УДК 811.111
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ: ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Н.К.Иванова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Формирование у аспирантов прочной положительной и познавательной мотивации в процессе изучения иностранного языка рассматривается как важное условие совершенствования гуманитарной подготовки аспирантов и оптимизации процесса изучения иностранного языка для научно-профессиональных целей. Анализируются результаты анкетирования, проведенного среди аспирантов ИГХТУ и ИХР РАН.
В современных условиях и на данном этапе развития научного познания, роль гуманитарных дисциплин не теряет своей актуальности. Особое значение приобретает иностранный язык: в настоящее время он является одним из основных средств интеграции образования и науки, обеспечивает академическую мобильность выпускников российских вузов, позволяя им продолжить послевузовское образование в зарубежных учебных заведениях. Нельзя недооценивать и познавательную, образовательную и воспитательную функции иностранного языка. Поскольку процесс познания есть ничто иное, как процесс переработки и преобразования информации, обучение в курсе иностранного языка различным видам коммуникации способствует совершенствованию речевой деятельности обучаемого как в родном языке, так и в иностранном, обеспечивает формирование такого важного психологического механизма, как инференция.
Инференция - это получение выводных знаний, данных в процессе обработки информации. Инференцию, как выводное знание, умозаключение, можно рассматривать как одну из важнейших когнитивных операций человеческого мышления, в ходе которой человек, опираясь на сведения, содержащиеся в тексте, выходит за пределы старых знаний и получает новую информацию. При этом осуществляется активно-рациональный способ познания, при котором используются не только собственно языковые
знания, но и знания об окружающем мире, социальном контексте и межкультурном разнообразии, а также - профессиональные и научные знания, полученные при проведении собственного исследования [2]. Таким образом, изучение иностранного языка позволяет осуществлять личностно-образующую функцию обучения, основываясь на взаимосвязи между развитием личности и овладением предметом.
Воспитательная функция иностранного языка на этапе послевузовской подготовки также присутствует: формируется гражданская позиция, умение объективно оценить недостатки и преимущества отечественных и зарубежных реалий из области образования и науки, обеспечивается толерантное отношение к чужой культуре, приобретаются знания по межкультурной коммуникации и международному научному этикету.
Однако, несмотря на несомненную значимость иностранного языка для общеобразовательной и профессионально-ориентированной подготовки аспирантов, в этой области имеется целый ряд проблем, которые мешают эффективному овладению иностранным языком и не позволяют активно пользоваться им при осуществлении самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
На наш взгляд, одна из серьезных проблем психолого-педагогического плана - отсутствие у большей части обучаемых прочной положительной и познавательной мотивации.
Известно, что проблема мотивации -одна их ключевых проблем психологии обучения. Ее формирование и развитие является неотъемлемой частью эффективности учебного процесса.
Социально-экономические изменения, имевшие место в нашей стране за последние десятилетия, привели к тому, что роль мотивации при изучении иностранного языка значительно повысилась. Однако осознание цели изучения предмета еще не является сильным мотивирующим фактором для побуждения к деятельности, то есть наличие внешней (прагматической) мотивации, если отсутствует внутренняя, не способно поддерживать познавательную активность взрослых обучаемых на высоком уровне [2].
Далее будут рассмотрены проблемы, связанные с формированием мотивации в обучении иностранному языку взрослых и проанализированы данные анкетирования, проведенного среди аспирантов ИГХТУ и ИХР РАН.
Многолетний опыт преподавания иностранного языка аспирантам показывает, что некоторая часть из них начинает изучение иностранного языка с отрицательной мотивацией. Это связано, прежде всего, с наличием у многих к этому времени отрицательного (безрезультативного) опыта изучения иностранного языка в школе, вузе, в результате чего студент, а затем аспирант, приходит к состоянию когнитивного диссонанса (времени на изучение иностранного языка затрачено много, а результат не удовлетворяет).
Другой причиной является то, главные интересы личности обучаемого нередко находятся вне учебной деятельности. Однако боязнь наказания за неуспеваемость, санкции со стороны научного руководителя, отдела аспирантуры, преподавателя и т.д. побуждают аспиранта учиться и выполнять необходимые требования. Как отмечают психологи, подобная мотивация является серьезным препятствием к усвоению знаний. Для ее перестройки от педагога требуется большое мастерство, умение снять психоло-
гические барьеры, построить процесс обучения нетрадиционно.
