Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

В статье рассматривается исследование идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Методом исследования выступила диагностика модифицированного варианта теста «20-ти высказываний» разработанного М. Куном и Т. МакПартлэндом. В ходе исследования было определено, что в от школьного - подросткового возраста - к студенческому подростничеству, наблюдаются тенденции акцентуации социальной идентичности.The article deals with the study of identity in adolescence and young adulthood. Method of study-diagnostics modified test "20 statements" developed by M. Kuhn and T. this author. The study showed that school - teenage - student pakostnichat, there is a tendency of accentuation of social identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.9.072

Живаева Ю.В., к.психол.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Стоянова Е.И., к.психол.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственныймедицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: В статье рассматривается исследование идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Методом исследования выступила диагностика модифицированного варианта теста «20-ти высказываний» разработанного М. Куном и Т. МакПартлэндом. В ходе исследования было определено, что в от школьного - подросткового возраста - к студенческому подростничеству, наблюдаются тенденции акцентуации социальной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, подростковый, юношеский возраст, самоопределение.

Abstract: The article deals with the study of identity in adolescence and young adulthood. Method of study-diagnostics modified test "20 statements" developed by M. Kuhn and T. this author. The study showed that school - teenage -student pakostnichat, there is a tendency of accentuation of social identity.

Key words: identity, adolescence, adolescence, self-determination.

Значительные трудности, с которыми сталкиваются современные российские подростки и юношество при решении задач личностного самоопределения, обусловлены сложной социальной ситуацией, сложившейся в нашей стране. Современное общество предлагает молодежи достаточно широкий спектр альтернатив для осуществления выборов, но осуществить эти выборы, сегодня, как никогда, сложно. В настоящее время, когда нередко говорят о кризисе идентичности, когда ориентиры смутны и порой противоречивы, проблема поиска собственной идентичности необыкновенно остро стоит перед современным подростком и юношей. Запросы практики, в отношении использования психологических знаний для оптимизации прохождения кризиса идентичности подростками и молодежью постоянно растет. Остро ощущается необходимость исследования психологических условий, обеспечивающих процесс формирования личностной и социальной идентичности. В свете этой проблемы, наиболее важным нам представляется изучение формирования личностной и социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте, т. е. в

период, выделяемый практически всеми теоретиками как наиболее сенситивный для формирования идентичности и личностного самоопределения.

Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью модифицированного варианта теста «20-ти высказываний» разработанного М. Куном и Т. МакПартлэндом. Выборку исследования составили 60 учащихся красноярских и тверских школ и студены первого курса Тверского Государственного Университета в возрастном периоде от 14 до 19 лет.

Исходя из того, что предметом нашего исследования является выявление общих тенденций формирования социокультурной идентичности у современных подростков и молодежи, взяли достаточно разнородный срез макросоциальной, микросоциальной и возрастной сред. В качестве экспериментальной базы выступают различные школы городов Красноярск и Твери, Тверской торгово-промышленный колледж и Тверской государственный Университет.

Результаты нашего исследования мы подвергли количественному и качественному анализу: .Анкета, содержащая информацию о ребенке и его семье. Обработка анкетных данных испытуемых позволила нам представить в процентном отношении состав их семей (таблица 1):

Таблица 1. Состав семей учащихся

Семья Семья Отчим, мачеха, Единственный Есть братья и

полная неполная бабушка , ребенок сестры

приемные

родители

85% 15% 25% 40% 60%

Опираясь на полученные результаты, мы видим, что преобладают полные семьи с двумя родителями и с небольшим преимуществом семьи с братьями и сестрами.

Таблица 2.Образовательный ценз родителей представлен следующим образом_

Мать среднее Мать высшее Отец среднее Отец высшее

42% 58% 33% 67%

Как видно из значений таблицы 2, образовательный ценз родителей высок (более половины имеют высшее образование). Как известно, именно уровень образования матери играет значительную роль в развитии ребенка икоррелирует с уровнем развития интеллекта ребенка.

