Научная статья на тему 'Методические рекомендации по оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства'

Методические рекомендации по оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / HOSPITALITY INDUSTRY / INNOVATIONS / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION ACTIVITY EVALUATION / CUSTOMER SATISFACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурменко Татьяна Дмитриевна, Похомчикова Елена Олеговна

В настоящее время инновации являются ключевым фактором развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия. Для измерения интенсивности инновационной деятельности используются методики оценки инновационной активности. В современной экономической научной литературе рекомендации по оценке инновационной активности сервисных предприятий представлены в ограниченном количестве. В статье рассматриваются существующие подходы к оценке инновационной активности организаций с точки зрения возможности их использования на предприятиях индустрии гостеприимства. Выделяются ключевые параметры оценки инновационной активности таких предприятий с позиций системного анализа, а также описываются показатели, конкретизирующие данные параметры. В качестве метода оценки выделенных показателей выбран экспертный опрос. Обозначены критерии отбора экспертов, представлены методические указания по оцениванию показателей инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства, приведена формула расчета интегрального показателя инновационной активности, а также разработаны указания по интерпретации результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical recommendations on evaluation of innovation activities of hospitality industry enterprises

Innovations today are the key drivers of enterprises competitiveness development and support. In order to measure the intensity of innovation activities, a special methodology for assessing innovations could be applied. The modern economic literature does not contain a big amount of recommendations for service companies innovative activities evaluation. The article reviews the existing approaches to organizations innovative activity evaluation in terms of their possible use in the hospitality industry. The key parameters of enterprises innovation activity evaluation are identified from the standpoint of systems analysis; the indicators specifying data parameters are described. An expert interview is selected as a method for evaluating the selected parameters. The article defines the criteria for experts selection; the guidelines for evaluating the performance of innovation activities of enterprises operating in the hospitality industry are presented; the formula for calculating the integral indicator of innovative activity and methodical recommendations for results interpretation are provided.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

УДК 338.46:640.4

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(6).968-979

Т. Д. БУРМЕНКО

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Е. О. ПОХОМЧИКОВА

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация. В настоящее время инновации являются ключевым фактором развития и обеспечения конкурентоспособности предприятия. Для измерения интенсивности инновационной деятельности используются методики оценки инновационной активности. В современной экономической научной литературе рекомендации по оценке инновационной активности сервисных предприятий представлены в ограниченном количестве. В статье рассматриваются существующие подходы к оценке инновационной активности организаций с точки зрения возможности их использования на предприятиях индустрии гостеприимства. Выделяются ключевые параметры оценки инновационной активности таких предприятий с позиций системного анализа, а также описываются показатели, конкретизирующие данные параметры. В качестве метода оценки выделенных показателей выбран экспертный опрос. Обозначены критерии отбора экспертов, представлены методические указания по оцениванию показателей инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства, приведена формула расчета интегрального показателя инновационной активности, а также разработаны указания по интерпретации результатов.

Ключевые слова. Индустрия гостеприимства; инновации; инновационная активность; оценка инновационной активности; удовлетворенность потребителей.

Информация о статье. Дата поступления 28 сентября 2015 г.; дата принятия к печати 9 октября 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 декабря 2015 г.

Финансирование. Государственное задание № 2014/52 на выполнение работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 1841 «Активизация ресурсного потенциала Прибайкальского региона как фактора его устойчивого социально-экономического развития» (номер госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС 01201458900).

T. D. BURMENKO

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

E. O. POKHOMCHIKOVA

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

METHODICAL RECOMMENDATIONS ON EVALUATION OF INNOVATION ACTIVITIES OF HOSPITALITY INDUSTRY ENTERPRISES

Abstract. Innovations today are the key drivers of enterprises' competitiveness development and support. In order to measure the intensity of innovation activities, a special methodology for assessing innovations could be applied. The modern economic literature does not contain a big amount of recommendations for service companies' innovative activities evaluation. The article reviews the existing approaches to organizations' innovative activity evaluation in terms of their possible use in the hospitality industry. The key parameters of enterprises' innovation activity evaluation are identified from the standpoint of systems analysis; the indicators specifying data parameters are described. An expert interview is selected as a method for evaluating the selected parameters. The article defines the criteria for experts selection; the guidelines for evaluating the performance of innovation activities of enterprises operating in the hospitality industry are presented; the formula for calculating the integral indicator of innovative activity and methodical recommendations for results interpretation are provided.

© Т. Д. Бурменко, Е. О. Похомчикова, 2015

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

Keywords. Hospitality industry; innovations; innovation activity; innovation activity evaluation; customer satisfaction.

Article info. Received September 28, 2015; accepted October 9, 2015; available online December 30, 2015. Financing. The governmental assignment No. 2014/52 for conducting works in the sphere of research activities within the base part of the project No. 1841 «Activation of the Baikal region resource potential as a factor of its sustainable economic development». (TsITiS FGANY registration No. 01201458900).

В стратегии развития Российской Федерации до 2020 г. инновации выделены в качестве ключевого фактора совершенствования российских компаний1. В то же время осуществление мер по повышению уровня «инновационности» возможно лишь при наличии определенных методик по оценке инновационной активности, т. е. интенсивности осуществления инновационной деятельности. Оценка инновационной активности предприятия выступает в качестве этапа, предваряющего осуществление определенных мер по корректировке инновационной деятельности.

