Научная статья на тему 'Инновационная активность оператора сотовой подвижной радиосвязи'

Инновационная активность оператора сотовой подвижной радиосвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / СОТОВАЯ ПОДВИЖНАЯ РАДИОСВЯЗЬ / ОПЕРАТОР СОТОВОЙ СВЯЗИ / ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / INNOVATIVE ACTIVITY / CELLULAR MOBILE RADIO COMMUNICATION / THE OPERATOR OF CELLULAR COMMUNICATION / PARAMETERS OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пищин Олег Николаевич

Рассматривается зависимость повышения качества в предоставлении услуг сотовой подвижной радиосвязи и увеличения доходности оператора сотовой связи от инициации соревнования в области инновационной деятельности между филиалами компании. Для организации сравнения возможностей и перспектив компаний предложена методика оценки их инновационной активности. Предложены и обоснованы основные факторы (а также составляющие их компоненты), воздействующие на инновационную активность оператора сотовой подвижной радиосвязи. Библиогр. 5. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of improvement of quality in granting services of cellular mobile radio communication and increase in profitableness of the operator of cellular communication on the organization of competition in the field of innovative activity between branches of the company is considered. For comparison of the opportunities and prospects of the companies the technique of estimation of their innovative activity is developed. The major factors and their components influencing innovative activity of the company are offered and substantiated.

Текст научной работы на тему «Инновационная активность оператора сотовой подвижной радиосвязи»

УДК 65.011.01

О. Н. Пищин

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ОПЕРАТОРА СОТОВОЙ ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ

Введение

В истории развития инновационного и рационализаторского движения Россия всегда выступала лидером в генерации новых идей, однако никогда не могла достичь уровня стран, лидирующих в реализации этих идей. До настоящего времени российская инновационная система сильнее мотивировалась предложением, чем спросом.

Однако в связи с усилением инновационной активности, вызванной реализацией государственной программы, отражённой в «Основах политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», закрепилась тенденция к увеличению спроса на инновации. Государственное регулирование и поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым отнесена область связи и телекоммуникаций, усилены [1]. Самым ярким из примеров высоких темпов развития технологий в настоящее время являются технологии сотовой подвижной радиосвязи общего пользования (СПР ОП).

Однако задача обеспечения активного развития инновационной деятельности предприятий СПР ОП, работающих в области коммерциализации технологий, решается недостаточно эффективно. Большая часть российского бизнеса не имеет четкой инновационной стратегии и не привыкла к инвестированию в собственные исследования и разработки [2]. Основной причиной является отсутствие в управлении инновационной работой общей разработанной системы управления инновациями и, как элемента управления инновациями, - оценки инновационной активности предприятий в сфере телекоммуникаций вообще и на предприятиях СПР ОП в частности. Кроме того, значительную роль играет отсутствие соревновательного духа и элементов конкуренции в этой области как между различными операторами связи, так и между региональными филиалами внутри отдельно взятой компании на основе оценки инновационной активности.

Решение задачи повышения инновационной активности, удержания её на высоком уровне в компаниях СПР позволит не только увеличить восприимчивость к инновациям в области телекоммуникаций, скорость её самосовершенствования и освоения современных технологий, но и повысить качество предоставляемых услуг. От повышения инновационной активности предприятий в области телекоммуникаций в выигрыше будут и сами операторы сотовой связи, и их абоненты - пользователи услуг мобильной связи.

Развитие бизнеса осуществляется на основе инноваций. Передовые и успешные компании постоянно нацелены на новшества. Поэтапный переход к эксплуатации сетей третьего поколения (3G) только начался, а уже строятся планы на внедрение в России системы четвёртого (4G) поколения - LTE (Long Term Evolution (LTE-Advanced) - название мобильного протокола передачи данных). На смену ещё не всеми опробованной технологии широкополосного доступа WiFi (Wireless Fidelity - формат передачи цифровых данных по радиоканалам) уже заявлена технология WiGig (Новый альянс Wireless Gigabit Alliance получил название WGA, а создаваемый стандарт связи - WiGig). Компании, предлагающие новые технологии, превосходят своих соперников не только потому, что в их распоряжении финансовый и интеллектуальный потенциал, создающий новые технологии и продукты. Они превосходят соперников благодаря системному представлению инновационного процесса, представлению, что этот процесс непосредственно связан с коммерческой деятельностью, благодаря более комплексному видению инновационных продуктов, более полному развитию и использованию своих ресурсов.

