Научная статья на тему 'Исследование интереса к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений'

Исследование интереса к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ИССЛЕДОВАНИЕ / STUDY / ОПРОС / SURVEY / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGE / ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНТР / LANGUAGE CENTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Писарева Екатерина Владимировна, Казначеева Светлана Николаевна

Цель. Оценка существующей мотивации к изучению иностранных языков студентами экономических направлений и целесообразности предложения им соответствующих образовательных услуг. Задачи: · опрос бакалавров, обучающихся на втором, третьем и четвертом курсах для уточнения их заинтересованности и мотивации к изучению иностранных языков; · выявление заинтересованности в получении углубленных знаний по иностранным языкам на возмездной основе; уточнение размера расходов, которые слушатели готовы тратить на языковую подготовку; · определение целесообразности предложения магистерских программ по экономическим направлениям на иностранных языках. Методы: анализ и синтез, маркетинговое исследование в виде анкетного опроса. Результаты. Исследована мотивация бакалавров (маркетологов и рекламистов) к изучению иностранного языка, а также уточнена готовность дополнительных расходов на получение языковой подготовке. Выводы. При росте мотивированности обучающихся на основании правильного коммуникационного взаимодействия с ними и коррекции предложения им образовательных услуг, работа центра языковой подготовки на базе вуза будет успешной, равно как и предложение магистерских программ на иностранном языке будет оправданным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Писарева Екатерина Владимировна, Казначеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of Interest for Foreign Languages Additional Study of Economic Trends Bachelors

Goal. Evaluation of the existing motivation to learn foreign languages by students of economic trends and the appropriateness of offering them appropriate educational services. Tasks: · survey of students studying at the second, third and fourth years to Refine their interest and motivation to learn foreign languages; · identify interest in acquiring profound knowledge in foreign languages on a reimbursable basis; clarification of the amount of the expenses that listeners are willing to spend on language training; · determining the feasibility of proposal of master’s programs such as foreign languages. Methods: analysis and synthesis, market research in the form of a questionnaire survey. Results. Investigated the motivation of bachelors (marketers and advertisers) to learn a foreign language, and also indicate the willingness of the additional costs of the language training. Conclusions. With the growth of motivation of students on the basis of correct communication with them and correct them offers educational services, center of language training at University will be successful, as well as offer master’s programs in a foreign language would be justified.

Текст научной работы на тему «Исследование интереса к дополнительному изучению иностранных языков бакалаврами экономических направлений»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ БАКАЛАВРАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ*

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, зав. кафедрой Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69 [email protected]

Писарева Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ); 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69 [email protected]

Казначеева Светлана Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1 [email protected]

Цель. Оценка существующей мотивации к изучению иностранных языков студентами экономических направлений и целесообразности предложения им соответствующих образовательных услуг. Задачи:

• опрос бакалавров, обучающихся на втором, третьем и четвертом курсах для уточнения их заинтересованности и мотивации к изучению иностранных языков;

• выявление заинтересованности в получении углубленных знаний по иностранным языкам на возмездной основе; уточнение размера расходов, которые слушатели готовы тратить на языковую подготовку;

• определение целесообразности предложения магистерских программ по экономическим направлениям на иностранных языках.

Методы: анализ и синтез, маркетинговое исследование в виде анкетного опроса.

Результаты. Исследована мотивация бакалавров (маркетологов и рекламистов) к изучению иностранного языка, а также уточнена готовность дополнительных расходов на получение языковой подготовке.

Выводы. При росте мотивированности обучающихся на основании правильного коммуникационного взаимодействия с ними и коррекции предложения им образовательных услуг, работа центра языковой подготовки на базе вуза будет успешной, равно как и предложение магистерских программ на иностранном языке будет оправданным.

Ключевые слова: мотивация; исследование; опрос; иностранные языки; языковой центр.

