10. Maeda Y, Kimura Y. Antitumor effects of various low-molecu-lar-weight chitosans are due to increased natural killer aactivity of intestinal intraepithelial lymphocytes in sarcoma 180-bearing mice// J. Nutr. 2004. Vol. 134. P. 945-950.
11. Shen K.T., Chen M.H., Chan H.Y. et al. Inhibitory effects of chitooligosaccharides on tumor growth and metastasis // Food Chem. Toxicol. 2009. Vol. 47, No. 8. P. 1864-1871.
12. Singla A.K., Chawla M. Chitosan: some pharmaceutical and biological aspects — an update // J. Pharm. Pharmacol. 2001. Vol. 53. P. 1047—1067.
13. Torzsas T.L., Kendall C.W., Sugano M. et al. The influence of high and low molecular weight chitosan on colonic cellprolifera-tion and aberrant crypt foci development in CF1 mice // Food Chem. Toxicol. 1996. Vol. 34, No. 1. P. 73—77.
14. Zheng I.Y., Zhu J.F. Study on antimicrobial activity of chitosan with different molecular weights// Carbohydr. Polym. 2003. Vol. 54. P. 527—530.
Поступила в редакцию 12.01.2010.
EFFECT OF CHITOSANS OF DIFFERENT MOLECULAR MASS ON EHRLICH ADENOCARCINOMA GROWTH AND EFFICIENCY OF CYCLOPHOSPHANE IN MICE E.P. Zueva1, T.G. Razina1, E.N. Amosova1, S.G. Kryilova1,
K.A. Lopatina1, L.A. Efimova1, E.A. Safonova1,
O.Yu. Ryibalkina1, Yu.S. Khotimchenko2 1 Research Institute of Pharmacology, SB RAMS (3 Lenina Av. Tomsk 634028 Russia), 2 Institute of Marine Biology named after A.V. Zhirmundsky, FEB RAS (17 Palchevskogo St. Vladivostok 690041 Russia)
Summary — Using models of passaged Ehrlich adenocarcinoma in mice, the authors have studied effects of chitosans with different molecular mass (190 to 300 and 50 to 190 kDa). The chitosans were introduced orally at a dose of 50 and 100 mg/kg. Both specimens did not have effect on the Ehrlich adenocarcinoma growth but had reliable anti-tumor effect of cyclophosphane.
Key words: chitosan, Ehrlich adenocarcinoma, cyclophosphane.
Pacific Medical Journal, 2010, No. 2, p. 82—84.
УДК
Л.В. Устинова, Л.Н. Логунова
Владивостокский государственный медицинский университет (690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 2)
ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, стратегия.
Представлена оценка инновационного потенциала государственных аптек Владивостока. Используемая методика позволяет определить уровни инновационного потенциала и стратегию развития аптечного предприятия, исходя из анализа финансово-экономической деятельности. Предлагаемая система оценки может служить инструментом для выявления перспективных аптечных предприятий для инновационного развития с привлечением инвестиционного капитала.
Основным средством успешной адаптации предприятия к неопределенным и быстро меняющимся условиям рынка является эффективный механизм управления, обеспечивающий формирование и реализацию такого варианта развития, который обеспечит наилучшие в сложившейся ситуации конечные результаты. В этих условиях наряду с важной ролью производственного, ресурсного и технологического решающее значение приобретает инновационный потенциал предприятия. Инновационный потенциал фактически обеспечивает возможность развития предприятия. Но важным является не только обладание этим потенциалом, но и способность его эффективно реализовывать.
В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал, но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема для
Устинова Любовь Викторовна — канд. фарм. наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики фармации ВГМУ; тел.: +7 (4232) 21-57-72; e-mail: [email protected].
аптечных предприятий связана с отсутствием комплексных исследований, методических разработок и концептуальных подходов к оценке эффективности использования инновационного потенциала [1].
Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознано стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным. Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным) [5].
Сложность определения инновационного потенциала обусловлена различным пониманием данного термина учеными и отсутствием комплексных методических исследований в этой области [1].
В широком смысле потенциал — это совокупность ресурсов, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [7]. Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получающий воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на
Управление и экономика фармации
85
Таблица 1
Уровни инновационного потенциала предприятий [10]
Источники покрытия затрат и показатель инновационного потенциала Краткая характеристика уровня инновационного потенциала Рекомендуемая стратегия инновационного развития
Собственные средства: S(х)=1:1:1 Высокий. Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Стратегии инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований Лидер — освоение новых технологий
Собственные средства плюс долгосрочные кредиты: S(х)=0:1:1 Средний. Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых технологий следует использовать некоторый объем заемных средств Последователь или лидер — освоение новых или улучшающих технологий
Собственные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы: S(х)=0:0:1 Низкий. Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегий инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников Последователь — освоение улучшающих технологий
S(х)=0:0:0 Нулевой. Дефицит или отсутствие источников формирования затрат -
рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к социальным услугам [4].
Принимая во внимание вышеизложенное, категорию «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно: от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [1].
Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия — это совокупность научнотехнических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем инновационный потенциал включает инновационную культуру предприятия и восприимчивость его к нововведениям [2, 3, 8, 9]. Это позволяет рассматривать возможности к адаптации как специфическое конкурентное преимущество.
