4-5 баллов - высокий уровень: обучающийся верно называет прослушанные лады.
Задание «Ощущение верной гармонизации».
Цель: определить уровень развития гармонического слуха.
Отметить фальшивый аккомпанемент Обучающимся предлагается прослушать фрагмент мелодии, меняя верную гармонию на фальшивую.
Критерии оценки:
1-2 балла - низкий уровень: обучающийся не слышит фальшивую гармонию;
3 балла - средний уровень: обучающийся с некоторыми неточностями и ошибками определяет неверную гармонию;
Библиографический список
4-5 баллов - высокий уровень: обучающийся точно слышит несоответствие гармонии звучанию мелодии.
Конечно, приведённые диагностические задания не исчерпывают представлений об изучении и диагностировании звукорежиссёрского слуха. Это лишь демонстрация практического опыта авторов данной статьи. Предлагаемые параметры диагностики звукорежиссёрского слуха могут быть расширены либо сокращены. Поиск «идеального звука» - это сложная задача любого звукорежиссёра, так как представление о том, что такое качественный, правильный звук различно даже у профессионалов. Однако попытка выделить необходимые показатели, которые помогают проследить процесс развития звукорежиссёрского слуха, важна и целесообразна.
1. Ильина Е.Р Музыкально-педагогический практикум: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический Проект, 2008.
2. Алиев Ю.Б. Диагностика музыкальных способностей. Музыкально-педагогический практикум: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академический Проект, 2008.
3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты-XXI век, 2004.
4. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д. и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие. Москва: Наука, 1998.
5. Мазур М. Музыкальный слух звукорежиссёра. Аллея Науки. 2021; № 5 (56). Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1725688439&tld=ru&lang=ru&name=MUZYKA LNYY%20SLUH%20ZVUK0REZhISSERA.pdf&text=%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D1%91%D1% 80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85&url=https%3A%2F%2Falley-science.ru%2Fdomains_data%2Ffiles%2F2May2021%2FMUZ YKALNYY%2520SLUH%2520ZVUKOREZhISSERA.pdfSlr=197Smime=pdfSl10n=ruSsign=654d82badcfd6d2411a9a77b1381e602Skeyno=0Snosw=1SserpParams=tm%3D17 25688439%26tld%3Dru%26lang
6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Available at: https://psychojournal.ru/books/825-teplov-b-m-psihologiya muzykalnyh-sposobnostey.html
7. Рахманова Н.Н. Развитие технического слуха: цели, особенности, методики. Available at: https://show-master.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_ osobennosti_metodiki.html?ysclid=m0rr531ts4178746713
8. Сервисы для развития звукорежиссерского слуха. Available at: https://www.newtoneacademy.com/hearingtrainingservices?ysclid=m0rqcqpf8g717619685
9. Тренировка звукорежиссёрского слуха. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=U8y7rCXmwWo
10. Как тренировать звукорежиссёрский слух. Available at: https://yandex.ru/video/preview/13079055716169921368
11. Анисимова В.П. Арт-педагогика музыкального образования детей. Тверь: Тверской государственный университет, 2015.
References
1. Il'ina E.R. Muzykal'no-pedagogicheskij praktikum: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2008.
2. Aliev Yu.B. Diagnostika muzykal'nyh sposobnostej. Muzykal'no-pedagogicheskij praktikum: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2008.
3. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty-XXI vek, 2004.
4. Shkolyar L.V., Krasil'nikova M.S., Kritskaya E.D. i dr. Teoriya imetodika muzykal'nogo obrazovaniya detej: nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Nauka, 1998.