В настоящее время трудно переоценить значимость языковой подготовки для обучения за рубежом, будущей успешной карьеры и межличностного общения в социуме. Углубленное изучение ряда специализированных предметов, обмен опытом, общение с коллегами в рамках профессиональных сообществ в современ-

ном мире могут успешно реали-зовываться индивидом в случае достаточно высокого уровня языковой подготовки. В этом аспекте целесообразно говорить не столько о специализированном лингвистическом образовании, сколько о приобретении компетенций общения на иностранных языках «плюс» к основной про-

фессии. В подтверждение интереса к углублению языковых навыков можно привести пример широкого открытия в больших городах разнообразных центров языковой подготовки, ориентированных на различные целевые аудитории и дифференцированную декларируемую степень овладения предметом.

* Авторы выражают благодарность к.э.н., доценту кафедры Маркетинга и рекламы РГЭУ (РИНХ) О.Н. Миргородской за помощь в проведении исследования.

Нас в исследовании интересует отношение молодежи (студентов — бакалавров)экономических направлений к углубленной языковой подготовке, готовность нести расходы на дополнительное обучение при вузе и в других образовательных центрах, а также мотивация к изучению иностранного языка. Поясним, что исследование в виде опроса проводилось среди бакалавров направления «торговое дело» в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ), профилей «маркетинг в торговле» и «торговая реклама». Нам представляется, что настоящие профессионалы в сфере маркетинга и маркетинговых коммуникаций должны быть изначально соответствующим образом мотивированы и заинтересованы в качественной языковой подготовке для будущей успешной карьеры.

Традиционно, отмечается, что студенты неязыковых направлений, к которым можно отнести маркетологов и рекламистов, считают иностранный язык необходимым в совершенствовании знаний для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности. Именно этот мотивационный фактор, по логике вещей, должен быть у них определяющим.

Ряд исследователей подчеркивают, что иностранный язык выступает в качестве «средства углубления и совершенствования профессиональных знаний» в современном мире [1]. Сама по себе мотивация, как известно, является внутренней психологической характеристикой личности, которая проявляется во внешних критериях, таких как отношение к миру вокруг.

Применительно к преподаванию и изучению иностранных языков в высшей школе можно указать

основные факторы, влияющие на формирование у обучающихся мотивации [2], такие как:

♦ обозначенное личное отношение педагога к предмету обучения, индуктивно транслируемое обучающимся;

♦ правильная организации процесса обучения, вовлекающая учащихся и повышающая их внутреннюю мотивацию;

♦ методы обучения (использование интерактивных методик, воспринимаемых молодежной аудиторией);

♦ компетентность преподавателя, позволяющая достигать желаемых результатов в подготовке.

Для понимания того, что способствует интересу к языковой подготовке, следует выявить, что повышает личностную мотивацию обучающихся. Известно, что при повышении личной мотивации индивид способен эффективно изучать иностранный язык. Мотивированность изучения предмета повышает у индивида интерес к данной образовательной услуге. Такая учебная мотивация традиционно делится на внешнюю и внутреннюю [3].

Внешняя мотивация, уже исходя из названия, не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. В данном случае можно упомянуть следующие мотивы, движущие поведением индивида:

♦ достижения поставленной цели — вызван стремлением достичь высоких результатов в выбранном виде деятельности, в данном случае при изучении иностранного языка (мотив свойственен перфекционисту);

♦ самоутверждения — индивид желает поднять самооценку и оценку себя в коллективе за

счет одобрения других значимых для него членов социума;

♦ идентификации или социальной мимикрии — желание примкнуть к интересующей его группе, сообществу индивидов, знающих иностранные языки;

♦ аффилиации — интенсификации межличностного общения с другими членами социума. Например, индивид изучает иностранный язык для общения в дружеской или профессиональной среде;

♦ саморазвития — проявление устремлений к духовному обогащению и саморазвитию личности;

♦ просоциальная мотивация индивида — индивид воспринимает сам процесс обучения в качестве важной общественной деятельности. Это справедливо и при изучении иностранных языков. Внутренняя мотивация основывается на самом предмете изучения. Это так называемая процессуальная мотивация. Обучающемуся нравится иностранный язык, и он получает интеллектуальное удовольствие от этой образовательной активности. Внешние мотивы, как правило, оказывают влияние на внутреннюю мотивацию, способствуют ее наращиванию.