На сегодняшний день в научной литературе представлено довольно большое количество методик оценки инновационной активности предприятий сферы материального производства, тогда как проблема оценки инновационной активности сервисных предприятий остается мало исследованной. Вместе с тем инновационное направление развития становится все более актуальным для предприятий различных сфер деятельности, в том числе и услуговых.

Несмотря на то, что сервисные предприятия имеют общие особенности, сферы их деятельности разнообразны. Следовательно, для разработки методических рекомендаций необходимо определиться с объектом исследования, в данном случае — с направлением сервисной деятельности. Одним из наиболее интересных направлений является индустрия гостеприимства — межотраслевой и быстро развивающийся сектор сферы услуг.

Вследствие обширности понятия инноваций в разрабатываемых методических рекомендациях предлагается использовать лишь те из них, которые влияют на удовлетворенность клиента [11]. При этом под предприятиями индустрии гостеприимства понимаются гостиницы и рестораны среднего и высокого сегментов, так как именно в них уделяется повышенное внимание качеству процесса обслуживания.

Разработка методики оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства состоит из пяти этапов.

1 URL : http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11/ 12/08-2227r.pdf.

Этап 1. Изучение существующих подходов к оценке инновационной активности. Проблемы оценки инновационной активности предприятий освещены в работах В. П. Баранчеева, Р. А. Фат-хутдинова, О. Н. Пищина, А. Ю. Реутова, И. Ан-соффа, И. В. Шестакова и других исследователей. Обобщая существующие подходы (табл. 1), следует выделить ресурсное, результатное и формальное направления. Стоит отметить, что А. Ю. Реутов под формальным понимает статистический подход [12, с. 2], и в действительности, такое наименование формального подхода раскрывает его содержание.

Каждый из подходов отличается содержанием, имеет преимущества и недостатки, а также ограничения в применении. Следовательно, методику оценки инновационной активности, основанную только на одном из подходов, нельзя назвать комплексной. Так, в частности, реализация ресурсного подхода не предусматривает оценку эффективности инновационной деятельности; результатный подход, основанный на оценке эффекта от применения инноваций, напротив, не предполагает учета инновационного потенциала предприятия; статистический подход позволяет отнести предприятие к категории инновационно-активных или инновационно-пассивных, при этом ключевые показатели, по которым производится оценка, являются стандартизированными и унифицированными, следовательно, не учитываются особенности характера деятельности предприятий. Источником данных об инновационной деятельности компаний, функционирующих на территории РФ, является «Форма 4-инновация. Сведения об инновационной деятельности организации»2 — документ, который в обязательном порядке подают в территориальное учреждение статистики России все организации, кроме субъектов малого предпринимательства. Между тем, большинство предприятий индустрии гостеприимства представлено именно субъектами малого бизнеса. В соответствии с инструкцией по заполнению указанной формы инновационная активность организации определяется тремя характеристиками:

- наличием завершенных инноваций;

2 URL : https://normativ.kontur.ru/documentFmoduleId =44&documentId=31670.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

- степенью участия организации в разработке данных инноваций;

- выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.

Отнести предприятие к категории инновационно-активных (инновационно-пассивных) возможно при анализе информации по первым двум характеристикам. Третья характеристика выходит за границы оценки и представлена для разъяснения причин низкой инновационной активности.

Исходя из статистического подхода к оценке инновационной активности, предприятие формально относят к категории инновационно-активных, если в отчетном году были осуществлены затраты на инновации. Представленные характеристики по определению инновационной активности плохо соотносятся со спецификой деятельности предприятий индустрии гостеприимства: ввиду сервисного характера инноваций в этой индустрии трудно количественно измерить затраты на их осуществление. Характеристика степени участия организации в разработке инноваций не несет значительной смысловой нагрузки, так как большинство инноваций в индустрии гостеприимства являются заимствованными [10, с. 91]. Для таких предприятий более приемлемым было бы включение характеристики

«степень адаптации новаций и их совершенствование», что способствовало бы повышению эффективности так называемой имитационной деятельности, т. е. деятельности по заимствованию инноваций. Согласно инструкции по заполнению «Формы 4-инновация», инновации предлагается оценивать по следующим видам: технологические (в том числе продуктовые и процессные), маркетинговые и организационные. Однако инновации в индустрии гостеприимства в силу их многоаспектности и специфичности не всегда поддаются такому разделению. Таким образом, статистический подход к оценке инновационной активности организаций не является объективным в части выявления интенсивности инновационной деятельности в индустрии гостеприимства.

В ресурсном подходе особого внимания заслуживает методика оценки инновационной активности, предложенная В. П. Баранчеевым [3]. Он выделяет четыре компонента инновационной активности предприятия:

К! — инновационная восприимчивость (инновационная активность потребителя технологий и методов, продуктов, услуг и ресурсов);

К2 — обеспеченность ресурсами (инновационная активность в поиске, подготовке и использовании ресурсов);

Таблица 1

Подходы к оценке инновационной активности предприятия

Содержание Наименование

подхода Ресурсный Результатный Статистический

Характеристика Основой подхода является оценка различных материальных и нематериальных ресурсов, потребляемых и используемых в рамках инновационной деятельности Предназначен для определения количества внедренных новаций и их результативности Позволяет отнести предприятие к категории инновационно-активных (инновационно-пассивных) в соответствии со степенью удовлетворения выбранным критериям инновационной активности