5. Mazur M. Muzykal'nyj sluh zvukorezhissera. Alleya Nauki. 2021; № 5 (56). Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1725688439&tld=ru&lang=ru&name=MUZYKALN YY%20SLUH%20ZVUK0REZhISSERA.pdf&text=%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D1%91%D1%80 %D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85&url=https%3A%2F%2Falley-science.ru%2Fdomains_data%2Ffiles%2F2May2021%2FMUZY KALNYY%2520SLUH%2520ZVUK0REZhISSERA.pdfSlr=197Smime=pdfSl10n=ruSsign=654d82badcfd6d2411a9a77b1381e602Skeyno=0Snosw=1SserpParams=tm%3D1725 688439%26tld%3Dru%26lang
6. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Available at: muzykalnyh-sposobnostey.html
7. Rahmanova N.N. Razvitie tehnicheskogo sluha: celi, osobennosti, metodiki. Available at: https://show-master.ru/categories/razvitie_tekhnicheskogo_slukha_tseli_osobennosti_ metodiki.html?ysclid=m0rr531ts4178746713
8. Servisy dlya razvitiya zvukorezhisserskogo sluha. Available at: https://www.newtoneacademy.com/hearingtrainingservices?ysclid=m0rqcqpf8g717619685
9. Trenirovka zvukorezhisserskogo sluha. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=U8y7rCXmwWo
10. Kaktrenirovat'zvukorezhisserskijsluh. Available at: https://yandex.ru/video/preview/13079055716169921368
11. Anisimova V.P. Art-pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya detej. Tver': Tverskoj gosudarstvennyj universitet, 2015.
Статья поступила в редакцию 15.09.24
УДК 37
Kuznetsova O.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]
STUDY OF INITIATIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON. The article studies initiative as an important personality trait that determines success in all spheres of life. The author points out the need to develop this personality trait already at the stage of future specialist training. An analysis of the main approaches to the study of initiative is presented. Based on the methodology of the system-functional approach to the study of personality traits by A.I. Krup-nov, a model of initiative has been designed. The scientific novelty of the designed model is represented by the substantive characteristics of the components of the phenomenon under study, the definition of their functions and manifestations, as well as diagnostic tools that allow to present an objective assessment of the level of formation of initiative and its individual aspects. In conclusion, promising areas of scientific and pedagogical activity are formulated, where the results of this study can be used.
Key words: initiative, analytical approach, multi-component approach, systemic approach, structural and functional model of initiative, diagnostic tools
О.З. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, г. Омск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА
Статья посвящена изучению инициативности как важного свойства личности, определяющего ее успешность во всех сферах жизнедеятельности. Автор указывает на необходимость развития данного свойства личности уже на этапе подготовки будущего специалиста. Представлен анализ основных подходов к исследованию инициативности. На основе методологии системно-функционального подхода к исследованию свойств личности А.И. Крупнова спроектирована модель инициативности. Научную новизну спроектированной модели представляют содержательная характеристика компонентов исследуемого феномена, определение их функций и проявлений, а также диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить уровень сформированности инициативности и ее отдельных сторон. В заключении сформулированы перспективные направления научно-педагогической деятельности, где результаты данного исследования могут использоваться.
Ключевые слова: инициативность, аналитический подход, поликомпонентный подход, системный подход, структурно-функциональная модель инициативности, диагностический инструментарий
Высшая школа направлена на подготовку компетентных, активных специалистов, мотивированных на саморазвитие, способных творчески решать профессиональные задачи, принимать решения, брать на себя ответственность. Динамика социальных, экономических, политических условий требует формирования данных конкурентоспособных качеств уже на этапе обучения студентов в вузе. В связи с этим проблема формирования и развития инициативности как важной составляющей вышеназванных качеств становится актуальной научно-исследовательской и научно-практической задачей.
Поэтапное решение данной проблемы связанно с обоснованием психологической структуры понятия «инициативность», поиском адекватного диагностического инструментария для определения ее свойств и уровня сформированности, разработкой теоретических и практических подходов к организации учебно-практической деятельности студентов, способствующих развитию инициативности в условиях образовательного учреждения.
Цель исследования: определить структуру инициативности как интегратив-ного свойства личности.