Развитие систем СПР ОП зависит от инноваций, поэтому проявление инновационной активности компании является движущей силой в её конкурентоспособности.

Для формирования активной инновационной политики компании, которая охватывает как производство нового знания, так и его применение на практике, необходима методика оценки инновационной активности.

Сама оценка инновационной активности с системной точки зрения позволит инициировать тот потенциал компании, развитие которого не только увеличит её финансовые показатели, но и предоставит пользователям (абонентам) наиболее широкий спектр услуг при максимальном удобстве с требуемым качеством.

Инновационная активность компании сотовой связи - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, которая должна включать в себя: оценку восприимчивости к новациям (свойство потребителя инновационного продукта), основанную на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности; оценку степени интенсивности осуществляемых действий по трансформации новации; оценку своевременности инноваций, основанной на способности мобилизовать потенциал необходимого количества и качества, рациональности технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций [3].

Системно инновационную активность следует оценивать с точки зрения следующих характеристик: готовность к обновлению основных элементов инновационной системы - своих знаний, технологического оснащения, информационно-коммуникационных технологий и условий их эффективного использования (структуры и культуры), а также восприимчивость ко всему новому [3].

Инновационно активная организация - это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику [4].

Согласно [4], инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций; выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.

Однако степень активности это не определяет. Для создания инструмента, с помощью которого в компании может поддерживаться система управления идеями и требуемый уровень восприимчивости управленческой команды к инновациям, разработана система показателей, оценивающая компанию сотовой связи с точки зрения её инновационной активности.

В системном исследовании применён метод «чёрного ящика». Этот метод разделяет анализируемую систему сотовой связи на три части: «вход» - инновации и ресурсы; «оператор связи» - механизм преобразования входа в выход и «выход» - результат в виде новых услуг, знаний, опыта. При этом «вход» представлен как «инновационная восприимчивость» компании и как ресурсное обеспечение. В целом функция «входа» - это инновационная активность потребителя. «Оператор связи» представлен как качественная характеристика организационноуправленческих решений и качества общения внутри компании, являющегося главным условием творческой деятельности. Таким образом, функция «оператор связи» - это инновационная активность в развитии своей компании. «Выход» представлен «инновационной компетентностью», т. е. уровнем и своевременностью выпуска инновационных продуктов - это уровень инновационной активности поставщика.

Метод «черного ящика» позволяет нам установить шесть основных факторов инновационной активности процесса в компании (рис.): восприимчивость к новому, обеспеченность ресурсами, организованность инновационного процесса и внутрифирменного маркетинга, управление инновациями, мера компетентности организации и результативность инновационной деятельности.

ОПЕРАТОР СВЯЗИ

Основные факторы инновационной активности компании

Введём показатели инновационной активности IA (Innovative activity):

IAi - инновационная восприимчивость - инновационная активность потребителя в использовании новых технологий в области телекоммуникаций, методов организации развития собственной сети, предоставления новых продуктов и услуг абонентам;

IA2 - инновационный ресурс - инновационная активность в поиске, подготовке и использовании ресурсов для реализации инноваций, включая выделение бюджетных средств;

IA3 - организованность инновационного процесса и внутрифирменного маркетинга -инновационная активность в организации процессов и организационных форм;

IA4 - управление инновациями - уровень компетенции персонала, участвующего в управлении инновационным процессом;

IA5 - уровень компетентности оператора - инновационная активность поставщика;

IA6 - результативность инновационной деятельности оператора - периодические итоги экономической эффективности от внедрения инноваций.

Факторы инновационной активности IAi... IA6 - комплексные величины, поэтому проведён системный анализ и предложена методика оценки каждого компонента из вышеперечисленных факторов (табл.).

i. Оценка фактора «Инновационная восприимчивость»

Инновационная восприимчивость компании-оператора относится к уровню потребления новшеств, а также к новаторам и инноваторам. Инновационная восприимчивость компании определяется её отношением к новшествам в области телекоммуникаций и информации о них, её отношением к новым знаниям и передовом опыте и может анализироваться:

1.1. Оценкой восприимчивости к информации о новшествах (использование информации о новых технологиях, участие компании в конференциях и выставках, профессиональных семинарах по всем направлениям деятельности, организация новых образовательных курсов для сотрудников) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять на практике полученную информацию.