Мы ставим исследовательской целью статьи выявление мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений (маркетологами и рекламистами) и готовности нести расходы на дополнительное обучение. Параллельно мы выясняли, желают ли респонденты далее освоить программу в магистратуре по экономическому направлению и профилю на иностранном языке, предполагающую получение соответствующего диплома, а также хотели бы они освоить такую программу в вузе, где они проходят обучение

сейчас или в вузе, где данный иностранный язык является родным. Как уже упоминалось, для решения поставленной цели использовались опросы по анкете.

Опросы были проведены среди учащихся второго, третьего и четвертого курсов. Вопросы в анкете формулировались таким образом, чтобы выявить ключевые мотивы студентов при изучении иностранного языка и выяснить, будут ли далее востребованы услуги языкового центра на базе университета, а также каким образом формулировать сервисное предложение для обучающихся, чтобы привлечь их внимание к услугам данного центра (повысить их мотивацию к обучению), целесообразно ли открытие направлений и профилей по экономике в магистратуре, предполагающих полный цикл обучения на иностранных языках.

Всего было опрошено 98 чел. Распределение респондентов по возрасту представлено в таблице 1.

Распределение опрошенных студентов (маркетологов и рекламистов) по возрастному критерию в процентном соотношении приведено на рисунке 1.

В отношении готовности нести расходы на дополнительную языковую подготовку были получены следующие данные (табл. 2).

Очевидно, осознавая необходимость знаний в области языковой подготовки и необходимость получения соответствующих компетенций, большинство опрошенных ответили утвердительно в отношении готовности нести дополнительные расходы на освоение иностранных языков. Более наглядно соотношение готовых инвестировать в свое языковое об-

разование и не готовых нести расходы на углубление языковых знаний приведено на рисунке 2.

Данные в отношении готовности нести расходы на языковую подготовку в определенном долевом соотношении с уровнем всех расходов приведены в таблице 3.

Можно отметить, что, несмотря на готовность нести расходы на обучение и осознание того факта, что за качественные знания, получаемые в языковом центре, нуж-

но платить, как за любую высоко качественную услугу, большинство респондентов (более 56%) готовы тратить до 10% своих расходов в месяц на эту составляющую профессиональной подготовки; почти 38% отметили готовность трат в размере до 25% своих месячных расходов.

Распределение респондентов по размеру расходов в процентном соотношении на дополнительное языковое образование приведено на рисунке 3.

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту, чел.

Возраст респондентов Число респондентов, всего 98 чел.

18-20 56

21-23 40

Более 23 2

60 50 40 30 20 10 0

57

40,8

2,2

18-20 21-23 старше 23

Рис. 1. Распределение опрошенных студентов по возрастному критерию, %

Таблица 2

Распределение респондентов по готовности нести расходы на языковую подготовку,

всего 98 чел.

Готовы нести расходы на дополнительную языковую подготовку Не готовы нести расходы на дополнительную языковую подготовку

95 3

120 100 80 60 40 20 0

96,9

3,1

Готовы нести расходы на дополнительную языковую подготовку

Не готовы нести расходы на дополнительную языковую подготовку

Рис. 2. Распределение респондентов по готовности нести расходы на языковую подготовку, %

Таблица 3

Распределение респондентов по расходам, затрачиваемым на дополнительную языковую подготовку, всего 95 чел.

меньше 10% от 10 до 25% более 25%

54 36 5

В отношении распределения респондентов по отмеченным ими критериям о необходимости получения компетенций в сфере языковой подготовки были получены следующие данные (табл. 4).

Согласно информации, полученной при ответе на данный вопрос, большинство опрошенных осознают необходимость языковой подготовки для своей будущей карьеры. Часть респондентов отметили, что для них важно получение положительной оценки, что представляется ложной мотивацией, так как стремление иметь положительную оценку не свидетельствует о необходимости крепких знаний и личной заинтересованности в предмете. Интерес к языковой подготовке, свидетельствующий о личной высокой мотивации, отметили 10,2% респондентов.