Задачи исследования:
- осуществить анализ работ по исследованию инициативности;
- определить психологическую структуру инициативности;
- определить функции отдельных компонентов в структуре данного свойства личности;
- описать проявления переменных инициативности;
- определить диагностический инструментарий для исследования отдельных сторон инициативности.
Научная новизна:
- расширены представления об инициативности как интегративном свойстве личности;
- определена и описана содержательная характеристика психологической структуры инициативности.
Теоретическая значимость: расширены представления о структуре инициативности как личностного свойства.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для:
- диагностики инициативности как интегративного свойства личности и ее отдельных переменных;
- разработки программ развития инициативности в образовательном процессе;
- создания программ консультирования и коррекции инициативности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что инициативность является предметом исследования как зарубежных (M. Frese, D. Fay, S.A. Lannarino и др.), так и отечественных исследователей. В работах зарубежных исследователей инициативность представлена рядом понятий: initiative, personal initiative (PI), proactive behavior и др. Д. Фэй и М. Фриз рассматривают инициативность как поведение, при котором человек активно ставит цели и настойчиво, преодолевая трудности и неудачи, их достигает [1], С.А. Ланнарино -как способность действовать на опережение, как проактивное поведение, в противоположность реактивному поведению [2].
В работах отечественных авторов можно выделить три подхода: аналитический, поликомпонентный и системный. Представители аналитического подхода нацелены на изучение отдельных сторон инициативности, относящихся к разным психологическим сферам (волевой, мотивационной, когнитивной, эмоциональной, результативной), а также исследование различных ее признаков (самостоятельность, креативность, творческий подход, склонность к преобразованию действительности и др.). Как правило, эти характеристики изучаются отдельно друг от друга.
Изучением инициативности в связи с волевыми процессами и качествами личности занимались С.Л. Рубинштейн, М.С. Говоров, А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов и др. Так, Левитов Н.Д. рассматривал инициативность как проявление волевой активности, личного почина [3]. С.Л. Рубинштейн, исследуя инициативность как важнейшее волевое качество человека, определяет ее как «умение легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне». Автор отмечает, что яркие, эмоционально-привлекательные перспективы, которые открывает инициатива, играют существенную роль в ее возникновении. [4, с. 581]. Таким образом, инициативность в связи с волевыми проявлениями рассматривалась как свойство личности, способное без внешней стимуляции, по собственному почину поставить цель, организовать действие и направить волевое усилие на ее достижение.
На зависимость инициативности от внутренних побуждений, интересов, мотивов указывала К.А. Абульханова-Славская, отмечая, что данное свойство личности представляет собой опережающую активность, которая реализуется в интеллектуальной или практической деятельности и проявляется сначала как внутреннее побуждение, порыв, а затем как внешнее проявление через заявление о своих намерениях [5]. О.А. Брумина отмечает, что мотива-ционный компонент инициативности представлен двумя взаимозависимыми сторонами: внутренними психологическими факторами (потребностями, интересами, желаниями, намерениями, мотивами, целями) и внешними условиями и обстоятельствами деятельности (в том числе учебно-познавательной) [6].
Л.С. Новикова, В.И. Байков экспериментально доказали взаимосвязь инициативности и эмоционально-чувственной сферы. Выявлено, что люди испытывают положительные эмоции при проявлении инициативности, от самого процесса инициативных действий, от поддержки и одобрения инициативы. Показано, что стенические эмоции положительно влияют на проявления инициативности, а астенические - сдерживают ее проявления [7].
Связь инициативности и когнитивных процессов подтверждается работами Д.Б. Богоявленской, М.С. Говорова, Б.М. Теплова, М.А. Холодной, в которых инициативность рассматривается как самостоятельность в решении вопросов, желание по собственному побуждению отыскивать новую информацию, способность к выдвижению идей, новых решений, освоению других областей деятельности. М.А. Холодная расширяет понятие интеллектуальной инициативы, связывая ее с метакогнитивным опытом и открытой познавательной позицией [8].
