXI век. - 2016. - № 2-1. - С. 205-212.

9. Головатый, Н. Ф. Социология молодежи. Курс лекций / Н. Ф. Голова-тый. - 3-е изд. - Киев : МАУП, 2009. - 224 с. - Текст : непосредственный.

10. Белинская, Е. П. Социальная психология личности : учебное пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Аспект Пресс. - 2001. - 301 с. -Текст : непосредственный.

11. Худякова, Н. Л. Ценностные основы социальных отношений / Н. Л. Худякова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - № 4 (259). - 2012. - С. 7-10.

12. Гребенщикова, В. Л. Интернет-зависимость / В. Л. Гребенщикова. -Текст : непосредственный // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 17. - С. 137-139.

13. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскун-ский. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования в Интернете / Под редакцией А. Е. Войскунского. - Москва : Можайск-Терра, 2009 - С. 100-131.

14. Берёзкин, А. В. Социологическая интерпретация феномена Интернет-зависимости в контексте теории аномии Эмиля Дюркгейма и Роберта Мертона / А. В. Берёзкин. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 3 (47). - С. 107-111.

15. Сэбшин, Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения : обзор / Э. Сэбшин. - Текст : непосредственный // Психология и лечение зависимого поведения / Под редакцией С. Даулинга. - Москва : Класс, 2000. - С. 13-27. - (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 85).

16. Янг, К. С. Диагноз — интернет-зависимость / К. С. Янг. - Текст : непосредственный // Мир Internet. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

17. Зачем молодежи Интернет. - Текст : электронный // Студенческая библиотека онлайн : сайт. - URL: https://studbooks.net/604845/sotsiologiya/zachem_ molodezhi_internet (дата обращения: 04.10.2023).

18. Компьютерная зависимость. - Текст : электронный // Центр практической наркологии : сайт. - URL: https://narko-info.com/materialyi/kompyuternaya-zavisimost.html.

19. Войскунский, А. Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке / А. Е. Войскунский. - Текст : непосредственный // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1 / Под общей редакцией Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2002. - С. 82-101.

20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - Москва : Азбуковник, 1997. - 939 с. - Текст : непосредственный.

21. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости / Т. С. Спиркина. - Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 60. - С. 473-478.

22. Манухина, Н. М. Коучинг семьи — новейшее направление современного семейного консультирования / Н. М. Манухина. - Текст : непосредственный // Тезисы и доклад на 4-м Конгрессе «Мир семьи». - Москва, 2008.

23. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» : введ. в действие с 02.07.2021. - Москва, 2021. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 24.08.2022). - Текст : электронный.

24. Абдуллаева, Р. А. Анализ влияния социальных сетей на жизнь современного общества / Р. А. Абдуллаева. - Текст : непосредственный // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - 9-3. - С. 542-546.

25. Турканова, В. И. Приватность в Интернете и распространение личных данных подростками / В. И. Турканова. - Текст : непосредственный // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Философия. Социология. Право. - 2010. - № 20. - С. 292-295.

26. Рассадина, Т. А. Интернет-зависимость : информационно-коммуникативный аспект / Т. А. Рассадина. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 2. - C. 98-111.

References

1. Bulgakova, M. V. (2013). Informatsionnye tekhnologii v ekonomike. Chelyabinsk, Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet Publ., р.106. (In Russian).

2. Silaeva, V. L. (2008). Internet as a social phenomenon. Sotsiologicheskie is-sledovaniya, (11), pp. 101-107. (In Russian).

3. Serenkov, P. S., Kur'yan, A. G., & Volontey, V. P. (2014). Metody menedzhmenta kachestva. Protsessnyy podkhod. Minsk, Novoe znanie Publ.; Moscow, IN-FRA-M Publ., 440 p. (In Russian).