Задачи Оценка объема затраченных материальных ресурсов и наличия задействованных нематериальных ресурсов в процессе разработки и внедрения новшеств Оценка эффективности инновационной деятельности Получение информации о принадлежности (непринадлежности) предприятия к инновационно-активным

Преимущества Позволяет дать характеристику ресурсному потенциалу, т. е. обеспеченности инновационной деятельности предприятия; обладает высокой практической применимостью; возможна его реализация на основе публичных источников Дает возможность оценить эффективность внедрения новшеств на предприятии; концентрируется на итогах инновационной деятельности Требует минимальных затрат времени; обеспечивает статистической информацией

Недостатки Не учитывает получение эффектов от затраченных ресурсов и использованных активов, а также степень участия предприятия в осуществлении инноваций Реализация подхода требует данные, представляющие зачастую коммерческую тайну предприятия Не учитывает получение эффектов от затраченных ресурсов и использованных активов

Объект применения Предприятие, внешний инвестор (аналитик), конкурент, государство Предприятие (в силу ограниченности доступа к данным) Государство (с целью статистического учета)

Источник: [12, с. 2-3].

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

К3— качество общения и инновационного процесса (инновационная активность в организации процессов и организационных форм);

К4 — мера или глубина (уровень) компетентности (инновационная активность поставщика) [2].

Общий уровень инновационной активности вычисляется по формуле

КО = К1 + К2 + К3 + К4,

где К1-4 — оценка каждого из указанных параметров по десятибалльной шкале [3, с. 60].

Представленная методика не является комплексной. В частности, в ней отсутствуют показатели для оценки эффективности инновационной деятельности, однако она содержит ряд компонентов, которые считаются особо важными для оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства. К числу таковых относятся компоненты К1, К3, К4 методики. Компонент К2 носит формальный характер, так как для реализации любой деятельности, в том числе и инновационной, необходимы ресурсы; остальные — К1, К3, К4, напротив, являются более качественными компонентами. Инновационная восприимчивость К] характеризует способность предприятия находить, воспринимать и отбирать только те инновационные идеи, которые могут принести положительный эффект от внедрения. Данный компонент инновационной активности особо важен для предприятий индустрии гостеприимства, так как инновации в данной сфере по большему счету направлены на повышение удовлетворенности клиентов. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и анализировать клиентские запросы и пожелания, формируя тем самым «инновационную восприимчивость».

Ввиду сервисного характера осуществления инновационной деятельности предприятиями индустрии гостеприимства, качество работы персонала является ключевой характеристикой в определении степени удовлетворенности клиентов обслуживанием. Четкая взаимосвязанная работа способствует более качественному оказанию услуг и осуществлению инноваций. Таким образом, компонент качества общения и инновационного процесса К3 имеет весомое значение в оценке инновационной активности.

Такой компонент инновационной активности, как инновационная компетентность К4 предполагает оценку как самих инноваций (прогрессивность, качество, количество, своевременность инноваций), так и факторов, отражающих состояние внутренней среды ор-

ганизации — компетентность сотрудников и руководства [3, с. 60]. Таким образом, концепция инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства должна быть выстроена в соответствии с возможностями предприятия и предпочтениями потребителей. Кроме того, необходимо постоянно проводить мониторинг имеющихся инноваций, оценивать возможности их заимствования и процесс адаптации на собственном предприятии.

Реализация результатного подхода при оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства во многом ограничена ввиду сложности определения и измерения затрат и результатов инновационной деятельности. Например, для того, чтобы измерить эффективность так называемой концептуальной инновации (необычного дизайна здания гостиницы), нужно сопоставить расходы по ее реализации с отдачей, полученной в результате. Если затраты можно подсчитать (суммировав затраты на оплату услуг дизайнера, строителей и покупку материалов), то подсчитать отдачу проблематично, так как неясно в чем выражается эта отдача, при помощи каких показателей осуществлять ее измерение (прирост прибыли, увеличение потока клиентов и их совокупных расходов, рост уровня удовлетворенности клиентов и т. д). Однако включение результатных компонентов в методику оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства является необходимым, ведь ввиду ограниченности ресурсов идеальным было бы осуществление только тех нововведений, которые принесут положительный эффект в будущем. Вследствие проблематичности измерения результатных показателей, оценку инновационной активности нужно проводить методом экспертного опроса. При этом в качестве эксперта привлекается компетентное лицо, обладающее информацией по всем ключевым показателям деятельности предприятия.

По поводу определения основных параметров инновационной активности интересен для рассмотрения подход Л. А. Малышевой и И. В. Шестакова. Исследователи представили компоненты инновационной активности, выделенные В. П. Баранчеевым, в соответствии с концепцией системного анализа. Так, инновационную активность, по их мнению, следует рассматривать в качестве деятельности, преобразующей вход (К1 — инновационная восприимчивость) в выход (К4 — уровень компетентности субъекта, осуществляющего инновационную

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

деятельность) при использовании ресурсов (К2 — обеспеченность ресурсами) под управлением организующих факторов (К3 — качество общения и инновационного процесса) [7, с. 106]. Исследование компонентов инновационной активности, согласно представленному алгоритму, позволяет выявить их взаимосвязи и взаимообусловленность. Таким образом, методика оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства должна быть представлена в соответствии с логикой системного анализа и основываться на положениях ресурсного и затратного подходов.