Таким образом, для аналитического подхода характерно изучение отдельных сторон инициативности и ее поведенческих проявлений. На современном этапе понятие «инициативность» исследуется в более широком плане. Не только как действие, вызванное внешними факторами, но и как свойство, обусловленное внутренними механизмами личности [9].
Поликомпонентный подход ориентирован на изучение сразу нескольких сторон инициативности (К.А. Абульханова-Славская, С.М. Зиньковская, А.А. Алексеева, А.Ю. Польская, Е.Н. Полянская, Н.В. Тучак). В рамках системного подхода инициативность изучается как целостное образование. Анализ научных работ показал, что исследования инициативности, базирующиеся на системной методологии, являются самыми перспективными. Особо следует выделить системно-функциональный подход А.И. Крупнова [10-12], продолжающий реализацию положений отечественной науки о системном характере свойств личности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицына, С.Л. Рубинштейн и др.). Исследования Крупнова и других представителей его школы (В.И. Байков, М.Г Зелинская, А.М. Лесин, Д.В. Малыгин, И.А. Новикова, Д.А. Шляхта, ГА. Шурухина) показали, что внутренняя структура любого свойства личности - структурированная функциональная система [7; 12-18]. Она включает две взаимосвязанные подсистемы: мотивационно-смысловую и инструментально-динамическую, которые обеспечивают стремление и готовность к процессу инициации в деятельности, общении, поступках. В структуре каждой из подсистем выделяются по четыре компонента. В первой - установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный; во второй - динамический, эмоциональный, регуляторный, и рефлексивно-оценочный. С целью более содержательной характеристики каждого компонента (за исключением рефлексивно-оценочного) в их структуре выделены два типа переменных. Одна группа переменных (гармонические) способствует, вторая группа (агармонические) затрудняет проявления инициативности [12; 13].
Обобщая анализ представленных информационных источников, можно сделать предварительные выводы. Первый: для определения сущности феномена «инициативность» следует понимать сложность и многомерность ее структуры; второй: рассматривать инициативность следует как интегративное качество личности; и третий как продолжение предыдущих: в образовании существует проблема с измерением инициативности. Учитывая вышеизложенное, мы выбрали методологию системно-функционального подхода к исследованию инициативности как наиболее полно отражающую ее как целостное образование. Реализация данного подхода потребовала решения ряда промежуточных задач:
- определить понятие «инициативность» как свойство личности, характеризующееся совокупностью нескольких компонентов;
- уточнить задачи и функции подсистем и компонентов инициативности;
- выделить критерии, позволяющие идентифицировать проявления компонентов инициативности;
- подобрать адекватные содержанию переменных каждого компонента инициативности методики измерения.
Анализ инициативности с позиций системно-функционального подхода к исследованию свойств личности показал, что инициативность это - системное образование, представляющее единство содержательно-смысловых и инструментально-динамических составляющих. Компонентами содержательно-смысловой составляющей являются личностные характеристики (мотивационные, когнитивные и продуктивные). Их содержание социально обусловлено. Компонентами инструментально-динамической составляющей являются индивидуальные характеристики, обусловленные биологическими предпосылками (динамические, эмоциональные и регуляторно-волевые). Каждый компонент содержит две переменные, характеризующие его более детально. Инициативность выступает важнейшим инструментальным свойством личности, определяет успешность деятельности, особенности становления личности, формируя большинство личностных качеств, направляет на развитие и саморазвитие.
