Научная статья на тему 'Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза'

Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / INDIVIDUAL MODELS OF STUDENTS' HEALTH / HEALTH-SAVING ACTIVITIES / INDIVIDUAL IDEAS ABOUT HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уланова Наталья Николаевна

В данной статье описана актуальность психологических исследований такой категории как здоровье, в частности, индивидуальных моделей здоровья, так как именно они дают представление о системе формирования здоровьесберегающего поведения личности. Особое внимание в работе уделяется изучению индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза, что дает возможность выяснить степень адаптации к новым социальным условиям. Кроме этого, рассматриваются особенности индивидуальных моделей здоровья не только русских, но и иностранных студентов, так как проблема адаптации иностранных студентов к проживанию и обучению в России также является актуальной для современного общества. В работе описана схема экспериментального исследования особенностей индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза, представлены результаты исследования индивидуальных моделей здоровья русских и иностранных студентов медицинского вуза и их сравнительный анализ. Использование полученных результатов позволит выявить основные мишени воздействия на здоровьесберегающую деятельность будущих специалистов медицинской сферы с целью ее оптимизации. Кроме этого, использование данных исследования даст возможность решить проблемы адаптации иностранных студентов к проживанию и обучению в новых условиях. Также в статье представлены перспективы данного исследования, которые позволят исследовать взаимосвязь показателей индивидуальных моделей здоровья с метапсихическими процессами, такими как целеполагание, саморегуляция и так далее, это позволит установить наличие или отсутствие влияния метапсихических процессов на представление человека о своем здоровье и на отношение к нему, что в свою очередь позволит воздействовать на здоровьесберегающее поведение личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INDIVIDUAL HEALTH MODELS OF MEDICAL STUDENTS

This article describes the relevance of psychological research in such a category as health, in particular individual health models, since it is they that give an idea of the system for the formation of health-saving behavior. Particular attention is paid to the study of individual health models of students of a medical university, which makes it possible to find out the degree of adaptation to new social conditions. In addition, the features of individual health models of not only Russian, but also foreign students are considered, since the problem of adapting foreign students to living and studying in Russia is also relevant for modern society. The paper describes the scheme of experimental research of individual health models of students of a medical university, presents the results of a study of individual health models of Russian and foreign students of a medical university and their comparative analysis. Using the results obtained will allow us to identify the main targets for the impact on the health-saving activities of future medical specialists in order to optimize it. In addition, the use of research data will make it possible to solve the problems of adapting foreign students to living and studying in new conditions. The article also presents the prospects of this study, which will allow us to investigate the relationship of indicators of individual health models with metapsychic processes, such as goal setting, selfregulation, and so on, this will establish the presence or absence of the influence of metapsychic processes on a person's idea of his health and his attitude to him, which in turn will allow you to influence the health-saving behavior of the individual.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза»

DOI: 10.23888/humJ2020169-78

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

RESEARCH OF INDIVIDUAL HEALTH MODELS OF MEDICAL STUDENTS

Уланова Н.Н.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

В данной статье описана актуальность психологических исследований такой категории как здоровье, в частности, индивидуальных моделей здоровья, так как именно они дают представление о системе формирования здоровьесберегаю-щего поведения личности. Особое внимание в работе уделяется изучению индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза, что дает возможность выяснить степень адаптации к новым социальным условиям. Кроме этого, рассматриваются особенности индивидуальных моделей здоровья не только русских, но и иностранных студентов, так как проблема адаптации иностранных студентов к проживанию и обучению в России также является актуальной для современного общества. В работе описана схема экспериментального исследования особенностей индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза, представлены результаты исследования индивидуальных моделей здоровья русских и иностранных студентов медицинского вуза и их сравнительный анализ.

Использование полученных результатов позволит выявить основные мишени воздействия на здоровьесберегающую деятельность будущих специалистов медицинской сферы с целью ее оптимизации. Кроме этого, использование данных исследования даст возможность решить проблемы адаптации иностранных студентов к проживанию и обучению в новых условиях. Также в статье представлены перспективы данного исследования, которые позволят исследовать взаимосвязь показателей индивиду-

Ulanova N.N.