Этап 2. Определение ключевых параметров оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства. Для представления методики оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства в соответствии с логикой системного анализа, можно воспользоваться методологией функционального моделирования (function modeling, IDEF0)1, предназначенной для формализации и описания бизнес-процессов. Согласно IDEF0, система имеет входы, выходы, ресурсы и управляющие воздействия. Соответствующим образом можно представить и компоненты инновационной активности(рис. 1).

Рис. 1. Компоненты инновационной активности предприятия с позиций системного анализа

Следуя логике системного анализа, результат предыдущей деятельности является входом в последующий процесс трансформации. Следовательно, инновационная восприимчивость предприятий индустрии гостеприимства — это мера их готовности к абсорбции инновационных идей и осуществлению инновационной деятельности, т. е. компонент «инновационная восприимчивость» инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства является характеристикой «входа»; компоненты «обеспеченность ресурсами» и «управление

1 Отличительной особенностью ЮEF0 является ее акцент на соподчиненность объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность.

инновациями» — характеристиками «ресурсы» и «управление» соответственно; «результативность инновационной деятельности» — характеристикой «выхода» системы. Таким образом, в качестве компонентов инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства И, по которым будет осуществляться ее оценка, можно выделить:

И1 — инновационная восприимчивость;

И2 — обеспеченность ресурсами;

И3 — управление инновациями;

И4 — результативность инновационной деятельности.

Этап 3. Разработка показателей, конкретизирующих выделенные параметры инновационной активности. Компоненты инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства И1-4 являются комплексными характеристиками, включающими в себя ряд конкретизирующих показателей. Состав показателей определяется в зависимости от специфики вида деятельности предприятия.

Компонент И1 характеризует отношение предприятия индустрии гостеприимства к инновациям и может быть оценен при помощи следующих показателей:

- восприимчивость к информации о новшествах (участие в научно-практических семинарах и конференциях, посещение выставок, изучение специализированной литературы, организация обучающих курсов и тренингов) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения — Иц ;

- восприимчивость к передовому опыту, создающемуся внутри предприятия, и опыту предприятий аналогичных видов деятельности, в том числе конкурентов (готовность к бенчмар-кингу — изучение этого опыта, измерение своих и чужих достижений и их сравнение) — И12 (так как большинство инноваций в индустрии гостеприимства являются заимствованными, данный показатель приобретает особое значение);

- самоактуализация сотрудников (стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей) и наличие потребностей к участию в творческих проектах, готовность к решению проблем и включению новшеств в свою деятельность — И13;

- способность распознавать клиентские предпочтения, а также предвидеть будущие тенденции на потребительском рынке — И14.

Компонент И2 характеризует имеющиеся в наличии у предприятия индустрии гостеприимства ресурсы для осуществления инновационной

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

деятельности, его можно оценить по следующим показателям:

- клиентоориентированность и лояльность персонала — И21 (ввиду вовлеченности потребителя в процесс оказания услуг, в том числе инновационных, качество работы персонала является важным фактором эффективности инновационной деятельности);

- обеспеченность предприятия инвестициями для осуществления инновационной деятельности — И22 (для оценки данного показателя необходимо проанализировать величины чистой прибыли предприятия индустрии гостеприимства, а также заемных средств, которые можно направить на осуществление инновационной деятельности);

- технико-технологическая оснащенность предприятия (выражается в наличии современного оборудования и техники, а также использовании технологий, максимально соответствующих особенностям предприятия — автоматизированная система управления, «умный дом», интеллектуальные лифты и т. д.) — И23;

- наличие особенности, выгодно отличающей предприятие от других подобных (необычный дизайн, оригинальная концепция заведения и т. д.) — И24.

Компонент И3 позволяет оценить уровень компетентности менеджмента в планировании и осуществлении инновационной деятельности, при этом оценке подлежат следующие показатели:

- отношение руководителей к инновациям (готовность включать инновации в деятельность предприятия) — И31;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система управления инновационной деятельностью (организация, координация, контроль, развитость и разнообразие методов стимулирования авторов инноваций) — И32;

- качество работы маркетинговой службы (изучение и анализ потребительских предпочтений, запросов, недовольств и жалоб, а также составление на основе данной информации рекомендаций по совершенствованию деятельности и продвижению новшеств) — И33;

- развитость корпоративной культуры (слаженность и эффективность действий работников зависит от характера эмоциональной обстановки, в которой приходится работать, а корпоративная культура отображает систему ценностей сотрудников: для предприятий индустрии гостеприимства наибольшей ценностью является достижение удовлетворенности клиентов) — И34.

Компонент И4 позволяет оценить эффект от осуществления инноваций. Для предприятий

индустрии гостеприимства эффективность инноваций может быть выражена в следующих показателях:

- клиентская удовлетворенность (в качестве оценки результативности инновационной деятельности в индустрии гостеприимства необходимо проводить анализ клиентской удовлетворенности) — И41;

- клиентская лояльность (проявляется в повторном потреблении услуг, рекомендации услуг родственникам и знакомым) — И42;

- посещаемость, узнаваемость заведения (имидж, известность предприятия) — И43;

- экономический эффект (увеличение прибыли от продаж после внедрения новшеств может являться свидетельством эффективности инноваций) — И44.

Определившись с составом показателей инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства, необходимо осуществить выбор метода их оценки.