4. Digital 2023: statistika auditorii interneta i sotssetey v Rossii. (2023). (In Russian). Available at: https://www.prstudent.ru/research/digital-2023-statistika-auditorii-nterneta -i-socsetej-v-rossii

5. Digital 2021: glavnaya statistika po Rossii i vsemu miru. (2021). (In Russian). Available at: https://exlibris.ru/news/digital-2021-glavnaya-statistika-po-rossii

6. Muntyan, P. (2017). Vliyanie seti Internet na razvitie cheloveka kak psikholog-icheskaya problema. (In Russian). Available at: https://cyberpsy.ru/articles/muntyan-cyb erp sychol ogy/

7. McLuhan, M. (1962). The Gutenberg Galaxy. Toronto, University of Toronto Press, 293 p. (In English).

8. Varaksin, A. V. (2016). The influence of social networks on the formation of values today''s youth. Prepodavatel XXI vek, (2), pp. 205-212. (In Russian).

rd

9. Golovatyy, N. F. (2009). Sotsiologiya molodezhi. Kurs lektsiy. 3 edition. Kiev, Mezhregional'naya akademiya upravleniya personalom Publ., 224 p. (In Russian).

10. Belinskaya, E. P., & Tikhomandritskaya, O. A. (2001). Sotsial'naya psikhologiya lichnosti. Moscow, Aspekt Press Publ., 301 p. (In Russian).

11. Khudyakova, N. L. (2012). The axiological foundations of social relations. Bulletin of Chelyabinsk State University, (4(259)), pp. 7-10. (In Russian).

12. Grebenshchikova, V. L. (2010). Internet-zavisimost'. Psikhologiya i pedagogi-ka: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya, (17), pp. 137-139. (In Russian).

13. Voyskunskiy, A. E. (2000). Fenomen zavisimosti ot Interneta. Gumanitarnye issledovaniya v Internete. Moscow, Mozhaysk-Terra Publ., pp. 100-131. (In Russian).

14. Berezkin, A. V. (2011). The sociological interpretation of the phenomenon of the Internet-addiction in the context of the theory of anomie Emile Durkheim and Robert Merton. Bulletin of Kemerovo state university, (3(47)), pp. 107-111. (In Russian).

15. Sabshin, E. (1995). Psychoanalytic Studies of Addictive Behavior: A Review. The Psychology and Treatment of Addictive Behavior. Madison, International Universities Press, pp. 3-16. (In English).

16. Young, K. S. (2000). Diagnoz - internet-zavisimost'. Internet World, (2), pp. 24-29. (In Russian).

17. Zachem molodezhi Internet. (In Russian). Available at: https://studbooks.net/604845/sotsiologiya/zachem_molodezhi_internet

18. Komp'yuternaya zavisimost'. (In Russian). Available at: https://narko-info.com/materialyi/kompyuternaya-zavisimost.html

19. Voyskunskiy, A. E. (2002). Internet - novaya oblast' issledovaniy v psikholog-icheskoy nauke. Uchenye zapiski kafedry obshchey psikhologii MSU. Vypusk 1. Moscow, Smysl Publ., pp. 82-101. (In Russian).

20. Ozhegov, S. I. (1997). Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. 4th edition, supplemented. Moscow, Azbukovnik Publ, 939 p. (In Russian).

21. Spirkina, T. S. (2008). Lichnostnye osobennosti pol'zovateley seti internet, sklonnykh k internet-zavisimosti. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, (60), pp. 473-478. (In Russian).

22. Manukhina, N. M. Kouching sem'i - noveyshee napravlenie sovremennogo semeynogo konsul'tirovaniya. Theses and report at the 4th Congress "Family World". Moscow, 2008. (In Russian).

23. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii "O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii". (In Russian). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046

24. Abdullaeva, R. A. (2015). Analysis of the social media impact on the modern society. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, (9-3), pp. 542-546. (In Russian).

25. Turkanova, V. I. (2010). Privatnost' v Internete i rasprostranenie lichnykh dannykh podrostkami. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo, (20), pp. 292-295. (In Russian).

26. Rassadina, T. A. (2015). Internet addiction: information-communicative aspect. University proceedings. Volga region. Social sciences, (2), pp. 98-111. (In Russian).

Информация об авторах / Information about the authors

Ребышева Лидия Васильевна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, rebisheva_lida@mail.ru

Толмачева Светлана Владимировна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Белоножко Лидия Николаевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень

Lidia V. Rebysheva, Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen, rebisheva_ lida@mail.ru

Svetlana V. Tolmacheva, Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen

Lidia N. Belonozhko, Candidate of Sociology, Associate Professor at the Department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen

Статья поступила в редакцию 12.10.2023; одобрена после рецензирования 18.10.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted 12.10.2023; approved after reviewing 18.10.2023; accepted for publication 26.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.