Основываясь на концепции А.И. Крупнова [10] о психологической структуре свойств личности как «единстве мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих», представляем разработанную нами структуру инициативности как интегративного свойства личности, включающую инструментарий для подробной диагностики ее компонентов и их переменных.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что поставленная цель и сформулированные задачи достигнуты и раскрыты в процессе выпол-
Таблица 1
Структурно-функциональная модель инициативности
Подсистема Задача Компоненты Функции компонентов Переменные компонентов Проявления компонентов Методики измерения переменных
Содержательно-смысловая Определение содержательной стороны инициативности Установочно-целе-вой(Исходный) Фиксация доминирующих целей, намерений, побуждений при реализации задач и программ действий Общественно-значимые Ориентация на цели, значимые в обществе, социально-значимую деятельность, признание в обществе. Методика «Инициативность» А.И. Круп-нова; (Бланк 1) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева
Личностно-значимые Ориентация на личностно-значимые цели: здоровье, благополучие, независимость, саморазвитие, исполнение планов. Тест изучения ценностных ориентаций Ю.Н. Семенко Тест Иерархия жизненных ценностей Г.В. Резапкина
Мотивацион-но-смысловой Направление инициативности вне зависимости от разнообразия выполняемых задач Социо-центричность Доминирование направленности на других людей, связанной с исполнением долга, стремлением помочь людям в процессе инициативного поведения. Методика «Инициативность» А.И. Круп-нова; (Бланк 2) Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, Б.А. Федоришина Опросник мотивации к карьере (адаптация Е.А. Могилёвкина).
Эгоцентричность Доминирование направленности на себя; сосредоточенность на собственных потребностях: достижение материального благополучия, признание; стремление самореализоваться, сделать карьеру. Тестовая форма для выявления эгоцентрических ассоциаций(EAT) Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман
Когнитивный Раскрытие смысла, назначения и роли инициативности Осмысленность Целенаправленное, осознанное развитие личной инициативности, понимание ее существенных признаков, значимости для реализации своих планов. Методика Инициативность Крупнова (Бланк 3) Тест Тип поведенческой активности Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк
Осведомленность Разрозненные знания о несущественных признаках инициативности, утверждение о ее врожденности Тип поведенческой активности Л.И. Вас-серман, Н.В. Гуменюк
Продуктивный Выбор приоритетной сферы приложения инициативности Предметная сфера Результаты в различных сферах жизнедеятельности: учебе, науке, общении, профессиональной деятельности и др., достижению которых способствует личная инициативность Тест определения общей и социальной самоэффективности М. Шеер, Дж. Мад-дукс, адаптация А.В. Бояринцевой Анализ результатов учебной деятельности
Субъектная сфера Результаты достижения личных целей; повышение самооценки, самостоятельности, расширение сферы личной компетентности, улучшение имиджа. Тест определения уровня самоэффективности Д. Маддукс, М. Шеер, перевод и модификация - А.В. Бояринцева, Р.Л. Кричевский
Инструментально-динамическая Обеспечение процессуальной стороны инициативности Динамический Определение интенсивности, силы и устойчивости в реализации инициативы Энергичность Интенсивность, устойчивость, стремления к цели, выделение главных и второстепенных дел, установление сроков выполнения задания, доведение планов до конца, самоконтроль Методика Утрехтская шкала увлеченности работой, UWES Методика «Инициативность» А.И. Круп-нова (Бланк 5) Методика «Узнайте свой уровень инициативности в работе»
Аэнергичность Непостоянство, неустойчивость намерений, внимания, нерешительность, пассивность, прокрастинация и т.д. Тест Тип поведенческой активности Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк
Эмоциональный Определение окраски эмоциональных переживаний, способствующих или препятствующих проявлению и развитию инициативности Стеничность Положительная окраска эмоций в ходе проявления инициативы и при достижении цели, сдержанность при затруднениях и т.д. Тест ИТО (Индивидуально-типологический опросник) Л.Н. Собчик
Астеничность Отрицательная окраска эмоциональных переживаний в ходе проявления инициативы: тревога, разочарование подавленность, неуверенность Методика ШАС (Шкала астенического состояния) Опросник субъективной локализации контроля, ОСЛК (локус контроля студентов)
Регуляторный Представление о локу-се ориентации инициативности Интернальность Ориентация в достижениях либо неудачах при проявлении инициативы на себя, внутренние факторы Тест Уровень субъективного контроля УСК Тест Локус контроля ЛК
Экстернальность Объяснение достижений/ неудач при проявлении инициативности внешними факторами Тест Уровень субъективного контроля УСК Тест Шкала локуса контроля Роттера
Рефлексивно-оценочный Рефлексия трудностей в реализации иници- Операциональные трудности Трудности в осуществлении инициативности из-за недостатка навыков Анкетирование
исходных установоч-но-целевых намерений с результатами достижений. Эмоционально-личностные трудности Трудности осуществления инициативности из-за эмоциональных, личностных проблем, неуверенности, низкой самооценки и пр. Анкетирование Тест самооценки Соренсена Методика Самооценка личности О.И. Моткова
нения данной работы. Определена психолого-педагогическая сущность инициативности и ее роль в повышении потенциала личности, самоэффективности, мотивации на саморазвитие. Подчеркнуто, что развитию данного свойства необходимо уделять специальное внимание в образовательном процессе. Представленная структура инициативности, предложенные методы исследования позволяют выявить «сильные» и «слабые» стороны ее проявлений, анализировать
Библиографический список
результаты диагностики с целью разработки обоснованных программ развития или коррекции ее отдельных сторон.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с выявлением уровня сформированности инициативности у обучающихся, определением педагогических условий, направленных на развитие данного личностно и профессионально важного качества.