1.2. Оценкой восприимчивости к передовому опыту, имеющемуся и создающемуся внутри компании-оператора и опыту её конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их (бенчмаркинг).

1.3. Оценкой восприимчивости к самим новшествам, новым технологиям (восприимчивость к проведению испытаний на базе технологических новшеств, активность в проведении опытной эксплуатации нового оборудования и т. п.), восприимчивости к инновационному процессу и инновационной деятельности и готовности преодолевать трудности освоения новшеств;

Методика экспресс-оценки инновационной активности предприятия оператора сотовой связи

№ п/п Компонент Уровень состояния компонентов

Слабые стороны Сильные стороны

Показатель отсутствует ^1 еа « “ 1 = кв о вз Па Пр Развитость показателя не более 50 % ть ял % ос лет 0 g М « в а е ваз ко ело Рч В «о =5 ы н і 1 е н в ал кзоа оп о оП

1. Фактор «Инновационная восприимчивость»

1.1 Восприимчивость к информации о новшествах 0 1 2 3 4

1.2 Восприимчивость к известному передовому опыту 0 1 2 3 4

1.3 Восприимчивость к самим новшествам 0 1 2 3 4

1.4 Самоактуализация сотрудников компании 0 1 2 3 4

2. Фактор «Инновационный ресурс»

2.1 Обеспеченность инновационного процесса бюджетными средствами или иными ресурсами 0 1 2 3 4

2.2 Обеспеченность бизнеса «человеческим ресурсом» 0 1 2 3 4

2.3 Технологическая и методическая оснащенность сотрудников 0 1 2 3 4

2.4 Обеспеченность знаниями и информацией 0 1 2 3 4

2.5 Техническая оснащенность компании оператора современным и перспективным оборудованием 0 1 2 3 4

3. Фактор «Качество инновационного процесса и общения»

3.1 Развитость общения сотрудников на уровне информационно-коммуникационных технологий 0 1 2 3 4

3.2 Организационная структура 0 1 2 3 4

Продолжение табл.

№ п/п Компонент Уровень состояния компонентов

Слабые стороны Сильные стороны

Показатель отсутствует Показатель развит слабо л я в4 8 § £ § І і а § £ * в з 0 § £ о Р о а м ^ са св о а ё § Рч В «о =5 ы н і 1 е н в ал ¡ё о и

3.3 Уровень корпоративной культуры 0 1 2 3 4

3.4 Процесс инновационной деятельности (его наличие, полнота и качество) 0 1 2 3 4

4. Фактор «Управление инновациями»

4.1 Система управления инновационным процессом: организация, координация, контроль, развитость и разнообразие стимулирования авторов инноваций 0 0 0 0 4

4.2 Профессионализм в управлении инновационным процессом (уровень подготовки менеджера по инновационной и рационализаторской деятельности) 0 1 2 3 4

4.3 Стиль управления (сочетание централизованного и децентрализованного управления) 0 1 2 3 4

5. Фактор «Инновационная компетентность оператора»

5.1 Наличие сертификата качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2000 или 180 9001) 0 1 2 3 4

5.2 Актуальность предоставления услуг 0 1 2 3 4

5.3 Уровень компетентности сотрудников 0 1 2 3 4

5.4 Эффективность передачи знаний во внешнюю среду 0 1 2 3 4

6. Фактор «Результативность»

6.1 Экономический эффект (дополнительная прибыль) 0 1 2 3 4

6.2 Экономия ресурсов 0 1 2 3 4

6.3 Увеличение лояльности 0 1 2 3 4

Сумма баллов 0...92

Коэффициент инновационной активности 0...100 %

1.4. Оценкой уровня самоактуализации сотрудников компании-оператора и наличием потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному росту, к решению ситуаций, проблем и задач, к участию в проектах, готовности включать новшества в свой рабочий процесс.

Оценивая уровень потребления (инновационной восприимчивости) у конкурентов, можно судить либо об угрозах (если этот уровень высок), либо о возможностях (если вышеописанный уровень у конкурентов недостаточен).