Ryazan State Medical University Abstract:

This article describes the relevance of psychological research in such a category as health, in particular individual health models, since it is they that give an idea of the system for the formation of health-saving behavior. Particular attention is paid to the study of individual health models of students of a medical university, which makes it possible to find out the degree of adaptation to new social conditions. In addition, the features of individual health models of not only Russian, but also foreign students are considered, since the problem of adapting foreign students to living and studying in Russia is also relevant for modern society.

The paper describes the scheme of experimental research of individual health models of students of a medical university, presents the results of a study of individual health models of Russian and foreign students of a medical university and their comparative analysis.

Using the results obtained will allow us to identify the main targets for the impact on the health-saving activities of future medical specialists in order to optimize it.

In addition, the use of research data will make it possible to solve the problems of adapting foreign students to living and studying in new conditions. The article also presents the prospects of this study, which will allow us to investigate the relationship of indicators of individual health models with metapsychic processes, such as goal setting, self-regulation, and so on, this will establish the presence or absence of the influence of metapsychic processes on a person's idea of his health and his attitude to him, which in turn will allow you to influence the

альных моделей здоровья с метапсихическими процессами, такими как целеполагание, саморегуляция и так далее, это позволит установить наличие или отсутствие влияния метапсихичес-ких процессов на представление человека о своем здоровье и на отношение к нему, что в свою очередь позволит воздействовать на здоровьесбе-регающее поведение личности.

Ключевые слова:

здоровье, индивидуальные модели здоровья студентов, здоровьесберегающая деятельность, индивидуальные представления о здоровье.

health-saving behavior of the individual.

Key words:

health, individual models of students' health, health-saving activities, individual ideas about health.

Актуальность

В структуре ценностно-смысловой сферы человека здоровью придается первостепенное значение. По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается одной из сложнейших и недостаточно разработанных проблем современной науки.

Особенности развития общества на современном этапе выдвигают проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования. Изменения, происходящие в различных сферах современного общества, влекут за собой глобальные изменения в психологической науке, ценностных ориентациях людей и, как следствие, изменяется их представление о здоровье [1-3].

Проведя анализ научных работ, посвященных изучения отношения личности к здоровью и особенностей индивидуальных моделей здоровья современного человека, можно отметить противоречивый хаpактеp отношения к здоровью: несоответствие между потребностью человека в поддержании оптимального уровня здоровья, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего благополучия на разных уровнях, с другой.

В большей степени, изменения в различных сферах жизни общества отражаются на формировании определенного отношения к здоровью у молодого поколения [2]. Молодежь как особая социальная группа все чаще становится объектом исследования психологов, поскольку определяет потенциал и направление развития общества. Исследование индивидуальных моделей здоровья современных студентов весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень адаптации к новым социальным условиям.

В нашей работе мы рассматриваем особенности индивидуальных моделей здоровья не только русских, но и иностранных студентов, так как проблема адаптации иностранных студентов к проживанию и обучению в России также является актуальной для современного общества.

Цель

Целью данной работы является сравнительный анализ индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

В нашем исследовании для изучения индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза были использованы следующие методики: опросник «Индивидуальные представления о здоровье», разработанный Н.В. Яковлевой, методика незаконченных предложений (модифицированный вариант на тему отношения к здоровью) Н.В. Яковлевой [3], опросник «Стили саморегуляции поведения» В.И. Моросановой.

Для статистической обработки полученных данных нами были использованы: критерий углового преобразования Фишера для выявления значимости различий по показателям в двух выборках и критерий ранговой корреляции Спирмена для выявления связи между показателями индивидуальных моделей здоровья и показателями стилевой саморегуляции поведения.

На первом этапе исследования нами были сформированы три экспериментальные группы испытуемых и составлен экспериментальный план исследования. Во всех трех выборках испытуемыми были студенты в возрасте от 18 до 23 лет.

1. Первую группу ЭГ 1 составили русские студенты 3-го курса лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Средний возраст от 19 лет.

2. Во вторую группу ЭГ 2 вошли иностранные (арабские) студенты 3 курса лечебного и стоматологического факультета РязГМУ им. акад. И.П. Павлова, говорящие на французском языке; средний возраст от 19, 5 лет.

