Научная статья на тему 'Влияние Интернета на психику детей'

Влияние Интернета на психику детей Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
2868
289
Поделиться
Ключевые слова
интернет / безопасность / кибер-риски / интернет-зависимость.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Меликова Назакет Джаваншир

Число пользователей Интернета стремительно растет, причем доля лиц в возрасте до 18 лет среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих людей, особенно детей и подростков, Интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации, доступ к которой является свободным, не предназначен для детей по определенным моральным или этическим нормам. В связи с этим проблема обеспечения безопасности в киберпространстве особенно актуальна в современном обществе. Данная статья анализирует связь между безопасностью детей в Интернете и негативным влиянием Интернета на их психику. Проведенный опрос выявил, что уровень знаний респондентов по вопросам обеспечения интернет-безопасности крайне низок. Из этого следует, что принятие необходимых мер для установления контроля за интернет-деятельностью ребенка и для обеспечения должного уровня безопасности со стороны родителей зачастую игнорируется. Главной целью данного исследования, основанного на анкетировании родителей несовершеннолетних детей, является ознакомление с киберрисками и влиянием данных рисков на психическое состояние ребенка, определение сопутствующих физических и психологических симптомов интернет-зависимости, установление причин интернет-зависимости, а также способов их предотвращения.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Меликова Назакет Джаваншир,

INFLUENCE OF THE INTERNET ON CHILDREN’S MENTALITY

The number of Internet users is growing rapidly; the proportion of people under the age of 18 among users of the World Wide Web is very high. For many people, especially children and teenagers, the Internet becomes an awareness-raising environment without which they cannot imagine their life. However, a large percentage of information, access to which is free, is not intended for children of certain moral or ethical standards. In this regard, the problem of ensuring security in cyberspace is particularly relevant in modern society. The relationship between children’s safety on the Internet and the negative impact of the Internet on their mentality is analyzed in the article. Carried out survey has revealed that the level of respondents' knowledge about Internet security is extremely low. It follows that taking requisite measures to establish control over the child’s internet activity and to ensure the proper level of security on the parents’ part is often ignored. The main objective of this study, based on parents’ survey of teenagers, is to introduce cyber risks and the influence of these risks on the child’s mentality, the definition of related physical and psychological symptoms of the Internet addiction, determination of causes of Internet addiction as well as ways to prevent them.

Текст научной работы на тему «Влияние Интернета на психику детей»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ

Меликова Назакет Джаваншир

старший научный сотрудник Института информационных технологий,

Национальная академия наук Азербайджана, AZ1141, Азербайджан, г. Баку, улица Б. Вахабзаде, 9

E-mail: naranara 68@mail. ru

INFLUENCE OF THE INTERNET ON CHILDREN’S MENTALITY

Число пользователей Интернета стремительно растет, причем доля лиц в возрасте до 18 лет среди пользователей Всемирной паутины очень велика. Для многих людей, особенно детей и подростков, Интернет становится информационно-образовательной средой, без которой они не представляют себе жизнь. Однако большой процент информации, доступ к которой является свободным, не предназначен для детей по определенным моральным или этическим нормам. В связи с этим проблема обеспечения безопасности в киберпространстве особенно актуальна в современном обществе. Данная статья анализирует связь между безопасностью детей в Интернете и негативным влиянием Интернета на их психику. Проведенный опрос выявил, что уровень знаний респондентов по вопросам обеспечения интернетбезопасности крайне низок. Из этого следует, что принятие необходимых мер для установления контроля за интернет-деятельностью ребенка

Меликова Н.Д. Влияние интернета на психику детей //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 11-12 (20) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2822

Nazaket Melikova

Senior research scientist of Institute of Information Technology,

Azerbaijan National Academy of Sciences, AZ1141, Azerbaijan Republic, Baku, B. Vahabzade str., 9

АННОТАЦИЯ

и для обеспечения должного уровня безопасности со стороны родителей зачастую игнорируется. Главной целью данного исследования, основанного на анкетировании родителей несовершеннолетних детей, является ознакомление с киберрисками и влиянием данных рисков на психическое состояние ребенка, определение сопутствующих физических и психологических симптомов интернет-зависимости, установление причин интернет-зависимости, а также способов их предотвращения.

