Научная статья на тему 'Исследование инновационной активности аптечного предприятия'

Исследование инновационной активности аптечного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕКА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОД "ЧЕРНОГО ЯЩИКА" / PHARMACY / INNOVATION ACTIVITY / BLACK-BOX MODELLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Любовь Викторовна, Логунова Любовь Николаевна

Via black-box modeling, the authors have estimated innovation activities of 21 pharmacies. According to the directororiented questionnaires, the innovation activity ranged between 29 and 91%. Most of pharmacies (61.9%) exhibited the innovation activities in the range of 40 to 75%. The authors recommend this method for measuring competitive strength of both pharmacies and their suppliers and rivals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING INNOVATION ACTIVITY OF A PHARMACY

Via black-box modeling, the authors have estimated innovation activities of 21 pharmacies. According to the directororiented questionnaires, the innovation activity ranged between 29 and 91%. Most of pharmacies (61.9%) exhibited the innovation activities in the range of 40 to 75%. The authors recommend this method for measuring competitive strength of both pharmacies and their suppliers and rivals.

Текст научной работы на тему «Исследование инновационной активности аптечного предприятия»

УДК

Л.В. Устинова, Л.Н. Логунова

Владивостокский государственный медицинский университет (690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 2)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: аптека, инновационная активность, метод «черного ящика».

С помощью метода «черного ящика» оценена инновационная активность 21 аптечного предприятия. Диапазон инновационной активности аптек, руководители которых отвечали на вопросы специальной анкеты, колебался от 29 до 91%. Большая часть аптечных предприятий (61,9%) продемонстрировала инновационную активность в диапазоне 40—75%. Авторы рекомендуют использованную в работе методику для измерения конкурентной силы не только самих аптек, но и их поставщиков и конкурентов.

Развитие любого бизнеса идет через инновации. Передовые и успешные компании постоянно нацелены на новшества. Они превосходят своих конкурентов не только потому, что в их распоряжении прогрессивные технологии, создающие новые технологии и продукты, но и благодаря системному представлению инновационного процесса, который непосредственно связан с коммерческой деятельностью, более комплексному видению инновационных продуктов, более полному развитию и использованию своих ресурсов. Многие успешные компании используют свою инновационную активность как решающее конкурентное преимущество.

Инновационная активность предприятия — это комплексная характеристика его инновационной деятельности, включающая восприимчивость к новациям (свойство потребителя инновационного продукта), основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности; степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации и их своевременность (свойство поставщика инновационного продукта), способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций. Инновационная активность характеризует готовность к обновлению основных элементов инновационной системы — своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому.

Знание уровня инновационной активности предприятия и его конкурентов является необходимым условием в работе менеджера аптеки: при определении стратегии развития предприятия необходимы соответствующие маркеры. В связи с этим возникает

Устинова Любовь Викторовна — канд. фарм. наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ВГМУ; тел.: +7 (4232) 21-57-72; e-mail: ustinova.lv@primapteka.ru.

потребность в методике оценки инновационной активности в режиме экспресс-анализа, позволяющей использовать ее без значительных временных и финансовых затрат.

Изучение литературных источников [1—3] позволило выделить пять методов оценки инновационной активности предприятий. Мы остановились на методе «черного ящика» в связи с его наименьшей трудоемкостью [2]. Этот метод позволяет установить четыре самых важных фактора инновационного процесса компании, которые сводятся в представление так называемого «ромба инновационной активности»: 1) восприимчивость к новому, 2) обеспеченность ресурсами, 3) общение и организованность инновационного процесса, 4) мера компетентности.

Целью данного исследования был анализ уровня инновационной активности аптечных предприятий и выявление проблем, мешающих его повышению.

Материал и методы. Оценена инновационная активность 21 аптечного предприятия из разных регионов РФ (90% составили аптечные предприятия Приморского края). Информации собиралась путем анкетирования руководителей предприятий. Разработанная нами анкета содержала вопросы, касавшиеся всех четырех разделов метода «черного ящика». Оценивали следующие показатели:

К (инновационная восприимчивость) — инновационная активность потребителя технологий и методов, продуктов, услуг, ресурсов;

К2 (обеспеченность ресурсами) — инновационная активность в поиске, подготовке и использовании ресурсов;

К3 (качество общения и инновационного процесса) — инновационная активность в организации процессов и организационных форм;

К4 (мера, или уровень компетентности) — инновационная активность поставщика.