3. Третью группу ЭГ 3 составили иностранные (индийские) студенты 3 курса лечебного и стоматологического факультета РязГМУ им. акад. И.П. Павлова, говорящие на английском языке, средний возраст испытуемых от 20 лет.

Схема сравнения представлена на рисунке 1.

1

эгз

Индийские студенты

Рис. 1. Схема эмпирического сравнения результатов в 3 группах студентов Результаты и их обсуждение

В ходе проведенного эмпирического исследования нами были получены следующие результаты:

- Результаты, полученные при выполнении испытуемыми методики «Индивидуальные представления о здоровье» представлены в таблице 1.

71

Таблица 1

Распределение процентного соотношения ответов по методике «Индивидуальные представления о здоровье» в группах испытуемых

Шкала «Самооценка здороньн»

01 петы испытуемых Русские студен! ■.■ Иностранные студенты

Абсолютно здоров 3% 38 %

В целом здоров 80% 62 %

Скорее болен 17% -

Болен - -

Шкалы «Смысл здоровья»

Полноценная жизнь 30 % 20 %

Высокая продолжительность жизни 60% 30 %

Активность 10% 50 %

Шкала «Идеал здоровья»

Есть 40 %

Нет 100 % 60 %

Шкала «Здоровьесберегаюшсс поведение»

ЗОЖ 83 % 67 %

Обращение за медицинской помощью 17% 3 1 %

Духовные практики 0 % 20%

Значимость различий в выборке русских студентов и иностранных студентов обнаружилась по следующим категориям:

- по категории «самооценка здоровья». В группе русских студентов снижена самооценка здоровья, испытуемые не уверены в своем здоровье.

- по категории «смысл здоровья». Для иностранных студентов здоровье является необходимым условием их будущей активности, и, следовательно, успеха; для русских студентов активность не связана с успешностью, для них здоровье является способом удовлетворения текущих потребностей.

- по категории «идеал здоровья». В группе иностранных студентов существует идеал здорового человека. Им являются близкие родственники, известные люди, политики, религиозные деятели.

Значимость различий в выборке арабских и индийских студентов обнаружилась по следующим категориям:

- по категории «самооценка здоровья»: в выборке арабских студентов абсолютно здоровыми себя считают 8% испытуемых, в целом здоровыми - 92%, тогда как в выборке индийских студентов - 63% испытуемых абсолютно здоровы, в целом здоровыми - 37% испытуемых. Таким образом, у арабских студентов несколько снижена самооценка своего здоровья по сравнению с индийскими студентами.

- по категории «здоровьесберегающее поведение»: в выборке арабских студентов в качестве здоровьесберегающего поведения 69% испытуемых выбирают здоровый образ жизни (ЗОЖ), 27% - обращение к врачу и 3% испытуемых - молитвы и духовные практики; в выборке индийских студентов ЗОЖ выбирают 97% испытуемых и 3% -обращение к врачу. В группе индийских студентов большее значение уделяется образу жизни, тогда как арабские студенты кроме здорового образа жизни предпочитают обращаться за квалифицированной помощью к медикам, а также особое значение в данной группе испытуемых обретает религия.

- По методике незаконченных предложений были получены следующие результаты:

Значимость различий в выборке русских и иностранных студентов обнаружилась по следующим категориям:

- по категории «факторы, влияющие на здоровье»: в выборке русских студентов 87% испытуемых считают, что здоровье зависит от самого человека, 13% считают, что от наследственности, тогда как в выборке иностранных студентов 31% испытуемых полагают, что большое влияние оказывает наследственность и 69% испытуемых думают, что здоровье зависит от самого человека. Таким образом, для иностранных студентов фактор наследственности, как влияющий на здоровье, имеет гораздо большее значение, чем для русских студентов. Иностранные студенты считают, что многие из имеющихся заболеваний имеют генетическую обусловленность и не зависят от самого человека, тогда как русские студенты считают, что на здоровье больше влияет образ жизни человека, а значит, ответственность за свое здоровье несет сам человек.