ABSTRACT

The number of Internet users is growing rapidly; the proportion of people under the age of 18 among users of the World Wide Web is very high. For many people, especially children and teenagers, the Internet becomes an awareness-raising environment without which they cannot imagine their life. However, a large percentage of information, access to which is free, is not intended for children of certain moral or ethical standards. In this regard, the problem of ensuring security in cyberspace is particularly relevant in modern society. The relationship between children’s safety on the Internet and the negative impact of the Internet on their mentality is analyzed in the article. Carried out survey has revealed that the level of respondents' knowledge about Internet security is extremely low. It follows that taking requisite measures to establish control over the child’s internet activity and to ensure the proper level of security on the parents’ part is often ignored. The main objective of this study, based on parents’ survey of teenagers, is to introduce cyber risks and the influence of these risks on the child’s mentality, the definition of related physical and psychological symptoms of the Internet addiction, determination of causes of Internet addiction as well as ways to prevent them.

Ключевые слова: интернет, безопасность, кибер-риски, интернет-

зависимость.

Keywords: Internet, security, cyber risks, Internet addiction.

В нынешнюю информационную эру виртуальная реальность действительно стала неотъемлемой частью нашей жизни. Однако если во время знакомства с интернет-средой у взрослых уже имеется сформировавшийся остов психики и определенные понятия о моральных принципах, то в жизни детей данный процесс только модулируется, и, при недостаточном внимании со стороны родителей и учителей, проводником во взрослую жизнь становится Интернет. При помощи виртуального мира в детское сознание наравне с информацией, положительно влияющей на развитие, также вторгаются негативные знания, представляющие угрозу физическому или психическому здоровью детей. Со стороны родителей предотвращение встречи с этими ложными и опасными ценностями будет гораздо продуктивнее, нежели борьба с ними. Именно поэтому для грамотного обеспечения безопасности лиц младше 18 лет во время пользования Интернетом, в первую очередь необходимо провести ознакомительную работу с родителями. Объяснить им, какие именно виды рисков поджидают ребенка при самостоятельном изучении интернетсреды и насколько они опасны для здоровья и душевного состояния детей.

Для исследования влияния Интернета на психику детей и их безопасность во Всемирной паутине, мы взяли за основу авторскую анкету, созданную при поддержке Института информационных технологий Национальной академии наук Азербайджана [2]. Данное независимое и анонимное анкетирование было проведено посредством Интернета, и принять участие в нем были приглашены родители, дети которых имеют прямой доступ к Интернету не только в школе, но и дома. Опрос был проведен среди среднестатистических семей, в которых один или оба родителя работают полный рабочий день и, следовательно, не имеют возможности полностью контролировать действия ребенка. В рамках вышеуказанного анкетирования респонденты должны были оценить, понимают ли они опасность влияния Интернета на психическое состояние ребенка и могут ли противостоять этому. На основании полученных данных мы пришли к необходимости рассказать о возможных киберрисках и способах их предотвращения.

По результатам проведенного опроса, 9 % родителей уверены, что без их присутствия ребенок пользуется только компьютером, не используя выход в сеть, 51 % разрешают пользоваться Интернетом, без присутствия взрослых, и 40 % уверены, что ребенок следует запрету родителей и не работает с компьютером самостоятельно.

Однако, на следующий вопрос «Стоит ли на компьютере, которым пользуется ваш ребенок, “ParentalControl”», только 4 % родителей выбрали ответ «Да, давно». 82 % ответили «Нет», а 14 % не имеют понятия, что подразумевает под собой ПО «Родительский Контроль».

В связи с этим можно сделать вывод, что родители не представляют, какие виды риска ожидают детей в киберпространстве, отчего и следует столь халатное отношение к обеспечению безопасности.