Этап 4. Выбор метода оценки показателей. Ввиду того, что большинство из представленных показателей инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства по своему характеру являются качественными, т. е. количественно трудноизмеримыми, оценивать их предлагается экспертным путем. В частности, С. И. Григорьев и Ю. Е. Растов определяют экспертный метод в качестве методической стратегии, совокупности приемов перевода количественных оценок в качественные, когда необходимо выработать научно обоснованное групповое управленческое решение или сформулировать мини-теорию нового явления или процесса [5].

Экспертный опрос относится к специализированным опросам, в которых главный источник информации — компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования [4].

В силу того, что экспертный опрос относится к так называемым «неформальным методам оценивания событий и решений», при его осуществлении нередко возникают сложности, связанные, например, с выбором экспертов. Д. И. Хлебович выделяет следующие ключевые требования к экспертам: профессиональная компетентность; заинтересованность в опросе; аналитичность; широта и конструктивность мышления. Важным является также наличие возможности получить достоверную информацию от данной категории респондентов. При этом достоверность оценок эксперта определяется

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

такими факторами, как квалификация, условия работы, участие в процессах принятия решений и объективность [14, с. 14].

В случае, когда оценка инновационной активности осуществляется внутри предприятия индустрии гостеприимства, в роли экспертов выступают руководители либо их заместители, обладающие полной информацией о деятельности предприятия. В связи с тем, что полученные данные используются для совершенствования деятельности предприятия и не подлежат распространению за его пределы, оценки экспертов носят объективный характер, отражающий действительное положение дел. При проведении анкетирования руководителей-экспертов сторонними исследователями уровень субъективизма возрастает. В частности, на оценки эксперта могут оказать влияние интересы его организации, известные эксперту позиции авторитетных для него людей. Эксперт может быть склонен высказать не собственные оценки, а общее мнение, сложившееся в профессиональном сообществе, окружающем его. Иногда эксперт отрицает экс-

пертность и стремится избежать участия в опросе [14, с. 15]. Оценка инновационной активности конкретных предприятий индустрии гостеприимства может быть также проведена их конкурентами. Однако при этом точность полученных данных будет зависеть от компетентности эксперта, т. е. от уровня его знаний и осведомленности о деятельности предприятий.

Таким образом, несмотря на некоторые методические сложности в организации экспертного опроса, он часто используется как основной или дополнительный метод проведения исследования. Это объясняется уникальностью собранной информации и возможностью одновременного получения как количественных, так и качественных оценок [14, с. 15]. Предлагаемая методика предполагает оценку экспертами шестнадцати показателей инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства, сгруппированных в четыре компонента, по пятибалльной шкале (от 0 до 4 баллов). Выделенные показатели оцениваются с помощью представленных методических указаний (табл. 2).

Таблица 2

Методические рекомендации по оценке показателей инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства

Показатели Параметры оценки (баллы) показателей инновационной активности

0 1 2 3 4

Восприимчивость предприятия к информации о новшествах, готовность накапливать, изучать и регулярно применять полученные сведения Редко участвует в семинарах и конференциях (один раз в несколько лет); не посещает выставки; не проводит обучение персонала (предполагает самообучение сотрудников); не использует в работе специализированную литературу Иногда (реже одного раза в год) принимает участие в выставке или конференции; персонал обучается только при найме; специализированная литература изучается по необходимости Более одного раза в год участвует в конференциях и практических семинарах; посещает все городские выставки, касающиеся его деятельности; периодически проводит обучение персонала; при работе изучается специализированная литература Регулярно участвует в семинарах, конференциях; посещает городские и областные выставки; систематически проводит обучение персонала (повышение квалификации); постоянно использует в работе специализированную литературу Постоянно участвует в конференциях, семинарах; посещает городские, областные, внутрироссийские и международные выставки; регулярно проводит обучение персонала (привлекая бизнес-тренеров); постоянно востребована специализированная литература

Восприимчивость к передовому опыту (готовность к бенчмаркин- гу) Не проводится анализ инновационных идей внутри предприятия; не изучается опыт деятельности конкурентов Не проводится анализ инновационных идей внутри предприятия; опыт деятельности потенциальных конкурентов изучается на этапе выхода на рынок или в кризисных ситуациях Инновационные идеи учитываются, но не осуществляются; опыт конкурентов изучается от случая к случаю Учитываются инновационные идеи, проводится их анализ, осуществляются те из них, которые требуют наименьших усилий и затрат; изучается опыт конкурентов по проблемным аспектам Учитываются и анализируются инновационные идеи; востребованность новшеств оценивается при помощи анкетирования; непрерывно изучается опыт конкурентов, осуществляется поиск путей совершенствования предприятия

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

Продолжение табл. 2

Показатели Параметры оценки (баллы) показателей инновационной активности

0 1 2 3 4

Самоактуализация сотрудников, участие в творческих проектах, готовность к решению проблем и использованию новшеств в деятельности Персонал не проявляет интерес к получению новых знаний и участию в творческих проектах; при выполнении заданий ограничивается должностной инструкцией; сопротивляется новшествам Персонал положительно воспринимает новые знания, нейтрально относится к внедряемым новшествам, но редко генерирует новые идеи Сотрудники стремятся к получению новых знаний для совершенствования профессиональной деятельности; выдвигают новые идеи Персонал стремится к новым знаниям,способен находить решения в нестандартных ситуациях, использует новые методы при решении традиционных задач; генерирует новые конкурентоспособные идеи Сотрудники нацелены на получение профессиональных знаний, обладают большим творческим потенциалом, находят решения нестандартных задач, выдвигают идеи по совершенствованию деятельности предприятия

