Научная статья на тему 'Исследование имиджевых характеристик как часть маркетинга территории'

Исследование имиджевых характеристик как часть маркетинга территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
75
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА / ИМИДЖЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / IMAGE OF THE TERRITORY / MARKET RESEARCH / FORMING THE IMAGE OF THE STRATEGY / IMAGE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бахтерова А.А., Яковлева А.В., Лимарева Ю.А.

Территориальный маркетинг сравнительно новое направление и хотя по данной тематике существует множество книг и публикаций, практические аспекты требуют своего разрешения. Одной из главных задач развития городов является улучшение качества жизни населения. Первыми шагами в этом направлении становится привлечение в город инвесторов, туристов, создание условий для молодежи. Такие цели обуславливают использование маркетинговых технологий, создание положительного образа в сознании жителей и приезжих, и распространение позитивной картины территории, поднятие ее социальной стоимости, формирование имиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of image characteristics as part of the territorial marketing

Territorial marketing a relatively new trend, and although on this subject, there are many books and publications, practical aspects need to be addressed. One of the main problems of urban development is to improve people's quality of life. The first steps in this direction is to attract investors to the city, tourists, creation of conditions for young people. These goals stipulate the using of marketing techniques, the creation of a positive image in the minds of residents and visitors, and distribution pattern of positive territory, raising its social value, creating the image.

Текст научной работы на тему «Исследование имиджевых характеристик как часть маркетинга территории»

New university

Economics & Law 2016. № 3 (61)

ISSN 2221-7347

УДК 378.2

А.А. Бахтерова , А.В. Яковлева , Ю.А. Лимарева

ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КАК ЧАСТЬ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ

Территориальный маркетинг - сравнительно новое направление и хотя по данной тематике существует множество книг и публикаций, практические аспекты требуют своего разрешения. Одной из главных задач развития городов является улучшение качества жизни населения. Первыми шагами в этом направлении становится привлечение в город инвесторов, туристов, создание условий для молодежи. Такие цели обуславливают использование маркетинговых технологий, создание положительного образа в сознании жителей и приезжих, и распространение позитивной картины территории, поднятие ее социальной стоимости, формирование имиджа.

Ключевые слова: имидж территории, маркетинговые исследования, стратегия формирования имиджа, имиджевые характеристики.

Целью нашей работы являлось исследование имиджевых характеристик территории, рассматриваемой как часть её маркетинговой составляющей. Тема маркетинга территории рассматривалась многими авторами, в том числе в работах Морозовой Т.А. [6], Мещерякова Т.В. [7], Лимарева П.В., Субач И.А., Лимаревой Ю.А. [4], Панкрухина [7] и других.

Прежде чем перейти к рассмотрению понятия имиджа территории, рассмотрим родственные категории, такие как «образ», «репутация».

Образ - очень широкое понятие, включающее в себя множество других, таких как имидж, субимидж, сложившийся стереотип, миф и др. В самом широком смысле образ города можно определить как совокупность стихийно сложившихся характеристик города, отраженных в сознании людей. Целенаправленно формируемый образ города в сознании его жителей и приезжих называется имиджем города.

Имидж города - это внешняя составляющая образа, создаваемая администрацией города, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение населения.

Имидж города зависит от нескольких факторов и создается разными субъектами, такими как: администрация города, средства массовой информации, выдающимися деятелями различных сфер общества (писателями, архитекторами, юристами, учеными и т.д.), а так же самим населением города.

Понятие «имиджа территории» тесно связано с понятием «репутации». По мнению Ва-жениной И.С. [2] репутация представляет собой ценностные убеждения, мнение о территории, сложившиеся у человека (людей) на основе полученной информации о ней, личного опыта взаимодействия (например, комфортность проживания, безопасность, социальная защищенность, степень благоприятности условий для ведения бизнеса, авторитет властей и т.д.).

© Бахтерова А.А., Яковлева А.В., Лимарева Ю.А., 2016.

DOI: 10.15350/2222-1484.2016.3

Бахтерова Анастасия Андреевна - студент, Магнитогорский государственный технический университет, Россия.