2. Оценка фактора «Инновационный ресурс»

При анализе этого фактора, исследуя уровень основных ресурсов, воздействующих на функционирование инновационного процесса, необходимо провести:

2.1. Оценку обеспеченности инновационного процесса бюджетными средствами или иными ресурсами, включая оценку доли (%) от валового дохода компании, ежегодно выделяемого на реализацию мероприятий инновационного процесса (на внедрение инноваций). Высший балл ставится в том случае, если бюджет, выделенный на развитие инноваций, соответствует или превышает средний показатель (%) по Российской Федерации (5 % [5]) от общего дохода, выделяемого коммерческими предприятиями на развитие собственных инноваций.

2.2. Оценку обеспеченности бизнеса «человеческим ресурсом» (носителем и источником компетенций, способным к интеллектуальному труду в каждом из подразделений компании оператора), учёт уровня обновления знаний и профессиональных кадров компании.

2.3. Оценку технологической и методической оснащенности сотрудников (наличие методических инструкций по правилам составления инновационных предложений, документации к современному и перспективному оборудованию и технологиям, а также их актуализация).

2.4. Оценку обеспеченности знаниями и информацией (процентное отношение сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование согласно профилю исполняемых обязанностей, к общему числу сотрудников в компании, наличие доступа к информационным ресурсам).

2.5. Оценку технической оснащенности компании-оператора современным и перспективным оборудованием (процентное отношение количества современного и перспективного оборудования к общему его количеству).

3. Оценка фактора «Качество инновационного процесса и общения»

Ввиду высокой зависимости качества процесса от уровня общения участников инновационного процесса в организации необходимо выделить основные составляющие: общение исполнителей процесса, т. к. от уровня общения зависит уровень творчества, проявляемого участниками, и состояние самого инновационного процесса, его организованность, эффективность и актуальность. Для оценки этого фактора проводится:

3.1. Оценка уровня общения сотрудников на уровне информационно-коммуникационных технологий (наличие высокоорганизованного, обновляемого, управляемого и доступного для каждого сотрудника электронного внутрифирменного документооборота).

3.2. Оценка организационной структуры (соответствие и периодическая актуализация организационной структуры компании-оператора исполняемым функциям, позволяющей эффективно управлять функционированием подразделений компании и получать адекватную обратную связь).

3.3. Оценка корпоративной культуры (наличие в компании и постоянная актуализация стандартов внутрифирменного маркетинга, внешнего вида и норм поведения, разработанных для каждого подразделения и вида деятельности компании сотового оператора), способствующей накоплению, движению, трансакции и распространению знаний.

3.4. Оценка процесса инновационной деятельности компании (наличие, содержательность, периодическая актуализация, инициирующие интеллектуальный труд сотрудников).

4. Оценка фактора «Управление инновациями»

Проведение оценки основывается на анализе уровня подготовленности управленческой категории должностных лиц персонала, связанных с управлением процессом инновационной деятельности компании, к принятию управленческих решений по инициации и реализации новшеств. При этом оценивается:

4.1. Наличие развитой системы управления инновационным процессом, в котором предусмотрены обучение, координация и контроль на каждом из этапов инновационного процесса компании-оператора. Оценивается также развитость и разнообразие методов стимулирования авторов инноваций.

4.2. Профессионализм в управлении инновационным процессом (уровень подготовки менеджера по инновационной и рационализаторской деятельности, активность, позитивный настрой).

4.3. Стиль управления: сочетание централизованного и децентрализованного управления (наличие подкомиссий, рассматривающих инновации в соответствии с каждым направлением деятельности компании-оператора).

5. Оценка фактора «Инновационная компетентность оператора»

Анализ этого фактора определяет влияние на внешнюю среду - это уровень компетентности предлагаемых оператором новшеств в области услуг сотовой связи, прежде всего услуг на основе новых технологий и оборудования. Прежде всего оценивается:

5.1. Качество услуг, предоставляемых оператором связи (наличие сертификата качества ГОСТ Р ИСО 9001:2000 или 180 9001).

5.2. Актуальность предоставления услуг (каков уровень прогресса поставляемых технологий и услуг, насколько они своевременны).

При анализе компонентов внутренней среды компании-оператора с точки зрения воздействия на внешнюю среду оценивается:

5.3. Уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений, т. е. уровень их знаний (наличие сотрудников с учёной степенью, а также прошедших курсы повышении квалификации и специализированное обучение - процентное отношение квалифицированных кадров к общему числу сотрудников основных подразделений).