Способность распознавать клиентские предпочтения, предвидеть будущие тенденции на потребительском рынке Предприятие ориентируется на опыт других аналогичных фирм, изучением клиентских предпочтений не занимается Специально предпочтения клиентов не выявляются, однако в личной беседе персонал способен их определить Опрос клиентов проводится только после внесения каких-либо изменений в деятельность предприятия; персонал обладает психологическими навыками, позволяющими распознать предпочтения клиентов Периодически проводится опрос (анкетирование) клиентов, осуществляется учет предоставляемых услуг с целью выявления тенденций их потребления Опрос клиентов для выявления их предпочтений, пожеланий и рекомендаций по совершенствованию сервиса проводится достаточно часто; изучаются данные исследований консалтинговых и аналитических компаний; персонал способен выявлять и предвосхищать предпочтения клиентов; осуществляется постоянный учет оказанных услуг, проводится анализ тенденций их потребления

Клиентоо-риентиро-ванность и лояльность персонала Предприятие при осуществлении деятельности ориентируется в первую очередь на имеющиеся ресурсы и только потом на запросы клиентов; сотрудники, при возникновении проблемных ситуаций, предпочтут уволиться, чем попытаться решить проблему Формально сотрудники понимают суть клиентоориен-тированного подхода, однако при возникновении конфликтной ситуации будут оправдывать себя, а не решать проблему Персонал вежлив, любезен и доброжелателен, однако не прикладывает максимальных усилий для достижения удовлетворенности клиентов; учет жалоб не осуществляется Существуют стандарты общения с клиентами, ведется учет жалоб, поступающих от клиентов; сотрудники разделяют ценности компании Соблюдаются стандарты общения с клиентами; персонал при оказании услуг заботится о репутации и престиже компании, гордится своей принадлежностью к предприятию; при возникновении конфликтной ситуации сотрудники содействуют в разрешении проблемы; ведется активная работа с жалобами, поступающими от клиентов

Обеспеченность предприятия инвестициями для осуществления инновационной деятельности Средства на осуществление инноваций отсутствуют Предприятие может выделить незначительную часть денежных средств на осуществление мелких инноваций На предприятии есть ресурсы для единоразовой покупки оборудования (проведения ремонта) Предприятие обладает достаточными ресурсами для покупки новой техники, оборудования или проведения ремонтных работ Предприятие способно за счет собственных средств периодически реализовывать различные виды новшеств

Технико-технологическая оснащенность предприятия Оценивается исходя из имеющегося оборудования и наличия новых технологий - рестораны: современные плиты, кухонные комбайны, оборудование для изготовления блюд молекулярной кухни, посудомоечные машины, электронные панели для заказа блюд, автоматизированные системы управления и т. д. - гостиницы: система «умный дом», вендинговые автоматы, высокоскоростные интеллектуальные лифты, уборочные машины и т. д.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

Окончание табл. 2

Показатели Параметры оценки (баллы) показателей инновационной активности

0 1 2 3 4

Наличие особенности, отличающей предприятие от других подобных Наибольший балл выставляется, если особенность является уникальной, существенно влияющей на выбор клиента

Отношение руководителей к новшествам Руководство не приемлет новшеств Руководитель консервативен, не склонен к реализации новых идей Отношение руководителя к новшествам нейтральное Руководитель приветствует новшества Новшества рассматриваются руководством как стратегически важный инструмент развития бизнеса

Система управления инновационной деятельностью Наивысший балл выставляется, если система управления инновационной деятельностью на предприятии включает все входящие в нее компоненты: организацию, координацию, контроль, развитость, а также разнообразие методов стимулирования авторов инноваций

Качество работы маркетинговой службы Оценивается изучение и исследование потребительских предпочтений, запросов, выявление недовольств и жалоб, а также составление на основе данной информации рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия и продвижению новшеств

Развитость корпоративной культуры Учитывается сплоченность и общность сотрудников, наличие у них общей ценности — максимальной клиентской удовлетворенности

Клиентская удовлетворенность Клиенты нейтральны по отношению к заведению Посетители довольны качеством обслуживания, но редко посещают заведение и не рекомендуют родственникам и знакомым Клиентов устраивает качество обслуживания, они периодически посещают заведение Клиентов устраивает качество обслуживания, они периодически посещают заведение и рекомендуют его родственникам и знакомым Посетители являются постоянными клиентами заведения, воспринимают его как «второй дом», рекомендуют родственникам, друзьям и знакомым

Клиентская лояльность Клиенты нейтральны по отношению к заведению, при предложении более выгодных условий они с легкостью откажутся от его услуг Посетители удовлетворены уровнем предоставляемого сервиса, однако в потреблении услуг они больше подвержены влиянию цены, чем неценовых факторов Клиенты довольны качеством обслуживания и не обращают внимания на имеющиеся недочеты в деятельности предприятия Постоянные клиенты проявляют лояльность к возникающим недочетам в обслуживании Посетители являются приверженцами, «фанатами» заведения

Посещаемость и узнаваемость заведения Имидж предприятия, известность, наличие постоянных клиентов, положительные отзывы о предприятии (данный показатель оценивается экспертом)

Экономический эффект Высший балл ставится, если экономический эффект превышает вложенные бюджетные средства (инвестиции)

Очевидно, различные показатели инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства требуют самостоятельной специальной системы оценивания (в том числе проведения дополнительных исследований). Однако разработка этой системы, во-первых, выходит за рамки

данного исследования, во-вторых, существенно усложнит возможность практического применения методики. С учетом показателей, конкретизирующих параметры инновационной активности, можно сформировать систему ее оценки на предприятии индустрии гостеприимства (табл. 3).

