Научная статья на тему 'К вопросу о сущности территориального имиджа'

К вопросу о сущности территориального имиджа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
241
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / РЕПУТАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Севрюкова М. С.

В статье рассматриваются теоретические аспекты территориального имиджа, включая анализ подходов к понятию «имидж территории» и авторский взгляд на рассматриваемое определение, а также проблемы и факторы становления и развития благоприятного имиджа территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности территориального имиджа»

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.1

М. С. Севрюкова

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ИМИДЖА

В статье рассматриваются теоретические аспекты территориального имиджа, включая анализ подходов к понятию «имидж территории» и авторский взгляд на рассматриваемое определение, а также проблемы и факторы становления и развития благоприятного имиджа территории.

Ключевые слова: имидж территории, репутация территории, благосостояние территории.

Территориальный имидж как составная часть благоприятного развития территории сравнительно молодое направление и находится в процессе становления. Связано это с тем, что маркетинг, основой которого считается развитие интереса у потенциальных покупателей к товару (в нашем случае к региону или городу), взял свое развитие в эпоху становления рыночных отношений России, т.е. примерно 20 лет назад.

Репутация территории, будь то страна, регион или город, напрямую влияет на оценку потребительских свойств товаров и услуг, имеющих отношение к рассматриваемой территории. Поэтому имиджу территорий, безусловно, необходимо уделять внимание со стороны ее собственников - органов власти и управления.

Многие ученые проявляют интерес к проблеме нашего исследования. Так, например, существенная заслуга в описании применения методик связей с общественностью, маркетинга, рекламы для формирования имиджа территории принадлежит западным специалистам Г. Бер-сон, Ф. Котлер, Дж. Траут, К. Асплунд, Д. Хайдер и др.

Российские ученые также рассматривают проблемы имиджа территорий через призму разнообразных экономических, политических и географических связей. Хорошо известный ученый в области разработки и популяризации маркетинга в России Панкрухин А. П. исследует имидж территорий и управления им с точки зрения территориального маркетинга: маркетинга стран, регионов и городов с учетом их специфики и возможностей.

Некоторые авторы напрямую обращаются к понятиям «имидж региона», «имидж города». Так, исследователь Важенина И. С. описала имидж как конкурентный ресурс или преимущество территории, подчеркнув тесную взаимосвязь понятий бренда и репутации регионов с их имиджем. Крылов А. Н. выделил ряд преимуществ, помогающих формированию позитивного имиджа, и предложил соответствующий алгоритм действий. Кирюнин А. Е. изучил имидж региона как интериоризацию культуры конкретной территории, уделяя особое внимание психолого-культурологическому аспекту. Замятина Н. Ю. рассмотрела региональные образы в аспекте когнитивно-географических контекстов. Килоев А. М., Проценко С. Н. оценивают имидж региона с точки зрения инвестиционной привлекательности. Целью исследований Н. М. Ста-ринщикова стало формирование, продвижение и оценка имиджа города Новосибирска.

© Севрюкова М. С., 2011.

24

ISSN 2221-7347

Экономика и право

О. П. Чернега предложил варианты маркетинговых стратегий для развития благонадежного имиджа Барнаула.

Кроме этого, имеют место быть различного рода конференции, посвященные расширению знаний, связанных с концепциями продвижения городов и регионов. Например, прессконференция «Имидж республики Беларусь: стратегия развития», прошедшая в г. Минск

13.10.2011 г. Круглый стол «Брендинг территорий: путь от идеи к воплощению», собравший

06.09.2011 г. участников из многих субъектов РФ, объединил перспективные идеи, которые могут стать основой создания и продвижения имиджа территорий, а так же способствовать повышению их инвестиционной привлекательности.

Очевидно, территориальный имидж в современных условиях - один из важнейших ресурсов государственных структур, способный сыграть ключевую роль в дальнейшем развитии территорий. Поэтому актуальным и необходимым является исследование способов функционирования механизмов и закономерностей конструирования территориального имиджа.

Анализируя подходы многих авторов к определению «имидж территории» мы столкнулись со следующими его особенностями, имеющие свое отражение в таблице 1.