Долевое распределение полученных ответов по данному вопросу приведено на рисунке 4.

Интересно, что большинство респондентов при этом отмечают, что им приятно, когда их хвалят за полученные и продемонстрированные ими знания. Так, при обработке ответов на вопрос «Мне нравится, когда на занятиях иностранного языка меня хвалят за ...», были получены следующие результаты (табл. 5).

В долевом распределении ответы на представленный вопрос визуализированы на рисунке 5.

Целевой ориентир при изучении любого предмета представляется значимым. Это справедливо и для языковой подготовки. В отношении цели изучения иностранного языка респонденты дали следующие ответы (табл. 6).

Долевое распределение ответов по данному вопросу приведено на рисунке 6.

Соответственно, в отношении цели, заявленной респондентами, получить твердые знания стремят-

ное — чуть более 10%, по-видимому, это те респонденты, которые испытывают личный интерес

ся почти 88%, узнать интерес- к самому предмету изучения.

60 50 40 30 20 10 0

56,8

37,8

меньше 10%

5,4

более 25%

от 10 до 25%

Рис. 3. Распределение респондентов по размеру расходов, которые они готовы тратить на дополнительное языковое образование, %

Таблица 4

Распределение респондентов по определенным ими критериям необходимости полученных знаний, всего 98 чел.

Он интересен Он нужен Заинтересован в получении положительной оценки Заставляют Другое

10 60 26 2

70 60 50 40 30 20 10 0

26,5

1 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

он интересен

он нужен заинтересован в заставляют

получении положительной оценки

Рис. 4. Распределение респондентов по отмеченным ими критериям о необходимости получения компетенций в сфере языковой подготовки, %

Таблица 5

Распределение респондентов по результатам ответа на вопрос «Мне нравится, когда на занятиях иностранного языка меня хвалят за ...», всего 98 чел.

Мои знания Хорошо выполненное задание Другое

82 16 0

100 80 60 40 20 0

83,7

16,3

мои знания

хорошо выполненное задание

Рис. 5. Распределение респондентов по результатам ответа на вопрос «Мне нравится, когда на занятиях иностранного языка меня хвалят за ...», %

Таблица 6

Распределение респондентов по заявленной цели изучения иностранного языка,

всего 98 чел.

Получение твердых знаний Узнать что-то интересное Не бояться, если на занятии спросят

86 10 2

2% опрошенных показали пассивное отношение и, практически, отсутствие положительной мотивации к предмету.

В отношении факторов, влияющих на качественное изучение иностранного языка, респонденты дали следующие ответы (табл. 7).

При оценке результатов ответов на этот вопрос, видим, что интерес к языковой подготовке в данном случае отметили чуть более 8% респондентов, остальные отмечают значимость в профессии (почти 47%) и желание иметь положительные оценки (42,5%).

Долевое распределение ответов респондентов по отмеченному критерию приведено на рисунке 7.

Ответы респондентов в отношении мотивов изучения иностранного языка респонденты представлены в таблице 8.

В отмеченных опрошенными мотивах на первом месте стоит желание достичь высоких результатов в профессиональной деятельности (54%) и желание общаться с иностранцами (30,6%).

Более наглядно данные результаты приведены в долевом распределении на рисунке 8.

В данном случае, желание интенсификации общения следует рассматривать, как положительную мотивацию, поскольку это обстоятельство повышает высокую личную заинтересованность в изучении предмета и, соответственно, может способствовать готовности нести дополнительные расходы на обучение.

При обработке ответов на вопрос о силе желания изучать иностранный язык были получены следующие ответы (табл. 9).

Собственная оценка в баллах силы желания изучать иностранный язык говорит нам о средней мотивированности у более чем

половины опрошенных (57%).

Долевое распределение ответов респондентов по данному вопросу приведено на рисунке 9.

