Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНТНОСТЬ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЛЕЧЕНИЮ / ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Енин В.С.

Статья посвящена описанию результатов проведенного исследования по выявлению востребованности информации, приведённой в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов. В статье приводится классификация разделов инструкций по группам и рассматривается зависимость востребованности информации с индивидуальными особенностями потребителей фармацевтической продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Енин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ»

целом. Более того: не научатся ли ученые со временем печатать - орган за органом - пусть не человека, но хотя бы некое его подобие, «гомункула», который, например, сможет выполнять за человека работу, не требующую высокого интеллекта? Но такая перспектива заведомо попадает в проблемное поле этики и биоэтики - учитывая, например, что в нём давно находится проблема жестокого обращения человека к «братьям нашим меньшим» (движение за «права животных» на Западе, юридическое закрепление за дельфинами статуса личности в Индии и т.п.).

Использованные источники:

1. Абдульманов С. ßD-печать органов человека. - URL: https: //habrahabr.ru/company/invitro/blog/194064/

2. Коротков Н.В. Наше постчеловеческое будущее: перспективы и альтернатива // Вестник ВятГГУ. - №3. - 2014. - С. 15-22.

3. Пелевин Н. Новая жизнь благодаря 3d-технологиям. -URL: http://3d-daily.ru/medicine/new-life.html

4. Савицкий А. Врачи успешно имплантировали напечатанный на 3D-принтере череп. - URL: http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/171313-napechatannyy-na-3d-printere-cherep-spas-devushke-zhizn.

5. Терешкова И. 3D-биопринтинг: собрать внутренние органы из клеток как пазлы. - URL: http://rosnauka.ru/publication/730.

Енин В.С. магистрант 2 курса Белгородский государственный национальный исследовательский университет Институт инженерных технологий и естественных наук

Гахов Р.П., к. техн. н. научный руководитель, заведующий кафедрой «Информационные системы»

Россия, г. Белгород ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОТРЕБНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ Статья посвящена описанию результатов проведенного исследования по выявлению востребованности информации, приведённой в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов. В статье приводится классификация разделов инструкций по группам и рассматривается зависимость востребованности информации с индивидуальными особенностями потребителей фармацевтической продукции.

Комплаентность, приверженность лечению, инструкция по применению лекарственных препаратов.

Правила оформления и состав инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов регламентируется «Подготовка

текста инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата. Методические рекомендации», которые утверждены Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социальной политики 07.12.2009 г.

Согласно данному положению, инструкция должна состоять из следующих разделов: «Регистрационный номер», «Торговое название», «Международное непатентованное название», «Лекарственная форма», «Состав», «Активное вещество», «Вспомогательные вещества», «Описание», «Фармакологическая группа», «Код АТХ», «Фармакологические свойства», «Фармакодинамика», «Фармакокинетика», «Показания к применению», «Противопоказания», «С осторожностью», «Применение при беременности», «Способ применения и дозы», «Побочные действия», «Передозировка», «Взаимодействие с другими лекарственными средствами», «Особые указания», «Форма выпуска», «Условия хранения», «Срок годности», «Условия отпуска», и «Производитель».

На основе проведенного наблюдения была выявлена информационная потребность населения г. Белгорода. Население было разделено на две группы: потребители с медицинским образованием и, соответственно, без.

Проведенное исследование среди врачей показало, что всех опрошенных данной категории населения не интересует регистрационный номер лекарственного средства и код АТХ при использовании инструкций. Указание лекарственной формы препарата отводит на второй план её описание: врачей это попросту не интересует.

Необходимость изучения срока годности отметили лишь 2 человека.

Такие разделы как:

1. Торговое название;

2. Международное непатентованное название;

3. Лекарственная форма;

4. Состав;

5. Фармакотерапевтическая группа;

6. Показания к применению;

7. Передозировка;

8. Взаимодействие с другими лекарственными средствами;

9. Особые указания;

10. Условия хранения;

11. Условия отпуска;

12. Производитель;

приводятся в полном объёме, и, по мнению респондентов, не требуют модификаций. Представители медицинских специальностей отметили, что указание состава оболочек таблеток или состава ёмкости ампулы или растворов не требуется. После детального изучения данного ответа было выяснено, что указание данной информации - необходимо, т.к. состав оболочек может оказывать значительное негативное действие на организм человека.

Среди опрошенных потребителей фармацевтических товаров, не

имеющих специализированного медицинского образования, было отмечено, что такие разделы как регистрационный номер, международное непатентованное название, лекарственная форма, описание, фармакотерапевтическая группа, код АТХ, фармакологические свойства, «С осторожностью», побочные действия, срок годности и особые указания

не интересуют потребителей. Учитывая тот факт, что именно в разделе «Особые указания» отмечаются особенности приёма лекарственных препаратов разными группами пациентов (например, водителями), то можно сделать вывод о том, что потребители не осознают всю значимость данного раздела.

Что касается других перечисленных разделов инструкции, то здесь отмечается некоторое непонимание терминов и предназначения всех перечисленных разделов.

Тем не менее, потребители отметили, что заинтересованы в следующих разделах:

1. Торговое название;

2. Состав (активное вещество);

3. Показания к применению;

4. Противопоказания;

5. Применение при беременности и в период лактации;

6. Передозировка;

7. Форма выпуска;

8. Условия хранения;

9. Условия отпуска;

10. Производитель;

В результате исследования было выяснено, что для представителей профессий медицинского сектора из всех инструкций по медицинскому применению лекарственных препаратов, предоставленных на обсуждение, в среднем — 30,5 % полезной информации, 33,2 % информации требует упрощения, а 36,3 % информации не нужны для данной категории респондентов (рисунок 1).

36,3% 34,2%

25,7%

33,2% цц

30,50% 21,8%

■ Не интересует

■ Необходимо упрощение

■ Недополучение инф-и

■ Интересует

Медицинский сектор Остальные

Рисунок 1. Распределение информационной потребности

Результаты опроса потребителей немедицинских профессий таковы: респонденты используют лишь 21,8 % от всей информации приводимой в инструкциях по медицинскому применению лекарственных препаратов, 18,3 % являются жизненно важной, но, при этом, не воспринимается респондентами, 25,7 % требует упрощения и 34,2 % информации относятся к ненужной.

Использованные источники:

1. Эмпирическое исследования лояльности клиентов [Текст] / Т.Й. Герпотт // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №4. - С. 35-41.

3. Электронный ресурс: http://grls.rosminzdrav.ru/

4. Электронный ресурс: http://www.rlsnet.ru/

5. Электронный ресурс: http://www.vidal.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.