Отвечая на вопрос «Кто Я?», большинство детей предлагали 10 вариантов самоописаний, хотя некоторые ограничивались 7-8 ответами, но были и те, кто давали 12 ответов.Всамоописаниях детей нами выявлена возрастная динамика, котораявыражается не столько в количественном, сколько в содержательном различии предлагаемых ответов. Все ответы респондентов мыраспределили по двум категориям, предложенным М. Куном

и Т. МакПартлэндом, выделив объективные и субъективные Я-определения, данные детьми. Сопоставив полученные данные по возрастам, мы получили следующие результаты (таблица 3)

Таблица 3. Распределение Я-определений учащихся

Категории Учащиеся школы 14-17 лет Студенты ТвГУ17-19 лет

Количество определений-122 Количество определений-77

абсолютное относительное абсолютное относительное

Объективные 40% 33% 40% 52%

Субъективные 82% 67% 37% 48%

В нашем исследовании мы подтвердили данные М. Куна и Т. МакПартлэнда, полученные ими на взрослой выборке, о том, что сначала респонденты исчерпывают весь имеющийся у них запас объективных определений и только потом переходят кперечислению субъективных характеристик. В результате исследования мы выявили преобладании объективных характеристик надсубъективными у студентов в возрасте 17-19 лет и постепенное увеличение доли субъективных характеристик к школьному возрасту (14-17 лет). Следует отметить, что в школьном возрасте субъективные характеристики значительно преобладают надобъективными, мы связываем это с развитием рефлексии и осознанием себя как носителя индивидуальных качеств. Так же надоотметить, что независимо от школы сохраняется общая тенденция увеличения употребления субъективных качеств, и уменьшение -объективных, следовательно, мы можем сделать вывод о наличии возрастной закономерности.

В результате качественного анализа определений, данных подростками, мы выделили несколько категориальных групп, по которым они себя идентифицируют. Ими являются социальные группы (пол, социальный и семейный статусы, принадлежность человеческому роду), интересы и увлечения, самооценка и личностные качества, чувства и отношения, физические признаки (внешность), принимаемые насебя роли, как в настоящем, так и прошлом, и в будущем. В каждой выделенной нами группе было посчитано абсолютное числоопределений. Проранжировав эти группы по количеству содержащихся в них определений, мы посчитали процентное содержаниеопределений в каждой категории, результаты представлены в (таблице 4) .

Таблица 4.Распределение самоопределений подростков

Школьники 14-17 лет Студенты 17-19 лет

Личностные качества 35,7% Личностные качества 22%

Добровольные роли 11,6% Добровольные роли 14%

Биологические признаки 11,6 % Увлечения 14%

Семейные роли 9,8% Социальные роли 13 %

Социальные роли 8% Семейные роли 9%

Увлечения 5,3% Пол 6,5%

Пол 4,4% Самооценка 5%

Отношения 4,4% Физическое Я 5%

Самооценка 2,6% Отношения 3,8%

Физическое Я 1,7% Биологические признаки 2,5%

Будущие роли 1,7%

Прошлые роли 0,9%

Ведущую роль в самоопределении школьников занимают личностные качества (35,7%) , что свидетельствует высокой значимости процесса личностного самоопределения в данном возрасте. Также следует обратить внимание на высокий процент значимости биологических признаков, что связано с физиологическими особенностями подросткового возраста . Интенсивный рост и половое созревание организма вынуждают подростка как бы примиряться , привыкать к новому телу , к своему новому физическому «Я». Также в равной степени высок процент добровольных ролей, которые говорят о творческом поиске себя, экспериментировании и готовности к риску.Семейные роли логично высоки , обусловлены зависимым положением подростка от семьи, привязанностью к семейным ценностям. Социальные роли недостаточно актуализированы в данном возрасте , социальная идентификация не столь актуальна , как личностная и физиологическая.

У студентов первого курса, несмотря на лидерство показателя «личностные качества» в процессе идентичности, процент показателя значительно снижен (на 14%). На второй план выходит категория увлечений , что свидетельствует о большей самостоятельности данной возрастной категории, о больших возможностях. Причем увлечения студента носят профессионально ориентированный характер , уже более навыки , чем хобби. В равной степени актуальна категория добровольных ролей (принятие ответственности) и социальных ролей: расширяющиеся социальные контакты студента, новый социальный статус сподвигают подростка к активности в поиске своей социальной идентичности. Семейные роли немного теряют свою актуальность (отрыв от родителей). Категория биологических признаков в данной возрастной категории уходит на последнюю по значимости позицию (2,5%). Это связано с завершением процесса кардинальных физиологических изменений организма подростка, его половым самоопределением.

Следует отметить, что ни в одной из исследуемых групп, не наблюдалось самоопределение по признаку национальности и гражданства. Это может быть связано с реалиями современного российского общества: пессимистическими настроениями, аполитичностью, неверием и пр.