100 80 60 40 20 0

87,8

получение твердых знаний узнать что-то интересное сидеть тихо, чтобы меня не

спросили

Рис. 6. Распределение респондентов по заявленной цели изучения иностранного языка, %

Таблица 1

Распределение респондентов по ответу о факторах, влияющих на добросовестное изучение иностранного языка, всего 98 чел.

10,2

2

Он мне интересен Пригодится в профессиональной деятельности Заинтересован в получении положительной оценки Меня заставляют

8 46 42 2

50 40 30 20 10 0

8,2 2,4

он мне интересен

пригодится в профессиональной деятельности

заинтересован в

получении положительной оценки

меня заставляют

Рис. 7. Распределение респондентов по ответу о факторах, влияющих на добросовестное изучение иностранного языка, %

Таблица 8

Распределение респондентов по побудительным мотивам к изучению иностранного языка, всего 98 чел.

Необходимость достичь успехов и высоких результатов профессиональной деятельности Желание стать образованным человеком Желание общаться с иностранцами Осознание высокой социальной значимости обучения Другое

53 14 30 1 0

60 50 40 30 20 10 0

54

30,6

14,3

необходимость достичь успехов и высоких результатов профессиональной деятельности

желание стать желание общаться с осознание высокой образованным иностранцами социальной

человеком значимости

обучения

Рис. 8. Распределение респондентов по побудительным мотивам к изучению иностранного языка, %

В отношении полученных ответов на вопрос о желании продолжать обучение в магистратуре на экономическом направлении и профиле на иностранном языке были получены следующие результаты (табл. 10).

Выходит, что получать образование в магистратуре на иностранном языке предполагают около половины респондентов (49,0%). Около 47% не планируют обучаться в магистратуре на иностранном языке. Порядка 4% опрошенных еще не определились для себя по данному вопросу (рис. 10).

Распределение мнений респондентов о целесообразности продолжения обучения в магистратуре на программе на иностранном языке в вузе, где они обучаются сейчас, или за рубежом, приведено на рисунке 11.

Согласно представленным результатам, получается, что большинство опрошенных (75%) предпочли бы учиться в той стране, где иностранный язык, используемый в программе обучения, является родным. Вместе с тем, при дополнительной беседе с ними, студенты пояснили, что предполагают следующее: их финансовые возможности не позволят им обучаться за рубежом. Однако они считают, что обучение в магистратуре за рубежом дало бы им более качественные языковые знания и больше перспектив для будущей карьеры в плане работы в крупных компаниях.

Подводя итог проведенному опросу, можно заключить, что обучающиеся на программе бакалавриата (маркетологи и рекламисты) осознают значимость языковой подготовки для своей будущей карьеры. Ориентир на успех в будущей профессиональной

деятельности мотивирует их к изучению иностранных языков. Слушатели заявляют готовность нести расходы на дополнительную языковую подготовку. Вместе с тем, повысить мотивацию к изучению

иностранных языков может личная вовлеченность, связанная, например, с заинтересованностью предметом (самим иностранным языком) или желание интенсифицировать межличностное общение

Таблица 9

Распределение респондентов по силе желания изучать иностранный язык (по 5-балльной шкале), всего 98 чел.

5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

22 56 8 10 2

60 50 40 30 20 10 0

■82и

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Рис. 9. Распределение респондентов по силе желания изучать иностранный язык (по 5-балльной шкале), %

Таблица 10

Распределение респондентов по желанию продолжать обучение в магистратуре на экономическом направлении и профиле на иностранном языке, всего 98 чел.