Однако часть аспирантов имеет и положительную мотивацию, но она не связана с интеллектуальной потребностью обучаемых, с желанием профессионально овладеть иностранным языком, с тем, чтобы в дальнейшем свободно использовать его в своей дальнейшей деятельности. В основе этого типа положительной мотивации лежит ранее воспитанное «чувство отличника», ответственное отношение к процессу учебы, привычка быть лучшим, стремление получить моральное или материальное вознаграждение за успешное изучение данного предмета. Наблюдение показывает, что объективная, но не отличная оценка на кандидатском экзамене, глубоко разочаровывает аспирантов, имеющих данный вид мотивации. Имея отличную итоговую оценку по иностранному языку в вузовском курсе обучения, они, с одной стороны, искренне верят в ее объективность, а с другой, с удивлением воспринимают серьезные пробелы, обнаруженные в их знаниях.
Как известно, мотивы деятельности являются наиболее динамичной частью психики взрослого человека, что позволяет управлять его познавательной деятельностью через развитие исходных мотивов в процессе самой познавательной деятельности - в нашем случае -при изучении иностранного языка в кандидатском семестре и после его окончания.
Как показали многочисленные психологические исследования, характер познавательной деятельности взрослого человека существенно отличается от характера познавательной деятельности в детском и юношеском возрасте. Главное отличие заключается в том, что удовлетворение познавательных запросов у взрослого человека связывается с пользой полученного знания для более успешной профессиональной (научно - исследовательской) деятельности. Таким образом, формируется осознанная мотивация пользы, называемая в психологии прагматической мотивацией, которая и пере-
растает в цель получения необходимого знания [1].
Именно ориентация взрослых обучающихся на практическую цель обусловливает то, что в качестве ведущего мотива, наряду с потребностью в знании, выступает и такая мотивация познавательной деятельности, как потребность в достижении. Это проявляется, при изучении иностранных языков взрослыми, в ориентации обучающихся на результат, превалируя в непрофессиональной языковой подготовке над ориентацией на процесс.
Одна из проблем заключается в том, что взрослый человек, сознательно приступая к процессу изучения иностранного языка в кандидатском семестре, исходно готов овладевать знаниями теоретического плана, однако, практическая польза этого знания опосредована и при изучении языка нередко отодвигается в будущее. Следовательно, задача преподавателя иностранного языка заключается в постоянном поддержании лингво-познавательной мотивации, в организации в процессе обучения иноязычной коммуникации. Задача научного руководителя - поддержание у своего аспиранта внутренних мотивов для формирования устойчивого интереса к такому процессу изучения иностранного языка, которое могло бы сопровождаться его личностным развитием, сочетаться с приобретением профессионально-научных знаний из различных иноязычных источников, Необходимо непосредственное участие научного руководителя в подборе научной литературы для чтения и реферирования, его присутствие на вступительном и кандидатском экзаменах по иностранному языку, на учебных аспирантских конференциях на иностранном языке.
Правильная организация учебно-познавательной деятельности обеспечивает формирование положительной мотивации по отношению к процессу изучения иностранного языка, что непосредственно связано с возможностью применения знаний по иностранному языку для иноязычной коммуникации - устной (вы-
ступление на конференции, формальное и неформальное общение с иностранными коллегами и т.д.) и письменной (переписка на иностранном языке, подготовка тезисов и статей, оформление документов на грант, составление резюме на английском языке и др.). Таким образом, приобретение коммуникативной компетенции приведет к развитию лингвистической компетенции.
С целью выявления ведущих мотивов при изучении иностранного языка на этапе послевузовской подготовки, аспирантам первого года обучения ИГХТУ и ИХР РАН была предложена анкета, включающая 21 вопрос, которая была составлена с помощью специалистов из Центра психологического мониторинга, работающего в ИГХТУ на базе кафедры философии (см. таблица 1 - образец анкеты).
Ответ на каждый из вопросов предполагал оценку значимости причины изучения иностранного языка от 0 баллов («почти не имеет значения») до 3 баллов («очень значимо»). Методика подсчета включала как анализ ведущих мотивов внутри каждого вопроса, так и группы вопросов, имплицитно объединенных одним возможным мотивом.