Инновационная восприимчивость определялась относительно самих новшеств и информации о них, относительно знаний и передового опыта:

• как восприимчивость к информации о новшествах (новые книги, статьи, выставки, конференции, новые образовательные курсы) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения;

• как восприимчивость к передовому опыту, создающемуся внутри организации и опыту конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их (готовность к бенчмаркингу);

• как восприимчивость к самим новшествам, новым технологиям и новым продуктам, восприимчивость

92

Тихоокеанский медицинский журнал, 2010, № 2

Рис. 1. Уровни инновационной активности аптечных предприятий.

к инновационному процессу и инновационной деятельности и готовность преодолевать трудности освоения новшеств;

• как уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту, к решению ситуаций, проблем и задач, к участию в проектах, к успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в свой бизнес-процесс.

Обеспеченность ресурсами оценивалась по:

• обеспеченности инновационного бизнеса «инвестициями» (то есть источниками различных ресурсов);

• обеспеченности бизнеса «человеческим ресурсом» (носителем и источником компетенций, способным к интеллектуальному труду);

• технологической и методической оснащенности сотрудников;

• обеспеченности знаниями и информацией;

• технической оснащенности.

При анализе показателя «Качество общения и организации» выделяли две основные составляющие: общение исполнителей процесса (поскольку именно от уровня общения зависит творчество, проявляемое участниками) и состояние самого инновационного процесса, его организованность и эффективность.

Оценивался уровень общения сотрудников, определяемый состоянием:

• информационно-коммуникационных технологий;

• организационной структуры;

• корпоративной культуры.

При анализе инновационной активности с позиции поставщика рассматривался сначала фактор, определявший влияние на внешнюю среду: уровень компетентности предлагаемых поставщиком новшеств, прежде всего технологий и соответствующих

70

60

50

40

30

20

10

12 3 4

Рис. 2. Обобщенная оценка параметров инновационной активности аптечных предприятий:

1 — восприимчивость к новому; 2 — обеспеченность ресурсами; 3 — качество организации и общения; 4 — инновационная компетентность как поставщика.

продуктов: насколько высоки свойства продуктов (каков уровень прогресса поставляемых технологий и продуктов), насколько они качественны, своевременны. Также анализировались факторы, отражающие состояние внутренней среды: уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений и организации, то есть уровень их знаний.

Каждый параметр оценивался экспертом по 10-балльной шкале. Общий уровень инновационной активности (К0) рассчитывался по формуле 1 как сумма баллов четырех показателей. Относительный уровень инновационной активности (К) определялся по формуле 2 как отношение фактического значения К0 к максимально возможной сумме баллов в процентах.

Ко = К + К2 + К + К,; (1)

k = (К0 / максимальное кол-во баллов)х100%. (2)

Результаты исследования и обсуждение полученных данных. Диапазон уровней инновационной активности аптечных предприятий колебался от 29 до 91% (рис. 1). Средний уровень составил здесь 63%. По этому показателю были выделены 5 кластеров предприятий. 1-й кластер — уровень инновационной активности до 40% (9,5% аптек); 2-й кластер — от 40 до 55% (28,6% аптек); 3-й кластер — от 55 до 75% (33,3% аптек); 4-й кластер — от 75 до 85% (19,1% аптек); 5-й кластер — от 85 до 100% (9,5% аптек).

Наибольший показатель при оценке уровня инновационной активности зарегистрирован по «Качеству организации и общения» — 68%, наименьший — по «Восприимчивости организации к новому» — 57% (рис. 2). При оценке последнего показателя получены неоднозначные мнения по его четырем параметрам: 1) восприимчивость информации о новшествах; 2) восприимчивость к передовому опыту; 3) восприимчивость к самим новшествам; 4) уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту. Разброс данных — от 45 до 64%, где

60

50

40

30

20

10

100

80

60

40

20

12 3 4

Рис. 3. Обобщенная оценка показателя «Восприимчивость организации к новому»:

1 — восприимчивость к информации о новшествах; 2 — восприимчивость к передовому опыту; 3 — восприимчивость к новшествам; 4 — самоактуализация сотрудников.