Значимость различий в выборке арабских и индийских студентов обнаружилась по следующим категориям:

- категория «понимание болезни»: в выборке арабских студентов при категоризации понятия «болезнь» оценочные суждения используются в 85% случаев, а в выборке индийских студентов - в 59% случаев. Таким образом, арабские студенты воспринимают болезнь как нечто негативное, как испытание, тогда как индийские студенты считают болезнь следствием каких-либо обстоятельств и не оценивают это понятие. В данной группе студентов отсутствует рефлексивный анализ причин болезни, присутствует безоценочное состояние болезни.

- По методике «Стилевая саморегуляция поведения» были получены следующие результаты:

Значимость различий в выборке русских студентов и иностранных студентов обнаружилась по следующим шкалам:

- по шкале «Планирование»: более высокий уровень планирования у иностранных студентов. Таким образом, можно предположить, что у русских студентов слабо развита потребность в планировании, планы могут быть подвержены частой смене, поставленная цель достигается нечасто. Испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели ими выдвигаются ситуативно и чаще всего несамостоятельно.

- по шкале «Гибкость»: более высокий уровень гибкости наблюдается у русских студентов. Уровень гибкости у иностранных студентов несколько ниже, чем у русских студентов, что может свидетельствовать о том, что данная группа студентов чувствует себя не очень уверенно в динамичной, быстро меняющейся обстановке, они сложно привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни.

Значимых различий в выборках арабских и индийских студентов между шкалами данной методики обнаружено не было.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура и содержание индивидуальных моделей здоровья студентов разных этнических групп имеют значимые различия.

Проведя корреляционный анализ, позволяющий определить наличие связи между индивидуальными моделями здоровья студентов и их устойчивыми стилями саморегуляции поведения, мы можем сделать следующие выводы: наиболее отчетливую связь с показателями стилевой саморегуляции поведения имеет показатель «отношение к здоровому образу жизни». Чем выше показатели по шкалам стилевой саморегуляции поведения, тем чаще испытуемые оценивают свое отношение к ЗОЖ как положительное.

У арабских студентов критерий «самооценка здоровья» наиболее отчетливо связан с показателями стилевой саморегуляции поведения. Чем выше уровни шкал планирования, моделирования, оценки результатов, гибкости, самостоятельности и программирования, тем чаще испытуемые оценивают себя в целом здоровыми.

В группе индийских студентов такой показатель индивидуальной модели здоровья как «здоровьесберегающее поведение» связан со всеми показателями стилевой саморегуляции поведения. Студенты с повышенным уровнем данных шкал выбирают в качестве здоровьесберегающего поведения здоровый образ жизни и обращение к врачу.

Показатель «отношение к ЗОЖ» связан со шкалами моделирования, оценки результатов, гибкости и самостоятельности. Чем выше показатели по данным шкалам, тем больше вероятность положительной оценки здорового образа жизни.

В рамках проведенного исследования выдвинутые гипотезы о том, что структура и содержание индивидуальных моделей здоровья студентов разных этнических групп имеют значимые различия, а также особенности индивидуальных моделей здоровья студентов разных этнических групп связаны с показателями стилевой саморегуляции поведения, подтвердились.

Таким образом, предварительно обработав полученные в ходе исследования данные, мы можем охарактеризовать особенности индивидуальных моделей здоровья студентов разных групп, обучающихся в медицинском вузе.

В группе русских студентов испытуемые не считают себя абсолютно здоровыми, что может говорить о сниженной самооценке здоровья в данной выборке. К основным критериям здоровья русские студенты относят хорошее физическое и психическое самочувствие и отсутствие заболеваний, что говорит о буквальном понимании здоровья. Это может быть следствием недостаточной информированности студентов в данной сфере [4-5]. Смысл здоровья большая часть данной группы студентов видит в полноценной жизни без ограничений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для данной группы студентов на первый план выходит удовлетворение потребностей без ограничений. Присутствует желание ни в чем себе не отказывать и жить полноценной жизнью. Основой здоровьесберегающего поведения студенты видят своевременное обращение к врачу и здоровый образ жизни.

Студенты данной группы считают, что не существует идеально здорового человека. Это может быть связано с большим количеством информации, касающейся проблем современного медицины и современного общества в области здоровья. Для категоризации понятия «здоровье» испытуемые в большей степени используют оценочные высказывания, также как и для категоризации понятия «болезнь».