1. Frese M., Fay D. Personal initiative: An active performance concept for work in the 21st century. Research in Organizational Behavior. 2001; Vol. 23 (2): 133-187.
2. Lannarino S.A. Initiative: The Ability to Take Action Proactively. Website «The Sales Blog», 2010. Available at: https://thesalesblog.com.
3. Левитов Н.Д. Психология характера. Available at: https://djvu.online/file/xMLaz1KEFOG6N
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
5. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
6. Брумина О.А. Мотивационный компонент структуры интегративного качества личности «Инициативность». Агроинженерия. 2008; Выпуск 6: 43-46.
7. Байков В.И. Динамика развития переменных инициативности в ходе тренинга: Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2008.
8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Москва: Издательство ЮРАЙТ, 2019.
9. Довольнова И.В. Психолого-педагогические условия развития инициативности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Available at: https://disser.herzen.spb. ru/Preview/Vlojenia/_Disser.pdf
10. Крупнов А.И. Системная структура образования и свойств личности. Психолого-педагогический поиск. 2008; Выпуск 7: 124-127.
11. Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств. Вестник Российского университета дружбы народов. 2006; Выпуск 1 (3): 63-74.
12. Крупнов А.И., Новикова И.А., Шляхта Д.А. Комплексные исследования свойств личности: учебное пособие. Москва: РУДН, 2017.
13. Лесин А.М. Психологическая структура инициативности студентов гуманитарных специальностей. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019; Т. 7., Выпуск 1 (24). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=364
14. Зелинская М.П Педагогический инструментарий оценки уровня развития инициативности у старших дошкольников на основе волонтерской деятельности. Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2021; Выпуск 5. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211035.htm
15. Малыгин Д.В. Формирование профессиональной инициативности обучающихся в условиях корпоративного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2024.
16. Мухина Т.П, Малыгин Д.В. Развитие инициативности у членов трудового коллектива в условиях внутрикорпоративной подготовки: монография. Новосибирск. 2023.
17. Шурухина ПА. Основные направления исследования инициативности в современной психологии. Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2013; Выпуск 4: 23-28.
18. Шурухина ПА. Психология инициативности: учебное пособие. Уфа - Москва, 2020.
References
1. Frese M., Fay D. Personal initiative: An active performance concept for work in the 21st century. Research in Organizational Behavior. 2001; Vol. 23 (2): 133-187.
2. Lannarino S.A. Initiative: The Ability to Take Action Proactively. Website «The Sales Blog», 2010. Available at: https://thesalesblog.com.
3. Levitov N.D. Psihologiya haraktera. Available at: https://djvu.online/file/xMLaz1KEFOG6N
4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
5. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
6. Brumina O.A. Motivacionnyj komponent struktury integrativnogo kachestva lichnosti «Iniciativnost'». Agroinzheneriya. 2008; Vypusk 6: 43-46.