В анкетировании приняли участие 58 аспирантов, поступивших осенью 2007г. на 1-й курс аспирантуры и приступивших в октябре к изучению иностранного языка в группах под руководством преподавателей кафедры иностранных языков и лингвистики ИГХТУ.
Результаты анкетирования показали, что у 95,6 % опрошенных преобладают познавательные мотивы (ответы на вопросы № 2, 9,15). При этом, 98, 9 % аспирантов, принимавших участие в анкетировании, подчеркивают (выделяя наивысшим баллом в шкале оценок) мотив саморазвития, указывая, что владение иностранным языком позволит им развить ум, сообразительность, смекалку (ответ на вопрос № 6), стать широко образованным человеком и т.д. Заметим, что это отражает широко утвердившееся в нашем обществе мнение, что образо-
ванный человек не может не владеть ино- странным языком.
Таблица 1
Анкета для аспирантов 1 курса
***Пожалуйста, оцените, насколько значимы для вас причины, по которым вы занимаетесь изучением иностранных языков. Для этого обведите кружком нужный балл: 0 баллов - почти не имеет значения; 1 балл - частично значимо; 2 балла - заметно значимо; 3 балла - очень значимо
№ Вопрос*** Баллы
1 Иметь возможность путешествовать по миру 0123
2 Расширять свои знания о мире 0123
3 Общаться с представителями иных культур, приобретать новых друзей 0123
4 Доказать самому себе, что я могу чего-то добиться в жизни 0123
5 Возможность карьерного роста 0123
6 Знание иностранных языков помогает развить ум, сообразительность, смекалку 0123
7 Экзамен по иностранному языку является обязательным для аспирантов 0123
8 Понять людей с иным мироощущением, носителей иного менталитета 0123
9 Успешно проводить исследования по своей теме 0123
10 Считаю, что знание иностранных языков - немаловажная основа для уважения и признания со стороны окружающих 0123
В лидирующую группу мотивов (95,6 %) входит и такой мотив, как прагматический, когда успехи в изучении иностранного языка связываются с успешностью карьеры в будущем, с признанием со стороны окружающих.
88,9 % опрошенных аспирантов указали, что изучают иностранный язык потому, что это их обязанность, причем большая часть пометила ответы на вопросы № 7, 14, 20 двумя баллами, что соответствует шкале оценок «заметно значимо». Это, несомненно, положительная мотивация, но не познавательная.
86,7 % аспирантов, принимавших участие в опросе, выделили коммуникативные мотивы, отмечая, что для них очень значима возможность общения -как с представителями других культур, так и возможность общения на занятиях с другими аспирантами, причем, особо выделяется важность признания и уважения со стороны окружающих.
Эмоциональные мотивы изучения иностранного языка, связанные с удовольствием от чтения литературы на иностранном языке, возможностью понять людей с другим мироощущением и т.д. отметили 85,6% респондентов.
Наименьшие баллы получили ответы, связанные с внешними требованиями (требования рынка труда) - 76,7%, но здесь наблюдается разное распределение по шкале оценок: требование учебного плана (внешнее) в 46,7% ответов рассматривается как почти не имеющее значения (0 баллов), а связь между знанием иностранного языка и будущим трудоустройством только в 50% ответов трактуется как очень значимая.
Таким образом, проведенное анкетирование аспирантов показало, что в целом они обладают положительной мотивацией и готовы к изучению иностранного языка в кандидатском семестре. В качестве важного мотива, наряду с потребностью в знании, выступает и такая мо-
тивация познавательной деятельности, как потребность в достижении - мотив саморазвития, приобретения через иностранный язык новых, более совершенных личностных качеств. Однако коммуникативные мотивы и эмоциональные не являются ведущими, из чего можно сделать вывод о том, что практическая польза знаний по иностранному языку осознается аспирантами еще не полностью.