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

Таблица 3

Система оценки инновационной активности предприятия индустрии гостеприимства

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

Наименование компонента и его показатели Балльная оценка компонентов инновационной активности

0 1 2 3 4

Инновационная восприимчивость И1

Восприимчивость к информации о новшествах И11

Восприимчивость к передовому опыту И12

Самоактуализация сотрудников, участие в творческих проектах, готовность к

решению проблем и использованию новшеств в деятельности И13

Обеспеченность ресурсами И2

Клиентоориентированность и лояльность персонала И21

Обеспеченность предприятия инвестициями для осуществления инновационной

деятельности И22

Технико-технологическая оснащенность И23

Наличие особенности, отличающей предприятие от других подобных И24

Управление инновациями И3

Отношение руководителей к новшествам И31

Система управления инновационной деятельностью: организация, координация,

контроль, развитость, а также разнообразие методов стимулирования авторов инноваций И32

Качество работы маркетинговой службы И33

Развитость корпоративной культуры И34

Результативность инновационной деятельности И4

Клиентская удовлетворенность И4(

Посещаемость, узнаваемость заведения И43

Экономический эффект И44

Сумма баллов 0-64

Уровень инновационной активности, % 0-100

Значения показателей инновационной активности И/ по четырем заданным компонентам будут находиться по формуле

И = У к а ,

I ¿—I I I/'

I = 1

где к/ — удельный вес /-го показателя в структуре /-й компоненты; а/ — отношение фактического количества баллов к максимально возможному (т. е. к 4).

Интегральный показатель инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства можно рассчитать по формуле

И = У К У к,а„,

I = 1 I = 1

где К/ — удельный вес /-й компоненты в общей структуре показателей.

Значение каждого коэффициента находится в интервале [0; 1], при этом имеют место тождества:

У К = 1 и У к = 1.

Этап 5. Интерпретация результатов оценки инновационной активности. Полученный в результате расчетов интегральный показатель инновационной активности предприятия индустрии гостеприимства позволяет в процентах оценить, насколько интенсивно осуществляется инновационная деятельность.

Для представления результатов оценки инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства предлагается использовать графический метод, в рамках которого интегральное значение инновационной активности определяется как площадь ромба, где координаты вершин соответствуют значениям компонентов, ее характеризующих: инновационная восприимчивость, обеспеченность ресурсами, управление инновациями, результативность инновационной деятельности (рис. 2).

Таким образом, фактические значения показателей компонентов инновационной активности будут находиться в пределах от 0 до 1 и располагаться в ромбе в виде некоего четырехугольника.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015, vol. 25, no. 6,pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

REGIONAL AND INDUSTRIAL ECONOMIES

Управление инновациями

А 1

1 Инновационная X А 0 V

восприимчивость^^ \ р 1

1 V

• инновационнои 1 деятельности

Обеспеченность ресурсами

Рис. 2. Графический вариант интерпретации интегрального показателя инновационной активности предприятия индустрии гостеприимства

Графическое представление интегральной оценки способствует наглядному восприятию величин компонентов, характеризующих интенсивность инновационной деятельности предприятия индустрии гостеприимства. Кроме того, при помощи данного метода можно проводить анализ и сопоставление интегральных оценок инновационной активности по конкретному

предприятию индустрии гостеприимства в динамике (например, за несколько лет), что позволит выявить положительные/отрицательные изменения, произошедшие в инновационной деятельности. Форма и площадь треугольников, из которых состоит четырехугольник, позволяют информативно охарактеризовать инновационную деятельность предприятия, а также выявить степень сбалансированности компонентов инновационной активности.

Предложенные методические рекомендации по оценке интенсивности инновационной деятельности предприятий индустрии гостеприимства являются достаточно понятными в использовании, а получаемые с их помощью результаты — наглядными. В дальнейшем их можно использовать как при разработке методов интенсификации инновационной деятельности в качестве показателя, характеризующего уровень инновационной активности предприятия индустрии гостеприимства до осуществления корректирующих мер, так и после их осуществления для измерения эффективности этих мер.

Список использованной литературы

1. Баранова И. В. Методические подходы к оценке инновационной активности и инновационного потенциала вуза / И. В. Баранова, М. В. Черепанова // Сибирская финансовая школа. — 2006. — № 4. — С. 163-167.

2. Баранчеев В. П. Измерение инновационной активности компании как ее конкурентной силы / В. П. Баранчеев // Менеджмент сегодня. — 2005. — № 4. — URL : www.innovatika.boom.ru/Innov_act.htm.

3. Баранчеев В. П. Управление инновациями : учеб. для бакалавров / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012. — 711 с.

4. Дурович А. П. Практика маркетинговых исследований / А. П. Дурович. — Минск : Изд-во Гревцова, 2008. — 256 с.

5. Евланов Л. Г. Экспертные оценки в управлении / Л. Г. Евланов, В. А. Кутузов. — М. : Экономика, 1978. — 133 с.