Яковлева Анна Владимировна - студент, Магнитогорский государственный технический университет, Россия.

Лимарева Юлия Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и маркетинга, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Россия.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 3 (61)

ISSN 2221-7347

Таким образом, репутация, известность, привлекательность территории, в целом имидж территории складывается из переменных характеристик, представленных на рис. 1.

Рис. 1. Имиджевые характеристики территории

Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того, насколько удачно сознательно формируемый субъектом имидж определенной территории будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным качествам, а с другой - ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, жителя). Основными субъектами городского маркетинга являются группы, представленные на рис. 2:

1 - глава города,

2 - административный аппарат,

3 - другие административные структуры;

4 - туристические сети,

5 - гостиничные сети;

6 - агентства по поддержке малого бизнеса,

7 - бизнес-центры,

8 - фонды развития предпринимательства;

9 - бизнес-инкубаторы, 1

0 - учебные и учебно-деловые центры;

11 - маркетинговые агентства,

12 - региональные политические структуры,

13 - духовно-религиозные центры, спортивные организации города и др.

New university

Economics & Law 2016. № 3 (61)

ISSN 2221-7347

Рис. 2. Субъекты маркетинга территории

Таким образом, исследуя понятие имиджа территории, мы пришли к выводу, что при формировании благоприятного имиджа города усилия местных властей и влияющих групп (рис. 2), должны быть направлены на:

- поддержку уверенности, чувства гордости и патриотизма местного населения (молодежь, школьники, студенты);

- привлечение экономически активного населения из других регионов (переселенцы, эмигранты, уехавшая местная молодежь и т.п.);

- развитие туристической отрасли (отечественные и иностранные гости);

- убеждение предпринимателей в необходимости развития и/или организации бизнеса на территории города для повышения налоговых поступлений в городской бюджет и развития территории (бизнес-элита);

- создание благоприятных условий для развития коммерческой и некоммерческой сферы городского хозяйства и социокультурной среды (потенциальные инвесторы).

Маркетинговая стратегия формирования имиджа города нацеливает местные органы власти на пропаганду основных привлекательных сторон и конкурентных преимуществ города с целью привлечения на его территорию инвестиций, способствующих решению актуальных социальных и экономических проблем населения для улучшения его благосостояния и условий жизни. Таким образом, основная цель маркетинга города — улучшение благосостояния и условий жизни местного населения, которое и является основным потребителем территории.

Библиографический список

[1] Александрова М.В., Канаева Е.И. Влияние экономических рисков на информационное пространство предприятия // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования / сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции: в 16 ч. 2015. с. 14-17.

[2] Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. № 6. 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dis.ru/library/531/26169/

[3] Гладышева Я.С. Проблемы организации маркетинга территории в Российской практике муниципального управления// Евразийский международный научно-аналитический журнал- 2013 - №4 (48) - С. 16

[4] Лимарев П.В., Субач И.А., Лимарева Ю.А. Имидж г. Магнитогорска в сознании его жителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 108-117.

Новый университет

Экономика и право 2016. № 3 (61)

ISSN 2221-7347

[5] Мещеряков Т.В. Имидж города как стратегический фактор эффективного маркетинга территорий// Евразийский международный научно-аналитический журнал - 2009 - №2 (30) - С. 21-24

[6] Морозова Т.А., Имидж города как основа его продвижения//Вестник Адыгейского государственного университета- 2010 - №1 - С.6

[7] Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие/ А.П. Панкрухин. - 2-е изд., доп. -СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

***

UDC 378.2

A.A. Bakhterev, A. V. Yakovleva, Yu.A. Limareva

STUDY OF IMAGE CHARACTERISTICS AS PART OF THE TERRITORIAL MARKETING

Territorial marketing - a relatively new trend, and although on this subject, there are many books and publications, practical aspects need to be addressed. One of the main problems of urban development is to improve people's quality of life. The first steps in this direction is to attract investors to the city, tourists, creation of conditions for young people. These goals stipulate the using of marketing techniques, the creation of a positive image in the minds of residents and visitors, and distribution pattern ofpositive territory, raising its social value, creating the image.

Keywords: the image of the territory, market research, forming the image of the strategy, image characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.