С целью выявления отношения к иностранному языку после сдачи кандидатского экзамена и определения степени
востребованности полученных знаний, была разработана еще одна анкета и проведен опрос среди 54 аспирантов ИГХТУ и ИХР РАН 2-го и 3-го года обучения, сдавших в предыдущем учебном году экзамен кандидатского минимума по иностранному языку. Опросник включал 10 вопросов, которые позволяли установить, как аспиранты оценивают полученные знания и насколько активно применяют их в своей научно-профессиональной деятельности (см. Таблица 2 - образец анкеты).
Таблица 2
Анкета для аспирантов 2-3 года обучения
№ Вопрос Варианты ответа
1 Пожалуйста, укажите иностранный язык, которым Вы владеете: • англ. • французский • немецкий • два языка
2 Пожалуйста, оцените свои знания по иностранному языку: • отличные • удовлетвори- • хорошие тельные
3 Основные знания были получены • в школе • в аспирантуре • в вузе
4. Как часто вы пользуетесь иноязычными источниками информации в своей научно-исследовательской деятельности (научная периодика, статьи, материалы конференций, зарубежные патенты)? Пожалуйста, подчеркните наиболее часто используемый источник. • постоянно • редко • время от вре- • никогда мени
5 Часто ли Вы работаете с иноязычными Интернет-ресурсами? • несколько раз в • раз в месяц неделю • не чаще раза в неделю
6 Имеете ли Вы собственные публикации (тезисы, статьи) на иностранном языке ? • да (публ. шт.) • собираюсь • нет подготовить
7 Считаете ли Вы, что знание иностранного языка необходимо для ведения полноценного, современного и актуального научного исследования? • да • не всегда • нет
8 Имеете ли Вы опыт иноязычной коммуникации? • нет • переписка по • да: выступле- электронной почте ние на конферен- • подготовка до-ции кументов (заявок • встреча(и) с на участие: на иностранными уче- грант, СУ) ными и делегациями
9 Занимаетесь ли Вы языком самостоятельно? • нет • да (компьютерные обучающие программы, учебные пособия, словари и т.д.)
10 Хотели бы Вы продолжить изучение иностранного языка? • да • если бы не ... • нет
Как показали результаты опроса, подавляющее большинство аспирантов изучали английский язык - 83,3 %, 13,8 % - немецкий, 2,8 % - французский. Владение двумя языками отмечено в 2,8% анкет.
Все опрошенные были единодушны в своей оценке знаний по иностранному языку: 75 % считают их хорошими, 9,4 % -удовлетворительными, и только 5,6 % -отличными.
Определяя основной источник полученных знаний, 41,7% опрошенных указали аспирантуру, 33,3 % высшую школу и 25 % школу. Небольшой разброс процентов между тремя опциями говорит о том, что стартовые знания аспирантов могут быть различными, но все-таки большая часть респондентов положительно оценивают профессионально-ориентированные знания, полученные в процессе вузовской, а главное - послевузовской подготовки. Детальное изучение ответов на данный (№ 3) ответ анкеты показал, что более высоко полученные в аспирантуре знания оценивают аспиранты, изучавшие английский язык, а более высоко в вузе - аспиранты, изучавшие немецкий язык. В условиях ИГХТУ это связано, на наш взгляд с тем, что преподавание немецкого языка ведется более традиционно, а при обучении английскому языку шире применяются инновационные технологии, модульное обучение, больший акцент делается на творческую и самостоятельную работу обучаемых.
Что касается обращения к иноязычным источникам информации для своей научно-исследовательской деятельности, то подавляющее большинство опрошенных обращается к ним периодически (57,2 %), 33,3% - постоянно, а 13, 9 % -редко и 5, 6 % - никогда.
Учитывая, что суммарно с иноязычными источниками (с разной периодичностью) работают 94, 4 %, можно сделать вывод о том, что почти у всех аспирантов, принимавших участие в опросе, сформирована потребность обращения к иноязычным информационным ресурсам и имеется возможность привлечения и
использования оригинальных материалов в качестве источников информации, необходимой для собственного исследования. К сожалению, несмотря на указание в анкете подчеркнуть наиболее часто используемый источник, лишь единицы опрошенных сделали это, подчеркнув статью, как один из источников информации на иностранным языке, к которому они обращаются. На наш взгляд, это закономерно, поскольку именно жанр статьи хорошо знаком аспирантам в результате обучения в кандидатском семестре, у них сформированы четкие алгоритмы поиска необходимой информации. С другой стороны, статья - наиболее доступный, актуальный и оперативный ресурс получения научной информации.