7. Bajkov V.I. Dinamika razvitiya peremennyh iniciativnosti v hode treninga: Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2008.
8. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo YuRAJT, 2019.
9. Dovol'nova I.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya iniciativnosti v doshkol'nom i mladshem shkol'nom vozraste. Available at: https://disser.herzen.spb.ru/Preview/ Vlojenia/_Disser.pdf
10. Krupnov A.I. Sistemnaya struktura obrazovaniya i svojstv lichnosti. Psihologo-pedagogicheskijpoisk. 2008; Vypusk 7: 124-127.
11. Krupnov A.I. Sistemno-funkcional'nyj podhod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. 2006; Vypusk 1 (3): 63-74.
12. Krupnov A.I., Novikova I.A., Shlyahta D.A. Kompleksnye issledovaniya svojstv lichnosti: uchebnoe posobie. Moskva: RUDN, 2017.
13. Lesin A.M. Psihologicheskaya struktura iniciativnosti studentov gumanitarnyh special'nostej. Lichnost v menyayuschemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie. 2019; T. 7., Vypusk 1 (24). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=364
14. Zelinskaya M.G. Pedagogicheskij instrumentarij ocenki urovnya razvitiya iniciativnosti u starshih doshkol'nikov na osnove volonterskoj deyatel'nosti. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2021; Vypusk 5. Available at: http://e-koncept.ru/2021/211035.htm
15. Malygin D.V. Formirovanie professional'noj iniciativnosti obuchayuschihsya v usloviyah korporativnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2024.
16. Muhina T.G., Malygin D.V. Razvitie iniciativnosti u chlenov trudovogo kollektiva v usloviyah vnutrikorporativnojpodgotovki: monografiya. Novosibirsk. 2023.
17. Shuruhina G.A. Osnovnye napravleniya issledovaniya iniciativnosti v sovremennoj psihologii. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2013; Vypusk 4: 23-28.
18. Shuruhina G.A. Psihologiya iniciativnosti: uchebnoe posobie. Ufa - Moskva, 2020.
Статья поступила в редакцию 06.11.24
УДК 378.004.7
Kuryan S.M., Director, "Neuroseti" JSC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Petrushkevich M.A., General Director,"Neuroseti" JSC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY IN EDUCATION. PRIORITY 2030 AS A GUIDELINE FOR IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS AT A UNIVERSITY. The article describes the ways to apply artificial intelligence (AI) technologies in the educational environment of higher education institutions. An important part of the article is an analysis of strategic goals of the Priority 2030 program aimed at modernizing the Russian education system and integrating AI technologies. The work considers key areas of using AI to improve the educational process, including personalized learning, intelligent student support systems, and automation of knowledge assessment. The authors focus on the practical application of AI to improve the quality of education, improve student outcomes, and ensure teaching efficiency. They identify barriers that hinder the application of AI in higher education. A solution is proposed to expand the knowledge of teachers and students in the field of AI application. The content of the webinar is described, which reveals three innovative technologies that include the capabilities of computer vision, big data processing, and cognitive functions. The conclusion presents proposals for the further development of AI and the application of technologies such as Index5, NeuroPLAi, and CorpGPT in the educational activities of universities.
Key words: artificial intelligence, education, Priority 2030, personalized learning, intelligent systems, higher education institutions, Index6 videoconferencing, NeuroPLAi player, CorpGPT platform
С.М. Курьян, директор АО «Нейросети», г. Москва, E-mail: [email protected]
М.А. Петрушкевич, ген. директор АО «Нейросети», г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ. «ПРИОРИТЕТ 2030» КАК ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Статья посвящена описанию возможностей применения технологий искусственного интеллекта в образовательной среде высших учебных заведений. Важной частью статьи является анализ стратегических целей программы «Приоритет 2030», направленных на модернизацию российской системы образования и интеграцию технологий искусственного интеллекта. В работе рассматриваются ключевые направления использования искусственного интеллекта