5.4. Уровень эффективности передачи знаний во внешнюю среду в виде наличия публикаций, патентов, количества внедрённых инновационных предложений как элементов воздействия на внешнюю среду (количество сотрудников, участвующих в инновационном процессе, от общего числа сотрудников).

6. Оценка фактора «Результативность»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативность анализируется по итогам выбранного прошедшего периода (года). При этом необходима:

6.1. Оценка прямого экономического эффекта, полученного от внедрения инноваций на основе сравнения годового дохода компании и годового бюджета компании на инновационную деятельность. Высший балл ставится в том случае, если экономический эффект превышает вложенные бюджетные средства (инвестиции).

6.2. Оценка эффекта экономии финансовых средств за счёт внедрения инноваций, при котором не снижается качество связи, не сужается спектр предоставляемых услуг, а также не снижается лояльность абонентов к сотовому оператору. Высший балл ставится в том случае, если экономический эффект от инновации выше, чем затраты на реализацию инновации.

6.3. Оценка увеличения лояльности внутренних и внешних клиентов проводится по результатам статистических опросов оператора сотовой связи. Высший балл ставится в том случае, если более половины опрашиваемых респондентов показали повышение лояльности к компании по сравнению с предшествующим периодом опроса.

Общая оценка уровня инновационной активности оператора связи определяется как средневзвешенная сумма инновационных активностей комплекса факторов и их компонентов всей цепочки ценностей. Каждый компонент оценивается экспертом по 4-балльной шкале. Относительный уровень инновационной активности 1А в рамках отдельной компании сотового оператора п рассчитывается по формуле

где 1А7 - коэффициент инновационной активности 7-го фактора; 1А}- - удельный вес каждого из компонентов фактора.

Инновационная активность компании оценивается по 100-балльной шкале или в процентах.

Заключение

Сравнение инновационной активности филиалов компаний сотовой связи головной компанией инициирует корректирующие управляющие решения в области ведения бизнеса. На основании оценки компонентов основных факторов инновационной активности могут приниматься управляющие решения как о технической, так и о кадровой реорганизации в компании. Оценка компонентов инновационной активности будет активизировать повышение уровня информатизации в компании, а также повышение профессионализма сотрудников и эффективности применяемых методов управления.

Оценка инновационной активности предприятия сотовой связи в целом будет воздействовать на повышение качества и расширение спектра предоставляемых абонентам услуг.

1. Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы

на период до 2010 года. (Утв. Правительством РФ 5 августа 2005 г. № 2473п-П7)

Ьі1р://№ж^іппоуЬшіпезз.га/ргауо/Оосит8Ьо’^азр?ВоситГО=103596&ВоситТуре=3 (дата обраще-

ния: 14.08.2009).

2. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС / http://www.marsiada.ru/357/464/725/684/ (дата обращения: 14.08.2009).

3. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как её конкурентной силы // Менеджмент сегодня. - 2005. - № 4 / Мір://іппоуа1іка.Ьоот.гаЛппоу_ас1.Мт (дата обращения: 18.08.2009).

6 3...5

1=1 у=1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Об утверждении указаний по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 - инновация «Сведения об инновационной активности организации», приказ Министерства экономического развития РФ от 19.01.2009 № 4. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; Ьазе=ЬАШ;п=85239 (дата обращения 18.08.2009).

5. Тычинский А. В. Методы и инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью крупных (глобальных) компаний. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. - Таганрог: ТРТУ, 2006 / http://www.aup.ru/books/m87/3_3.htm (дата обращения: 20.08.2009).

Статья поступила в редакцию 7.10.2009

INNOVATIVE ACTIVITY OF THE OPERATOR OF THE CELLULAR MOBILE RADIO COMMUNICATION

O. N. Pishchin

The dependence of improvement of quality in granting services of cellular mobile radio communication and increase in profitableness of the operator of cellular communication on the organization of competition in the field of innovative activity between branches of the company is considered. For comparison of the opportunities and prospects of the companies the technique of estimation of their innovative activity is developed. The major factors and their components influencing innovative activity of the company are offered and substantiated.

Key words: innovative activity, cellular mobile radio communication, the operator of cellular communication, parameters of innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.