Объединив все виды рисков, можно выделить следующие 4 группы [4]:

1. контентные риски (материалы, содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.);

2. коммуникационные риски (незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.);

3. электронные риски (хищение персональной информации, вирусная атака (при помощи таких вредоносных программ, как вирусы, черви и «троянские кони»), онлайн-мошенничество, спам-атака, шпионские программы и т. д.);

4. потребительские риски (злоупотребление в Интернете правами потребителя, приобретение товара низкого качества, различные поделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества, и др.).

Столкновение с любым из этих рисков может тяжело повлиять на психическое состояние ребенка. По результатам опроса, 16 % родителей знают о знакомстве ребенка с киберриском, 15 % - о появлении негативных

мыслей, появившихся под влиянием интернет-пространства, 4 % - о встрече детей с мошенничеством, в онлайн-шоппинге и играх, а также с агрессией со стороны сверстников.

Данные риски тесно связаны с собой, и невнимание родителей к вопросу о безопасности в киберпространстве является одним из аспектов попадания в них.

Рассмотрим более подробно названные выше риски. Обозначенные в контентных рисках негативные контентные материалы можно подразделить на:

• Незаконные, к ним относятся: детская порнография; наркотические средства (изготовление, продажа, пропаганда употребления), все материалы, имеющие отношение к расовой или религиозной ненависти, а также ненависти или агрессивного поведения по отношению к группе людей, отдельной личности или животным), азартные игры и т. д.

• Неэтичные, противоречащие принятым в обществе нормам морали и социальным нормам.

Внутреннее законодательство каждой страны предусматривает различные виды наказания за распространение незаконных материалов, неэтичная же информация не попадает под действие уголовного кодекса. Однако любые негативные контентные материалы могут оказать неблагоприятное влияние на психику столкнувшегося с ними человека, особенно ребенка.

Несмотря на то, что в Азербайджане не обнародована официальная статистика по детскому суициду, согласно информации, опубликованной в прессе, в течение 2010 года совершили суицид 51, 2011 года - 28, 2012 года -60, 2013 года - 71, 2014 года - 50 детей.

Участившиеся в последнее время случаи суицида среди детей Г оскомитет по вопросам семьи, женщин и детей считает серьезной проблемой и отмечает, что правоохранительные органы не информируют о причинах детского суицида. Серьезные изменения в психологическом состоянии детей, комитет связывает со стрессом, который возникает у детей от полученной информации

из СМИ и в основном из Интернета. Если есть факт суицида, возбуждается уголовное дело по статье 125 (доведение до самоубийства) Уголовного кодекса. В этой статье говорится, что доведение лица, находившегося в материальной, служебной или иной зависимости от виновного, до самоубийства или до покушения на самоубийство происходит путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения его достоинства.

Такие последствия для психикуи и здоровья ребенка могут вызвать не только контентные риски, но также коммуникационные (связанные с межличностными отношениями интернет-пользователей и включающие в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других), электронные (не только заражение компьютера, но и хищение личной информации с целью распространения) и потребительские риски (итогом мошенничества, к сожалению, может стать не только потеря денежных средств).

Не считая вышеперечисленных рисков, одна из бед Всемирной паутины -интернет-зависимость (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр.

На вопрос «Сколько часов в день проводит ваш ребенок в интернете?» 60,71 % родителей выбрали вариант «1-2 часа», 28,57 % - «3-6 часов», 10,71 % -«более».

Также 60,71 % респондентов считают, что их ребенок не имеет зависимости от Интернета, 17,86 % склонны полагать, что интернетзависимости есть место в жизни их ребенка, и 17,86 % думают, что интернетзависимость у ребенка есть, однако пройдет с возрастом. Как показывают данные, родители правильно оценили нахождение в Сети более 3 часов в день признаком зависимости. Однако что же делает Интернет столь притягательным для людей, а в частности для детей? [1]

• возможность анонимных социальных интеракций - здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т. п.;

• возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью - в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире, например, ролевые игры в чатах и т. д.;

• чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям - здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, т. к. в любой момент можно найти нового;

• неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») -занимает последнее место в списке, т. к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не единственным (а иногда и единственным) средством общения.