наименьшее значение имел параметр «Восприимчивость информации о новшествах» (рис. 3).

Уровни каждого параметра в показателе «Обеспеченность ресурсами» определены в диапазоне от 38 до 82%, минимальный размер имел параметр «Обеспеченность инвестициями» — 38%, максимальный — «Технологическая и методическая оснащенность...» — 82% (рис. 4).

Мнение экспертов — руководителей аптек свидетельствует, что инновационная активность в организации процессов и организационной структуре выше, чем в остальных параметрах инновационной деятельности, и ниже в восприимчивости организации к новому, из-за невысокой восприимчивости персонала к информации о новшествах (изучение новых книг, статьи, посещение выставок, конференций, новых образовательных курсов) и готовности регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения; и, возможно, невысокой потребности к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту. Руководители аптек готовы в большей степени анализировать деятельность своих конкурентов с целью получения новых идей для совершенствования работы своего предприятия и в меньшей степени готовы получать идеи и знания из других источников. Они уделяют мало внимания развитию персонала через посещение им образовательных курсов, семинаров-тренингов, т.е. совершенствованию квалификации сотрудников для поддержания и развития инновационной деятельности. Как отмечали респонденты, проблемы инновационного развития связаны с низким уровнем организации обучения персонала (45%) и с недостаточностью финансирования данного процесса (уровень обеспеченности инвестициями — 38%).

На наш взгляд, низкий уровень показателя «Восприимчивость организации к новому» связан с тем, что корпоративная культура и система мотивации на аптечных предприятиях не поддерживают творческие подходы к решению производственных задач

12 3 4

Рис. 4. Обобщенная оценка показателя «Обеспеченность ресурсами»:

1— обеспеченность инвестициями; 2 — обеспеченность человеческим ресурсом; 3 — технологическая и методическая оснащенность сотрудников; 4 — техническая оснащенность.

и личное участие каждого специалиста в разработке и внедрению инноваций.

Таким образом, предлагаемая концепция может быть полезна для измерения конкурентной силы не только самого предприятия, но и его поставщиков и конкурентов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что инновационная активность аптечных предприятий является основной характеристикой их инновационного развития. Инновационная активность, трактуемая как одна из черт деловой активности организации, отражает, насколько интенсивно осваивается этот путь, в какой степени организация реагирует на изменяющиеся внешние условия посредством внедрения новаций во все сферы своей деятельности. Таким образом, исследование уровня инновационной активности предприятия и его конкурентов является необходимым условием в работе руководителя аптеки. Литература

1. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза // URL: http://ntipb.nsk.ru/printing/magazin (дата обращения 12.01.2010).

2. Баранчеев В.П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы // Менеджмент сегодня. 2005. № 4.URL: http://grebennikon.ru/cat-j-6-10-4-1-3.html (дата обращения 12.01.2010).

3. Инновационная позиция, параметры инновационной активности // Инновационный менеджмент: курс лекций. URL: http://manage-ru.ru/?p=222 (дата обращения 12.01.2010).

Поступила в редакцию 20.01.2010.

STUDYING INNOVATION ACTIVITY OF A PHARMACY

L.V. Ustinova, L.N. Logunova

Vladivostok State Medical University (2 Ostryakova Av.

Vladivostok 690950 Russia)

Summary — Via black-box modeling, the authors have estimated innovation activities of 21 pharmacies. According to the director-oriented questionnaires, the innovation activity ranged between 29 and 91%. Most of pharmacies (61.9%) exhibited the innovation activities in the range of 40 to 75%. The authors recommend this method for measuring competitive strength of both pharmacies and their suppliers and rivals.

Key words: pharmacy, innovation activity, black-box modelling.

Pacific Medical Journal, 2010, No. 2, p. 91—93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.