57

22,4

2,4

Желают продолжать обучение в магистратуре на экономическом направлении и профиле на иностранном языке Не желают продолжать обучение в магистратуре на экономическом направлении и профиле на иностранном языке Не определились

48 46 4

60 50 40 30 20 10 0

48 46

4

Желают продолжать обучение Не желают продолжать Не определились

в магистратуре на обучение в магистратуре на

экономическом направлении экономическом направлении и профиле на иностранном и профиле на иностранном языке языке

Рис. 10. Распределение респондентов по желанию продолжать обучение в магистратуре на экономическом направлении и профиле на иностранном языке, %

80 70 60 50 40 30 20 10 0

75

25

желают продолжить обучение в магистратуре желают продолжить обучение в магистратуре в вузе, где обучаются на бакавриате в, вузе, где иностранный язык является

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

родным

Рис. 11 Распределение мнений респондентов о целесообразности продолжения обучения в магистратуре на программе на иностранном языке в вузе, где они обучаются сейчас, или за рубежом, %

с иностранцами. Сочетание этих факторов позволит от декларативной мотивации перейти к ее реальному усилению, что будет способствовать повышению качества усвоения знаний. Можно также сделать вывод о целесообразности функционирования в вузе центра языковой подготовки, предлагающего услуги по углубленному изучению иностранных языков для студентов экономических направлений. В продвижении услуг данного центра следует делать акцент не только на успешности будущей карьеры, но и на возможности полноценного общения со сверстниками из зарубежных высших учебных заведений и возможности участия в различных обменных (сетевых) программах, что значимо для студентов и будет способствовать росту их заинтересованности в услугах такого центра. То, что почти половина опрошенных желали бы продолжить обучение в магистратуре

на программе, предполагающей изучение всех дисциплин на иностранном языке, представляется позитивным для вуза явлением. Получается, что вуз может предлагать, например, англоязычные магистерские программы. Несмотря на то, что порядка 75% респондентов сообщили, что они желали бы обучаться в зарубежном вузе на магистерской программе, тем не менее, они сами отдают себе отчет в том, что в финансовом плане это может быть для них недостижимо.

Соответственно, необходимо грамотно построить коммуникационное взаимодействие с этой аудиторией слушателей и в предложении образовательной услуги — обучение на магистерской программе на иностранном языке в том вузе, где они обучаются на направлении бакалавриата, акцент сделать на качестве языковой подготовки преподавателей, на качестве транслируемых ими

знаний, а также на том обстоятельстве, что они (слушатели) будут получать языковые компетенции без отрыва от изучения экономических дисциплин в российских реалиях в привязке к работе региональных компаний в РФ, что будет их дополнительным конкурентным преимуществом при трудоустройстве на территории России или за рубежом, вероятнее всего, в компании, взаимодействующие с российскими.

Считаем, что при росте мотивированности обучающихся и коррекции предложения им данных образовательных услуг (акцент в предложении должен быть сделан на языковой и экономической подготовке в привязке к функционированию бизнеса в России), работа центра языковой подготовки на базе вуза будет успешной, равно как и предложение магистерских программ на иностранном языке будет оправданным.

ПРИЛОЖЕНИЕ: АНКЕТА

1. Сколько Вам лет:

А) 18—20; Б) 21—23; В) более 23; Г) укажите иное:_.

2. Готовы ли Вы нести дополнительные расходы на языковую подготовку:

А) да; Б) нет.

3. Какую долю от ваших ежемесячных расходов вы готовы потратить на дополнительную языковую подготовку?

А) больше 25%; Б) от 10 до 25%; В) до 10%; Г) укажите иное_.

4. Полученные знания иностранного языка необходимы Вам, потому, что:

A) он Вам интересен; Б) он Вам нужен;

B) Вы заинтересованы в получении положительной оценки; Г) Вас заставляют;

Д) укажите иное__.

5. Мне нравится, когда на занятиях иностранного языка меня хвалят за:

А) мои знания; Б) хорошо выполненное задание; В) укажите иное_.

6. Моя цель на занятиях по иностранному языку:

A) получение твердых знаний; Б) узнать что-то интересное;

B) не бояться, если спросят; Г) укажите иное_.

7. Я изучаю материал добросовестно, если:

A) он мне интересен;

Б) пригодится в профессиональной деятельности;

B) заинтересован в получении положительной оценки; Г) меня заставляют;

Д) укажите иное__.