6. Критерии инновационной активности научной организации : аналитические материалы / под ред. В. В. Полякова. — М., 2009. — 50 с.

7. Малышева Л. А. Анализ подходов к оценке инновационной активности российских предприятий / Л. А. Малышева, И. В. Шестаков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2012. — № 14 (38). — С. 101-111.

8. Никитина О. В. Методы оценки инновационной активности предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. В. Никитина. — СПб., 2007. — 25 с.

9. Ноговицына О. С. Системы оценки инновационной активности промышленных предприятий / О. С. Ноговицына // Вопросы новой экономики. — 2015. — № 2 (34). — С. 66-71.

10. Похомчикова Е. О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства / Е. О. Похомчикова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2014. — № 1. — URL : http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=18742.

11. Похомчикова Е. О. Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства) / Е. О. По-хомчикова // Сервис plus. — 2014. — № 4. — С. 45-52.

12. Реутов А. Ю. Разработка методики комплексной оценки инновационной активности организации / А. Ю. Реутов // Управление экономическими системами (электронный научный журнал). — 2011. — № 10 (34). — URL : http:// elibrary.ru/download/40758645.pdf.

13. Трофимов В. М. Категории «инновационная деятельность» и «инновационная активность» в отечественной литературе / В. М. Трофимов // Экономические науки. — 2011. — № 2. — С. 127-131.

14. Хлебович Д. И. Экспертный опрос как инструмент исследования проблем высшего профессионального образования: предпосылки и практика использования / Д. И. Хлебович // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 6 (92). — С. 12-20.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 6. С. 968-979. ISSN 1993-3541

T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA

References

1. Baranova I. V., Cherepanova M. V. Methodical approaches to estimation of innovative activity and innovative potential of the university. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2006, no. 4, pp. 163-167. (In Russian).

2. Barancheev V. P. Measuring innovation activities of the company as its competitive strength. Menedzhment segod-nya = Management Today, 2005, no. 4. Available at: www.innovatika.boom.ru/Innov_act.htm. (In Russian).

3. Barancheev V. P., Maslennikova N. P., Mishin V. M. Upravlenie innovatsiyami [Innovations management]. 2nd ed. Moscow, Yurait Publ., 2012. 711 p.

4. Durovich A. P. Praktika marketingovykh issledovanii[Practice of marketing research]. Minsk, Grevtsov Publ., 2008. 256 p.

5. Evlanov L. G., Kutuzov V. A. Ekspertnye otsenki v upravlenii [Experts' estimations in management]. Moscow, Ekono-mika Publ., 1978. 133 p.

6. Polyakov V. V. (ed.). Kriterii innovatsionnoi aktivnosti nauchnoi organizatsii: analiticheskie materialy [The criteria of innovation activity of the scientific organization: analytical materials]. Moscow, 2009. 50 p.

7. Malysheva L. A., Shestakov I. V. Analysis of assessment approaches to innovative activity at the Russian enterprises. Vestnik Permskogo natsio-nal'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and Economic Sciences, 2012, no. 14 (38), pp. 101-111. (In Russian).

8. Nikitina O. V. Metody otsenki innovatsionnoi aktivnosti predpriyatii. Avtoref. Kand. Diss. [Methods of assessment of innovation activity of enterprises. Cand. Diss. Thesis]. Saint Petersburg, 2007. 25 p.

9. Nogovitsyna O. S. System of estimation of innovative activity of industrial enterprises. Voprosy novoi ekonomiki = Issues of New Economy, 2015, no. 2 (34), pp. 66-71. (In Russian).

10. Pokhomchikova E. O. To the issue of the hospitality industry peculiarities. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy eko-nomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2014, no. 1. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=18742. (In Russian).

11. Pokhomchikova E. O. Peculiarities of innovations in human services (on the example of the hospitality industry). Servis plus = Service plus, 2014, no. 4, pp. 45-52. (In Russian).

12. Reutov A. Yu. Development of the method of integrated assessment of innovation activity of the organization. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal = Management of Economic Systems : Research Electronic Journal, 2011, no. 10 (34). Available at: http://elibrary.ru/download/40758645.pdf. (In Russian).

13. Trofimov V. M. The categories «innovation» and «innovation activity» in Russian literature. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2011, no. 2, pp. 127-131. (In Russian).

14. Khlebovich D. I. An expert survey as a tool of higher education problems investigation: background and practice. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 6 (92), pp. 12-20. (In Russian).

Информация об авторах Бурменко Татьяна Дмитриевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, маркетинга и сервиса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: service@isea.ru.

Похомчикова Елена Олеговна — ассистент, кафедра менеджмента, маркетинга и сервиса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: elena.isea@mail.ru.

Библиографическое описание статьи Бурменко Т. Д. Методические рекомендации по оценке инновационной активности предприятий индустрии гостеприимства / Т. Д. Бурменко, Е. О. Похомчикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 6. — С. 968-979. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(6).968-979.

Authors

Tatiana D. Burmenko — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Management, Marketing and Service, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: service@isea.ru.

Elena O. Pokhomchikova — PhD student, Department of Management, Marketing and Service, Baikal State University , 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: elena.isea@mail.ru.

Reference to article

Burmenko T. D., Pokhomchikova E. O. Methodical recommendations on evaluation of innovation activities of hospitality industry enterprises. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 6, pp. 968-979. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(6).968-979. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.