Доктор М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для компьютерной или интернет-зависимости [3]:

Психологические симптомы:

• Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность вовремя остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, ложь учителям или членам семьи о своем досуге, а, впоследствии проблемы с учебой и работой.

Физические симптомы:

• Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернетзависимости являются [5]:

Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение следующего сеанса онлайн, увеличение времени, проводимого онлайн, и количества расходуемых денег.

Зависимость от компьютерных игр, в частности, грозит детям следующим:

Развитием агрессии, азарта (в том числе потребность в постоянных эмоциональных переживаниях), отреченностью от остального мира и зацикливанием на «прогрессе» в ходе игры.

Однако следует заметить, что нельзя однозначно утверждать, что игры вредны, что игроки становятся агрессивными, замкнутыми, озлобленными людьми. Например, проводились исследования уже взрослых состоявшихся в бизнесе людей, которые в юности очень сильно увлекались онлайн-играми. Как оказалось, именно игры развили у них некоторые очень важные качества, которые очень помогли им в бизнесе: такие как, многозадачность, нацеленность на результат, умение рисковать, обзор всей картины в целом. То есть при разумном подходе игры могут не только не вредить, но и приносить пользу. Все зависит от личности игрока и того, как он воспринимает игру.

Как показало исследование, даже осознавая определенную опасность со стороны Интернета, зачастую взрослые не имеют представления о характере ожидаемых рисков и, следовательно, не понимают, как именно предостеречь появление интернет-зависимости или какого-либо из интернет-рисков в жизни детей.

Первым шагом к этому будет разговор с ребенком о возможных опасностях Сети, их последствиях, а также о мерах предосторожности. Среди опрошенных только 37,04 % родителей следуют этому правилу, 25,93 % утверждают, что их ребенок самостоятельно не пользуется интернетом, 33,33 % считают, что ребенок знает эти правила и без объяснения взрослых, а 3,70 % ответили, что не считают подобные разговоры необходимыми.

Затем следует четко определить время, которое ваш ребенок может проводить в Интернете, сайты, которые он может посещать, установить

и правильно настроить антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений, а также программы, позволяющие контролировать деятельность ребенка в Интернете.

Объясните ребенку, как следует вести себя с незнакомыми людьми, сверстниками (правила этикета и безопасности при общении в Сети почти не отличаются от общепринятых), приучите советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации, а также ценить конфиденциальность и анонимность Интернета, как не злоупотреблять этим, так и не пренебрегать.

Если следовать этим советам, то посещение ребенком Интернета будет приносить только радость и пользу, без какого-либо негативного влияния на психику.

Таким образом, следует отметить, что только качественно проведённая комплексная работа родителей с использованием необходимых технических средств сможет максимально обезопасить пребывание ребенка в сети Интернет и защитить его от столкновения с рисками.

Список литературы:

1. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm (дата обращения: 15.10.15).

2. Институт общественного мнения «Анкетолог»: Безопасность детей

в Интернете / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anketolog.ru/s/133448/7libTiLF (дата обращения: 15.10.15).

3. Орзак М.Х. Компьютерная зависимость: Что это? // Новости Психологии. -1998. - № 8 (15). - С. 34-38.

4. Фонд Развития Интернет: Интернет-риски / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://detionline.com/helpline/risks (дата обращения: 15.10.15).

5. Янг К.С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. -№ 2. -С. 24-29.

References:

1. Burova V.A. Socio-psychological aspects of Internet addiction. Available at: http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm (Accessed 15 October 2015).

2. Public Opinion Institute “Anketolog”: Children’s security in the Internet. Available at: http://anketolog.ru/s/133448/7libTiLF (Accessed 15 October 2015).

3. Orzack M.H. Computer addition: What is it? Novosti Psikhologii /Psychiatric Times]. 1998. no. 8(15). pp. 34-38. (In Russian).

4. Internet Development Fund: The Internet risks. Available at:

http://detionline.com/helpline/risks (Accessed 15 October 2015).

5. Young K.S. Diagnosis - Internet-addiction. Mir Internet [Internet World]. 2000, no. 2. pp. 24-29. (In Russian).