Особое внимание мы обратили на роли, принимаемые подростком по собственной инициативе (добровольные роли), например, мечтатель, заводила, курильщик, прикольщик, хулиган, супермен и т.д. Среди предъявленных подростками добровольных ролейнами были выделены несколько групп. Позитивные роли представлены такими определениями, как

- идеал, паинька, молодец и т.д. Негативные роли, выделяемые подростками

- дурак, врун, псих, трус и т.д. Сущностные роли - комик, борец за справедливость, критик и т.д., они отражают субъективное мнение подростков, выраженное в принятии роли, подчеркивающей их индивидуальность,но не несущей ни позитивной, ни негативной нагрузки.

Посчитав количество определений в каждой группе добровольных ролей, мыполучили следующие результаты (таблица 5).

Таблица 5.Распределение добровольно принимаемых на себя ролей у учащихся общеобразовательной школы 14-17 лет и у студентов 1 курса 17-19 лет

Роли Учащиеся школы (14-17 лет) Студенты 1 курса (17-19 лет)

Позитивные 71% 26%

Негативные 34% 34%

Сущностные 40% 40%

Опираясь на анализ полученных нами данных, мы можем говорить об изменения, которые происходят в самосознании подростков по мере их взросления. У учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста (14-17 лет) кюношескому студенческому (17-19лет) значительно возрастает доля сущностныхролей, отражающих, представление подростков о себе как носителях оригинальных качеств. Низкий показатель сущностных ролей у школьников свидетельствует о том, что для оценки своей личности подростки чаще обращаются к Я-определениям, выбранным наоснове нравственных ориентиров и ценностей, установленных обществом, чем к определениям используемым в подростковой среде. Это подтверждает и высокий процент позитивных сущностных ролей у школьников(71%). Для студентов характерно увеличение негативно оцениваемых ролей , и даже их преимущество перед положительными ( 34 % к 26%).Это может говорить о том, что студенты уже не так зависят от общепринятых норм, стремятся к установлению своих ценностей , созданию собственной субкультуры. Так же следует отметить , что в русской культуре традиционно негативные паттерны чаще подкрепляются и легче усваиваются, чем позитивные.

На основе проведенного нами анализа мы можем сделать следующие выводы. Существуют возрастные закономерности в процессе формирования идентичности подростков различных возрастных и социальных групп: школьников 14-17 лет и студентов 1 курса 17-19 лет. А именно: актуализации с возрастом объективных характеристик «Я-концепции»; увеличение значимости добровольных, социальных ролей и увлечений при деактуализации характеристик биологических признаков; увеличение доли сущностных и негативно оцениваемых самими студентами ролей. От школьного - подросткового возраста - к студенческому подростничеству, наблюдаются тенденции акцентуации социальной идентичности, по сравнению с физической и личностной, более самостоятельный паттерн относительно самоопределения (выбор добровольных, социальных ролей и увлечений), и самооценки (сущностные и негативные).

Использованные источники: 1. Авдуевская (Белинская) Е.П. Особенности ценностно-нормативной социализации в юношеском возрасте в ситуации социальной нестабильности//Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника.

Труды по социологии образования. - М., 1993. T.I. Вып.П.С.64-82.

2. Логинова И. О. , Чупина В. Б. , Живаева Ю. В. , Стоянова (Чернова) Е. И. .Исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2 (77). - С. 135139.

3. Яшина А.А. Проблема идентичности в социальной психологии / А.А.Яшина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2007. - № 6.

УДК 349

Жилетежева И.В. магистрант 3-го курса юридический факультет Мелешко О.П. научный руководитель: «РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ

УЧАСТКИ В РФ

Аннотация. Законом введена новая глава V.1 ЗК РФ, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов. В тоже время указанным Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов.

Ключевые слова: государство, власть, законодательство, земля, закон, право.

Zhiletezhev Isabella V graduate student of 3rd year of law school, Branch "REU them. GVPlekhanov "in Pyatigorsk,

Russia, Pyatigorsk Supervisor: Myaleshka Olga, Branch "REU them. GV Plekhanov "in Pyatigorsk,

Russia, Pyatigorsk PUBLIC-LAW MECHANISM OF REGULATION OF RIGHT OF MUNICIPAL OWNERSHIP OF LAND PLOTS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Аbstract. The law Chapter V. 1 of the RF LC, which establishes an exhaustive list of cases when the provision of land may be made without competitive bidding. At the same time, the Act excluded the possibility of granting the land plot in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.