Восприятие здоровья носит метафорический характер. Характерен рефлексивный анализ причин болезни. Большая часть группы испытуемых ответили, что ведут здоровый образ жизни с целью улучшения состояния своего здоровья, что свидетельствует о стремлении оптимизировать состояние своего здоровья [5-7]. Основным фактором, влияющим на здоровье человека, по мнению испытуемых, является образ жизни, а не наследственные факторы.

Что касается стилевой саморегуляции поведения, то следует отметить, что в выборке студентов данной группы довольно высокий уровень планирования деятельности, направленной на укрепление и поддержание своего здоровья.

Результаты, полученные в группе арабских студентов, свидетельствуют о следующем: относительно оценки состояния своего здоровья этими респондентами можно сказать, что испытуемые считают себя в целом здоровыми и это свидетельствует об адекватной самооценке своего здоровья по сравнению с индийскими студентами, что может являться особенностью студентов данной этнической группы. Основным критерием, определяющим здоровье, по мнению этих студентов, является отсутствие психических и физических заболеваний. Полноценная жизнь является основным смыслом здоровья и здорового образа жизни. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для данной группы на первый план выходит удовлетворение текущих потребностей без ограничений. В качестве здоровьесберегающего поведения испытуемые выбирают здоровый образ жизни без вредных привычек, а также важная роль отводится духовным практикам. Такие результаты могут быть связаны с религиозными особенностями данной группы испытуемых. Арабские студенты, в отличие от русских, считают, что идеал здорового человека существует. Такие результаты могут быть следствием особенностей взаимоотношений в семье, особенностей религии, а также следствием влияния СМИ.

Испытуемые при определении понятия «здоровье» используют оценочные суждения. Большая часть испытуемых предпринимают попытки для улучшения состояния своего здоровья. Арабские студенты считают, что дополнительная информация о способах сохранения здоровья, способствовала бы изменению здоровьесберегающего поведения. Это может быть связано с недостаточным количеством информации по этой проблеме среди данной группы испытуемых [6]. Основными факторами, влияющими на состояние здоровья, являются наследственность и образ жизни человека, то есть имеется тенденция к перекладыванию ответственности за свое здоровье на внешние обстоятельства, не зависящие от самого человека.

Что касается стилевой саморегуляции поведения, то у студентов арабских стран наблюдается слабо сформированные процессы моделирования деятельности, в том числе деятельности, направленной на укрепление и поддержание здоровья [7].

В группе индийских студентов большая часть испытуемых считает себя абсолютно здоровыми, что говорит о несколько завышенной самооценке здоровья. Основным показателем здоровья считают отсутствие различного рода заболеваний. Смысл здоровья студенты данной этнической группы видят в большей продолжительности

жизни. Такие ответы испытуемых могут быть связаны с национальными особенностями отношения к здоровью. Студенты данной группы считают, что на здоровьесберегающее поведение в большей степени влияет здоровый образ жизни [8-10]. Они видят идеально здоровыми либо своих родственников, либо известных людей.

К технологиям, способствующим улучшению здоровья, респонденты относят здоровый образ жизни. Большое значение в этой группе студентов приобретает активность, в ней они видят успешность своей будущей деятельности. К факторам, оказывающим влияние на здоровье, относят здоровый образ жизни и физическую активность [9,10].

В ходе исследования в данной группе студентов был обнаружен низкий уровень моделирования поведения, что говорит трудностях в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации. Возможны сложности при планировании деятельности, направленной на укрепление и поддержание здоровья.

Выводы

В ходе проведенного исследования, направленного на изучение особенностей индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза, нами были сформулированы следующие выводы:

1. Результаты исследования подтверждают роль культурного влияния на формирование здоровьесберегающего поведения. Двухэтапное сравнение трех групп студентов показывает, что модели здоровья существенно отличаются.

Наибольшие различия наблюдаются по категориям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А) В выборке русских студентов и иностранных студентов: по категориям «самооценка здоровье», «смысл здоровья», «идеал здоровья», «факторы, влияющие на здоровье». Что касается особенностей стилевой саморегуляции поведения, то здесь различия были обнаружены по шкалам планирование и гибкость поведения.