Показательно, что довольно часто для получения необходимой информации используются иноязычные Интернет-ресурсы. Так, большая часть опрошенных (41,7 %) прибегает к этому источнику информации приблизительно раз в неделю, другие, их 36,2 % - раз месяц, 13,8 % используют Интернет чаще, чем еженедельно, и 8,3 % опрошенных совсем не пользуются им для своей научной работы. Таким образом, по данным проведенного анкетирования, более 90% опрошенных (91,3 %) имеют, вероятно, достаточные знания и умения работы с поисковыми системами с целью нахождения во всемирной паутине справочных и информационных материалов по своей тематике на иностранном языке.
Анкетирование позволило сделать вывод о том, что, имея положительную мотивацию, большинство аспирантов не только продолжают работать с иноязычными источниками (83,4 % убеждено, что знание иностранного языка необходимо для ведения полноценного, современного и актуального научного исследования), но и почти 45 % из них сами имеют публикации на иностранном языке, а 8,3 % собираются их подготовить. Однако почти половина опрошенных (47,2 %) не имеют публикаций на иностранном языке, что может быть связано не только с недостаточной языковой подготовкой, но
и отсутствием стимуляции со стороны научного руководителя, а также стадией исследования, на которой находится аспирант, например, когда собственные научные (экспериментальные) результаты еще не получены.
Менее 3% респондентов (2,8 %) не согласны с формулировкой, что знание иностранного языка необходимо для ведения полноценного, современного и актуального научного знания.
Показательно, что среди опрошенных лишь 5,5% не имеют до сих пор опыта иноязычной коммуникации, остальные же (94,5%) осуществляют как устную коммуникацию (выступление на конференции), так и письменную (переписка по электронной почте, подготовка заявок, резюме и т.д.). Интересно, что среди отмеченных видов коммуникации лидируют следующие:
• выступление на конференции (30,6 %)
• переписка по электронной почте (22,2 %)
• подготовка документов на иностранном языке (22.2 %).
В целом это отражает реалии современной научной жизни в России, когда рабочим языком многих научных форумов является английский, на нем же готовятся многие заявочные документы, резюме и т.д., но живое общение с представителями иностранных делегаций и обсуждение научных вопросов с иностранными коллегами в неформальной обстановке еще является редким, особенно, для аспирантов - менее 20 % респондентов имеют такой опыт общения.
Число аспирантов, продолжающих самостоятельное изучение иностранного
языка, незначительно превалирует над числом тех, кто остановился в своем языковом развитии: 58,3 % продолжают самостоятельное изучение иностранного языка, работая с компьютерными обучающими программами, словарями и учебными пособиями, но 41,7% самостоятельно языком не занимаются. Однако 88,9 % опрошенных безоговорочно хотели бы продолжить изучение иностранного языка, а 11,1 % связывают этот процесс с наличием определенных условий, прежде всего, с наличием достаточного количества времени.
Проведенное анкетирование позволило установить иерархию мотивов при изучении иностранного языка, проследить их динамику в зависимости от этапа изучения и результатов обучения в кандидатском семестре. Полученные результаты позволяют правильно построить стратегию обучения с ориентацией на учебно-познавательную деятельность и приобретение коммуникативной компетенции. Однако валидность полученных выводов может быть скорректирована при повторном анкетировании тех же аспирантов первого года обучения, но уже по результатам сданного кандидатского экзамена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Петербург, 1999. - 720 с.
2. Шамов А.Н. Роль знаний и презентаций как основа сознательного овладения учащимися кодом неродного языка // Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Нижний Новгород, 2002,с.265-270.
ABOUT IMPROVEMENT OF LANGUAGE PREPARATION GRADUATE STUDENT: FROM EXPERIENCE OF THE STUDY TO MOTIVATIONS
N.K. Ivanova
Shaping beside graduate student strong positive and cognitive motivation in process of the study of the foreign language is considered as important condition of the improvement of humanitarian preparation graduate student and optimization of the process of the study of the foreign language for scientifically-professional integer. They are analysed results pool, called on amongst graduate student ISUCT and ISC WOUNDS.