8. Учить иностранный язык лучше меня побуждает:

А) необходимость достичь успехов и высоких результатов профессиональной деятельности; Б) желание стать образованным человеком;

В) желание общаться с иностранцами;

Г) осознание высокой социальной значимости обучения;

Д) укажите иное_.

9. Насколько сильно я хочу изучать иностранный язык (по 5-балльной шкале):

А) 5; Б) 4; В) 3; Г) 2; Д) 1.

10. Желаете ли Вы обучаться на программе в магистратуре на иностранном языке с получением соответствующего диплома:

А) да; Б) нет.

11. При продолжении обучения в магистратуре на программе на иностранном языке Вы предпочтете: А) учиться в вузе, где проходите обучение сейчас;

Б) учиться в вузе, где иностранный язык, используемый в программе, является родным.

ИСТОЧНИКИ

1. Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности / Обучение языкам в школе и вузе. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 190 с. С. 6.

2. ШиринянМ. Формирование познавательного интереса при изучении иностранных языков у студентов-медиков [Электронный ресурс] URL: http://iyazyki.rU/2015/01/formationinteres-iyastuding/#more-19742 (дата обращения 13.06.2015 г.).

3. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. http://vestnik.mininuniver.ru/ reader/search/spetsifika-motivov-izucheniya-inostrannogo-yazyka-/.

Research of Interest for Foreign Languages Additional Study of Economic Trends Bachelors Bondarenko Viktoriya Andreyevna,

doctor of Economics, head of the Department of Marketing and advertising, Rostov state economic University (RINH), St. B. Sadovaya 69, Rostov-on-don, 344002, Russian Federation ([email protected])

Pisareva Ekaterina Vladimirovna,

Ph. D., associate Professor of Marketing and advertising, Rostov state economic University (RINH) St. B. Sadovaya 69, Rostov-on-don, 344002, Russian Federation ([email protected])

Kaznacheeva Svetlana Nikolyevna,

Ph. D., associate Professor of the Department of innovative technologies of management of the Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Ulyanov str. 1, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation ([email protected])

Goal. Evaluation of the existing motivation to learn foreign languages by students of economic trends and the appropriateness

of offering them appropriate educational services.

Tasks:

• survey of students studying at the second, third and fourth years to Refine their interest and motivation to learn foreign languages;

• identify interest in acquiring profound knowledge in foreign languages on a reimbursable basis; clarification of the amount of the expenses that listeners are willing to spend on language training;

• determining the feasibility of proposal of master's programs such as foreign languages. Methods: analysis and synthesis, market research in the form of a questionnaire survey.

Results. Investigated the motivation of bachelors (marketers and advertisers) to learn a foreign language, and also indicate the willingness of the additional costs of the language training.

Conclusions. With the growth of motivation of students on the basis of correct communication with them and correct them offers educational services, center of language training at University will be successful, as well as offer master's programs in a foreign language would be justified.

Keywords: motivation; study; survey; foreign language; language center. REFERENCES

1. Andronkina, N.M. (2001) Problemi obucheniya inoyazichnomu obshcheniyu v prepodavanii inostrannogo yazika kak spetsialnosti [Problems of teaching foreign language communication in foreign language teaching as a profession]. In: Obuchenie yazikam v shkole i vuze [Learning languages in school and University]. Saint Petersburg, RGPU Publ., 2001, 190 p., p. 6.

2. Shirinyan, M. Formirovanie poznavatelnogo interesa pri izuchenii inostrannikh yazikov u studentov-medikov [Formation of cognitive interest in the study of foreign languages in medical students]. Available at: http://iyazyki.ru/2015/01/ formationinteres-iyastuding/#more-19742 (accessed 2015.06.13).

3. Kaznacheeva, S.N.; Bondarenko, V.A. (2016) Spetsifika motivov izucheniya inostrannogo yazika studentami neyazikovikh napravleniy Mininskogo universiteta [The specificity of the motives of learning a foreign language by students of non-linguistic areas of Minin University]. VestnikMininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2016, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/spetsifika-motivov-izucheniya-inostrannogo-yazyka-/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.