Б) В группах арабских и индийских студентов: по категориям «самооценка здоровья», «здоровьесберегающее поведение», «понимание болезни».

2. Интеркорреляционный анализ показал, что развитие навыков управления своей жизнью во всех группах связано с высокой самооценкой здоровья и выбором здорового образа жизни.

3. В дальнейшем представляется возможным исследование взаимосвязи показателей индивидуальных моделей здоровья с метапсихическими процессами, такими как целеполагание, саморегуляция, что позволит установить наличие или отсутствие влияния метапсихическх процессов на представление человека о своем здоровье и на отношение к нему. При наличии такого влияния, возможно будет воздействовать на здоровьесберегающее поведение с целью его оптимизации через метапсихические процессы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.; 2001.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета; 2000.

3. Яковлева Н.В., Яковлев В.В. Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. Рязань: РязГМУ; 2014.

4. Уланова Н.Н. Проблема исследования моделей здоровьесберегающего поведения в рамках психологии здоровья // Наука молодых (Eruditio Juveium). 2016. №3. С. 45-47.

5. Уланова Н.Н. Здоровьесбережение и приверженность лечению у врачей на разных этапах профессионального становления // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №4(7). Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=110. Ссылка активна на 3 декабря 2019.

6. Залетов А.Б. О понятии «здоровье» и количественных отношениях в психологии и охране здоровья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4(1). С. 42-54.

7. Сухомлинова Е.Н. Ценностное отношение к здоровью как предмет научной рефлексии в отечественной психологии // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. №6. С. 89-95.

8. Панова Л.В. Модель социальных детерминант как основа многоуровневой методологии изучения здоровья // Петербургская социология сегодня. 2013. Т. 1. С. 221-252.

9. Яковлева Н.В. Психология здоровья: современное состояние и основные тенденции развития // Психолого-педагогический поиск. 2018. №3(47). С. 149-155.

10. Карпов А.В., Яковлева Н.В. Новый подход к исследованию здоровьесберегающейдеятель-ности личности // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2016. №3. С. 125-128.

REFERENCES:

1. Vasil'eva OS, Filatov FR. Human Health Psychology: Standards, submission, installation. Moscow; 2001. (In Russ).

2. Nikiforov GS. Health psychology. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstven-nogo universiteta; 2000. (In Russ).

3. Yakovleva NV, Yakovlev VV. Methodology and research methods of the health-preserving activity of the subject. Ryazan: RGMU; 2014. (In Russ).

4. Ulanova NN. The problem of researching models of health-saving behavior in the framework of health psychology. Science of the Young (Eruditio Juveium). 2016;(3):45-7. (In Russ).

5. Ulanova NN. Health saving and adherence to treatment at doctors at different stages of professional development. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2014;(4):49-60. (In Russ).

6. Zaletov AB. On the concept of «health» and quantitative relations in psychology and health protection. Bulletin of the A.S. Pushkin Leningrad State University. 2016;4(1):42-54. (In Russ).

7. Suhomlinova EN. Value attitude to health as a subject of scientific reflection in Russian psychology. News of the Southern Federal University. Pedagogical sciences. 2012;(6):89-95. (In Russ).

8. Panova LV. The model of social determinants as the basis of a multi-level methodology for studying health. Petersburg sociology today. 2013;(1):221-52. (In Russ).

9. Yakovleva N.V. Health Psychology: Current Status and Major Development Trends . Psychological and pedagogical search. 2018;3(47):149-55. (In Russ).

10. Karpov AV, Yakovleva NV. A new approach to the study of health-preserving personality. Kursk scientific and practical messenger man and his health. 2016;(3):125-8. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Уланова Наталья Николаевна - старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии с курсом педагогики, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: nata.ulanova88 @gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Ulanova Natalia Nikolaevna - Lecturer at the Department of General and Special Psychology with the course of Pedagogy; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: nata.ulanova88@gmail.com

77

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 14.01.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.02.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Уланова Н.Н. Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1(28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=419. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ2020169-78

PAPER RECEIVED: 14.01.2020. PAPER ACCEPTED: 14.02.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Ulanova NN. Research of individual health models of medical students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humioumal.rzgmu. ru/art&id=419. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ 2020169-78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.