Таблица 1

Анализ подходов к понятию «имидж территории»

Автор Определение

Котлер Ф. Сумма убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении места, упрощенное обобщение большого числа ассоциаций и кусков информации [1].

Панкрухин А. П. Совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [2].

Важенина И. С. Набор убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу природноклиматических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории Г31.

Замятин Д. Н., Замятина Н. Ю. Совокупность или система базовых обобщенных представлений об определенной территории, создаваемая, представляемая и транслируемая преимущественно с помощью СМИ в конкретных политических, социокультурных, экономических целях [4].

Консалтинговая компания «Конкретика» Совокупность стихийных или целенаправленно сформированных, воспроизводящихся представлений о территории в глазах политиков, предпринимателей, туристов, творческой элиты и других заинтересованных групп, как о месте жительства, месте отдыха, месте хозяйствования, месте исторических событий или месте расположения уникальных достопримечательностей [5].

Печищев И. М. Совокупность ярких, характерных ключевых представлений, упрощенное обобщение большого числа ассоциаций, связанных с определенной территорией [6].

Попов А. В. Совокупность всех эмоциональных и рациональных представлений об объекте, являющихся результатом коммуникационной маркетинговой стратегии, направленной на создание, распространение и обеспечение общественного признания сильных сторон, настоящих и перспективных преимуществ территории [7].

Обобщая разнообразные подходы к определению в целом можно сказать, что имидж территории - это работа с потребительскими ценностями, которые предоставляет территория своим жителям и гостям, коммерческим структурам при систематическом исследовании и выявлении нужд людей и организаций, находящихся на определенной территории.

На сегодняшний момент сохраняется тенденция того, что многие регионы и другие административные единицы прибегают к целенаправленному формированию своего имиджа. Это объясняется рядом причин, среди которых главной является необходимость повышения инвестиционной привлекательности территории. К остальным проблемам, решению которых способствует формирование положительного имиджа территории, многие авторы относят:

- благоустройство территории;

- сокращение безработицы и создание новых рабочих мест;

- сокращение асоциальных действий и преступности;

- развитие культуры и искусства.

Говоря о перспективах применения и развития территориального имиджа, необходимо выделить ряд факторов, управление которыми может привести к становлению и развитию бла-

25

Новый университет. 2011. № 10.

ISSN 2221-7347

гоприятного имиджа города, региона или страны в целом, а также помочь в разрешении вышеперечисленных проблем:

- эффективная политика по привлечению зарубежных и внутренних инвестиций;

- сохранение и наращивание интеллектуального потенциала за счет развития науки и образования;

- создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие финансовых институтов;

- расширение институтов социальной защиты населения.

Очевидно, что, если соответствующие властные структуры заинтересованы в оптимизации имеющихся в их ведении ресурсов и развитии элементов или механизма поддерживания высокого уровня конкурентоспособности, то, безусловно, необходимо поддерживать имеющиеся и развивать инновационные методы, внимательно выстраивать механизмы формирования благоприятного имиджа территории. Этому, в свою очередь, может поспособствовать более углубленное изучение темы нашего исследования.

Библиографический список

1. Котлер, Ф. Маркетинг мест / Ф. Котлер. - СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2005. -

382 с.

2. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона / А. П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2. - С. 9-11.

3. Важенина, И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6. - С. 82-98.

4. Замятин, Д. Н. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа / Д. Н. Замятин, Н. Ю. Замятина // Гуманитарная география. - 2008. -№ 4.- С. 227-249.

5. Имидж города, региона, территории // Консалтинговая компания «Конкретика». [Электронный ресурс]. URL: http://www.concretica.ru /publications/single/article/6/ 187.

6. Печищев, И. М. Конструирование имиджа территории в Пермской периодике (1996-2006 гг.) / И. М. Печищев: автореферат. - Воронеж, 2008. - 22 с.

7. Попов, А. В. Имидж территориального образования: понятийно-терминологическая систематизация проблемного поля / А. В. Попов // Имиджелогия. - 2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности: Материалы VI Международного симпозиума по имиджелогии / Под ред. Е. А. Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2008. - 349 с.

Статья поступила в редакцию 29.11.2011.

СЕВРЮКОВА Марина Сергеевна - аспирант АОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов».

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.