Инновационный потенциал предприятия бессмысленно измерять без оценки способности его практической реализации. Поэтому следует отметить, что главным и ключевым ресурсом здесь является организационно-управленческий, т.е. способность менеджмента мобилизовать и организовать потенци-
альные возможности в единую систему с целью получения синергетического эффекта [1].
От величины потенциала зависит выбор той или иной стратегии инновационного развития предприятия, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию. Так, если у предприятия имеются все необходимые ресурсы, то оно может пойти по пути стратегии лидера, разрабатывая и внедряя принципиально новые, или базисные, инновации. Если инновационные возможности ограничены, то целесообразно их наращивать и избирать стратегию последователя, т.е. реализовывать улучшающие технологии [6].
Для оценки инновационного потенциала аптечных предприятий были систематизированы и проанализированы некоторые показатели финансово-экономической деятельности: 1) собственные оборотные средства, 2) долгосрочные кредиты, 3) краткосрочные кредиты. За основу взята методика А.А. Трифиловой [10] . В исследование было включено 50 аптек Дальневосточного региона.
В рамках данной статьи мы рассматриваем только один из ресурсов инновационного потенциала — финансы. Ограничение обусловлено тем, что в условиях российской экономики балансовая часть частных предприятий дает нерелевантную информацию, поэтому мы сосредоточили внимание на государственных аптеках. Данная методика позволяет определить уровни инновационного потенциала и, соответственно, стратегию инновационного развития, исходя из анализа финансово-экономической деятельности (табл. 1).
В результате исследований было выявлено 2 уровня инновационного потенциала аптечных предприятий: высокий и низкий. Предприятий с нулевым уровнем инновационного потенциала не зарегистрировано. Соотношение аптечных предприятий с высоким и низким уровнями инновационного потенциала составило 1:2 (табл. 2).
Таблица 2
Интегральная оценка инновационного потенциала на примере аптек г. Владивостока, тыс. руб.
Аптека
Показатель А Б В Г Д Е Ж З
Ис Источники собственных оборотных средств 12034 17371 2787 3623 1130 1980 -129 42
F Основные средства и вложения 5279 2383 808 1682 857 1290 228 173
Мс Собственные оборотные средства 6755 14988 1979 1941 273 690 -357 -131
Кд Долгосрочные кредиты и заемные средства 561 150 388 0 0 0 0 0
Мд Собственные оборотные средства и долгосрочные заемные средства 7316 15138 2367 1941 273 690 -357 -131
Кк Краткосрочные кредиты и займы 735 3994 529 873 856 3409 452 875
Мк Общая величина по основным источникам средств для формирования результатов и затрат 8051 19132 2896 2814 1129 4099 95 744
Z Запасы и затраты 3999 8194 1856 2426 806 1967 68 494
±Мс Излишек или недостаток собственных оборотных средств 2756 6794 123 -485 -533 -1277 -425 -625
±Мд Излишек или недостаток собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 3317 6944 511 -485 -533 -1277 -425 -625
±Мк Излишек или недостаток общей величины основных источников для формирования запасов и затрат 4052 10938 1040 388 323 2132 27 250
S(x) 1:1:1 1:1:1 1:1:1 0:0:1 0:0:1 0:0:1 0:0:1 0:0:1
Инновационный потенциал Высокий Высокий Высокий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий
Инновационная стратегия1 Л Л Л П П П П П
1 Л — лидер, П — последователь.
Исследование позволяет сделать вывод, что каждое аптечное предприятие имеет возможность реализовать инновационную стратегию и, соответственно, быть конкурентоспособным.
Предлагаемая система оценки может служить инструментом для выявления перспективных аптечных предприятий для инновационного развития с привлечением инвестиционного капитала.
Литература
1. Андрианов Д.С. Сущность и структура инновационного потенциала организации // Вестник ТИСБИ. 2006. № 4. иБ£: http://www.tisbi.ru (дата обращения 20.12.2007).
2. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров: Модуль 7. М.: Юнити, 1999. 328с.
3. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 1999. № 2. С. 3—38.
4. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент:учебник. М.: Юнити, 1997. 251 с.
5. Инновационный потенциал предприятия: как его реализовать? // ИА Альянс Медиа. 2006. иВ.Ь: http://www.cbio.ru (дата обращения 20.12.2007).
6. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. иВ.Ь: http://www.mevris.ru (дата обращения 20.12.2007).
7. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Донецк: ДонНТУ. 2003. № 68. С. 88—96. URL: http://www.masters. donntu.edu.ua (дата обращения 20.12.2007).
8. Лисин Б.К., Фридлянов В.Н. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. 2002. № 7. URL: http://www.inti.kz (дата обращения 20.12.2007).
9. Трифилова А.А. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Нижний Новгород, 2000. 23 с.
10. Трифилова АА Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М. : Финансы и статистика, 2005. 304 с.
Поступила в редакцию 23.01.2008.
INNOVATIVE POTENTIAL ASSESSMENT
OF A PHARMACY
L.V. Ustinova, L.N. Logunova
Vladivostok State Medical University (2 Ostryakova Av.
Vladivostok 690950 Russia)
Summary - This paper presents an assessment of the innovative potential of state-run pharmacies. The techniques used in it are adequate to identify innovative potential levels and a pharmacy’s innovative development strategy, based on its performance analysis. The suggested assessment system may serve as a tool for identification of pharmacies with good potential for innovative development to be supported by investment capital.
Key words: innovation, innovative potential, strategy.
Pacific Medical Journal, 2010, No. 2, p. 84—86.